Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Управление собственным капиталом

1. Состав и структура собственного ка­питала.

2. Политика формирования собственногокапитала предприятия.

9.1.СОСТАВ И СТРУКТУРА СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА

Собственный капитал предприятия — это осно­ва его эффективного функционирования и финансовой устой­чивости. Собственный капитал подразделяется на основной и оборотный.

Собственный основной капитал – это сумма собственного капитала предприятия, авансированная в разнообразные виды его вне­оборотных активов (основные средства; немате­риальные активы; незавершенные строитель­ство; долгосрочные финансовые инвестиции и др.).

Собственный оборотный капитал – это сумма собственного капитала, авансированная в разнообразные виды его оборотных активов (за­пасы сырья, материалов и полуфабрикатов; объем незавершенного производства; запасы готовой про­дукции; текущую дебиторскую задолженность; денежные активы и др.).

Общая сумма собственного капитала приятия отражается в итоге первого раздела «Пассива» отчетного баланса. В разделе выделяется его первоначально инвестированную часть (т.е. средства, вложенных собственника­ми предприятия в процессе его создания) и на­копленную в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Основу первой части собственного капитала предприятия составляет его уставный капитал. Уставный капитал представляет собой сум­му средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставной деятельности пред­приятия и отражает сумму обязательств предприятия перед инвесторами.

Формирование уставного капитала может сопровождаться образованием дополнительно­го источника средств — эмиссионного дохода. Этот источник возникает в случае, когда в ходе первичной эмиссии акции продаются по цене выше номинала. При получении этих сумм они зачисляются в добавочный капитал.

Вторую часть собственного капитала пред­ставляют дополнительно вложенный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и некоторые другие его виды.

Резервный капитал создается по решению собственников в размере, отраженном в учре­дительных документах в соответствии с требо­ваниями законодательства, за счет использова­ния чистой прибыли, и предназначается для по­крытия возможных убытков предприятия и потерь, возникших вследствие чрезвычайных (незапланированных) обстоятельств.

Добавочный капитал отражает размеры уве­личения текущего капитала в результате произ­водимых переоценок основных средств, возник­новения эмиссионного дохода, а также для уче­та увеличения капитала предприятия за счет безвозмездно полученного имущества. Средства добавочного капитала могут использоваться на увеличение уставного капитала, на покрытие убытков предприятия, на распределение учре­дителям. Добавочный капитал не используется для текущего потребления предприятием и слу­жит для поддержания определенного уровня ве­личины капитала предприятия.

Прибыль — представляет собой конечный финансовый результат ком­мерческой и других видов деятельности пред­приятия. Используется на накопление и потребление (финансирование капитальных вложений, выплату дивидендов.и т.п.); часть прибыли изымается государством в виде нало­гов и других платежей.

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), как наиболее динамичная и значимая часть собственного капитала, требует особого вни­мания от финансовых менеджеров. Часть нерас­пределенной прибыли направляется на выплату дивидендов (дохо­дов) участникам организации, оставшаяся часть используется для увеличения уставного капита­ла, пополнения резервного капитала или реин­вестируется в виде капитальных и финансовых вложений, для покрытия текущих производ­ственных нужд производственной (основной) де­ятельности предприятия. Поэтому основные усилия финансового менеджмента должны быть направлены на завершение каждо­го отчетного года с приростом нераспределенной (чистой) прибыли как основного фактора увели­чения общей стоимости собственного капитала организации

9.2. ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Главной целью любого коммерческого пред­приятия является получение прибыли в разме­ре, необходимом для обеспечения нормального функционирования, включая инвестирование средств в активы и использование прибыли на цели потребления. При этом отдача на вложен­ный собственниками капитал должна быть не ниже той ставки доходности, по которой сред­ства могли бы быть размещены вне предприя­тия. Учредитель, предоставляя капитал, теря­ет возможность получения дохода от вложения имеющихся у него средств. Компенсацией соб­ственникам должны стать будущие доходы в виде роста стоимости акций и дивидендов.

Не менее важной для действующего пред­приятия целью является сохранение источни­ка дохода, т.е. собственного капитала. Значи­мость его для жизнеспособности предприятия настолько высока, что государством законодательно установлены требования о минимальной величине уставного капитала; соотношении уставного капитала и чистых ак­тивов; возможности выплаты дивидендов в за­висимости от соотношения чистых активов и суммы уставного и резервного капитала.

Когда главным для собственников предприятия или управленцев становится погоня за сиюминутным доходом, то цель сохранения капитала для обеспечения дол­госрочного устойчивого функционирования предприятия отступает на второй план.

