Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. 12 глава




8) субъекты РФ обладают экономической самостоятельностью. Экономическую основу деятельности субъекта РФ составляют находящиеся в его собственности имущество, средства бюджета субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, а также имущественные права субъекта РФ. Собственность субъекта РФ признается и защищается РФ наравне с иными формами собственности;

9) субъекты РФ участвуют в решении общегосударственных вопросов, что выражается в направлении каждым субъектом РФ двух представителей в состав Совета Федерации, вхождении глав субъектов РФ в состав Государственного Совета РФ, учреждении субъектами РФ постоянных представительств при Правительстве РФ, участии субъектов РФ в федеральном законодательном процессе (законодательная инициатива, отзывы на федеральные законы в сфере совместного ведения и др.) <3>.

--------------------------------

<1> См.: Чернов С.Н. Конституционно-правовое регулирование отношений между РФ и ее субъектами. СПб., 2004. С. 164 - 165.

<2> Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2008 г.).

<3> См.: Кокотов А.Н. Указ. соч. С. 123 - 130.

 

Основными обязанностями субъектов РФ является соблюдение Конституции РФ и законов, нахождение в составе РФ. Следовательно, ответственность субъектов РФ наступает в случае неисполнения ими федерального законодательства. Ответственность субъектов во многом определена в Федеральном законе от 6 октября 1999 г.; меры такой ответственности в отношении региональных органов существенно усилены (отрешение Президентом РФ глав субъектов РФ, роспуск регионального парламента).

Таким образом, рассмотрев основные подходы к сущности и элементам конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, следует резюмировать, что развитие статусов субъектов продолжается и налицо тенденция к установлению однопорядковости их статуса, что должно способствовать укреплению целостности России при сохранении преимуществ федеративного устройства.

 

3. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИЗМЕНЕНИЯ

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА И СОСТАВА

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Изменение правового статуса субъектов РФ. Правовым основанием изменения статуса субъектов РФ являются ч. 5 ст. 66 и ч. 1 ст. 137 Конституции РФ, предусматривающие взаимное согласие Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом, который пока не принят.

Представляются три вероятные модели правовых последствий изменения статуса в смысле ч. 5 ст. 66 Конституции РФ:

1) изменение вида субъекта РФ (напр., Красноярский край стал Красноярской Республикой);

2) изменение границ между субъектами РФ (напр., переход части территории Астраханской области к Калмыкии);

3) выход автономного округа из состава сложносоставного субъекта РФ (напр., Ханты-Мансийский округ вышел из состава Тюменской области) или вхождение субъекта в состав другого (возвращение Еврейской автономной области в состав Хабаровского края).

При таких преобразованиях общий количественный состав субъектов РФ остается неизменным, следовательно, указанные процедуры изменяют лишь правовой статус субъектов РФ, но не изменяют субъектный состав России.

Процедуру изменения правового статуса субъекта РФ следует отличать от изменения его наименования, что оформляется указом Президента РФ на основе решения самого субъекта РФ (ч. 2 ст. 137 Конституции РФ).

Таким образом, существуют определенные проблемы и перспективы дальнейшего совершенствования как изменения правовых статусов регионов, так и структуры Российской Федерации в целом и их решение должно быть основано как на соответствующем федеральном конституционном законе, так и на учете сложившихся политических, экономических, социальных и иных условий развития регионов.

Изменение состава субъектов РФ. Состав субъектов в конкретных федерациях различен - причины разного рода (экономические, политические, этнокультурные) приводят к появлению новых субъектов федерации, упразднению некоторых из действующих. В соответствии с ч. 2 ст. 65 и ч. 1 ст. 137 Конституции РФ изменение субъектного состава происходит на основе ФКЗ от 17 декабря 2001 г. "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта РФ" путем принятия и образования нового субъекта РФ.

Принятие в РФ нового субъекта - изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к ней иностранного государства или его части. В случае принятия в РФ иностранного государства ему предоставляется по общему правилу статус республики, хотя международным договором может быть предусмотрено предоставление ему иного статуса (края, области). При принятии в РФ части иностранного государства этой территории в соответствии с международным договором предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа.

