Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Филосовская мысль Беларуси 16–17ст.




характерно развитие вольнодумства, свободомыслия и идей гуманизма. с утверждением антирелигиозных ценностей.

Франциск Скорина (ок.1490-1541). первое светское издание Библии с предисловием, где Скорина говорил об историческом и культурном, а не только о религиозном значении Библии, было прямым вызовом церковным порядкам. Философ проповедовал идеи веротерпимости, защищал принципы личных отношений с Богом, отстаивал полезность образования и идеи, содействуя развитию национальной культуры. Симон Будный. Этот мыслитель-гуманист сделал перевод Библии. Его интерпретация библейских текстов содержит первые приметы атеистического мировоззрения. Казимира Лыщинского "О существовании Бога", С.Щадурский, К.Нарбут, Б.Добшевич и др. Они протестовали против церковного угнетения, схоластики, отстаивали права человека на свободу мысли и действий.

18. Русская философия 19-20веков: Во второй половине 19в четко оформились два направления:революционнодемократическое;-религиозноидеалистическое

1.Чернышевский, Плеханов. Преследовалась идея всеединства. Плеханов основоположник русского марксизма,2.Основы русской религиозной философии заложил В.С. Соловьев, крупнейший русский философ. Он пытался создать целостною мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. должно стать христианство. Н. А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И. А. Ильин, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский.

Онтология как учение о бытие.

Бытие- все, реально существующее. Пример: велосипед→транспорт→привидениевдействие при помощи ног.Существует 2 понимания бытия:1.натуралиститеское. понимается под бытием объектов и субъектов реальности.

Онтология – учение о бытии, как объект реальности.2.субъектно - гуманистическое. Оно есть бытие человека. Отказывается от объективности, поэтому Хайдигер назвал его «антологическим нигилизмом».

Бытие как проблема.

Философия развивалась в 2 направлениях:

- выстраивала общую картину мира (космологию);

- решала отдельно частные проблемы;

Космология основывалась на учениях о богах. Метафизика – наука о первоначалах,

П-в структура бытия.

Различают реальное пространство и время – объективные пространственно-временные отношения, которые описывает наука и Ф как объекты. Концептуальное п и в – отраженная в сознании чел-ка, выраженная в понятийной форме и др. логической упорядоченности и систематизации. Эволюция развития представлений о п- и в содержит 3 этапа:

- классический (натуралистический)

- неклассический (релятивисский)

- постнеклассический (субъективно-гуманистический)

Впервые Ньютон даёт определение п и в. П –пустое вместилище тел. В – чистая длительность

Диалектика

Диалектика – это раздел философии, учение, теория, которая даёт философское решение проблемы существования универсума, включает в себя не только теорию развития мира и его существования, но и метод познания и преобразования мира. Платон. Гераклид Платон-диалектика мышления(субъективная), Гераклид-диалектика самого реального мира (объективная). Гегель создал целостную концепцию диал., которая включает принципы, законы, категории. Гегель не видел разницу между мышлением и бытием, моделями и реальностью. Классическая фил-я определяет диал. как науку о наиболее общих законах природы, общением м мнениями. Диалектика сущ-ет в 2 формах: как метод и как теория.

Принц и зак. Диалект.Мендж.качества

Диалектика – признанная в совр. фил теория развития всего сущего и основан на ней философ метод. Диалект теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через законы диалектики. Что такое развитие? Основными принципами диалектики является принцип всеобщей связи. Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов. Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность. Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окруж мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешн, либо внутрен причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными. Выделяются три базовых закона диалектики: единства и борьбы противоположностей переход количества в качество; отрицания отрицания; Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращ. из нового в старое и отрицается все более новым.

Природа как объект е и ф. познания.

Понятие "природа" - одно из важнейших фил понятий. В фил смысле категория «природа» соразмерна категории «бытие», трактуемой как все сущее, включая и самого человека. В этом смысле категория «природа» соизмерима с понятиями «материя», «Универсум», «мир» - предельно широкими философскими категориями. Фил знание о природе - натурфилософия. Природа включ в себя все формы проявления материального мира: неживую природу, живую природу и общество. Понимаемая в более узком смысле, природа - неживая и живая - является основным объектом изучения естествознания. В этом измерении она противопоставлена обществу, а в соответствии с канонами классической философии - и человеку. Следует указать на природа значение как совокупности условий и предпосылок существования человека и общества. В этом смысле часто используется интерпретация природы как среды обитания. С момента своего формирования совокупность философских знаний о природе оформляется в виде специального раздела философских знаний - натурфилософии. Большое значение натурфилософия приобрела в эпоху Возрождения и Нового времени в силу роста исследовательского интереса к природе. В Новое время природа оказывается в центре философских и научных исследований. Общим основанием изучения природы в современном естествознании становится принцип универсального эволюционизма, объединяющий идеи системного и эволюционного подходов. На его основе создается единая научная картина мира, единая стратегия естественнонаучного познания природы, объединяющая научные представления о трех основных сферах бытия: неживой природе, органическом мире и социальной жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...