Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дефицит бюджета и бюджетный излишек. Виды бюджетного дефицита. Финансирование бюджетного дефицита.




Дефицит бюджета – это превышение расходов гос-ва над доходами.Причины бюдж. деф-та:1. Наличие крупных программ развития эк-ки2. Наличие спада в эк-ке3. Войны, стихийные бедствия, милитаризация эк-ки4. Резкое увеличение гос. расходов в связи с инфляцией5. Расширение трансф. платежей, введение налоговых льгот в предвыборные годы. Виды бюдж. деф-та: 1) Структурный. Образ-ся, если прав-во сознательно закладывает превышение расходов над доходами.2) Реальный. Тот, кот. складывается на самом деле.3) Циклический. Это разница м/у реальным и структурным.
Способы покрытия бюдж. деф-та: 1 – Повышение налоговых ставок или введение спец. налогов.2 – Долговое финансирование (внутр. и внешн.). Внутр. долг. фин-ие – это выпуск и продажа гос. ценных бумаг на внутр. рынке своим субъектам хоз-ия и потребителям. Внешнее – это продажа гос. ценных бумаг иностр. гос-вам, их правительствам, субъектам хоз-ия и потребителям.3 – Ден. финансирование (монетизация бюдж. дефицита). Возможны 2 варианта: Прямая эмиссия денег, Предоставление центр. банком заёмных ср-в правительству.4 – Внешние займы. (у иностр. правительств и междунар. организаций)5 – Сеньораж. Это доходы эмиссионного института, кот получены за счёт монопольного права на проведение ДКП, в том числе ден. эмиссии. Гос. расходы, кот финанс-ся за счёт эмиссии денег, осущ-ся за счёт присвоения рес-в частного сектора, покупат. способность кот. снижается в усл-ях инфляции, т. е речь идёт об инфляц. налоге.
Способы регулир-ия бюдж.деф-та: 1ая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Возникают проблемы с реализацией ФП2ая концепция:бюджет должен баланс-ся в ходе эк. цикла, т. е. в период спадов прав-во сознательно идёт на бюдж. деф-т, а в периоды подъёмов образ-ся профицит.3ая «Концепция функциональных финансов»: гл. цель – обеспечение равновесия, а на бюдж. деф-т можно не обращать внимания.Фин. положение страны считается нормальным, если бюдж. деф-т не превышает 2-3% ВВП или 8-10% расходной части бюджета.

Гос.долг и регулирование гос.долга гос.долг – сумма задолженностей страны своим или иностранным юр. и физ.лицам, правительствам др.стран и междунар.орг-циям. Он включает в себя сумму накопленных бюджетных дефицитов, за вычетом бюджетных профицитов и суммы фин.обязательств кредиторам.Виды гос.долга: 1)внутренний (сумма задолженностей гос-ва своим физ. и юр.лицам); 2)внешний (сумма зад-стей иностр. физ. и юр.лицам, иностр. правительствам и меджунар. орг-циям).

Последствия внутр.гос.долга: 1 - его рост опасен для эк-ки с низким уровнем доходов и сбережений, т.к. очень резко падают доходы нас-я и уровни жизни и осущ-ся эф-кт вытеснения Последствия внешнего гос.долга: 1 – снижение уровня жизни в стране; 2 – кредитор может потребовать от заемщика выполнения определенных обязательств.Фин.положение страны считается нормальным, если гос.долг не превышает 50% ВВП.
Меры по упр-ю гос.долгом: 1)конверсия – изм-е доходности займов в сторону ↑ или ↓; 2) консолидация – изм-е сроков погашения обычно сторону роста;3) обмен облигации по регрессивному соотношению, это зн. несколько ранее выпущенных облигаций обмениваются на одну новую; 4) отсрочка погашения займа, исп-ся прав-вом когда выпуск новых займов не приносит эф-кта из-за больших % по гос.долгу; 5) аннулирование гос.долга – полный отказ от обязательств.51. Понятие и цели денежно-кредитной политики.В основе монет. политики (МП) лежит теория денег и их влияние на состояние эк-ки в целом. Значение и роль МП в условиях рынка является дискуссионным вопросом между двумя различными подходами в теории денег: неокейнсеанским и монетаристским подходами. Неокейнсеанцы и монет-ты признают, что сост-ие денежной сферы и проводимая госуд-ом МП активно влияет на сост-ие нац. экономики, но они по-разному оценивают значение этого влияния и сам его механизм.Неокейн-ы в основу ден-кред. регулирования кладут определ. уровень % ст, а монет-ы спрос и предложение денег т.е регулирование денежной массы.В соврем. условиях теория монетарного регулирования представляет собой синтез этих двух учений, в которой учтены рациональные моменты каждой из теорий.В долгосрочном периоде в МП преобладает монетаристский подход, в кратк-ом периоде эффек-ым явл. воздействие на %ст. в целях быстрого эк. маневрирования (неокейнс-ий подход).МП явл. важнейшим направлением эк. политики гос-ва по макроэконом. регулированию эк-ки. МП представляет собой комплексное воздействие взаимосвяз-ых мероприятий, предпринимаемых правительством по регулированию деловой активности путем использования кредита и денежного обращения.