Впервые принятие нового субъекта РФ по действующей Конституции РФ состоялось в марте 2014 г., при котором была совмещена процедура принятия нового субъекта - Республики Крым и образования в составе России двух новых субъектов РФ - Республики Крым и города федерального значения Севастополя. При этом Севастополь получил статус города федерального значения, что ст. 4 ФКЗ от 17 декабря 2001 г., определяющей условия принятия нового субъекта РФ, не предусмотрено <1>. Тем самым практика пошла вразрез с предусмотренной законодательством процедурой принятия нового субъекта в состав РФ, как совместив процедуры принятия и образования нового субъекта РФ, так и расширив возможности обретения нового правового статуса - города федерального значения - частью иностранного государства, входящего в состав РФ.

--------------------------------

<1> См.: ФКЗ от 21 марта 2014 г. "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" // Российская газета. 24.03.2014.

 

Образование в составе РФ нового субъекта - результат внутригосударственных преобразований путем объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Законодатель не предусматривает возможности разделения, выделения, отделения субъектов РФ и сориентирован на их укрупнение <1>.

--------------------------------

<1> Хотя Конституция РСФСР 1978 года предусматривала возможность как объединения, так и разделения субъектов Федерации (ч. 3 ст. 70).

 

Изложенное свидетельствует о том, что количество новых субъектов в России в рамках существующих государственных границ может сокращаться, но уже никак не увеличиваться. В таком случае трудно вести речь о полноценной федерации, поскольку ограничиваются права населения, проживающего в субъектах РФ, на образование новых субъектов на базе имеющихся.

Между тем возможность "размножения" субъектов в и так излишне многообразной Российской Федерации усиливает опасность сепаратизма. Поэтому такая позиция законодателя адекватно отражает концепцию централизации и укрепления единства Федерации, проводимую в современной России.

Инициатива принятия и образования новых субъектов не может идти от федеральных органов власти. При процедуре принятия инициатором может выступать иностранное государство, при образовании нового субъекта - соответствующие заинтересованные субъекты РФ, которые направляют предложение Президенту РФ.

Процесс объединения условно можно разбить на следующие этапы:

1) инициатива образования нового субъекта, исходящая от заинтересованных субъектов Российской Федерации;

2) проведение консультаций, решение и поддержка такой инициативы Президентом РФ;

3) проведение референдума в заинтересованных субъектах Российской Федерации;

4) принятие федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта;

5) переходный период объединенного субъекта.

В настоящее время осуществлено объединение пяти субъектов РФ и приняты ФКЗ по объединению Пермского, Красноярского, Камчатского краев, Иркутской области, объединенной с 1 января 2008 г., и Забайкальского края, который образован с 1 марта 2008 г.

Таким образом, рассмотрев особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, аспекты правовой природы РФ и асимметричности нашего государства, можно заключить, что субъекты России являются "разношерстными", разностатусными, но равноправными государственными образованиями в составе единого федеративного государства, участвующими в решении общегосударственных задач.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Что такое субъект федерации?

2. Какие основные признаки субъектов РФ существуют?

3. Какие виды субъектов РФ Вам известны?

4. Можно ли говорить о суверенитете субъектов РФ? Какова позиция Конституционного Суда в этом вопросе?

5. Как Вы оцениваете идею превращения РФ в унитарное государство?

6. Каковы проблемы равноправия субъектов РФ и в чем выражена асимметричность РФ?

7. Как может быть изменен статус субъектов РФ?

8. В чем отличие изменения статуса от изменения наименования субъекта РФ?

9. Какие формы образования субъектов предусмотрены законом? Могут ли субъекты РФ разделяться, выделяться?

10. Могут ли субъекты РФ выйти из состава России?

 

Дополнительная литература к теме

 

1. Авакьян С.А. Изменение статуса субъекта Российской Федерации: проблемы и пути их решения // Вестн. МГУ. Сер. 11. Право. 2003. N 2.

2. Безруков А.В. Совершенствование и разграничение процедур принятия и образования в составе Российской Федерации нового субъекта // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 8.

3. Безруков А.В. Опасные пробелы правового регулирования территориальных преобразований Российской Федерации // Федерализм. 2006. N 3.

4. Безруков А.В. Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ: Учеб. пособие. Красноярск, 2005.

5. Бырлэдену В. Правовые системы субъектов РФ и российский федерализм // Федерализм. 2011. N 2.

6. Винокуров В.А. Новый этап правового регулирования наградной системы современного Российского государства // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 12.

7. Добрынин Н.М. Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. Новосибирск, 2003.

