Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стихийные процессы в обществе и массовое сознание. Мифологическое и фетишистское сознание. Идеология и наука. Ложь и истина идеологии.




Под массовым сознанием в широком смысле понимают сознание больших масс людей, народа. В более узком значении — это та особая форма обыденного сознания, которая появляется под влиянием определенных средств, прежде всего средств массовой информации. В массовом сознании людей выделяются два основных слоя:

-сознание обыденное, связанное со стихийным отражением минимального набора повседневных, бытовых потребностей и отношений;

-сознание практическое, включающее в себя весь жизненный опыт человека, — оценки, переживания, убеждения, цели, суждения, базирующиеся на здравом смысле. Именно здравый смысл, содержащий рациональное зерно, не позволяет сознанию оторваться от действительности. В целом массовое сознание. благодаря традиционным формам закрепления, отличается инертностью, консерватизмом, стереотипностью.

Массовое сознание имеет следующие особенности:

-сложность и противоречивость (в массовом сознании присутствуют несовместимые взгляды — прогрессивные и негативные реакции);

-синкретизм;

-размытость, фрагментарность, аморфность, разорванность;

-эмоциональность;

-«упрошенное» отражение социальной действительности.

Наука и идеология различаются по целям, по методам и по практическим приложениям. Наука имеет целью познание мира, достижение знаний о нем. Она стремится к истине. Идеология же имеет целью формирование сознания людей и манипулирование их поведением путем воздействия на их сознание, а не достижение объективной истины. Она использует данные науки как средство, опирается на науку, принимает наукообразную форму и даже сама добывает какие-то истины, если это уже не сделано другими. Но она приспосабливает истину к своим целям, подвергает её такой обработке, какая необходима для более эффективного воздействия на умы и чувства людей и в какой заинтересованы те или иные группы людей, организации, классы и даже целые народы.

Идеология, как и наука, оперирует понятиями и суждениями, строит теории, производит обобщения, систематизирует материал, классифицирует объекты, короче говоря — осуществляет многие мыслительные операции, какие являются обычными в науке. Но между идеологией и наукой и в этом есть существенное различие. Наука предполагает осмысленность, точность, определенность и однозначность терминологии. Она по крайней мере к этому стремится. Утверждения науки предполагают возможность их подтверждения или опровержения. Понимание науки предполагает специальную подготовку и особый профессиональный язык. Наука вообще рассчитана на узкий круг специалистов. В идеологии все эти условия не соблюдаются, причем не вследствие личных качеств идеологов, а вследствие необходимости исполнить роль, предназначенную для идеологии. В результате ориентации на обработку сознания масс людей и на манипулирование ими получаются языковые конструкции, состоящие из расплывчатых, многосмысленных и даже вообще бессмысленных слов, из непроверяемых (недоказуемых и неопровержимых) утверждений, из однобоких и тенденциозных концепций. Результаты науки оцениваются с точки зрения их соответствия реальности и доказуемости, то есть критериями истинности, результаты же идеологии — с точки зрения их эффективности в деле воздействия на сознание людей, то есть критериями социального поведения.


 

Современные глобализационные процессы: направленность и характер. Основные модели и сценарии глобализации. Глобализация как объективная и как рукотворная реальность.

Глобализация – возрастание роли внешних факторов (экон-их, соц-ых и кул-ых) в воспроизводстве всех стран-участниц этого процесса, формирование единого мирового рынка без нац-ых барьеров и создание единых юридических условий для всех стран.

Процесс глобализации состоит из трех взаимосвязанных компонентов – нового междун-го разделения труда, международного производства и политических отношений.

Теоретической основой глобализации стала неолиберальная теория (особенно монетаризм) которая утверждает приоритет рыночных механизмов в экон развитии.

Сформировалось несколько постулатов относительно глоб-ии: 1. процесс глобализации приобрел планетарный характер; 2. все страны, вовлеченные в глобализацию, получают неоспоримые выгоды (от расширения масштабов производства, снижения издержек, повышения качества и увеличения возможностей выбора товаров);3. глобализация охватывает все стороны жизни человеческого общества – экономику, социальную жизнь, культуру и пр., что влечет за собой становление «общечеловеческой цивилизации». В действительности результаты глобализации оказались гораздо скромнее.

