Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения для закрепления




 

13. Благодаря каким особенностям русского произношения возможны колебания в написании фамилий?

Вяхерева - Вяхирева, Шимановский - Шемановский,

Какуранов - Кокуранов, Стряпков - Стрепков,

Резанцев - Рязанцев, Анучин - Онучин

 

14. Почему были возможны следующие колебания в орфографических нормах XIX-XX века?

Мачеха - мачиха

ветчина - ведчина - вядчина

сегодняшний - сегоднишний - сегоднешний

подчивать - подчевать - потчивать.

 

15. Сравните произношение слов:

пребывать - прибывать

презрение - призрение

чистота - частота

маховик - моховик

нагой - ногой

разница - разниться.

 

16. В произношении совпадают такие грамматические формы:

неутомимо - неутомима

пела - пело

мыло - мыла (сущ.)

мыло - мыла (глаг.)

крыше - крыши

Какими закономерностями обусловлены эти совпадения?

 

17. На какие нормы произношения опираются рифмы в приведённых стихотворных отрывках?

 

1. Простучат голубые капли,

Простучат, будоража кровь...

Мы как будто в старом спектакле

Про весну, про жизнь, про любовь.

(Любовь Татишвили)

 

2. Но однажды в апреле

В предвечернюю тишь

Звонко спрыгнут капели

На завалинки с крыш.

(Борис Овценов)

 

3. Вдруг всё вернулось, всё вернулось,

Знакомый томский листопад.

Я просто тихо обернулась

И опустила в землю взгляд...

(Ольга Мухина)

 

4. Не судите, что я нелюдимой стала,

И не надо за скрытность меня корить.

Вот когда я почувствую: полегчало,

Можно будет о многом поговорить.

(Светлана Борзунова)

 

5. Даль в размеренном спит бреду,

И вместо тени сумрак пылкий.

И вижу я холмов высокую гряду,

Заснувших облаков курчавые затылки...

(Евгений Вязанцев)

 

6. Кто поймёт эту жизнь, кто осудит,

разберётся в её мелочах?

Кто подскажет, что было, что будет,

что мы можем, что в наших руках?

(Ирина Никешина)

7. Снова встретимся мы, как вначале...

На трамвайном кольце постоим.

Тут дорога прошла ли, судьба ли -

Поворот её непоправим.

(Ирина Титовская)

Варианты в произношении согласных

18. Как произносятся согласные с, з, б, д, т перед разделительным ъ?

Объявление, съедобный, съёжиться, съёмка, безъядерный, разъезд, подъезд, объяснять, разъяснение, изъян.

 

 

Методическое примечание

Согласные в конце приставок перед разделительным ъ следует произносить твёрдо. Мягкое произношение согласных в этих случаях признано устаревшим.

 

 

19. * Как произносятся заднеязычные согласные в следующих словах?

 

Анекдот, богатый, бухгалтер, вокзал, всегда, господа, когда, также, тогда, экзамен.

 

 

20. Отметьте особенности произношения звука [г] перед глухим согласным.

 

Когти, когтистый, мягкий, лёгкий, легчайший, смягчить, облегчить

 

 

Методическое примечание

Согласные [г] и [к], будучи соотносительными по глухости-звонкости, чередуются. При этом происходит влияние одного звука на другой - звонкого согласного на глухой или глухого на звонкий. В русском литературном языке наблюдается влияние последующего согласного на предшествующий.

В некоторых словах [г] произносится как [х]: это слова мягкий, легкий и другие с тем же корнем. Обратите внимание: в слове бухгалтер вместо сочетания [хг] произносится [g].

 

 

21. Распределите слова по группам (отметьте каждое слово соответствующей литерой):

а) слова, в которых ассимилятивное смягчение уже не является нормой современного языка,

б) допускается ассимилятивное смягчение в качестве литературного варианта,

в) произношение со смягчением является единственно возможным.

 

Брусника, везде, возле, гвоздика, здесь, мостик, кузнец, след,

слезть, снег, снимать, толстяк;

водник, медлить, спутник, подделка, отнести;

античный, бантик, вакансия;

винтик, пенсия, претензия, рецензия;

дверь, змея, ответ, подбитый, разбить, свеча, смерть, четверг, армия, корни, оскорбить, портить, гвардия, морфий;

единственный, искусственный, таинственный, естественный, лиственный; организм, механизм, капитализм.

