Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика обучения русскому языку и литературе

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Программа государственного экзамена по специальности 050708 –

«Педагогика и методика начального образования»

(ДНЕВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)

 

 

Воронеж 2010


Пояснительная записка

Государственный междисциплинарный экзамен по педагогическим предметным технологиям является, наряду с экзаменом по педагогике и защитой выпускной квалификационной работы, одной из составляющих частей государственной аттестации выпускников педагогического вуза, предусмотренной Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования» (квалификация – учитель начальных классов), утвержденным Министерством образования России 31.01.2005.

Государственный экзамен по педагогическим предметным технологиям носит компетентностно-ориентированный характер. Его цельпроверка сформированности предметно-технологической компетентности учителя начальных классов – профессиональной готовности выпускника к осуществлению педагогической деятельности в начальной школе по основным дисциплинам методического характера – методике обучения русскому языку и литературе, методике преподавания математики, методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир».

Предметно-технологическая компетентность формируется в процессе изучения не только названных дисциплин, но и в процессе изучения методики преподавания технологии, методики преподавания изобразительного искусства, теории и методики музыкального воспитания, новых технологий обучения русскому языку и литературе и новых технологий обучения математики. Профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов включает в себя фундаментальные научные и методические знания по всем этим дисциплинам.

Предметно-технологическая компетентность учителя начальных классов представлена совокупностью специальных компетенций: общеметодической, предметно-методической, частнометодической и адаптивно-методической.

1. Общеметодическая компетенция – это способность выпускника ориентироваться в современных общепедагогических технологиях, охватывающих целостный образовательный процесс в начальной школе, на основе некой совокупности представлений о социальной политике в области начального образования.

2. Предметно-методическая компетенция это способность будущего педагога осуществлять педагогическую деятельность в рамкахкакой-либо образовательной отрасли, области, направления обучения, учебной дисциплины.

3. Частнометодическая компетенция это способность будущего педагога осуществлять педагогическую деятельность в рамках отдельных частей учебно-воспитательного процесса, направленных на решение частных, локальных, дидактических, методических или воспитательных задач.

4. Адаптивно-методическая компетенция это способность будущего педагога организовывать свою педагогическую деятельность, как с отдельными учащимися, так и с группой учащихся в условиях максимальной адаптации учебного процесса к их индивидуальным особенностям.

В процессе итоговой государственной аттестации в рамках государственного экзамена по педагогическим предметным технологиям выпускник должен продемонстрировать следующие знания и умения:

- знание современных образовательных технологий:

- знание требований нормативных документов и учебных стандартов в начальной школе;

- умение реализовывать требования нормативных документов и стандартов в практике обучения.

- знание научных основ содержания курса начальной школы;

- осознанное владение специальной терминологией в необходимом объеме во взаимосвязи с содержанием учебного материала;

- знание содержания современных программ по учебным дисциплинам;

- знание особенностей каждого учебно-методического комплекта для начальной школы, рекомендованных министерством образования к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

- знание общенаучных принципов обучения;

- знание общепедагогических методов обучения;

- знание форм организации процесса обучения;

- умение интерпретировать и систематизировать научную информацию по предмету;

- умение адаптировать содержание программ по учебной дисциплине к возможностям учащихся;

- умение конструировать урок по предмету (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика) на научной и здоровьесберегающей основе;

- умение проводить предметно-методический анализ и самоанализ урока в начальной школе.

- знание способов предъявления учебного материала;

- знание способов закрепления учебного материала;

- знание классификации учебных заданий по различным основаниям (в зависимости от этапов обучения, от характера познавательной деятельности школьников, от содержания материала);

- знание видов и форм контроля знаний, умений и навыков младших школьников;

- умение формулировать и решать стратегические и тактические задачи в области предметного обучения;

 

- умение осуществлять педагогическую деятельность в рамках отдельных частей учебно-воспитательного процесса (технология изучения данной темы, технологии усвоения, повторения и контроля знаний).

- знание основ индивидуализации обучения;

- знание технологии уровневой дифференциации обучения;

- умение развивать у школьников самостоятельность, самоконтроль, обучать приемам исследовательской работы в условиях максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся;

- умение организовывать свою педагогическую деятельность с группой учащихся, сформированной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса умений.

Степень усвоения теоретических знаний и приобретенных умений будет свидетельствовать о сформированности названных компетенций. Следовательно, задачей государственного экзамена по педагогическим предметным технологиям является проверка сформированности компетенций, т.е. выявление степени усвоения теоретических знаний и приобретения практических навыков.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускнику, определена структура экзамена. Государственный экзамен по педагогическим предметным технологиям носит комплексный характер: его содержание сформировано на междисциплинарной основе и включает в себя содержание следующих специальных дисциплин образовательной программы –

1. Методики обучения русскому языку и литературе;

2. Методики преподавания математики;

3. Методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир».

С целью организации самостоятельной подготовки студентов к итоговому государственному экзамену по педагогическим предметным технологиям составлена настоящая программа, в содержание которой вошли основные положения и идеи, изучаемые в блоке специальных дисциплин.

Экзаменационный билет содержит два теоретических вопроса по педагогическим предметным технологиям и одно практическое задание:

1. Общетеоретический вопрос по педагогическим предметным технологиям;

2. Теоретический вопрос (частного характера) по педагогическим предметным технологиям;

3. Практическое задание.

Теоретические вопросы по педагогическим предметным технологиям (методикам обучения) призваны установить наличие у студентов фундаментальных научных и методических знаний по специальным дисциплинам.

Практические задания являются материалом, позволяющим выявить степень профессиональной подготовленности выпускников к решению конкретных практических задач в начальной школе.

Программа междисциплинарного экзамена по педагогическим предметным технологиям составлена в соответствии с рабочим учебным планом специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования» (утвержден Ученым советом вуза 24.06.10 г., протокол № 11) в разделах:

1. СД.Ф.8 Методика обучения русскому языку и литературе (500 часов);

2. СД.Ф.9 Методика преподавания математики (320 часов);

3. СД.Ф.10 Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» (180 часов).

Программа государственного междисциплинарного экзамена по педагогическим предметным технологиям соответствует содержанию рабочих программ по данным дисциплинам и не включает вопросы и задания, не предусмотренные рабочими программами.

В программе государственного междисциплинарного экзамена, помимо пояснительной записки

- представлено содержание основных учебных дисциплин, выносимых для контроля на государственном экзамене (с указанием разделов и тем);

- содержится перечень вопросов и заданий по методике обучения русскому языку и литературе, по методике преподавания математике, по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир»;

- приводится образец экзаменационного билета; предоставлен список рекомендуемой литературы;

- содержится краткая инструкция о требованиях к качеству ответа и критерии оценки.


 

Методика обучения русскому языку и литературе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...