Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Артикуляционная классификация гласных




Фонетика

 

Основные подходы к изучению звуков речи

Классификации звуков речи

Звук и фонема. Система фонем

Транскрипция

Супрасегментные фонетические единицы

Основные подходы к изучению звуков речи

Фонетика — это раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка.

В потоке речи выделяются разные фонетические единицы: сегментные и супрасегментные. Сегментные единицы представ­ляют собой отрезки речевого потока различной протяженности: звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фраза. Супрасегментные единицы (от лат. supra — над), или просодические (от греч. prosodia — ударение, припев), объединяют сегментные единицы в более крупные. К просодическим средствам отно­сится ударение во всех его видах, тон и интонация. От сегмент­ных единиц они отличаются тем, что не могут существовать самостоятельно и как бы накладываются на них.

Наименьшей сегментной единицей является звук. Звуки речи — сложное явление, поскольку каждый из них — это одно­временно факт физический (акустический), физиологический (продукт работы речевого аппарата), функциональный (эле­мент структуры определенного языка). Все три стороны звука тесно связаны и выступают в единстве. Наиболее значимой стороной звука является функциональная, так как характер­ные особенности звуков речи в разных языках обусловлены длительной общественно-речевой практикой говорящих. Так, в русском языке выработалось произношение звуков [d] и [t], при котором кончик языка опущен. В английском же языке при их произнесении кончик языка поднят, отодвинут назад и касается бугорков за зубами (альвеол). В некоторых языках Индии при произношении [d] и [t] язык еще более отодвинут назад и касается нёба.

Звуки речи обычно рассматривают в трех аспектах:

1) акустическом (с точки зрения слушающего):

2) артикуляционном (с точки зрения говорящего):

3)функциональном (собственно лингвистическом).

 

Акустический подход

При акустическом подходе изучаются физические характе­ристики звуков речи. Таких основных характеристик четыре: высота, сила, длительность, тембр. Поскольку звук человече­ской речи представляет собой волновое колебание воздушной среды, которое возникает в результате работы органов речи, то акустические свойства звука обусловлены особенностями колебаний, порождающих данный звук.

Высота звука зависит от частоты колебаний. Чем больше частота колебаний звука, тем он выше. Единицей измерения частоты колебаний является герц (Гц). Если о звуке говорят, что его частота 200 Гц, это означает, что он образуется при 200 колебаниях в секунду. Диапазон частот, которые участвуют в образовании звуков речи, — от 50 до 10 000 Гц.

Сила звука, измеряемая в децибелах (дБ), зависит от амплиту­ды (размаха) колебаний: чем больше амплитуда, тем сильнее звук. В разных фонетических условиях интенсивность произношения звука может меняться. Сила звука не тождественна громкости. Громкость — это восприятие интенсивности звука слуховым аппаратом человека. Звуки одинаковой силы, но различающиеся по высоте, воспринимаются как звуки различной громкости.

Длительность (долгота) звука — это продолжительность звука во времени, которая зависит от того, как долго работают органы речи. Например, открытые гласные, как правило, дли­тельнее закрытых, ударные гласные в русском языке длительнее безударных и т.д.

Тембр — это индивидуальная окраска звука, самая сложная из всех акустических характеристик. Тембр зависит от соотно­шения в составе звука основного тона, обертонов, резонансных тонов и различных шумов. Звук образуется не­сколькими волновыми колебаниями. На основной тон, возни­кающий в результате вибрации всего колеблющегося тела (на­пример, голосовых связок), накладываются дополнительные тоны— обертоны (или гармоники), порождаемые вибрацией частей голосовых связок. Части голосовых связок колеблются с большей частотой, чем связки в целом, поэтому обертон выше основного тона (это самая низкая по частоте составляющая звука). При прохождении воздушной струи через резонаторы (носовая, ротовая, глоточная, гортанная полости) происходит наложение волн: резонансный тон (собственные колебания воздуха в резонаторах) усиливает те обертоны, с которыми он совпадает по частоте. Усиленные области частот звука речи называются формантами (от лат. formans, formantis — образу­ющий). Иными словами, форманты — это частоты, которым у данного звука соответствуют наибольшие амплитуды. В спектре звуков обнаруживается несколько формант — форманта основного тона и форманты F1, F2, F3, F4... (Fn — условное обозначение формант). Для образования и различения звуков речи важны две первые форманты (F1, F2), наиболее близкие по частоте к основному тону. Таким образом, каждый звук имеет особую формантную структуру, что дает возможность отличать один звук от другого.

Форманты гласных русского и английского языков:

Русский язык Английский язык
звуки частоты двух первых формант (Гц) звуки частоты двух первых формант (Гц)
а 620 и 1070 а 700 и 1100
и 230 и 2220 i 400 и 2100
у 240 и 615 и 450 и 1000
о 510 и 850 о 550 и 900
э 420 и 1950 е 500 и 1800

 

 

Артикуляционный подход

Речевой аппарат состоит из двух отделов:

1) дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея);

2) собственно произносительный аппарат, который включает в себя: гортань с расположенными в ней голосовыми связками и хрящами; надгортанные органы (полость рта, носа, глотки). В полости рта находятся органы, окончательно оформляющие звуки речи: язык, губы, зубы, десны, альвеолы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок (или увула).