 

Методическое примечание

Наличие или отсутствие ассимилятивного смягчения в современном русском литературном языке регламентации не поддаётся. Можно лишь говорить о более или менее устоявшихся закономерностях. Обычно смягчаются зубные согласные [с], [з], [н] перед мягкими зубными: ка[з`н]ить, го[с`т`]и, ра[з`д`]ел. Согласный [н] смягчается также перед ч и щ: бараба[н`]щик, го[н`]щик.

Вариативное произношение: с, з на конце приставки или в позиции предшествующего предлога (ра[з`]лить и ра[з]лить); [д] и [т] - перед последующим мягким [н] на стыке корня и суффикса (спу[т`]ник и спу[т]ник);

т, д, с, з - перед мягкими губными п, б, в, ф, м ([ д`]верь и [д]верь);

ст - перед мягким в в сочетании - ств - (един[с`т`]венный и един[ст]венный).

Нелитературным считается смягчение губных согласных перед мягким [к]. Рекомендуется произносить только: спра[ф]ки; зе[р]кало (произнесение на местевыделенных согласных мягких является устаревшим); в словах на - изм согласный [з] может смягчиться только перед мягким [м`](при социали[з`]ме; ср: социали[з]м).

22. Проверьте по орфоэпическому словарю: правильно ли вы употребляете следующие слова? Отметьте слова с твердым, мягким и вариативным произношением.

 


академгородок

академический

академотпуск

аксессуар

альтернатива

анестезия

антенна

артериальный

бактерия

бандероль

бассейн

береста

берет

бизнес

брюнетка

бутерброд

бухгалтерия

велотрек

вундеркинд

гарем

гипотеза

гипотетический

гротеск

дебют

декан

декольте

демагог

депо

депрессия

детектив

детерминировать

де-факто

де-юре

диспансер

диета

зеро

идентичный

индексация

интервал

кодекс

компьютер

конгресс

корректный

крепдешин

консенсус

либретто

лорнет

лотерея

майонез

менеджер

менеджмент

морфема

модель

музей

нейрохирург

неологизм

Одесса

отель

партер

пастель

патент

полонез

потенция

презент

прессинг

протекция

рандеву

регресс

рейтинг

рейд

реквием

рельс

свитер

сенсорный

сервис

сессия

стратегия

стресс

тезис

темп

тенденция

термин

термос

террор

тест

тостер

фанера

фланель

форель

хормейстер

чартер

шатен

шинель

шпатель

штемпель

экземпляр

экспресс

энергия

экстрасенс

юриспруденция


 

 

Методическое примечание

Обратите внимание на случаи, когда возможно произнесение как мягкого, так и твёрдого согласного перед [э].

 

 

Упражнения для закрепления

 

23. Чем можно объяснить наблюдающиеся при произношении следующих слов ошибки?

 

Дерматин, инцидент, констатировать, невропатолог, джентльмен, перспектива, учреждение.

 

Методическое примечание

В живой речи нередки случаи ненужного “наращения” согласного, а иногда добавления гласного в словах, имеющих стечение согласных.

 

24. На какие нормы произношения опираются рифмы в приведенных стихотворных отрывках?

 

1. Невозможно весне не верить,

Мимо луж пройти просто так.

Распахнём в неизвестность двери!

В непонятное сделаем шаг.

(Любовь Татишвили)

 

2. Святее святого - друг!

Во столько цени себя,

Сколько в годину мук

К тебе протянется рук,

Чтобы спасти тебя.

(Светлана Борзунова)

 

3. Плосколицые камни темны и шершавы.

Солнце тенью наполнило щёлочки глаз.

Через хвойные ветки и жухлые травы

Они долго и пристально смотрят на нас.

(Сергей Заплавный)

 

4. Ночь сквозь тайгу сочится из болот

волной серебряной осевшего тумана.

За звездопад уходит теплоход

по тишине ночного Васюгана.

(Александр Калашник)

 

5. У книжных героев - красивые лица,

возвышенных мыслей изящная вязь...

И гибнут они на последних страницах,

талантливой смертью в обложку вонзясь.

(Виктор Лойша)

6. В шумящей жизни торопливой -

Ни в горький, ни в счастливый час -

Своей души тенелюбивой

Не выставлял я напоказ.

