Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение нормативно- правового регулирование рыболовства в современной России и за рубежом




Экологическое право

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант 6

 

Выполнил:

студент 2345 учебной группы 2 курса

Бахтеев Александр Рамильевич

_____________________________________

(подпись)

 

Научный руководитель:

____________________________________

Оценка _____________

____________________________________

 

 

Санкт-Петербург

2016г.

 


Содержание

 

I. Теоретическое задание: «Правовое регулирование рыболовства»

Введение 3

1. Значение нормативно- правового регулирование рыболовства

в современной России и за рубежом 4

2. Общая характеристика Федерального закона "О рыболовстве и

сохранении водных биологических ресурсов" 6

3. Понятие и виды рыболовства 13

4. Решения и договоры, на основании которых возникает право на

добычу водных биоресурсов 17

5. Разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов 25

Заключение 28

II. Задача 29

Список используемых источников 33

 

Введение

 

Актуальность темы изучаемой проблематики обуславливается тем, что рыболовство и рыбное хозяйство России в целом сегодня переживают значительные трудности, обусловленные объективными причинами, создавшими кризисную ситуацию в отрасли. В первую очередь это, как ни странно, отсутствие законодательной основы, четко прописанной и регламентирующей вопросы рыболовства. При этом в законодательстве отсутствует специфика отрасли, которая в настоящее время опосредована тремя важнейшими факторами, их можно назвать «векторами» развития законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

Степень научной разработанности темы. Научные основы устойчивого развития в целом и устойчивого рыболовства, в частности, заложены в работах Ф.И. Баранова, Ф. Беркеса, В.Г. Горшкова, А.Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, В.В. Денисова, В.К. Донченко, Ю.И. Кокорева, К.Я. Кондратьева, К.С. Лосева, В.А. Мейснера, Н.Н. Моисеева, К. Фольке, С. Ханны, А.Д. Урсула, А. Чарльза, Ю.А. Шпаченкова, С. Юдичелло и др.

Объект – общественные отношения, связанные со сферой правового регулирования рыболовства в РФ.

Предмет - нормы федерального законодательства России, международные договоры, соглашения, конвенции и прочие нормативно-правовые акты, регулирующие сферу рыболовства.

Методологическую базу исследования составляют диалектический метод научного познания, а также исторический, логический, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический и другие частные методы исследования правовых явлений.

Целью данной работы является анализ правового регулирования рыболовства в Российской Федерации на современном этапе.

 

Значение нормативно- правового регулирование рыболовства в современной России и за рубежом

 

Рыбное хозяйство - важная составляющая продовольственного обеспечения любого государства. В ряде стран в условиях деградации сельскохозяйственных угодий значение рыбного хозяйства возрастает. Следует помнить, что данная отрасль не может существовать и развиваться без соблюдения самых жестких требований к сохранению водных биологических ресурсов (далее - водных биоресурсов), обеспечению благоприятного состояния водных объектов рыбохозяйственного значения.

Вместе с тем в первое десятилетие XXI в. процесс разрушения водных экосистем России продолжился. Его основной причиной служит бесконтрольный сброс сточных вод. В прошлом большой вред водным биоресурсам причинило строительство плотин и гидроузлов мелиоративного назначения. При этом рыбопропускные устройства на этих сооружениях не были эффективны. Все это привело к процессам длительной деградации ресурсной базы рыбного хозяйства, не только сокращению размеров добычи, но и значительному ухудшению видового состава уловов (замена ценных промысловых объектов малоценными)1.

Следовательно, деградация водных биоресурсов есть одно из проявлений экологического кризиса и в какой-то мере продовольственного кризиса. Деградацию водных биоресурсов необходимо минимизировать, а также компенсировать с помощью научно обоснованного рыбоводства. Как известно, часть разведенных в контролируемых условиях водных биоресурсов пополняет опустевшие в силу чрезмерной антропогенной нагрузки водоемы и водотоки. В целях воспроизводства рыбных запасов в России и в ряде зарубежных государств строились рыбоводные хозяйства и возводились искусственные нерестилища.

Как на национальном, так и на международном уровне необходим правовой ответ на деградацию водных биоресурсов. Не последнее значение для национального правового регулирования в указанной области играют и акты международного мягкого права. Речь идет прежде всего о Кодексе ведения ответственного рыболовства (далее - Кодекс), принятом на Конференции ФАО 31 октября 1995 г1. Следует также обратить внимание на международные правовые акты, разработанные Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (сокращенно - ФАО).

"Добровольный по своему исполнению", Кодекс концептуально построен на обязанности государства и пользователей природных ресурсов сохранять экосистемы (как морские, так и прибрежные). Само право на рыболовство влечет за собой обязанность осуществлять его "ответственным способом", обеспечивающим сохранение живых водных ресурсов (ст. 6).
В морских и пресноводных экосистемах следует защищать и восстанавливать жизненно важные места обитания (лагуны, мангровые заросли, рифы, районы обитания молоди и нерестилища). Необходимо пресечь разрушения, деградацию, загрязнение и другие виды негативного воздействия на местообитания2.

