Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В структуре ООП бакалавриата

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

В.С. Белозеров

________________

(подпись)

«___»_________________2011 г.

 

 

ЭТНОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

 

 

ПРОГРАММА

 

Направление подготовки

История

 

 

Квалификация выпускника - Бакалавр

 

Объем занятий: всего 144 часа

Изучается в 5 семестре

Разработана: Назаровой И.М.

 

Дата разработки:

«__» _________ 2011г.

 

Согласована:

Декан ____________

(факультет)

/___________/ ФИО

(подпись)

«_____» ____________ 2011 г.

Зав. кафедрой

/ ФИО / _______________ (подпись)

Рассмотрено УМК ГФ

«___» ___________ 2011 г

Протокол №

Председатель УМК ____________

(подпись)

 

Ставрополь, 2010


Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Этнология и социальная антропология»

является содействие становлению специальной профессиональной компетенции преподавателя истории в области проблем межэтнических отношений. Знание этнологии очень важно для понимания современной этнической ситуации в мире, что позволяет лучше разбираться в политической истории и экономической ситуации изучаемых стран, позволяет проводить глубокий историко-социологический анализ, уясняя основные направления этнических процессов современности. Значительная роль принадлежит этнографическим знаниям в борьбе с националистическими предрассудками, в воспитании в духе уважения ко всем народам мира.

Задачи курса:

- сформировать у студентов устойчивые знания и понятия по предмету изучения;

- сформировать четкое представление о географическом размещении народов мира;

- способствовать формированию знаний об истории заселения разных регионов земного шара, происхождении живущих на определенной территории групп коренного населения;

- на основе изучения материальной и духовной культуры народов мира формировать у студентов чувство уважения к другим народам, толерантность восприятия незнакомых элементов жизни и быта.

 

2. Место дисциплины «Этнология и социальная антропология»

в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Этнология и социальная антропология» относится к базовой части общепрофессионального цикла. Для успешного усвоения дисциплины необходимы прочные знания по «Истории первобытного общества» и «Истории древнего мира» в пределах программы бакалавриата. Освоение дисциплины необходимо для применения приобретенных теоретических знаний и профессиональных навыков в ходе последующего обучения по следующим дисциплинам: «Социология», «Этнология Северного Кавказа» и для последующей работы в регионе в аналитических центрах, общественных и государственных организациях и средствах массовой информации.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Этнология и социальная антропология»

 

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач (ОК-12);

- способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках данного профиля (ПК-8);

В результате освоения дисциплины «Этнология и социальная антропология» бакалавр истории должен:

- Знать основы этнологии и антропологии, способствующие развитию общей культуры;

- Уметь применять базовые знания по этнологии и антропологии в научно-исследовательской, образовательной, культурно-просветительской и организационно-управленческой деятельности;

- Владеть общепрофессиональными знаниями; способностью понимать,

критически анализировать и излагать базовую этнологическую

информацию.

 

4. Структура и содержание дисциплины «Этнология и социальная антропология»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

 

Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семест рам)
1. Введение в курс этнологии. Определение науки этнологии. Трактовка терминов «этнология» и «этнография». Методология науки и объекты исследования. Основные составные этнологического исследования. Определение науки антропологии, методология, принципы и источники. Объекты антропологического исследования. Антропологические и этнографические источники - база этногенетических исследований. Связь этнологии с гуманитарными и естественными науками. Этносоциология. Этнопсихология. Общенаучное и социальное значение изучения проблемы этнологии и культуры межнационального общения.             Устный опрос, тестирование, составле ние рефера тов, сообще ний, презента ции
2.Антропологическая классификация народов мира. Понятие «раса». Большие, малые и промежуточные расы. Основные факторы расогенеза и признаки расообразования: волосяной покров, цвет кожи, глаз, волос, рост, вес и пропорции человеческого тела - общее и особенное, расовые признаки головы и лица. А. Ретциус: принципы классификации народов мира. Р.Мартин: система антропометрических точек. Наследование расовых признаков: группа крови, пальцевые узоры, строение зубной системы, её особенности, цветовая слепота и ареалы её распространения, пробы вкуса.Возникновение человеческих рас, миграции и смешение рас, миграции и смешение рас. Изоляция и дрейф генов. Аккомодация. Расы и расизм. Формы проявления расизма.             Устный опрос, тестирование, составле ние рефера тов, сообще ний, презента ции
3. Языковая классификация народов мира. Системы лингвистической классификации народов земного шара. Генеалогическая классификация. Языковые семьи, ветви, группы и подгруппы: их состав,численность, история происхождения. Лингвистическая карта народов мира, ареалы современного распространения языковых семей. Положительные и отрицательные стороны лингвистической классификации этносов. Исторические судьбы языков народов мира. Языки живые и мертвые, письменные и бесписьменные. Место и значение языка в этнической истории человечества.             Устный опрос, тестирование, составле ние рефера тов, сообще ний, презента ции
4. Основные понятия и термины этнологии: автохтон, автохтонный. Аккультурация. Традиции и инновации. Генезис и этногенез. Этнические общности: племя, народность, нация. Этнос и субэтнос. Раса. Ойкумена. Урбанизация. Обряды и обычаи. Пережитки. Инициация. Род. Клан. Старец. Старейшина. Нормы обычного права. Материальная культура: поселения и жилища: их специфика; хозяйственные постройки: их типы, виды, конструктивные особенности; интерьер, домашняя утварь, орудия труда, оружие. Система питания: состав пищи, её культурно-бытовая специфика, порядок приема пищи, пищевые запреты. Одежда: женский и мужской комплексы. Обувь, головные уборы, прически, украшения, татуировки. Традиционные средства транспорта и связи. Духовная культура. Традиционные верования: магия, анимизм, фетишизм, тотемизм, шаманство. Священные места и объекты. Погребальные обряды. Жертвоприношения. Жречество. Народные игры и праздники. Фольклор – сказки, эпические сказания, пословицы и поговорки, песни, танцы. Семейно - брачные отношения. Система родства, формы брака и семьи. Моногамия, полигамия, полиандрия. Левират и сорорат. Брачные нормы. Брак умыканием, отработкой, выкупом, посещением. Гостевой брак. Групповой брак. Кувада, травестизм, авункулат. Побратимство, аталычество.               Устный опрос, тестирование, составле ние рефера тов, сообще ний, презента ции
5. Хозяйственно-культурная классификация народов мира. Производственная деятельность человека и формирование региональных форм хозяйства и культуры. Роль географической среды в возникновении хозяйственно-культурных типов, меняющихся в процессе развития общества. Система жизнеобеспечения. Культура как механизм социальной адаптации. Традиции природопользования. Этноэкология. Понятие об этнографическом районировании (в историческом и современном аспектах). Проблема таксономии историко-географических регионов. Историко-этнографическая классификация человечества. Хозяйственно-культурные типы. Первый уровень: охотники, собиратели, рыболовы. Подтипы первого уровня: Собиратели и охотники лесов жаркого пояса. Приморские собиратели и рыболовы. Охотники и собиратели степей и полупустынь. Горные собиратели, охотники и рыболовы. Охотники и рыболовы лесов умеренного пояса. Охотники тундры и лесотундры. Арктические охотники. Второй уровень: мотыжные земледельцы и скотоводы. Подтипы второго уровня: Ручные земледельцы жаркого пояса (влажные тропики и субтропики). Ручные земледельцы горной зоны. Мотыжные земледельцы степей и сухих предгорий. Ручные земледельцы лесной зоны умеренного пояса. Скотоводы, рыболовы и охотники Северной Европы. Скотоводы-кочевники степей и полупустынь. Высокогорные скотоводы-кочевники (Тибет). Таежные охотники и оленеводы. Оленеводы тундры. Третий уровень: пашенные земледельцы и скотоводы. Подтипы третьего уровня: Земледельцы засушливой зоны. Земледельцы влажных тропиков и субтропиков. Земледельцы лесостепей и лесов умеренного пояса.               Устный опрос, тестирование, составле ние рефера тов, сообще ний, презента ции