(Василий Казанцев)

 

7. Опять я чуточку усталый

На пристань томскую ступил,

И у меня возле вокзала

Прохожий улицу спросил.

Я рассказал ему. Ещё бы -

Я в Томске проучился год.

И он меня теперь, должно быть,

Уж старым томичом зовёт.

(Василий Казанцев)

 

8. В нашем зале смех искрится.

Всюду на весёлых лицах

Блеск счастливых глаз.

Маски, серпантина ленты...

С праздником, друзья-студенты,

С Новым годом вас!

(Б. Климова)

 

9. И звёзды звонко-звонко

над нами прозвенят...

Снегурочка-девчонка,

Придёшь на маскарад?

(А. Петренко)

 

10. Помню клички и повадки

Двух десятков тех коней,

Ощущаю их лопатки

Под коленкою своей.

(Геннадий Ашбалов)

 

 

25. Проанализируйте с орфоэпической точки зрения рифмы в следующих отрывках из стихотворений А. С. Пушкина.

 

1. Ты спишь - позволь себя, несчастный,

К груди прижать в последний раз.

Закон неправедный, ужасный

К страданью присуждает нас.

 

2. Уж я не тот любовник страстный,

Кому дивился раньше свет:

Моя весна и лето красно

Навек прошли, пропал и след.

 

3. Неси другим наёмны узы,

Своей любви постыдный торг,

Корысти хладные лобзанья,

И принужденные желанья,

И златом купленный восторг!

 

4. На тёмный берег сонных вод,

Где мы вели беседы наши,

Нельзя ль, устроя длинный ход,

Нести наполненные чаши?

Варианты в произношениях сочетаний звуков

26. Произнесите в соответствии с литературными нормами следующие слова.

 

Частный, лестный, поздно, тростник, окрестность, хрустнувший, счастливый, извёстка, невестка, медалистка, машинистка, прелестная, завистливый, областной, чувствовать, шестнадцать, хвастливый, пропагандистский, поездка, местность.

 

 

Методическое примечание

В словах, содержащих сочетание из нескольких согласных, один из согласных может не произноситься. Выкидка звука объясняется удобством произношения.

 

27. Прочитайте следующие слова.

 

Аннотация, аллея, комиссия, капелла, поддержка, отталкивать, оттаять, оттепель, рассказать, расселить, банный, струнный, русский, матросский, коллектив, хоккей, корректор, апелляция, бассейн, шоссе, грамматика, процесс, килограмм, ссора, телеграмма, миссия, иллюстрация, пресса, суббота, эффективный.

 

Методическое примечание

Отметьте особенности в произношении слов со звуками, которые обозначены двумя одинаковыми буквами. В одних случаях произносится долгий или двойной согласный, в других сохраняется лишь один.

 

28. Правильно ли Вы произносите слова, содержащие сочетания

 

Сч, зч

подписчик, грузчик, резчик; бесчувственный, бесчеловечный, расчёска, расчищенный; через час, с часу на час, без чудес;

 

Сш, зш

бесшумный, расширение, расшифровать, сшивной, возросший; без шапки, из шкатулки, масштаб, сумасшедший;

 

Тч, дч

проходчик, наводчик, ракетчик, попутчик; отчисление, отчаливать, подчеркнуть, подчистить; под часами, час от часу.

 

 

Методическое примечание

Сочетание сч, зч, а также жч, сщ на стыке корня и суффикса или на стыке предлога и слова произносится как [ш`]. Если сочетание сч оказывается на стыке приставки и корня, произношение [ш`ч`] следует считать предпочтительным.

В сочетаниях сш, зш, тч, дч из двух рядом стоящих согласных первый полностью уподобляется последующему, в результате чего образуется долгий звук.

 

 

29. Как Вы произносите сочетания ао, оо в первом, втором и третьем предударных слогах? В каких случаях допустимо стяжённое произношение?

 

Вообще, вообразить, вооружить, дооктябрьский, заодно, заострить, зооветеринар, зоологический, координация, наоборот, поощрение, соображать, сообщать

 

 

Методическое примечание

На месте сочетаний букв аа, ао, оо в предударных слогах следует произносить долгий гласный [а]. Обратите внимание на слово зооветеринарный, в котором наряду с основным ударением имеется побочное. В разговорной речи допускается произношение слова вообще как [вап]ще.

 

30. Как Вы произносите следующие слова?

