Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные выводы и предложения государственного доклада: российская молодежь и государственная молодежная политика на рубеже веков




ISBN 5-85095-459-2

 

 

© Государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике, 2000

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Государственный доклад о положении молодежи и социально-экономических проблемах в молодежной среде (далее Доклад) готовится, издается и распространяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 1994 г. № 1182. Цель Доклада — представить органам государственной власти и общественности систематизированную информацию о процессах в молодежной среде, социальном положении российской молодежи и ее проблемах и на этой основе вносить в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию механизмов государственной молодежной политики. Настоящий Доклад логически продолжает предыдущие доклады "Молодежь России: Положение, тенденции, перспективы" (1993 г.), "Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений" (1995 г.), "Положение молодежи в Российской Федерации: 1995 год" (1996 г.), "Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика" (1998 г.).

В Докладе 1993 г. обосновывалась необходимость проведения целостной государственной молодежной политики; в Докладе 1995 г. основное внимание уделялось проблемам воспитания жизнеспособного молодежного поколения, что послужило основанием для становления новых подходов к воспитательной работе с молодежью в общегосударственном масштабе; в Докладе 1996 г. анализировался социальный статус молодежи, ее место и роль в различных сферах общественной жизни; в Докладе 1998 г. акцентировалось внимание на роли государственной молодежной политики в решении проблем молодежи.

Учитывая, что кризисное состояние российского общества стало долговременным фактором социально-экономической жизни и основные характеристики положения молодых россиян в главных чертах сохраняются, в настоящем Докладе, рассматривающем ситуацию в молодежной среде в 1998–1999гг., акцентируется внимание на том, как молодежь оценивает свои возможности в обществе, несколько само общество использует потенциальные возможности молодого поколения как стратегического ресурса развития России в XXI веке и в какой мере это находит отражение в государственной молодежной политике.

В Докладе использованы данные государственной статистики, официальные данные федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Используются также информация и выводы социологических, социально-психологических, социально-экономических, культурологических, исторических и других исследований (прежде всего проведенных в 1998–1999 гг.).

Базовыми эмпирическими исследованиями являются:

— мониторинговое исследование НИЦ при Институте молодежи "Молодежь России" (сентябрь 1998 г.). Руководители Б. А. Ручкин и В. А. Родионов. Объект: три возрастные группы молодежи: 16–18 лет, 21–22 года, 25–29 лет. Объем выборки 1900 респондентов. Тип выборки — стратифицированная, многоступенчатая, квотная. В выборке представлено 40 территорий, включая республиканские, краевые, областные и районные центры, а также малые города и села. В комплексном анализе локальные точки опроса объединены в 11 социально-экономических регионов: Москва, Центр, Северо-Запад, Центральное Черноземье, Волго-Вятский, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Северный Кавказ, Дальний Восток. Половозрастная структура в целом репрезентирует возрастные группы;

— региональные исследования и исследования отдельных категорий молодежи, проведенные при участии НИЦ при Институте молодежи в 1998–1999 гг.;

— исследования по молодежной проблематике ряда научно-исследовательских организаций (вторичный анализ данных).[1]

Работа над Докладом осуществлялась Научно-исследовательским центром при Институте молодежи (НИЦ ИМ) с привлечением специалистов, практических работников различных учреждений и организаций, активистов молодежных общественных объединений, использованием данных докладов о положении молодежи в регионах Российской Федерации, материалов Госкоммолодежи России.

Авторский коллектив:

К. и. н. С.В. Алещенок (национальный корреспондент по исследованиям молодежи при Совете Европы); доц., к. ф. н. П. И. Бабочкин (НИЦ ИМ); И. В. Барбашин (Госкоммолодежи России); к. с. н. Е. П.; Волков (г. Рязань); д. с. н. Л. А. Гегель (МАТИ – РГГУ им. К. Э. Циолковского); к. ф. н. Е. А. Гришина (НИЦ ИМ); проф., д. ф. н. В. И. Добрынина (МГУ); проф., д. с. н. Ю.Р. Вишневский (г. Екатеринбург); к. с. н. А. Л. Забара (г. Рязань); к. с. н. Ю. А. Зубок (ИСПИ РАН); проф., д. ф. н. Э. Ш. Камалдинова (аппарат Государственной Думы Федерального Собрания РФ); проф., д. с. н. А. И. Ковалева (Институт молодежи); д. с. н. О. Н. Козлова (РГГУ); к. ф. н. М. В. Конкин (Госкоммолодежи России); к. пед. н. С. А. Костылева (г. Находка); проф., д. и. н. В. К. Криворученко (НИЦ ИМ); Г. В. Куприянова (Госкоммолодежи России); проф., д. ф. н. Т. Н. Кухтевич (МГУ); к. пс. н. И. Г. Кухтина (НИИ ВО); проф., д. ф. н. В.Т. Лисовский (г. Санкт-Петербург); проф., д. ф. н. В. А. Луков (Институт молодежи); проф., д. э. н. Г.В. Морозова (г. Казань); д. с. н. Т. Э. Петрова (Минобразования России); к. и. н. Л. А. Пашин (г. Орел); д. и. н. В. А. Родионов (НИЦ ИМ); проф., д. и. н. Б. А. Ручкин (Институт молодежи); Е. С. Рябов (Институт предпринимательства и инвестиций); проф., д. с. н. Е.Р. Смирнова-Ярская (г. Саратов); доц., к. с. н. И. А. Сурина (Институт молодежи); проф., д. с. н. В. И. Чупров (ИСПИ РАН); к. и. н. Н. А. Шахина (Минтруд России); доц., к. с. н. С. Н. Щеглова (Институт молодежи); доц., к. с. н. В. П. Щербакова (г. Тула).