8. Добрынин Н.М. Построение концептуальной модели нового российского федерализма // Государство и право. 2005. N 2.

9. Дудко И.Г. Проблемы изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 8.

10. Золотарева М.В. Национальный суверенитет на стыке права и политики // Федерализм. 1999. N 3. С. 142.

11. Кокотов А.Н. Договоры о разграничении полномочий между органами власти РФ и субъектов РФ (новеллы регулирования) // Российский юридический журнал. 2004. N 3.

12. Кокотов А.Н. Разграничение и согласование полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации // Российское право: образование, практика, наука. 2005. N 1.

13. Лексин И.В. Территориальное устройство России: конституционно-правовые проблемы: Монография. М., 2013.

14. Лексин И.В. Практика и возможности участия субъектов РФ в принятии общегосударственных решений // Федерализм. 2008. N 15.

15. Нарутто С.В. Состав территории субъектов Российской Федерации // Право и политика. 2013. N 1.

16. Новоселова-Чурсина Е.С. Принципы федерализма в решениях Конституционного Суда РФ // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 3.

17. Сабаева С.В. Объединительная функция столицы Российской Федерации // Право и политика. 2011. N 4.

18. Саликов М.С. О некоторых проблемах разграничения законодательных полномочий в российской федеративной системе // Российское право: образование, практика, наука. 2005. N 1.

19. Сердобинцева Е.В. Сфера государственных наград как объект конституционного регулирования // Российский юридический журнал. 2009. N 5.

20. Тихомирова Л.А. Понятие разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов // Право и политика. 2010. N 12.

21. Тихомирова Л.А. Принцип субсидиарности как основа взаимоотношения Российской Федерации и ее субъектов // Право и политика. 2011. N 2.

22. Усс А.В. Проблемы образования субъектов РФ и изменения их конституционно-правового статуса в контексте перспектив российского федерализма / А.В. Усс, А.В. Безруков, А.А. Кондрашев // Журнал российского права. 2004. N 7.

23. Чернов С.Н. Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и ее субъектами. СПб., 2004.

24. Чертков А.Н. Правовое регулирование установления и изменения границ субъектов РФ // Журнал российского права. 2009. N 9.

 

ТЕМА 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ В РОССИИ. ОРГАНЫ С ОСОБЫМ СТАТУСОМ

 

Учебные вопросы:

 

1. Понятие, признаки и виды государственных органов.

2. Органы государственной власти в России: общая характеристика.

3. Государственные органы с особым статусом в России.

 

1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

 

Каждое государство осуществляет свои функции посредством специально созданного государственного аппарата, т.е. определенной совокупности государственных органов (органов государства). Очевидно, что это не простая совокупность всех имеющихся в том или ином государстве органов государственной власти. Можно предположить, что государственный аппарат состоит из тех органов, которые обладают определенными чертами и свойствами, общими именно для этой совокупности и подчеркивающими принадлежность органов к государству, к осуществлению государственной власти.

Все органы государственной власти обладают соответствующими признаками:

- являются составной и одновременно организационно обособленной ячейкой государственного аппарата (т.е. совокупности органов государства);

- образуются в установленном государством порядке;

- обладают государственно-властными полномочиями;

- выделяются материальные средства для осуществления предоставленных функций;

- обладают упорядоченной внутренней организацией (структурой).

Государственный орган есть юридически оформленная действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для реализации задач и функций, возложенных государством.

Однако не каждый государственный орган можно охарактеризовать как орган государственной власти. В соответствии с доктриной и правовой позицией Конституционного Суда РФ в государственном аппарате их следует различать. Первые в отличие от вторых не имеют права принятия правовых актов внешнего действия, распространяющихся на граждан, их объединения (напр., Администрация Президента РФ). Следовательно, орган государственной власти всегда можно определить как государственный орган, но не любой орган государства является органом государственной власти <1>.

--------------------------------

<1> См.: Конституционное право России / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. С. 330 - 332; Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 1997 г. // СЗ РФ. 1997. N 22. Ст. 2664.