 

Медальон, бульон, почтальон, бильярд, вольер, гильотина, диета, материал, материализм, материальный, миллион, миллиард, пеньюар, проектный, пиявка.

 

Методическое примечание

Обратите внимание на особенности произношения слов, имеющих сочетания иа, ие, ио, ью, ья, ье, ьо, ое. Для установления правильного произношения используйте словарь-справочник “Русское литературное произношение и ударение”.

 

 

31. Как следует произносить слово дождь в данных стихотворных строках?

 

1. И расступятся синие лужи,

Прекратится тягучий дождь...

Знаешь, ты мне до боли нужен,

Даже если потом уйдешь.

(Любовь Татишвили)

 

2. Вот и всё.

Вот и осень.

Золотые дожди.

И задумчиво очень,

И просторно в груди.

(Борис Овценов)

 

3. Засмеёшься, застонешь,

В день - какой, не поймёшь,

Ты подставишь ладони

Под ликующий дождь.

(Борис Овценов)

 

 

Методическое примечание

В слове дождь и производных от него рекомендуется произношение [ж`] на месте сочетания жд. Допустимо также произношение [жд`]. В других словах сочетание жд произносится в соответствии с написанием.

Обратите внимание на то, как произносят слово дождь дикторы радио и телевидения.

 

 

32. Мягко или твёрдо Вы произносите долгий звук [ж] на месте букв жж и зж в приведённых ниже словах?

 

Жужжать, сожжённый, можжевельник, вожжи, дрожжи, визжать, позже.

 

Методическое примечание

В соответствии со старым московским произношением сочетания жж и зж внутри корня принято было произносить как долгий мягкий [ж`]. По современной орфоэпической норме здесь следует произносить долгий твёрдый [ж]. Так же произносится сочетание зж на стыке приставки и корня(и[ж]аренный).

 

 

33. Объясните, какими причинами обусловлено двоякое произношение сочетания чн. Выпишите в первый столбик слова с [чн], во второй - с [шн], в третий - с вариантным произношением.

 

Молочный, сливочник, горчичный, потолочный, сердечный, конечно, лоточник, нарочно, яичница, Ильинична, Кузьминична, командировочный, сказочный, съёмочный, конечный, двоечник, скворечник, прачечная, гречневый, заочный, скучно, полуночник, верёвочный, порядочный, пустячный, лавочник, сливочный, личный, приличный.

 

 

Методическое примечание

Сочетание чн, как правило, произносится как [чн]. Но в некоторых словах сохраняется произношение [шн], что соответствует старомосковским нормам. Вариантность произношения чн связана и со стилями произношения. К примеру, произношение слов коне [ чн ] о, ску [ чн ] о в соответствии с написанием возникло в книжном стиле речи, но со временем стало оцениваться как явление просторечного стиля. Считавшееся ранее книжным произношение було [ чн ] ая, моло [ чн ] ая стало теперь нейтральным, как було [ шн ] ая и моло [ шн ] ая.

 

 

34. Проанализируйте с орфоэпической точки зрения рифмы в данных строках из стихотворений А. С. Пушкина.

 

1. Ты счастлив, друг сердечный!

В спокойствии златом

Течёт твой век беспечный,

Проходит день за днём.

 

2....он любит тишину;

Судьбе своей послушный,

На барскую казну

Взирает равнодушно...

 

3. Оставь же город скучный

С друзьями съединись

И с ними неразлучно

В пустыне уживись.

Произношение некоторых грамматических форм

35.* Как Вы произносите сочетание -гий, -кий, -хий в приведенных ниже словах?

 

1. Томский, Новосибирский, редкий, тонконогий, тихий, мягкий, длиннорукий, узкий, резкий, одинокий, глубокий, крепкий, упругий, строгий, робкий, гибкий, ломкий;

2. Белинский, Горький, Достоевский, Маяковский, Чайковский, Кончаловский, Губский, Доманский.

36. Проанализируйте с орфоэпической точки зрения рифмы в данных строках из стихотворений А. С. Пушкина.

1. Расторгну цепь судьбы жестокой,

Влечу я с братьями в огонь;

Удар падёт... - и одинокий

В долину выбежит мой конь.

2. И проснулся... вижу мрак

Вкруг постели одинокой!

Испускаю вздох глубокий,

Сон ленивый, тёмноокий

Отлетает на крылах.

