Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В.В.Репкин (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)




Отличительной особенностью учебника является наличие сквозных персонажей, появление которых на страницах учебника свидетельствует о возникновении новой учебной задачи: Маша и Алеша – близнецы первоклассники.

Дедушка Ус – опытный самоучка (герой-справочник);

Дядюшка Ага – герой, символизирующий догадку;

Авосик – герой, делающий на «авось». Предназначен для формирования у учащихся самоконтроля и самооценки;

Небойсик – герой, олицетворяющий оптимизм в поиске решения учебной задачи.

«+»

1) наличие страничек (желтого цвета) для совместного чтения учителя и учеников, основная цель которых – создание атмосферы литературного чтения;

2) большое внимание уделено лексической работе; развитию устной речи;

3) пропедевтическая работа по изучению частей речи;

4) наличие упражнений на развитие творческих способностей;

5) наличие дифференцированных заданий;

«-» доступен не всем учащимся

 

Анализ современных прописей и тетрадей по письму

 

Непременной стороной обучения грамоте является обучение элементарному письму. Письмо относится к самым сложным видам речевой деятельности. «Письменная речь - писал Л.С. Выготский, - требует для всего хотя бы минимального развития высокой степени абстракции... Это речь без интонационно, экспрессивной, вообще без всей звучащей стороны. Это речь в мысли, в представлении, но речь лишенная самого существенного признака устной речи - материального звука.... Именно отвлеченность письменной речи, то, что эта речь только мыслится, а не произносится, представляет одну из величайших трудностей, с которой встречается ребенок в процессе овладения письмом» (Выготский Л.С. Мышление и речь).

 

Прописи В.Г. Горецкого, Н.А. Федосовой предназначены для работы с учебником «Русская азбука» В.Г.Горецкого и входят в УМК «Школа России»

Формат прописей немного меньше формата А4. Внешнее оформление красочное созвучно с обложкой азбуки, с элементами русско-народных сказок. Внешне обложки прописей не ярки, но в теплых тонах, приятных для глаз детей.

С первых страниц прописей уделено внимание формированию правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш или ручку при письме, или рисовании. Прописи содержат подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Используя прием «ассоциаций», происходит знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединения. Учатся обозначать звуки соответствующими буквами рукописного шрифта. Созданы условия для выработки связанного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильного расположения букв и слов на строке. Запись слов и предложений предусмотрена после предварительного слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.

Предусмотрено также списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а - затем и с печатного текста), а затем проверка написанного при помощи сличения с текстом - образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.

Задания в прописях построены по принципу от «простого к сложному». 1 часть прописей начинается с прописывания элементов; 2 часть - с букв; 3 часть - продолжают прописывать буквы, соединение букв в слова; 4 часть - прописывают предложения, как методом списывания, так и под диктовку учителя. В прописях имеются красочные, предметные и сюжетные иллюстрации, несущие как воспитывающий, так и развивающий характер. Присутствуют упражнения на повышение самооценки учащегося (в рамке показать образец собственного написания той или иной буквы – в тетради № 3).

Прописи доступны всем учащимся. Также в них достаточно много тренировочных упражнений, способствующих формированию каллиграфического навыка.

«–»:

- отсутствие наклонных вспомогательных линий во 2 – 4-ой тетрадях;

- резкий переход написания букв с частыми наклонными линиями к написанию букв без наклонных линий в 1-ой тетради.

 

Прописи «Хочу хорошо писать» (в 4-х тетрадях) вместе с букварем «Мой первый учебник» (авторы: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, Н.М.Бетенькова, О.Е.Курлыгина) входят в УМК «Гармония» и обеспечивают подготовку учащихся к дальнейшему изучению русского языка по учебнику М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка».

Все тетради, начиная с первой, имеют широкую разлиновку, что обеспечивает возможность учить ребёнка писать сразу в такой строке, которую он позже встретит в тетрадях по русскому языку. Однако разлиновка прописей предполагает последовательную помощь начинающему школьнику – кроме основных линий строки вводятся дополнительные: две горизонтальные линии регулируют высоту строчных и прописных букв, а несколько косых (к четвёртой прописи две) облегчают контроль наклона письма. Постепенно, от прописи к прописи, количество линий-помощниц и их вид меняются. Так, в первых двух прописях вспомогательные горизонтальные линии – сплошные, а в двух следующих – пунктирные с постепенно увеличивающимся интервалом между чертами, при этом в последней прописи линия для заглавных букв снимается; от восьми до двух уменьшается и количество наклонных линий. Такое изменение разлиновки призвано обеспечивать последовательное возрастание самостоятельности первоклассников.

На уроках письма в центре внимания находятся гигиенические правила, структура строки (наличие основных линий и дополнительных – линий-помощниц), элементы букв и способы их соединения. Дети учатся правильно сидеть, располагать тетрадь, держать ручку, ориентироваться в пространстве страницы, находить все необходимые элементы строки, выполнять различные движения рукой, а для этого они обводят бордюры, штрихуют и раскрашивают рисунки и т.д., учатся писать элементы букв, узнают и осваивают различные виды соединений. Происходит развитие аналитических возможностей учащихся, их глазомера, руки, пространственных представлений. Широко используется квази-письмо («ненастоящее письмо» – запись слов и предложений с помощью схем), что позволяет с первых дней начинать обучение письму под диктовку и в целом работу над письменной речью, над её правильным оформлением.

На основе прописей у первоклассников формируются необходимые каллиграфические умения, а также осуществляется становление других: фонетических (характеризуют звуки, осваивают частичный, а затем и полный звуковой анализ слов, записывают схемы в прописи), графических, орфографических (знакомство в прописях с опасными при письме местами), речевых. Младшие школьники осваивают особую технологию списывания и письма под диктовку.

«–»:

1) много заданий на раскрашивание рисунков и мало строк отведено для тренировочных упражнений;

2) несоблюдение высоты букв из-за пунктирных вспомогательных линий;

3) вписывание слога в середину слова-образца;

4) доступны не для всех учащихся.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...