Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка стандарта общего образования




К середине прошлого века в стране была создана одна из лучших в мире систем школьного образования. Но ничто, не может существовать не развиваясь. В противном случае начинается застой. Это положение в полной мере относится и к системе образования.

Начиная с конца 1980-х гг. постепенно нарастает неудовлетворенность общества результатами школьного образования, их неадекватностью современным требованиям и ожиданиям. К этому времени начали снижаться и рейтинги отечественного школьногообразования по оценкам сравнительных международных исследований учебных достижений учащихся.

Важнейший поворот в развитии отечественной школы, иногда инициировал волюнтаристские стремления решить проблемы модернизации путем разрушения предметной структуры содержания образования, полного отказа от классно-урочной системы организации занятий и т.д. Одна из причин этого связана с тем, что в РАО в эти годы не были проведены исследования, направленные на анализ того, что в содержании школьного образования и в учебном процессе советского периода имеет непреходящую ценность и заслуживает дальнейшего развития, а что несовместимо с нынешним пониманием целей и назначения российской школы.

Неудовлетворенность значительной части общества качеством общего образования, понимание того, что нынешние образовательные результаты не могут в полной мере стать основой для успешной профессиональной карьеры и реализации жизненных устремлений выпускников, выразились, в конечном счете, в стремлении общества и государства сформировать новую, опережающую модель развития российской школы. Контуры этой модели были даны в ряде документов последних лет, в частности в Федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО), "Концепции модернизации российского образования", "Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации" и ряде других. РАО приняла участие в разработке многих направлений, намеченных в этих документах, например, перехода старшей ступени школы на профильное обучение, единого государственного экзамена.

Что показал опыт работы по совершенствованию школьного образования в начале нынешнего века? Прежде всего то, что решать задачи развития школы необходимо комплексно и системно. Говорить о новых принципах оценивания, создавать новую систему итоговой аттестации без учета профильного обучения в старших классах невозможно. Разрабатывать требования к реализации сетевого взаимодействия образовательных учреждений без создания соответствующей нормативной базы - бессмысленно.

Все это создает необходимость интегрировать важнейшие направления совершенствования общего среднего образования в одном комплексном научном проекте, осуществляемом в рамках ФЦПРО. Он посвящен стандартам школьного образования второго поколения. Именно в нем старались воплотить в жизнь все наработки последних лет в области теории содержания образования, педагогической психологии, системы оценивания учебных достижений, методик отдельных учебных предметов, использования информационных и коммуникационных технологий в образовании, управления образованием и многих других направлений фундаментальных и прикладных исследований РАО. Проект выполняется в русле стратегии решения задач социально-экономического развития России до 2020 г., приоритетного национального проекта "Образование", с учетом накопленного опыта инновационного развития школы, результатов ранее выполненных проектов ФЦПРО, апробации новых идей.

Когда образовательный стандарт рассматривался, как документ, определяющий содержание образования, то в его разработке в основном принимали участие методисты-предметники. Теперь, когда назначение стандарта во многом изменилось, когда он будет нормировать практически все важнейшие стороны работы школы, во многом определять весь уклад школьной жизни, необходимо изменить и состав тех, кто его создает. Это и методисты, и дидакты, и психологи, и физиологи, и гигиенисты, и экономисты, и юристы, и люди ряда других профессий. Сегодня в составе коллектива разработчиков стандарта, помимо членов и сотрудников большинства институтов РАО, ученые РАН, РАМН, МГУ и других вузов, региональных институтов развития образования, академий повышения квалификации и т.д. Всего более 400 человек.

Сегодня образовательный стандарт должен не служить средством фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентировать на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства.

Существуют разные подходы к проблеме качества. Отметим, что качество образовательных результатов и качество образовательного процесса, связаны между собой, но нетождественны. Качество образовательного процесса (уровень его организации, адекватность методов и средств обучения, квалификация преподавателей и т.д.) еще не гарантирует качества образования в целом, так как его цели и планируемые результаты могут не соответствовать новым потребностям личности и общества. Реформы школьного образования, развернувшиеся с начала 80-х гг. прошлого века в большинстве развитых стран мира, были вызваны не только угрозой потери качества образовательного процесса, но, главным образом, тем, что традиционные цели школьного образования все в меньшей степени соответствовали новым ожиданиям личности и общества.

Для оценки качества образования необходимо, прежде всего, выявить и согласовать требования личности, семьи, общества и государства к образовательным результатам. Отметим, что эти требования в современной истории России целенаправленно никогда не изучались. Эта работа была по существу впервые выполнена Институтом социологии РАН в связи с разработкой школьных образовательных стандартов. Опора на результаты этого исследования - первое отличие стандартов второго поколения от их предшественников.

Выявленные требования позволили более четко и системно обосновать планируемые результаты общего среднего образования, определить их сущность и составляющие. Это стало методологической основой разработки стандартов, смысловым ориентиром обновления и совершенствования содержания школьного образования, критерием оценки учебных достижений учащихся.