 

3. Повсюду странник одинокий,

Предел неправедный кляня,

Услышит он упрёк жестокий...

Прости, прости тогда меня.

 

Методическое примечание

Прилагательные на - кий, - гий, - хий в современном литературном языке могут произносится как с мягкими, так и с твёрдыми согласными [г], [к], [х]. Так же произносятся и фамилии на - ский. Произношение с твёрдым согласным, соответствующее старым московским нормам, в настоящее время выходит из употребления. Мягкое произношение сформировалось под влиянием написания.

 

 

37. Как Вы произносите сочетания -гивать, - кивать,-хивать в приведенных ниже глаголах?

 

Вытаскивать, затрагивать, подпрыгивать, потряхивать, подпихивать, подскакивать, задёргивать, размахивать.

 

Методическое примечание

В глаголах на -кивать, -гивать, -хивать современная орфоэпия предусматривает произношение в соответствии с написанием, т.е. с мягкими [г`], [к`], [х`].

Твёрдое произношение согласных в этих случаях, свойственное старой московской норме, удерживается по преимуществу в речи старшего поколения, а также в сценической речи.

 

38. Прочитайте ниже приводимые поэтические фрагменты из стихотворений А. С. Пушкина. Как произносил А. С. Пушкин возвратные формы глаголов?

1. Так, Наталья! признаюся,

Я тобою полонён,

В первый раз ещё, стыжуся,

В женски прелести влюблён.

 

2. Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов,

Певцы бессмертные, и честь и слава россов,

Питают здравый ум и вместе учат нас,

Сколь много гибнет книг, на свет едва родясь!

 

3. “ Ты сердцу мил!” - пастушка повторила,

И их сердца огнём любви зажглись,

И пал к ногам красавицы Дафнис,

И страстный взор Дорида потупила.

 

4. “ Не найду в лесу девицы, -

Думал хват Денис, -

Уж красавицы в светлицы

На ночь убрались”.

5. Но сон мой тих! беспечный сын Парнаса,

В ночной тиши я с рифмою не бьюсь,

Не вижу ввек ни Феба, ни Пегаса,

Ни старый двор каких-то старых муз.

 

 

39. Мягко или твёрдо Вы произносите согласный с в постфиксе -ся, -сь в приведенных ниже словах?

 

Улыбаюсь, надеюсь, гонюсь, веселюсь, улыбнись, веселись, расползся, спасся, боюсь, берись, останься, стучась, берясь, боясь.

 

Методическое примечание

В XIX в. и начале XX в. обычным было произношение возвратных форм глагола с твердым [с]: борю [ с ], борол [ с ] я. Только в деепричастиях с ударением на последнем слоге обязательным было [с`]: боря[с ` ].

Сейчас наряду с твердым [с] произносится и мягкий [с`], причем после твердого [с] обычно [с]: трясся [тр`асъ], после [л] равноправны [с] и [с`]: смеял [ с ] я и смеял [ с `] я. В других случаях обычно [с]: бери[с`].

 

40. Проанализируйте с орфоэпической точки зрения рифмы в приведенных строках из стихотворений А. С. Пушкина.

 

1. Вид сладострастный!

К Леде прекрасной

Лебедь приник.

 

2. Он рёк, и в путь безвестный, дальный
Пустился с бардами Тоскар,

Идёт во мгле ночи печальный,

В вечерний хлад, в полдневный жар.

 

3. Вянет, вянет лето красно;

Улетают ясны дни;

Стелется туман ненастный,

Ночи в дремлющей тени...

 

4....Где ландыш белоснежный

Смеялся с фиалкой нежной

И быстрый ручеёк

В струях неся цветок,

Невидимый для взора,

Лепечет у забора.

 

5....Примчись в мой домик тесный,

Тихонько постучись

И в тишине прелестной

С любимым обнимись.

 

6. Где вы, лета беспечности недавной?

С надеждами в расцвете юных лет,

Мой милый друг, мы входим в новый свет;

Но там удел назначен нам не равный,

И розно наш оставим в жизни след.

 

7. Глубокий сон в долине бранной;

Одни мы мчимся в тьме ночной,

Предчувствую конец желанный!

Меня зовёт последний бой!

 

8. Но медленно певец печальный

Главу и взоры приподнял,

Взглянул угрюмо в сумрак дальный

И вздохом грудь поколебал.