Прежде всего, в мире не сложилось единого социально-экономического строя. Социализм сохранился (Китай, Вьетнам и др.), причем высокие темпы развития этих стран в последние десятилетия привели к усилению его мощи и влияния. В развитых странах происходит эволюционная трансформация капитализма в какой-то новый социально-экономический строй, пока не получивший общепринятого названия.

Осн сценарии глоб-и. Все более четко вырисовываются 2 крайних сценария развития глоб-ии и взаимодействия цивилизаций четвертого поколения в XXI в. Первый, пессимистический и трагический сценарий - продолжение ныне преобладающей модели глобализации, получившей название неолиберальной (хотя с учетом тенденций и перспектив ее можно было бы с тем же основанием назвать и неототалитарной, и неоколониалыюй). Это модель, осуществляемая в интересах и под руководством ТНК и западных цивилизаций, напр-ая на реализацию однополярного мира. Второй, оптимистического сценарий. Его суть в постепенной смене модели глобализации, ее гуманизации, осущ-ии в интересах и под контролем формирующегося - глобального гражд-ого общества, кот может обуздать своекорыстие стратегически близоруких ТНК и стран "золотого млрд".

Глобализация и постиндустриализм уже не концепции и теории, как было в 70—80-х годах, а объективная реальность. С этой реальностью в самых различных ее проявлениях — техн-их, фин-ых, инф-ых, пол-их, кул-ых, соц-ых, экол-их и т. д. — так или иначе сталкиваются люди, причем не только в развитых, но и развивающихся странах. Особенно наглядны изменения в техн-кой и инф-ной сферах: развитие новых средств связи.

Глобализация в разных сферах жизни (экономика, культура и тд) создает «рукотворную» реальность. Искусственная природа с ускорением теснит природу естественную: новые технологии не только меняют состояние общества, индивидуальное и общественное сознание, но и претендуют на изменение генотипа человека.


 

Эпоха глобализации» и проблема сохранения и развития белорусской национальной культуры и государственности. Белорусская модель развития общества и проблема исторического самоопределения восточнославянских народов. Формирование евразийского цивилизационного центра развития и силы – императив времени.

Наиболее глубоким и противоречивым феноменом развития человечества в начале XXI в. является стремительный процесс глобализации.

Какие черты глобализации особенно опасны для судеб цивилизаций? Во-1, при преобладающей ныне неолиберальной модели Г стандартизируется по западным образцам система ценностей, составляющая суть, наследственный генотип, уникальность каждой цивилизации. Во-2, локальные цивилизации лишаются экон-ой самост-ти. В-3, современная Г ориентирована на однополюсный мир, на диктат единственной сверхдержавы В-4, нынешняя модель Г унифицирует порядок использования природных ресурсов и охраны окружающей среды опять-таки в интересах богатых цивилизаций и ТНК.

Человечеству вполне по силам изменить вектор, характер глобализации, придать ей «человеческое лицо», поставить на службу своим интересам, сохранив цивилизационное разнообразие как непременное условие своего выживания и устойчивого развития Концепция устойчивого развития и решения глобальных проблем на основе диалога и партнерства цивилизаций. С. Хантингтон выделяет восемь современных цивилизаций: западную, православную, исламскую, китайскую, индийскую, японскую, латиноамериканскую, африканскую (южнее Сахары).

Представляется правомерным говорить о формировании в начале XXI в. 5-го поколения локальных цивилизаций, которые условно можно разбить на три группы: западные, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, океаническая.

Формирование 5-го поколения локальных цивилизаций обусловлено рядом факторов:

в системе международных отношений на первый план выходят проблемы взаимодействия цивилизаций, альтернатива их столкновения либо диалога и партнерства;

Экспансия западноевропейской цивилизации распространяется и на составные элементы некогда единой евразийской цивилизации. Это прежде всего коснулось стран Балтии, на очереди Украина, Молдавия, Грузия.

Можно утверждать, что геогр-ое положение государства играет ведущую роль в его политическом и экономическом развитии. Однако «политический потенциал» определяет стратегию внутреннего и внешнего развития государства, его силу и вес на международной арене.

Беларусь выработала следующие геополитические и политические принципы:

1. В силу сложившихся исторических традиций и имперских амбиций сегодня Запад объективно представляет угрозу для Востока, в том числе и для Беларуси и делает политическую изоляцию Беларуси вынужденной мерой.

2. Зависимость России от Запада ставит под угрозу отношения м/у 2-мя братскими гос-ми, что оправдывает действия бел руководства по свертыванию процессов интеграции.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...