Гарантировать достижение уровня образования, задаваемого стандартом, необходимо, чтобы в его структуре появился еще один компонент - "Требования к условиям осуществления образовательного процесса", то есть к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению школы, квалификации педагогических кадров, уровню финансирования и т.д. Ответственность за выполнение этих требований должно взять на себя государство.

Разработка ни одного другого компонента стандарта не вызвала таких трудностей, как создание нормативной базы для определения финансовых и материально-технических условий осуществления образовательного процесса. Это оказалось наименее обеспеченной в кадровом отношении стороной деятельности РАО.

Еще одно отличие новых стандартов также в известной мере связано с их структурой. Точнее говоря, с формой представления. У образовательных стандартов много разных "потребителей". Уровень представления образовательных результатов должен быть дифференцирован, исходя из потребностей и подготовленности различных категорий потребителей стандартов. В противном случае новое поколение стандартов ждет участь их предшественников. Ведь одна из главных причин того, что предыдущие версии стандартов так и не были утверждены, как раз и заключалась в том, что развернутые и детализированные образовательные результаты были предметом рассмотрения не только профессиональной среды, но и общества в целом. Достичь здесь единогласия очень трудно.

Результаты образования должны быть представлены в документах, составляющих стандарт, с разной степенью детализации. В разделе "Требования к освоению основных общеобразовательных программ", который ориентирован в основном на широкую общественность, родителей, законодателей, они представляются в общем виде, как определенная конкретизация целей образования. В примерных программах по отдельным учебным предметам, которые предназначены для учителей, разработчиков ЕГЭ, авторов учебников, результаты должны быть более детализированы.

Важнейшей составной частью государственных стандартов общего образования являются требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Они представляют собой описание планируемых целей образования, которые могут быть реально достигнуты в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы.

1.2 Идеологический фундамент Российской школы

 

В этой связи одна из главных задач - осмысление нового идеологического заказа общества, в котором образованию отводится роль основного инструмента, формирующего индивидуальные и коллективные ценностные установки, обеспечивающего социальное, духовное, нравственное, физическое развитие человека.

Решение этой проблемы невозможно без принципиально нового по духу и букве стандарта общего образования. Впервые в отечественной практике образовательный стандарт направлен на выполнение не узкоотраслевой, а общественно-стратегической задачи: выявить, агрегировать и зафиксировать в виде конвенциональной нормы все практически значимые современные требования к результатам образования со стороны личности, семьи, общества и государства. Это позволяет придать ему статус общенационального приоритета.

Под объектом модернизации в новом стандарте понимается не только сфера образования (как отрасль одного из секторов экономики), не только образовательная среда (как комплекс образовательных ресурсов и технологий), а образовательное пространство как совокупность институтов социализации (образование, семья, конфессия, средства массовой информации), определяющих процесс духовно-нравственного становления молодых поколений россиян и динамичное развитие всего российского общества.

Такой подход объективно требует реализации двух основных условий.

1. Необходима фиксация задачи развития образования как важнейшего системообразующего ресурса социально-экономического роста в ранге приоритетной задачи государственной политики.

2. Масштабность новой миссии стандарта требует, чтобы он, исходя из примата идеалов и ценностей российского гражданского общества, формировался не как система задаваемых "сверху" директив, но как социальная конвенциональная норма, реализующая общественный договор между семьей, обществом и государством, в котором фиксируются не только интересы и требования к системе образования, но и мера ответственности каждой из договаривающихся сторон.

Новый стандарт выступает как инструмент реализации государственной политики в образовании в широком смысле слова. Он призван обеспечить в рамках воспитательно-образовательного процесса достижение баланса интересов личности, общества и государства, рост социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации.

В намечаемых реформах центральным становится вопрос об их идеологической базе, концептуальной направленности.

Признавая приоритетность таких функций стандарта, как формулирование идеологии и стратегии развития образования, его новых целей, понимаем важность определения в свете ключевых для страны задач новых подходов к формированию обновленного содержания общего образования.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяет в качестве важнейшей стратегической задачи переход российской экономики к инновационному социально ориентированному типу развития, основанному на превращении творческого потенциала людей в ведущий фактор национальной конкурентоспособности и быстрого экономического роста.

Возрождение на новой содержательной основе этих принципов, некогда краеугольных для отечественного образования, - ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок, базировавшихся на непродуктивной в современных условиях идеологии минимизационного конструирования образовательного пространства. Только фундаментальность образования может обеспечить развитие инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны. Наряду с фундаментальным знанием багаж выпускника современной школы немыслим без системы универсальных учебных действий, обеспечивающих его функциональную грамотность. В совокупности знаниевая и функциональная составляющие образовательного процесса зафиксированы в особого рода нормативно-содержательном документе - Фундаментальном ядре содержания общего образования. В реализации новых идеологических задач образования доминирующая нагрузка ложится на несколько предметов, которые условно можно назвать "идеологическим ядром": историю, географию, русский язык, литературу, иностранный язык.