 

9. Кубок янтарный

Полон давно -

Пеной угарной

Блещет вино.

 

Методическое примечание

Следует помнить о том, что при чтении стихов поэтов прошлого необходимо учитывать старые орфоэпические нормы, чтобы не исказить текст, не нарушить рифму. Независимо от графического облика окончания в приведенных стихотворных отрывках, его следует произносить в соответствии со старомосковской нормой [ъj].

Сегодня отзвуки старомосковского произношения встречаются в речи старшего поколения и сценической речи.

Ударение

41. Укажите в соответствии с современной литературной нормой ударение в следующих словах.

 

1. Апостроф, бюрократия, демократия, диспансер, договор, доллар, заговор, изобретение, иконопись,индустрия, искра, квартал, километр, комбайнер, кулинария, медикаменты, наговор, намерение, партер, петля, псевдоним, сенсорный, случай, созыв, средства, танцовщица, творог, туфля, феномен, цепочка Батеньков, площадь Батенькова.

 

2. Валовой, гусеничный, красивее, красивейший, мизерный, мускулистый, новорожденный, оптовый, подростковый, сенсорный, юродивый.

 

3. В складчину, донельзя, издавна, мастерски, мельком, наверх, надолго,

одновременно, щекотно.

 

4. Баловать, бомбардировать, закупорить, запломбировать, индеветь, намереваться, облегчить, осведомить, плесневеть, подбодрить, положить, предложить, премировать, принудить, проясниться, ржаветь, усугубить.

 

5. Звонит, заключит, откупорит, одолжит; красивее, сироты.

 

5. Агент, алкоголь, арест, добыча, инсульт, компас, эксперт; осужденный.

 

6. Гусеница, дефис, обеспечение, огниво, паралич, похороны, премирование, призывник, приобретение, ремень, соболезнование, средства, статуя, таможня, упрочение, философ, хвоя, ходатай, ходатайство, хозяева, цемент, цыган, шофер, щавель, жалюзи.

Методическое примечание

Помните, что орфоэпические нормы с течением времени могут изменяться, поэтому обращайтесь к орфоэпическим словарям, изданным в последние годы.

Проставляя ударение, обратите внимание на вариативность ударения в некоторых словах и обозначьте рекомендованное, основное ударение(/), а допустимое или употребляемое в специальной терминологии(\).

Работая с орфоэпическим словарем следует учитывать систему нормативных помет, принятых в нем.

1. Союзом И соединяются равноправные варианты, при этом с точки зрения нормы порядок следования вариантов, соединенных союзом И, незначим, то есть первый вариант не имеет преимуществ перед приведенным на втором месте.

2. Пометой «допустимо» (доп.) отмечается менее желательный вариант нормы, который, тем не менее, находится в пределах правильного. Этот вариант следует после основного.

3. Помета «допустимо, устаревающее» (доп.и. устар.) дополнительно сообщает, что отмеченный вариант постепенно утрачивается. Этой пометой сопровождаются такие варианты, о которых известно, что в прошлом именно они были основными.

4. Пометы «не рекомендуется» (не рек.), «неправильно» (неправ.) и «грубо неправильно» (грубо неправ.) относятся к числу так называемых запретительных помет, различия между которыми определяются местом на шкале «менее неправильно» - «более неправильно» - «абсолютно неправильно». Варианты, отмеченные первой пометой, в меньшей степени компрометируют речь носителя языка, однако в образцовой речи их также следует избегать. Граница между правильными и нерекомендуемыми вариантами не является абсолютной, поэтому в разных орфоэпических справочниках могут встретиться разные пометы к одним и тем же вариантам.

 

42. Поставьте ударение в следующих словоформах.

Баловать - балую - балованный;

благо - блага - благами;

брать - брал - брала - брали;

деньги - деньгами;

длинный - длинен - длинна - длинно - длинны;

звонить - звонишь - звонит;

ломоть - ломти - ломтей;

начать - начал - начала - начали;

оптом - оптовый - оптовые;

понять - понял - поняла - поняли;

прав - права - правы;

принять - принял - приняла - приняли;

продать - продал - продала - продали;

прожить - прожил - прожила - прожили;

ходатай - ходатая;

гора - гору;

земля - землю;

стена - стену.

 

43.* Расставьте ударение в следующих сложных словах.