6. Основные школы и направления в этнологии.Становление этнологии как науки: период древности, средневековье, новое время. Кругосветные путешествия и их описания – источниковая база развития этнологии. Эволюционная школа: Г.Спенсер, А.Бастиан, Дж.Лёббок, Э.Тайлор, Дж.Мак-Леннан, Г.Л.Морган, Дж.Дж.Фрезер. Диффузионистическое направление: Ф.Ратцель, У.Риверс, Л.Фробениус, В.Шмидт, Ф.Гребнер. Биологическое направление в этнологии: Ж.Гобино, Л.Вольтман, Х.Чемберлен, О. Аммон, Ж. Ваше-де-Ляпуж. Фрейдизм в этнологии: З.Фрейд, К.Г.Юнг, О.Ранк, Г.Рохейм. Социологическая школа: Э. Дюркгейм, М.Мосс, Л.Леви-Брюль. Функционалистическое направление: Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун, Р. Турнвальд. Историческая школа в этнологии. Ф. Боас и его ученики и последователи: К. Уисслер, А. Кребер, А. Гольденвейзер, Р. Лоуи, П. Радин. Этнопсихологическое направление: А. Кардинер, Э.Сэпир, Р. Бенедикт, К. Дюбуа, М. Мид. Проблема аккультурации. Современные течения в этнологии. Культурный релятивизм: М. Херсковиц. Структурализм: К. Леви-Стросс, Э. Эванс-Притчард. Неоэволюционизм: Л. Уайт, Дж.Стьюард. Экономическая антропология. Этапы развития русской этнографии. Летописание, жития, хождения. Характер содержания текстов, их особенности. Освоение и описание Сибири русскими первопроходцами и путешественниками (XVI - XVII вв.). Е. Хабаров, В. Поярков, В. Атласов, Б. Серебренников, С.Ремезов. Изучение русскими учеными Индии и Китая (И. Бичурин, Г.Лебедев). Русская этнография XVIII века, особенности изучения населения России, специфические принципы описания (В. Татищев, М. Ломоносов, И. Георги, С.Крашенинников). Русские кругосветные путешествия XIX столетия (Крузенштерн, Лисянский, Головнин, Коцебу). Деятельность Русского Географического Общества и отделения этнографии РГО. Вклад Н.Н. Миклухо-Маклая в отечественную и мировую науку. Изучение русского фольклора (В.И. Даль, А.Н. Афанасьев). Общественные и научные организации, их роль в формировании отечественного этнографического знания. Организация этнографических выставок. Эволюционизм в России (Харузин, Штернберг, Кулишер, Коробчевский, Анучин).             Устный опрос, тестирование, составле ние рефера тов, сообще ний, презента ции
7. Этноэтикет. Этнические особенности этикета: общая характеристика этикета в описываемом этносе: общая характеристика этикета в описываемом этносе: речевой этикет, характеристика мимики и жестов, принятых в данном этносе; особенности организации пространства в этикете; этикетная атрибутика – роль костюма и этикетных реалий (цветов, подарков, визитных карточек). Этикетные ситуации: повседневный этикет, застольный этикет, окказиональный этикет, праздничный этикет. Особенности использования правил этикета в обрядах. Этикет и система ценностей разных народов мира. Семиотика жестов и этикет: символика рук (действия одной и двумя руками), символика тела (коленопреклонение, простирание по земле, поклоны поясные и земные); поцелуй, его типы и виды (религиозный, светский, любовный); выражение эмоций в этикете: обнажение, инвективы. Гостеприимство, его парадоксы; обмен дарами (подарок и отдарок), милостыня. Этикет и его место в межнациональном общении.             Устный опрос, тестировние, составле ние рефера тов, сообще ний
8. Этнические проблемы современности. Этнический феномен современности. Проблемы этнического возрождения. Проблемы сосуществования этносов. Межнациональные конфликты в истории человечества. Определение их сущности и анализ основных причин. Прогнозирование конфликтных ситуаций. Роль исторической науки в прогностике. Пути разрешения межнациональных конфликтов: анализ прошедшей и современной исторической действительности, выводы и рекомендации. Роль науки, просвещения, учреждений культуры и религии в преодолении и разрешении современных межнациональных конфликтов. Интернационализм как социально-исторический феномен: определение, содержание, сущность. Корни интернационализма и его идейные истоки в истории человечества. Специфика проявления интернационализма на разных этапах развития цивилизации. Культура межнационального общения как составная часть общечеловеческой культуры. Этнические стереотипы поведения и специфика межнационального общения. Проблема взаимоуважения и такта в межнациональных отношениях.             Итоговое тестирование, составле ние рефера тов, сообще ний,

В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учеб­ной работы отнесены: лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабо­раторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, само­стоятельные работы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...