В свою очередь, управление рыболовством должно содействовать поддержанию качества, разнообразия и наличия живых водных ресурсов в количестве, достаточном для нынешних и будущих поколений. Государству следует принимать меры по восстановлению популяций, предотвращать перелов рыбы и возникновение избытка добывающих мощностей. В данном аспекте целью государственного регулирования является обеспечение равновесия промыслового усилия и репродуктивных возможностей живых водных ресурсов. В Кодексе предусмотрена развернутая система наблюдения (мониторинга):

- за состоянием ресурсов, изменением их ареалов, влиянием на них отходов и загрязнений;

- за деятельностью рыбопромыслового флота (суда должны регулярно передавать сведения о своей деятельности уполномоченным органам);

- за обеспечением населения рыбопродукцией и их влиянием на здоровье потребителей.

Добычу, грузовые, транспортные операции, перегрузку и распределение рыбы и рыбопродуктов следует осуществлять так, чтобы сохранять их питательную ценность и качество, безопасность для потребителя, а также добиться максимального сокращения отходов при производстве данных продуктов.

Несомненно, Кодекс закладывает определенную модель правоотношений в области мирового рыбного хозяйства. Поэтому многие положения названного Кодекса нашли свое отражение в национальном законодательстве о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов многих "рыболовных" государств.

 

2. Общая характеристика Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"

 

В России Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон)1 создал единую основу правового регулирования отношений в области водных биоресурсов. В Законе установлена преимущественно федеральная собственность на водные биоресурсы. Исключение составляют лишь водные биоресурсы, обитающие в прудах, обводненных карьерах. Они могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности сообразно праву собственности на сам водоем. Таким образом, по Закону России собственность на водные биоресурсы производна от собственности на поверхностные водные объекты (моря, водоемы и водотоки).

В Законе предусмотрено сохранение водных биоресурсов и среды их обитания, дана система основных понятий, относящихся к рыбному хозяйству. Под рыбным хозяйством понимаются виды деятельности по рыболовству и сохранению водных биоресурсов, рыбоводству, производству и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
В свою очередь, рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, а в предусмотренных Законом о водных биоресурсах случаях - по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

Рыбоводство (аквакультура) - деятельность по содержанию и разведению, в том числе выращиванию, водных биоресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, а в предусмотренных законом случаях - по добыче (вылову) данных водных биоресурсов. Рыбоводство представляет собой перспективное направление рыбного хозяйства, ибо направлено на выращивание, а не просто на добычу водных биоресурсов.

Правовое понятие сохранения водных биоресурсов раскрывается как поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие при помощи осуществления мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания1.

Согласно ст. 50 Закона при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Именно поэтому все эти мероприятия должны согласовываться с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Названный Закон подробно учитывает специфику использования водных объектов для нужд рыбного хозяйства. В нем предусмотрено формирование рыбохозяйственных бассейнов, требования к водному режиму и качеству воды, установление рыбоохранных зон и рыбохозяйственных заповедных зон на водных объектах. Предусматривается также рыбохозяйственная мелиорация водных объектов.

Согласно ст. 17 Закона рыбохозяйственные бассейны включают в себя моря и озера с бассейнами впадающих в них рек, а также иные водные объекты рыбохозяйственного значения. В Законе названо восемь рыбохозяйственных бассейнов. По всем этим бассейнам согласно ст. 43.1 Закона предусматриваются свои Правила рыболовства. В них, в частности, устанавливаются требования по сохранению водных биоресурсов, ограничению рыболовства. В российском законодательстве предусматривается "комбинированный" порядок пользования водными биоресурсами: он построен на сочетании разрешительных и договорных способов правового регулирования. Это обусловлено целесообразностью сохранения богатого "инструментария" государственного регулирования в рыбохозяйственной отрасли1.

Действующий Закон является основой для интенсивного развития договорных отношений. Предусматривается три основных вида договоров в области пользования водными биоресурсами:

- договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов;

- договор пользования водными биоресурсами, отнесенными к объектам рыболовства;

- договор о предоставлении рыбопромыслового участка.

Однако, углубляя договорные начала и связывая их в определенных случаях с аукционами, законодатель стремится создать некоторые дополнительные возможности для государственного регулирования бурно развивающихся договорных отношений. Так, по всем видам договоров специальными постановлениями Правительства Российской Федерации утверждаются формы примерных договоров, позволяющие несколько упорядочить данные правоотношения.