 

Основными принципами деятельности государственных органов можно признать:

- законность, предполагающую формирование и осуществление полномочий органами государственной власти в соответствии с Конституцией РФ и законами;

- разделение властей, предполагающее образование и функционирование органов государственной власти на основе разделения государственной власти как по горизонтали - на законодательную, исполнительную и судебную, так и по вертикали - на федеральном и региональном уровнях;

- единство системы органов государственной власти, предполагающее единство задач и функций, присущих всем органам государственной власти, а также единство источника власти. Единство системы проявляется и в том, что все составляющие ее органы действуют не разрозненно, а совместно, находясь в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости;

- легитимность и легальность деятельности, означающие формирование органов государственной власти в соответствии с установленными законом процедурами и поддержку их населением;

- приоритет прав и свобод человека, в соответствии с которым признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является основным направлением деятельности государственных органов.

Для государств, имеющих федеративное государственное устройство, характерно использование принципа федерализма, т.е. разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и органами государственной власти ее субъектов. Суть данного принципа состоит в том, что в вопросах формирования государственных органов федерация и ее субъекты самостоятельны.

Система государственных органов представляет собой и организационное единство, ибо одни органы избираются или образуются другими; одни руководят деятельностью других; одни подотчетны и подконтрольны другим. Все органы государства действуют на основе законов, обязательных для всех и каждого органа.

Структура и виды органов того или иного государства устанавливаются в зависимости от формы государства и в соответствии с принципом разделения властей.

Органы государственной власти классифицируются по различным основаниям:

1. По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первые никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования, либо получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Вторые создаются первыми, которые наделяют их властными полномочиями (исполнительные, распорядительные и др.).

2. По территориальной сфере полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные, которые не всегда являются государственными. Высшие органы наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяются на территорию всего государства. Местные ограничены рамками административно-территориальной единицы (региона, коммуны, района и т.д.).

3. По характеру компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Первые решают обширные вопросы, выполняя одновременно многие функции государства (правительство). Вторые специализируются на выполнении определенной функции в одной сфере деятельности (министерство юстиции).

Кроме того, органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. В соответствии с принципом разделения властей создаются законодательные, исполнительные и судебные органы, которые составляют основы государственного аппарата в той или иной стране.

Законодательные органы - это такие органы государства, на которые возложена законодательная, нормотворческая деятельность. Они издают законы - нормативные правовые акты, обладающие высокой юридической силой и регулирующие довольно важные общественные отношения. Законодательная деятельность является прерогативой представительных органов государственной власти, которые избираются, как правило, посредством всеобщих равных выборов.

В современных странах существуют различные системы законодательных органов. Они имеют свои названия в зависимости от особенностей и традиций: в России - Федеральное Собрание, в США - Конгресс, в Испании - Кортесы, в Швеции - Риксдаг, в Великобритании - Парламент. Общепринятое собирательное название законодательных органов - парламент.

Исполнительные органы - это те органы, которые осуществляют государственную власть путем организации исполнения законов. Высшим исполнительным органом в государстве является правительство, формируемое обычно путем назначения. Способ назначения правительства обусловлен формой правления, политическими и историческими особенностями страны. В парламентарных формах правления правительство назначается или утверждается парламентом с участием главы государства. В абсолютных монархиях и президентских республиках правительство формируется главой государства. Возглавляет его премьер-министр, а в президентских республиках - президент.

К ведению правительства обычно относятся вопросы реализации законов, руководство внутренней и внешней политикой, составление и исполнение бюджета и др.

Исполнительными органами государства также являются министерства и другие административные учреждения, осуществляющие руководство в различных сферах жизни.

В федеративных государствах в систему исполнительной власти входят федеральное правительство и правительство субъектов федерации. Например, в ФРГ функции главы правительства и главы земли исполняет премьер-министр в одном лице.

Судебные органы осуществляют судебную власть, которая является независимой и самостоятельной ветвью государственной власти. Судебные органы - это специально образуемые органы государственной власти, основной задачей которых является защита прав всех субъектов права путем судебного разбирательства в процессуальной форме различных (уголовных, гражданских и др.) дел и споров.

Существует несколько видов судебных органов. Так, в англосаксонской системе права используется единая система судов во главе с Верховным судом. В странах континентального права обычно судебная система полисистемна и нет единой системы судов, а есть несколько судебных инстанций.

Среди судебных органов обычно выделяют:

- суды общей юрисдикции;

- специальные суды (суды по делам малолетних, военные и др.);

- административные суды;

- суды обычного права.

Особое место среди судов занимают конституционные суды, которые осуществляют конституционный контроль над соответствием конституции всех правовых актов, разрешают споры между органами государственной власти и т.д. Функции конституционного суда могут выполнять верховные суды (США) или квазисудебные органы (Конституционный совет Франции).