Главная задача школьного исторического образования - формирование у учащихся исторического мышления как основы становления идентичности гражданина России, ценностно ориентированной личности. При этом особое внимание уделяется истории Отечества, раскрывающей место и роль нашего государства во всемирно-историческом процессе, способствующей воспитанию учащихся в духе уважения к истории своей страны как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех живущих в нем народов.

Главная задача обществознания - подготовить школьника к жизни в обществе. Оно должно способствовать социализации подростка, его приобщению к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества, освоению им разных социальных ролей, активному вовлечению в общественную жизнь и реализацию социальных проектов. Поэтому в широком понимании обшествознание включает в себя не только школьные основные и факультативные курсы, но и систему внеклассной и клубной работы, связанной с получением представлений о нормах и правилах, общественных отношениях и их закономерностях, процессах общественного развития, направленности изменений, о своем месте и месте своей страны в окружающем мире и др.

В системе школьного географического образования центральным становится курс "География России". Его цели - формирование: 1) представления о России как субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как общепланетарные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы; 2) географического образа своей Родины во всем ее многообразии.

Русский язык в системе отечественного школьного образования занимает центральное место, поскольку является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными курсами и качество образования в целом. Идеологическая функция определяется ролью русского языка как государственного языка Российской Федерации, важного инструмента формирования российской идентичности, консолидации и единения народов России, межнационального общения.

При изучении иностранного языка, помимо коммуникационного аспекта, предполагается усиление разнообразных межпредметных связей (с родным языком, литературой, историей, географией и т.д.), а также социокультурной направленности, включение школьников в диалог культур, развитие взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры. Курс литературы в общеобразовательной школе, наряду с другими учебными предметами, содействует решению комплекса воспитательных задач: развитию гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота своего Отечества. Нацеленность на инновационность в узком, прагматическом значении должны обеспечить предметы естественно-математического цикла, особенно в профильной школе, где задача фундаментализации образования приобретает характер главенствующей образовательной установки.

Инновационность в более широком смысле, как ориентация на внедрение новых образовательных технологий, развитие творческого потенциала учащихся, - единственно возможная альтернатива фактологически-начетническому стилю обучения, поэтому должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс.

Заключение

Главное предназначение нового стандарта - формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне условий и требований, направленных на достижение стратегической цели российского образования - реализацию согласованного общественного заказа на воспитание успешного поколения граждан страны, владеющего современными знаниями, навыками и компетенциями, воспитанного в духе идеалов демократии, правового государства и в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.

Стандарт отражает социальные ожидания по отношению к образованию со стороны личности, семьи, общества и государства.

Российская система образования, как и любая масштабная система, консервативна. И в этом есть свои плюсы и минусы. Консервативность помогла устоять в сложные постсоветские годы. В то же время эта особенность обусловливает медленную реакцию системы образования на новые вызовы и требования, проявление инерционности, в том числе и при восприятии инноваций.

Общее образование является одним из наиболее консервативных уровней российской системы образования. Но при этом было бы несправедливым искать причины инерции по отношению ко всему новому только в администраторах и учителях российских школ. Они шире и глубже, являются результатом накопленных в течение не одного десятилетия проблем, в том числе социальных, в материально-техническом оснащении школы, ветхости школьных зданий и т.д. В целом эти проблемы можно обозначить как проблемы организации и проведения учебно-воспитательного процесса на всех ступенях общего образования. Они создают определенное рисковое поле вокруг введения стандарта, предъявляющего обновленные требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы.

Реализация стандарта столкнулось не только с инерцией появления и распространения инноваций в общем образовании, но и с инерцией избавления от прижившейся негативной практики: коррупции в школе, излишней бюрократизации администрирования, непрофессионализма значительной части преподавателей, неуважения к ученику, накопленных пробелов в знаниях и навыках и т.д.

Успешное введение стандарта невозможно без эффективного контроля за его соблюдением. Он предполагает сочетание различных форм и методов государственной и общественной оценки, проведение мониторинговых исследований и т.д.

Контрольно-оценочная деятельность по оценке уровня учебных достижений обучающихся в учреждениях общего образования постепенно и повсеместно начинает проводиться независимыми службами и центрами. А поэтому актуализируется проблема стандартизации мониторинговых обследований и аккредитации структур, обеспечивающих мониторинг учебных достижений. Важнейшим в деятельности таких структур должно стать использование надежного педагогического инструментария и информационно-защищенных процедур контроля, шкалирования и оценивания. Стандартизированный мониторинг учебных достижений становится эффективным средством управления качеством обучения, задача органов управления образования по сбору образовательной информации упрощается и сводится к ее накоплению, систематизации, анализу, обобщению, интерпретации и выработке управленческих решений. Поэтому всестороннее рассмотрение мониторинга учебных достижений как объекта стандартизации представляет научный и практический интерес. Перечисленные требования настолько взаимосвязаны и взаимозависимы, что несоблюдение одного приводит к игнорированию всех.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...