Постепенно договорные отношения в области использования и охраны водных биоресурсов приобрели, по замыслу законодателя, определенный вектор развития, отвечающий публичным интересам1. Следовательно, важными факторами развития договорных способов и механизмов регулирования общественных отношений в изучаемой сфере являются:

- обеспечение сохранности водных биоресурсов, которые далеко не безграничны;

- необходимость поддерживать управляемость самой отрасли рыбного хозяйства, добывающие мощности которой нужно соотносить с научными представлениями об объемах водных биоресурсов.

В свою очередь, к разрешительным механизмам предоставления права пользования водными биоресурсами следует отнести разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов (ст. 34 - 37 Закона) и решения о предоставлении водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование (ст. 33.2 Закона). Реализация этих механизмов позволяет органам государственной власти строить отношения с субъектами права пользования водными биоресурсами на условиях власти и подчинения, что дает более эффективный контроль над ними и тем самым обеспечивает соблюдение требований законодательства.

Важнейшим отличием разрешительных механизмов в области пользования водными биоресурсами от договорных является возможность досрочного и одностороннего прекращения органами государственной власти права на вылов (добычу), предусмотренную в ст. 13 Закона. Закон устанавливает, что действие разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов может быть приостановлено или аннулировано до истечения установленного срока его действия федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (Росрыболовством и его территориальными органами).

Наряду с Российской Федерацией субъекты Российской Федерации также вправе осуществлять правотворчество в области рыбного хозяйства. Одно время в порядке опережающего законотворчества целый ряд областей и краев принимал свои законодательные акты до принятия Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Новое и динамичное законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, как и иное природоресурсное законодательство, подвержено различным тенденциям развития. Так, например, был намечен и начал претворяться в жизнь комплекс мероприятий по модернизации рыбопромыслового флота (в настоящее время он находится в стагнации), поощрению предприятий, осуществляющих рыбопереработку, стимулированию рыбоводства. Эти тенденции были отражены в рекомендациях и материалах ряда общественных форумов, произошедших в последние годы1.

Собственно Закон неоднократно (в 2005 - 2008, 2010, 2011 гг.) изменялся и дополнялся, что приводило к образованию разных редакций этого важнейшего Закона. Данные обстоятельства косвенно свидетельствуют о динамичности общественных отношений в области рыбного хозяйства, рыбохозяйственного комплекса, конфликтности интересов в данной сфере, гармонизировать которые как раз и должен законодатель.

В настоящее время из сообщений прессы, материалов различных общественных форумов известно о масштабном характере браконьерства, неэффективности штрафных санкций, несовершенном распределении полномочий между различными государственными органами власти.
Приведенные нами негативные факторы свидетельствуют о слабой "управляемости" отраслью, недостаточном контроле и надзоре в области использования и охраны водных биоресурсов. Этому способствовала изменчивость компетенции и статуса федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за рыбное хозяйство1. С 2012 г. головным органом в области рыбного хозяйства является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (осуществляет нормотворчество в этой области), а Федеральное агентство по рыболовству ему подчинено.

Нередко высказываются предложения создать, а вернее - воссоздать Министерство рыбного хозяйства Российской Федерации, которое обладало бы обширными полномочиями, в том числе в области рыбопереработки, регулирования рынка рыбной продукции. Однако вряд ли сам тип государственного органа исполнительной власти (министерство, госкомитет, агентство) позволит только властными средствами навести порядок в области природных ресурсов. Для обеспечения рационального и экономного использования водных биоресурсов нужна развернутая система стимулирования хозяйствующих субъектов (налоговые, таможенные и кредитные льготы), соразмерное снижение административных барьеров.
Широковещательная борьба с незаконным выловом водных биоресурсов и последующими операциями с ними должна в корне прервать "двойную" выдачу разрешений на вылов и "параллельную" аренду.
Правоохранительными органами недавно был поднят вопрос о дополнительных мерах, исключающих выдачу разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов на один и тот же период времени с использованием одного и того же судна, но разным лицам и на несколько видов рыболовства. Указанная "двойная" выдача разрешений обусловлена тем, что судно сдается в аренду нескольким лицам в один и тот же период. В итоге вопреки требованиям законодательства судно одновременно фрахтуется сразу несколькими лицами1.

В настоящее время действующие в области рыболовства федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты не содержат в себе прямого запрета на "двойную" выдачу названных разрешений. В частности, в ст. 34 Закона указывается, что разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, выдается в отношении каждого судна, осуществляющего рыболовство. Однако в данном случае законодатель не определяет, получает ли каждое судно одно или несколько подобных разрешений, касается ли это разрешение арендатора или субарендатора.

"Двойная" выдача разрешений создает условия для нарушения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов. У хозяйствующих субъектов возникает возможность манипулировать различными правоустанавливающими документами, уклоняться от государственного контроля и надзора, избежать ответственности за правонарушения. Для преодоления сложившейся негативной тенденции требуется запретить "двойную" выдачу разрешений, восполнив, таким образом, пробелы в Законе и в соответствующих подзаконных нормативных правовых актах1.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...