В системе разделения властей исключительно важное место занимает институт главы государства. Это официальное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства и осуществляющее высшее представительство государства во внутреннеполитической жизни и в международных отношениях.

Таким образом, система органов государственной власти современных государств представляет собой многогранный институт, состоящий из ряда государственных органов, обладающих собственной компетенцией и самостоятельностью, но представляющий собой единый государственный механизм того или иного государства.

 

2. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

В РОССИИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Как и любое другое государство, Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Конституционно-правовой статус органов Российского государства определяется федеральной Конституцией, конституциями и уставами субъектов РФ, федеральными и региональными законами, указами Президента РФ, актами Правительства России и органов исполнительной власти.

Также следует подчеркнуть, что властными полномочиями в России располагают не только органы государственной власти, но и органы местного самоуправления. Последние не входят в государственный аппарат, не являются органами государства и поэтому не осуществляют полномочий от его имени.

Совокупность органов Российского государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти, образует систему органов государственной власти Российской Федерации. В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации.

Конституция РФ предполагает усиление единства системы государственных органов, устанавливая в ст. 77 положение, в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Система федеральных государственных органов Российской Федерации включает:

- главу государства - Президента Российской Федерации;

- законодательный орган власти - Федеральное Собрание РФ;

- органы исполнительной власти - Правительство России, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства;

- органы судебной власти - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, другие федеральные суды.

В систему государственных органов субъектов РФ входят:

- законодательные органы государственной власти (законодательные собрания, народные собрания, верховные советы, думы регионов и т.п.);

- главы субъектов Российской Федерации (президенты республик, губернаторы, главы администраций);

- высшие исполнительные органы государственной власти (правительства, администрации субъектов РФ);

- органы судебной власти (конституционные, уставные суды субъектов РФ, мировые судьи субъектов РФ).

Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. Согласно ст. 10 Конституции РФ, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих властей имеет свою подсистему государственных органов.

Ключевое место в системе органов государственной власти России занимает Президент РФ - глава государства. Президент России формально не принадлежит ни к одной ветви власти, он обеспечивает их согласованное функционирование. Президент РФ тесно взаимодействует с парламентом, имеет обширные полномочия в сфере исполнительной и судебной власти.

Мы рассмотрели общую схему системы органов государственной власти в России с учетом принципа разделения властей, как по горизонтали, так и по вертикали. Каждый орган государственной власти имеет собственную компетенцию и отличный от других правовой статус.

 

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ С ОСОБЫМ СТАТУСОМ В РОССИИ

 

В России существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех ветвей властей. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему статусу они являются независимыми органами государственной власти, обладают особым статусом. К их числу можно отнести Администрацию Президента РФ, Счетную палату РФ, Прокуратуру РФ, Центральную избирательную комиссию РФ, Центральный банк РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Статус первых двух рассматривается в темах, посвященных Президенту РФ и парламенту. Система органов прокуратуры подлежит изучению в курсе "Правоохранительные органы России".

Между тем в научной литературе выделяется новый подход к разделению властей, оставляющий перечень властей открытым и позволяющий включить те или иные государственные органы в систему разделения властей при условии признания таковыми президентской, контрольной, избирательной власти <1>. Однако при классическом понимании принципа разделения властей такой подход вряд ли может быть взят за основу, хотя и должен учитываться при изучении материала.

--------------------------------

<1> См.: Автономов А.С. Избирательная власть. М., 2002; Станских С.Н. Федеральные органы государственной власти с особым статусом в системе разделения властей // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. N 1; Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 2000.

 

В последнее время значение и роль государственных органов с особым статусом в России возрастает, они активно включаются в федеративные процессы и участвуют в реализации функций государственного аппарата.

Центральный банк Российской Федерации. В Конституции России (ст. 75) устанавливается, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком. Статус Центрального банка РФ определяется федеральной Конституцией, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке РФ", Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. "О банках и банковской деятельности".

Основная функция Центрального банка России - защита и обеспечение устойчивости рубля, и эту функцию он осуществляет независимо от других государственных органов. Банк России не подчиняется Правительству, но взаимодействует с ним.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России - государственный орган.

Основными целями деятельности Банка России являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля, в т.ч. его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...