Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интонационные конструкции. Концепция Е.А.Брызгуновой




Два основных направления движения тона.

1.Падение тона. Центр интенсивности в начале, средняя длительность больше, чем во второй.

2.максимум интенсивности в конце, средняя длина меньше, чем в первой.

Комбинации этих 2х типов. Если имеет место логическое ударения – внутри меняется тон.

 

1)У него есть правА.

Интонационный центр на ударном гласном последнего слога. Предцентровая часть – ровное движение. На ударном гласном центра тон понижается. Такая интонационная конструкция характерна для законченного повествования.

_ _ _ _ _

2)У когО есть права?

Интонационный центр на ударном гласном первого слова. Движение тоже нисходящее. Для вопр. предложений и слов.

_ _

↓_ _ _

3) У него есть ПРАВА?

Интонационный центр на последнем слове. Тон резко повышается. Общий вопрос.

_ _ _ _ _ ↑

4) А ПЕтя?

Интонационный центр на слове-переспросе. Подъём на ударном гласном нет падения.

_ _ ↑

5)У негО есть правА!

2 центра. На первом тон повышается, на ударном гласном, на ударном гласном второго понижается.

_ _

_ _ ↑ ↓

6)КакОй он отлИчник!?

Негативный оттенок.

 

7)Восхищение. Какой компот вксный!

Ударение как фонетическая единица. Словесное ударение и его фонетические корреляты в русском языке. Функции ударения как звуковой единицы. Безударные и слабоударяемые слова в русском языке. Типы клитик. Побочное ударение. Разновидности несловесного ударения: синтагматическое, фразовое, логическое, эмфатическое. Свободное и несвободное ударение. Подвижное и неподвижное ударение.

Строительная функция Слово – это линейная последовательность фонем + ударение
Опознавательная Без ударения слово не опознать
различительная мУка и мукА

Словесное ударение – выделение с помощью фонетических средств одного из слогов слова. Корреляты ударения: длительность, интенсивность, качество.

По месту словесного ударения различают языки со свободным (русский) и языки со связанным ударением (польский). В русском ударение может приходиться на любой по порядку слог.

В другом аспекте различают подвижное и неподвижное ударение. Подвижное ударение характеризуется тем, что при словоизменении или словообразовании место ударения может меняться

В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему.

Фонетическое слово – это интонационно ритмическое единство основного слова и клитик. Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно при­мыкает, называется энклитикой.

Ударение бывает основное и побочное (дополнительное, второстепенное)

Синтагматическое ударение падает на последнее слово в синтагме, а фразовое – на последнее слово последней синтагмы.

Эмфатическое ударение не обязательно. Это выделение наиболее важного в эмоциональном плане слова в предложении. Удлинение гласного – положительная эмоция, а согласного – отрицательная. Логическое ударение – выделение наиболее важного в смысловом отношении слова в фразе, тоже не обязательно.

Одно ударение не может объединять более 6 слогов, появляется побочное.

Средняя длительность слога в коротком слове больше, чем в длинном

Ведущий коррелят ударения – длительность, а не сила

Большая часть служебных слов и частиц не имеет на себе ударения. Одни из них являются проклитиками, другие – энклитиками. Некоторые односложные предлоги с определенными существительными нередко принимают на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывается безударным. Слабоударяемыми являются глаголы-связки быть, стать.

Побочные обычно на первом слоге, а основные на других:

- сложные слова из двух основ (древнерусский, клятвопреступление)

- многие сложносокращённые слова (стройматериалы)

Фонема как независимая единицы в системе языка. Соотношение фонемы и аллофона. Фонема как предел линейного членения потока речи. Нелинейное членение фонемы. Понятие ДП. Классификация аллофонов. Аллофон и фон.

Если мы выделим в каком-то случае фонему, совпадающую с морфемой, мы можем выделить ее в другом слове

  1. Через морфемный анализ
  2. Минимальные пары
  3. Способ остаточной выделимости

Фонема – это минимальная звуковая единица языка, способная быть в нём единственным различителем значащих единиц. Фонема является однородной единицей, незнаковой, но потенциально фонема связана со значением.

Сегмента́ция в лингвистике — линейное членение речевого потока на составляющие отрезки, называемые сегментами. Членение на фонемы возможно благодаря наличию случаев, когда звуковым обликом морфемы служит единственная фонема, к примеру /a/ в форме сестра, /k/ в слове горка в русском языке. В силу отсутствия подобных случаев в слоговых языках такая единица, как фонема, в них не выделяется.

Если два звука находятся в одинаковых фонетических условиях – это разные фонемы, если во взаимоисключающих – разные аллофоны.

 

Дистрибуция фонемы – совокупность её аллофонов (каждый аллофон данной фонемы находится в положении дополнительной дистрибуции – каждый дополняет представление о дистрибуции данной фонемы)

 

Язык – абстрактная система, набор понятий, реализуется в речи.

Аллофон – наше представление о том, как должна реализоваться фонема.

Фонема – абстракция на уровне языка.

Аллофон – абстракция на уровне речи.

Фон – реальность, то, что прозвучало на самом деле.

 

Фонема Язык
Аллофон Речь
Фон

Классифицкация аллофонов.

Аллофоны – варианты (оттенки) фонемы, объединяемые как разновидность одной фонемы. Выбор каждого варианта во всех случаях обусловлен характером фонетического окружения.

Т.о. т ипичный или основной аллофон фонемы – тот, который стоит в позиции наименьшей зависимости от окружающих звуков или ударный (нет влияния других звуков, изолированное произнесение или тот звук, который меньше меняет).

Другие варианты фонемы – специфические. Они представляют собой изменения основного варианта, обусловленные специфической позицией. Они подразделяются на комбинаторные и позиционные.

Комбинаторные аллофоны обусловлены воздействием артикуляции соседних звуков.

Позиционные аллофоны связаны с разным местом, влиянием ударения.

Факультативные варианты фонемы похожи на самостоятельные фонемы, но являются всего лишь вариантами одной фонемы, так как не противопоставляются друг другу как различительные единицы.

Понятие потока речи. Два типа взаимовлияния звуков в потоке речи. Фазы звучания гласного и согласного.

Реально мы имеем дело с непрерывным звуковым потоком и отдельный звук – абстракция

Поток речи – непрерывный поток звука, когда экскурсия звука накладывается на рекурсию. Процесс образования оттенков фонем или обязательных аллофонов в процессе речи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...