Целями МП явл. те же, что и фискальной(обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса, обеспечение эк.роста, снижение темпов инфляции). Более конкретными целями политики ЦБ явл: контроль за объемом ден. массы в обращении и объемом кредита; контроль за ст. % и постоянное ее регулирование с учетом состояния эк-ки; установление и регулирование обменного курса нац. валюты.Денежный оборот, регулируемый ЦБ, осуществляется путем проведения политики кредитной экспансии или кредитной рестрикции.Кредит. экспансия ЦБ осуществляется путем пополнения ресурсами коммерч. банков, котор. в результате выдаваемых кредитов хозяйствующим субъектам увеличивают общую массу денег в обороте.Кредит. рестрикция осуществляется тем же ЦБ путем ограничения возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым ограничивая насыщение экономики.Для эфф-го осуществления МП важное значение имеет стабильность и эфф-ая деятельность банковской системы, которая обеспечивает непрерывность функционирования сферы пр-ва и потребления. Инструменты денежно-кредитной политики. Эффективность ден.-кред. политики зависит от выбора её инструментов. Инструменты д.-к. политики – совокупность монетарных мероприятий, используемых ЦБ для достижении эк. целей. Существуют общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д., косвенные (экономические) методы регулирования – воздействуют на д.-к. сферу через формирования условий функционирования ден. рынка и рынка капиталов - и прямые (административные) – директивы, предписания и инструкции, который ограничивают сферу деят-ти кред. института. Основные: Изменение учётной ставки. Уч. ст. — это %, кот. коммерческий банк платит ЦБ за представленную им ссуду. С помощью уч.ст. ЦБ определяет условия доступа к централизованным кредитам, оказывает воздействие на степень доходности и прибыльности банковской операции. Изменение уч. ст. ЦБ использует для контроля за объёмом денежной базы и предложением денег. Повышая – сокрщает предл.денег; понижая – увеличивает.↓ учет ставка → ↑ объем кредитования Комбанков → ↑ масса денег, предлаг в ссуду фирмам и населению → ↓ проц ставка → ↑ ден-кредитная масса в обращении Изменение нормы обязательных резервов – позволяет регулировать банковскую ликвидность (способность банков погашать свои обязательства в денежной форме) и объём кредитования. Оперирование нормами обяз.резервов позволяет ЦБ регулировать предложение денег и ставку процента, используя чувствительность величины денежной базы и денежного мультипликатора к изменениям норм. Он виляет на способность ком. банков путём кредитования создавать новые деньги. При использовании этого инструмента следует учитывать, что даже небольшое изменение норм обяз.резервов вызывают сдвиги в объёме резервов, масштабе и структуре кредитных операций – могут привести к нарушениям ден.-финансового равновесия.↓ резервная норма → ↓ обяз резервы → ↑ избыточные резервы → ↑ денежный мультипликатор → ↑ ден-кредитная масса в обращении.

Операции на открытом рынке – покупка ЦБ гос. ценный бумаг и их продажа ком.банкам и населению. Вследствие проведения ЦБ операции с ценными бумагами увеличивается либо уменьшается объём собственных резервов как отдельных ком.банков, так и банковской системы в целом, что влечёт за собой изменение стоимости кредита, спроса на деньги и денежного предложения. Для увеличения предложения денег ЦБ покупает ценные бумаги, для уменьшения – продаёт.

Для воздействия на денежную массу ЦБ может использовать покупку-продажу иностранной валюты – интервенции на валютном рынке. Они влияют на величину денежной базы. Покупая иностр.валюту ЦБ увеличивает свои валютные резервы и денежную базу, а продавая – уменьшает базу и предложение денег.

52.Социальная политика государства: содержание, направления, принципы, уровни. Социальная политика — это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями.Субъектами социальной политики являются те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, зада- чи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и реализует ее.Функции: стимулирующая, которая заключается в содействии процессу формирования рациональной структуры доходов и совершенствования отношений занятости; стабилизирующая, предполагающая перераспределение доходов, развитие системы социальной защиты и социальных гарантий, для населения в целом, для каждой из его социальных групп.Социальная политика осуществляется на разных уровнях: микроуровень — социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников; макроуровень — региональная и государственная социальная политика в отношении регионов; интеруровень — межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран. С точки зрения субъектов социальной политики выделяют государственный, региональный и муниципальный ее уровни Принципы: принцип социальной справедливости; Принцип индивидуальной социальной ответственности; Принцип солидарности; принципа социальной компенсации; принципа социальных гарантий; принципа всеобщности. Принципы социальной политики могут реализоваться на практике только при наличии ресурсного обеспечения.Выделяют два основных типа социальной политики — бисмарковский и бевериджский. Бисмарковский тип социальной политики в большей степени реализует распределительный тип социальной справедливости, так как в нем делается упор на жесткую связь социальных выплат с длительностью и результативностью профессиональной деятельности. Работники в течение трудовой жизни уплачивают страховые взносы, размер которых определяется при заключении коллективных договоров с нанимателями. Бевериджский тип социальной политики основан на принципе национальной солидарности. Он предполагает, что любой человек, независимо от степени его участия в общественном производстве, имеет право на минимальную защиту от социальных рисков, а средства социальной защиты формируются в значительной степени из государственного бюджета. Основных направлений: политика доходов населения; политика в сфере труда и трудовых отношений; социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан; развитие отраслей социальной сферы и их инфраструктуры; социальная защита отдельных групп населения; экологическая, демографическая и миграционная политика.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...