 

Авиаметеослужба, агитбригада, антинаучный, броненосец, водонапорный, высокочтимый, глубокоуважаемый, двухкилометровый, железобетон, жизнерадостность, злоупотребление, киностудия, лесопилка, малогабаритный, нефтепровод, остроконечный, старомодный, телезритель, умозаключение, фотоаппарат, хладостойкий, человеколюбие, широколицый.

 

44. Расставьте ударение.

 

Пароход, пулемёт, паровозостроение, листопад, Газбанк, Госбанк, нефтедобывающий, лесостепной, противопоставление, электроприбор, языкознание, радиопередача, фотоснимок, киносценарий, кинокамера, фотокорреспондент, тележурналистика.

 

Методическое примечание

Некоторые слова, многосложные и сложные по составу, имеют или могут иметь два ударения - наряду с основным, обычным словесным ударением, второе - побочное, более слабое. Общеупотребительные сложные слова, в особенности с небольшой по объёму первой основой и ударением на начальном слоге второй основы, побочного ударения не имеют. Во многих случаях побочное ударение является необязательным: оно имеется в более отчётливом произношении и отсутствует в более беглом. Имеет место и следующая закономерность: чем реже слово употребляется, чем более книжным или специальным оно является или чем более значимыми являются слагаемые части, тем больше оснований для двух ударений - побочного наряду с основным.

 

 

45.* Расставьте ударение в следующих именах существительных.

 

Берег, берега, берегу, берег, берегом, (о) береге; берега, берегов, берегам, берега, берегами, (о) берегах.

Гора, горы, горе, гору, горой, (о) горе; горы, гор, горам, горы, горами, (о) горах.

Дверь, двери, двери, дверь, дверью, (о) двери; двери, дверей, дверям, двери, дверями, (о) дверях.

Красота, красоты, красоте, красоту, красотой, (о) красоте; красоты, красот, красотам, красоты, красотами, (о) красотах.

Кружево, кружева, кружеву, кружево, кружевом, (о) кружеве; кружева, кружев, кружевам, кружева, кружевами, (о) кружевах.

Петля, петли, петле, петлю, петлей, (о) петле; петли, петель, петлям, петли, петлями, (о) петлях.

Пролив, пролива, проливу, пролив, проливом, (о) проливе; проливы, проливов, проливам, проливы, проливами, (о) проливах.

Сноп, снопа, снопу, сноп, снопом, (о) снопе; снопы, снопов, снопам, снопы, снопами, (о) снопах.

Стена, стены, стене, стену, стеной, (о) стене; стены, стен, стенам, стены, стенами, (о) стенах.

 

 

46. Расставьте ударение в следующих кратких прилагательных. Распределите эти прилагательные по акцентологическим группам:

а) прилагательные с неподвижным ударением на основе;

б) прилагательные с подвижным ударением, переходящим с основы на окончание в форме женского рода;

в) прилагательные с подвижным ударением, переходящим на окончание в среднем, женском роде и во множественном числе.

Найдите прилагательные, занимающие промежуточное положение между второй и третьей акцентологическими группами.

 

Бережлив, бережливо, бережлива, бережливы;

бос, босо, боса, босы;

вечен, вечно, вечна, вечны;

высок, высоко, высока, высоки;

горяч, горячо, горяча, горячи;

далёк, далеко, далека, далеки;

добр, добро, добра, добры;

звучен, звучно, звучна, звучны;

короток, коротко, коротка, коротки;

моден, модно, модна, модны;

морозен, морозно, морозна, морозны;

мудр, мудро, мудра, мудры;

нежен, нежно, нежна, нежны;

нужен, нужно, нужна, нужны;

остёр, остро, остра, остры;

прочен, прочно, прочна, прочны;

смешон, смешно, смешна, смешны;

хорош, хорошо, хороша, хороши.

 

Методическое примечание

В ходе выполнения упражнения необходимо выделить существительные с подвижным ударением, а) переходящим с окончания на основу, или б) с основы на окончание, и существительные с неподвижным ударением, прикреплённым а) к окончанию или б) слогу основы.

Подвижность ударения, т.е. его перенос при образовании разных грамматических форм слова с одного слога на другой, представляет собой в русском языке добавочное вспомогательное средство, сопровождающее основные средства образования грамматических форм - изменение слов по окончаниям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...