Руководители авторского коллектива:

проф. Б. А. Ручкин, д и. н. В. А. Родионов

Редакционная коллегия:

В.И. Деникин,

проф. В. А. Луков (ответственный редактор),
д и. н. В. А. Родионов, проф. Б. А. Ручкин (ответственный редактор).


ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОКЛАДА: РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

Рубеж веков, рубеж тысячелетий для мирового сообщества — момент осмысления достижений народов и государств, оценки нерешенных проблем, прогнозирования перспектив социального развития. Россия в начале 90-х уходящего века вступила на путь демократических преобразований и трансформации всех сторон государственной и общественной жизни. В предыдущих государственных докладах о положении российской молодежи отмечалось, что молодые люди в целом поддержали эти перемены. Исследования 1993-1999 годов дают основания сделать следующие выводы.

1. В целом российская молодежь высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны, создания гражданского, демократического общества, строительства правового государства. Большинство молодежи не хочет «коммунистической реставрации».

2. В основной массе молодежи преобладают прорыночные настроения. В целом молодые люди гораздо лучше, чем старшее поколение, адаптируются к нынешним условиям. Около 3,5% от общего числа молодежи уже открыли собственное дело, более 55% из опрошенных хотели бы заняться предпринимательством. Молодежь высоко ценит экономическую свободу, такие качества личности, как предприимчивость, прагматизм, способность к риску. Доминантными потребностями являются деньги, образование и профессия, деловая карьера и жизненные блага, удовольствия.

3. Молодежь весьма плюралистична по своим идейным взглядам. Связь с теми или иными политическими ориентациями, партиями и движениями имеет отчетливо выраженный рациональный, прагматический характер. Наиболее материально благополучная молодежь тяготеет к либеральным ценностям. Среднеобеспеченные молодые люди исповедуют преимущественно национально-патриотические взгляды. Это главным образом молодые предприниматели, студенты. Материально неблагополучная молодежь в большинстве симпатизирует социалистическим идеям. Это прежде всего молодые рабочие, селяне, военные. Наиболее разнообразна картина идеологических ориентации среди молодой гуманитарной и технической интеллигенции. Здесь в наибольшем ходу центристские позиции, смесь различных идей и доктрин.

Идейные различия не носят антогонистического характера, не мотивируют роста протестного потенциала молодежи. В будущем возможно единство действий, поскольку в целом молодое поколение хочет достойно жить в свободной и великой стране.

4. Несмотря на проблемы и трудности настоящего, значительная часть молодежи смотрит в будущее «спокойно, но без особых надежд» (33%), «с надеждой и оптимизмом» (40%). Иначе говоря, общество имеет в целом весьма психологически уравновешенное поколение, ориентированное на стабильное, устойчивое развитие и созидательный труд. По самооценке, полученной в ходе исследований, около 54% молодых людей считают себя движущей силой коренных преобразований в обществе.

5. Значительная часть молодых людей настроена весьма патриотично, верит в будущее России. Более 40% опрошенных гордятся Победой в Великой Отечественной войне; около 35% - культурным наследием России, свыше 38% - историей страны в целом.

Однако трансформационные изменения, недостаточная обоснованность и поспешность проводимых реформ и предпринимаемых в государстве действий привели к тому, что Россия пришла к концу XX столетия в состоянии затянувшегося социально-экономического, культурного и духовного кризиса, политической нестабильности.

Одним из важнейших индикаторов социального неблагополучия страны является резкое ухудшение на протяжении 90-х годов положения молодежи — той части российского общества, с которой в наибольшей степени связаны перспективы дальнейшего развития России в ближайшие десятилетия. Составляя примерно пятую часть населения страны (на начало 1999 г. численность 15–29-летних россиян — 32,2 млн. человек, или 22% населения), молодежь должна играть большую роль в социальных переменах, в реализации курса реформ. Однако в годы, завершающие десятилетие, российскому обществу, государству не удалось продвинуться сколько-нибудь заметно вперед в решении основных социальных проблем молодого поколения, что сузило социальную базу реформ. В 1998–1999 гг. эти проблемы нарастали на фоне снижения многих показателей в социальной сфере.

1. Демографическая ситуация в России не только остается неблагоприятной, но и имеет тенденцию к ухудшению: отрицательный естественный прирост населения при сохранении нынешних темпов депопуляции, в ближайшее десятилетие достигнет наивысших показателей среди всех стран мира.

