Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совокупный спрос и совокупное предложение




Совокупный спрос — это объем товаров и услуг (объемнационального продукта, совокупность конечных товаров), который потребители, предприятия и правительство готовы купить (на которые предъявляется спрос на рынках страны) при данному уровне цен (в данный момент времени, при данных условиях).

Совокупный спрос () — это сумма планируемых расходов на приобретение конечной продукции; это реальный объем производства, который потребители (включая фирмы и правительство) готовы купить при данном уровне цен. Основной фактор, влияющий на — общий уровень цен. Их взаимосвязь отражается кривой , которая показывает изменение суммарного уровня всех расходов в экономике в зависимости от изменения уровня цен. Зависимость между реальным объемом производства и общим уровнем цен является отрицательной или обратной. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выделить основные составляющие : потребительский спрос , инвестиционный спрос , спрос со стороны государства и чистый экспорт , и проанализировать воздействие изменения цен на эти составляющие.

Совокупный спрос

§ — Спрос населения страны на потребительские товары

§ — Спрос предприятий на инвестиции

§ — Государственные закупки (госзаказы)

§ — Экспортируемый спрос (иностранные покупатели товаров на экспорт)

 

Совокупное предложение () — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике; это совокупный реальный объем производства, который может быть произведен в стране при различных возможных уровнях цен.

 

Совокупное предложение — реальный объем национального продукта, который может быть произведен при различном (определенном) уровне цен.

Закон совокупного предложения — при более высоком уровне цен у производителей возникают стимулы увеличения объема производства и соответственно увеличивается предложение изготовляемых товаров.

График совокупного предложения имеет положительный наклон и состоит из трех частей:

§ Горизонтальный.

§ Промежуточный (восходящий).

§ Вертикальный.

 

 


Сущность и причины Инфляции, ее основные виды.

Инфляция — это долговременный процесс снижения покупательной способности денег (повышение общего уровня цен).

Инфляция — это повышение общего уровня цен, сопровождаемое соответствующим снижением покупательной способности денег (обесцениванием денег) и ведущее к перераспределению национального дохода.

Дефляция — это снижение общего уровня цен.

Инфляция является основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики. Чем выше ее уровень тем, она опаснее.

Виды инфляции

В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:

§ Ползучая (умеренная) — рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах.
Экономическая теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента, она дает возможность корректировать цены, сменяющиеся условями спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать.

§ Галопирующая (скачкообразная) — рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.

§ Гиперинфляция — рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства, растетбезработица, закрываются предприятия и происходит банкротство.

В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:

§ Открытая — положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен.

§ Подавленная (закрытая) — усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами.

В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:

§ Инфляцию спроса

§ Инфляцию издержек

§ Структурную и институциональную инфляцию

Прочие виды инфляции:

§ Сбалансированная — цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно.

§ Несбалансированная — цены на товары растут неодинаково, что может привести к нарушению ценовых пропорций.

§ Ожидаемая — позволяет предпринять меры защиты. Обыноч рассчитывается государсвенными органами статистики.

§ Неожидаемая

§ Импортируемая — развивается под воздействием внешних факторов.

Причины инфляции

Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:

§ монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;

§ структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;

§ внешние причины — сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.

Структурную инфляцию вызывает макроэкономическая межотраслевая несбалансированность. Среди институциональных причин инфляции можно выделить причины, связанные с денежным сектором, и причины, связанные с организационной структурой рынков. В целом данная совокупность причин выглядит следующим образом:

1. Монетарные факторы:

§ неоправданная эмиссия денег для краткосрочных нужд государства;

§ финансирование бюджетного дефицита (может осуществляться за счет денежной эмиссии или за счет займов в центральном банке).

2. Высокий уровень монополизации экономики. Поскольку монополия обладает рыночной властью, она в состоянии влиять на цены. Монополизация может усилить инфляцию, начавшуюся вследствие других причин.

3. Милитаризированность экономики. Производство вооружений, увеличивая ВВП, не повышает производственный потенциал страны. С экономической точки зрения высокие военные расходы сдерживают развитие страны. Последствиями милитаризации являются бюджетный дефицит, диспропорции в структуре экономики, недопроизводство потребительских товаров при повышенном спросе, т.е. товарный дефицит и инфляция.

Типы инфляции

В зависимости от причин возникновения рассматривают два основных источника возникновения инфляции: спрос и предложение.

Инфляция спроса

Порождается избытком совокупного спроса, за которым по определенным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к повышению цен, создаёт возможности для увеличения прибыли предприятий. Предприятия расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу и экономические ресурсы. Растут денежные доходы владельцев ресурсов, что способствует дальнейшему росту спроса и росту цен.

Причины инфляции

§ милитаризация экономики или чрезмерный рост военных расходов;

§ дефицит государственного бюджета и рост внутреннего государственного долга (покрытие дефицита бюджета, происходящее путем займов на денежном рынке);

§ кредитная экспансия банка правительству России (предоставление кредитов);

§ импортируемая инфляция;

§ инфляционные ожидания населения и производителей (выражается в том, что приобретение товаров происходит сверх нужной потребности из-за боязни повышения цен);

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...