Произносительные органы делят на две группы:

1) активные, т.е. подвижные, способные менять объем и форму речевого тракта (к ним относятся гортань, глотка, язык, губы, мягкое нёбо с маленьким язычком);

2) пассивные, т.е. неподвижные: зубы, твердое нёбо, десны, альвеолы.

Органы речи выполняют следующие функции:

· органы дыхательного аппарата создают необходимый для производства звуков воздушный поток и не принимают непосредственного участия в их образовании;

· гортань является источником голоса;

· надгортанные органы, создавая преграды струе воздуха, выступают в качестве источников шумов и, формируя воздушные полости, являются источником обертонов и резонансных тонов.

 
 

Рис. 1 Строение речевого аппарата

 

В результате совместной работы произносительных органов рождаются различные звуки. Работа органов речевого аппарата при произнесении звуков называется артикуляцией. Для того чтобы возник нужный звук, произносительные органы долж­ны занять определенное положение. Это целевая артикуляция звука. Например, целевая артикуляция гласного состоит в том, чтобы придать речевому тракту такую форму, которая не создаст препятствия для идущей из гортани воздушной струи. Каждо­му звуку соответствует своя целевая артикуляция. Движение речевых органов для ее реализации носит название артикуля­ционного жеста. В нем принято выделять три фазы:

1) экскурсия (или приступ) — начало движения органов речи;

2) выдержка — достижение артикуляторами нужного по­ложения для произнесения конкретного звука;

3) рекурсия (или отступ) — переход к состоянию покоя или реализации следующего артикуляционного жеста.

Например, при произношении русского звука [б] губы смыкаются (экскурсия), некоторое время находятся в сомкнутом состоянии (выдержка) и под давлением воздушной струи раз­мыкаются (рекурсия). В потоке речи наблюдается наложение начальных и конечных фаз соседних артикуляционных жестов, что обеспечивает звучащей речи плавность и непрерывность. Каждый язык обходится ограниченным набором артикуляци­онных жестов.

Совокупность артикуляций, необходимых для образо­вания звуков конкретного языка, образует артикуляторную базу данного языка. Артикуляторные базы разных языков не совпадают.

Функциональный подход

При функциональном подходе изучается функционирование звуков в языке. Исследованием звуковых элементов в этом аспекте занимается особый раздел фонетики — фонология, или функциональная фонетика.

Классификации звуков речи

 

Традиционно звуки языка делятся на гласные и согласные, Которые различаются между собой такими признаками, как соотношение тона и шума, напряженность артикуляции, сила выдоха, роль в языке.

Классификации гласных и согласных, как правило, опи­сываются отдельно. В основу классификации могут быть положены акустические или артикуляционные признаки. Существуют классификации смешанного типа. В настоящее время в лингвистике чаще пользуются классификациями основанными на артикуляционных характеристиках звуков.

 

Артикуляционная классификация гласных

Для артикуляционной классификации гласныхособое значение имеет положение языка, губ, мягкого нёба. В соответствии с этим принято выделять такие признаки гласных, как ряд, подъем, наличие — отсутствие лабиализации и назализации.

По ряду гласные делятся на гласные переднего ряда (на­пример: рус. и э; франц. а у), среднего (смешанного) ряда (рус. ы а ъ; нем. э) и заднего ряда (рус. у о; нем. о: и: а:).

По степени подъема различают гласные верхнего подъема (рус. и у ы), среднего подъема (рус. э о) и нижнего подъема (рус. а; англ. а: а). При детальном описании гласных выделяют большее число подъемов.

По положению губ гласные делятся на лабиализованные (рус. у о; англ. и:) и нелабиализованные (рус. и ы а;),

По положению мягкого нёба гласные подразделяются на ро­товые (рус. о а; англ. и: ə: нем. а: о:) и носовые (франц. ã õ).

Кроме названных артикуляционных признаков, при опи­сании гласных учитываются такие их характеристики, как напряженность артикулирующих органов и длительность артикуляции. По длительности различаются долгие (напри­мер, франц. а: о:; англ. i: а:) и краткие гласные (например, франц. а е; англ. i), по степени напряженности — напряженные и ненапряженные. Все долгие гласные являются напряженными.

В классификациях звуков принято различать основные и дополнительные признаки. В каждом языке свой набор основ­ных признаков звуков. Так, основными признаками русских гласных являются ряд и подъем, все остальные признаки до­полнительные. Во французском же языке к числу основных признаков гласных относятся назализация, открытость — за­крытость, ряд, подъем и лабиализация.

С точки зрения однородности артикуляции гласные под­разделяются на монофтонги и дифтонги.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...