Наоборот, капитализация, или реинвестиро­вание, полученной прибыли и, как следствие, увеличение собственного капитала способствуют повышению финансовой устойчивости. Реинве­стирование чистой прибыли выступает альтернативой привлечения иных источников финан­сирования, в частности, таких, как кредиты бан­ка или спонтанное увеличение кредиторской за­долженности, гораздо более рискованных. Однако растущая величина собственного капитала делает все более сложным обеспечение прежнего уровня отдачи на вложенный соб­ственный капитал. Поэтому выбор второй цели как приоритетной отодвигает достижение пер­вой цели.

Сокращение доли собственного ка­питала при неизменном уровне прибыли ведет к увеличению рентабельности собственного ка­питала и, следовательно, способствует достиже­нию первой цели. Рост рентабельности собственного капита­ла за счет увеличения объема заемного финан­сирования становится возможным лишь при условии, что стоимость привлечения заемных средств ниже доходности вложений в деятель­ность предприятия. Меха­низм влияния привлечения заемного капитала на рентабельность собственного капитала полу­чил название, известное в практике финансового анализа как эффект финансового рычага.

Политика формирования собственного капи­тала предприятия включает следующие этапы:

1. Анализ формирования собственных фи­нансовых ресурсов предприятия в предшеству­ющем периоде. Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собствен­ных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития предприятия.

На первой стадии анализа изучаются об­щий объем формирования собственных финан­совых ресурсов, соответствие темпов прироста собственного капитала темпам прироста акти­вов и объема реализуемой продукции предприятия, динамика удельного веса собственных ре­сурсов в общем, объеме формирования финан­совых ресурсов в предплановом периоде.

На второй стадии анализа рассматривают­ся внутренние и внешние источники формиро­вания собственных финансовых ресурсов. В пер­вую очередь изучается соотношение внешних и внутренних источников формирования соб­ственных финансовых ресурсов, а также сто­имость привлечения собственного капитала из различных источников.

На третьей стадии анализа оценивается до­статочность собственных финансовых ресурсов, сформированных на предприятии в предплано­вом периоде. Критерием такой оценки выступа­ет показатель «суммы прироста чистых активов предприятия». Его динамика отражает тенден­цию уровня обеспеченности развития предпри­ятия собственными финансовыми ресурсами.

2. Определение общей потребности в соб­ственных финансовых ресурсах предприятия.

Такая потребность определяется по формуле:

3. Оценка стоимости привлечения собствен­ного капитала из различных источников.

Та­кая оценка проводится в разрезе основных эле­ментов собственного капитала, формируемого за счет внутренних и внешних источников. При формировании собственного капитала прежде всего следует использовать внутренние ис­точники — чистую прибыль и амортизационные отчисления. Для этого необходимо обеспечить воз­можность их роста за счет различных резервов (например, ускоренной амортизацией основных средств). Однако следует иметь в виду, что рост амортизационных отчислений приводит к соот­ветствующему уменьшению чистой прибыли, а поэтому максимизировать следует их сумму: ЧП +АОmax, где ЧП — чистая прибыль предприятия; АО — пла­нируемая сумма амортизационных отчислений.

Потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источни­ков рассчитывается по следующей формуле:

4. Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собствен­ных финансовых ресурсов.

При определении оптимального соотношения внутренних и вне­шних источников формирования собственного капитала учитывают следующие критерии:

-обеспечение минимальной совокупной сто­имости привлечения собственных финансовых ресурсов. Если стоимость привлечения внешних источников превышает планируемую стоимость заемных средств, то от такого формирования собственного капитала следует отказаться;

-сохранение управления предприятием первоначальными его учредителями. Рост до­полнительного паевого или акционерного капи­тала за счет сторонних инвесторов может при­вести к потери такой управляемости.

Эффективность разработанной политики формирования собственных финансовых ресур­сов оценивается с помощью коэффициента са­мофинансирования развития предприятия в предстоящем периоде.

Коэффициент самофинансирования разви­тия предприятия рассчитывается по следующей формуле:

Для отслеживания состояния и динамики изменений собственного капитала финансовый менеджер должен опираться прежде всего на бухгалтерские балансы (форма № 1), составля­емые по окончании каждого месяца. Основная информация, требуемая для мониторинга и анализа собственного капитала, концентриру­ется в разделах пассива баланса: «Капитал и резервы» (раздел 3), «Долгосрочные обязательства» (раздел 4), «Краткосрочные обязатель­ства» (раздел 5). Большое внимание финансо­вого менеджера должны привлекать показате­ли валюты (итога) баланса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...