Уже с 2000 г. доля пожилых россиян в возрасте от 60 лет и старше фактически сравняется с количеством детей младше 15 лет. Российское общество стареет, и это обстоятельство должно стать предметом внимательного анализа и управленческих решений, разработки более эффективной государственной демографической политики. В этой связи немаловажно учесть, что репродуктивное поведение молодых женщин в 90-е годы значительно изменилось: коэффициенты рождаемости (соотношение живорождений на 1000 женщин) снизились в группе 15–29-летних женщин с 1990 по 1998 г. в 1,5 раза. В молодых семьях (на которые приходится основная масса рождений детей) стремление иметь ребенка все чаще откладывается на неопределенное будущее ввиду жизненной неустроенности, влияния различных факторов социального риска. В 1999 г. уменьшение числа родившихся имело место в 85 субъектах Российской Федерации.

Крайне высокой остается смертность среди молодых россиян. В 1998 г. число умерших россиян в возрасте от 15 до 29 лет составили 71,6 тыс.человек. К 30-летнему возрасту смертность среди мужчин более чем в два раза превосходит смертность среди женщин. В структуре причин смерти молодых россиян высокий удельный вес составляют несчастные случаи, отравления и травмы, в том числе в последние годы увеличилось число погибших в результате транспортных происшествий.

Как и в предыдущие годы, неблагоприятным остается соотношение зарегистрированных и расторгнутых браков. В 1998 г. на 1000 человек населения приходилось 5,8 брака и 3,4 развода, в 1999 г. — соответственно 6,3 и 3,7. Снижение числа разводов, треть которых приходится на молодые супружеские пары, просуществовавшие менее пяти лет, обусловлено заметным сокращением числа браков в начале 90-х годов. В 1998 г. в результате разводов остались без одного из родителей 389,6 тыс. детей, что означает формирование источника социальных проблем не только нашего времени, но и отдаленного будущего. Эти данные свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования социального законодательства.

Негативные демографические процессы в молодежной среде в 90-е годы создают серьезную угрозу национальной безопасности страны.

2. Ухудшение состояния здоровья значительной части молодых россиян стало с тревогой отмечаться и ими самими. Обостренное внимание к вопросам здоровья, отмеченное в исследованиях молодежи в 1998–1999 гг., — это новое явление российской действительности. Состоянием своего здоровья серьезно обеспокоены около 40% опрошенных молодых россиян, а среди 25–29-летних — почти половина. В среднем лишь треть молодых людей определяют свое здоровье как "хорошее".

Наибольшую опасность составляет то, что вернувшиеся в 90-е годы в страну болезни, которые принято связывать с социальным неблагополучием значительной части населения, не удается ликвидировать или хотя бы локализовать. Если в 1991 г. впервые выявленных с активной формой туберкулеза среди 15–19-летних в расчете на 100 тыс. населения было 21,0 среди мужчин и 21,9 среди женщин, то в 1998 г. — уже 53,5 среди мужчин и 34,5 среди женщин. Среди 20–39-летних россиян заболеваемость туберкулезом достигает наивысшего уровня (в 1998 г. на каждые 100 тыс. мужчин этого возраста приходилось 185,1 случаев впервые выявленных с активной формой туберкулеза, среди женщин — 58,7 случаев).

Неблагоприятные характеристики состояния здоровья молодых россиян отмечаются в течение всего периода реформирования страны. Некоторое улучшение показателей по отдельным видам заболеваний происходит на фоне расширения географии и интенсивности заболеваний наиболее опасными болезнями, в том числе венерическими, распространения наркотической и алкогольной зависимости в молодежной среде.

Недоступным для примерно третьей части российской молодежи остается качественное медицинское обслуживание. После финансового кризиса 17 августа 1998 г. рост цен на медикаменты и платные медицинские услуги еще более осложнил неблагоприятную ситуацию.

Одновременно с этим культура здорового образа жизни пока еще не получила широкого распространения среди российской молодежи. Практически никогда не занимаются физическими упражнениями почти половина 25–29-летних. Прежняя организованная система физического воспитания и оздоровления практически разрушена, а новая – не создана.

Ухудшение состояния здоровья, проблема разрушения генофонда России наряду с негативными демографическими процессами носит стратегический характер и становится в начале нового века одним из важнейших факторов внутренней и внешней политики и международных отношений.

3. В сфере образования молодежи период 1998–1999 гг. характеризовался противоречивыми тенденциями. Правительство Российской Федерации предпринимало значительные меры по становлению современной системы среднего и высшего общего и профессионального образования, хотя объемы финансирования не соответствуют нормам установленным законодательством Российской Федерации.

В конце десятилетия вновь приобрела особое значение ценность образования в глазах молодежи, большинством молодых россиян связывает жизненный успех с высоким уровнем и качеством образования. Количество студентов в расчете на 10 000 жителей достигло 247 человек – самый высокий уровень за всю историю России.

Вместе с тем стремление молодежи к образованию наталкивается на барьеры социального порядка: расширяются слои молодежи, (молодежь села, удаленных районов, дети, выросшие в неполных семьях), для которых недоступно не только высшее и среднее специальное, но и среднее образование. По-прежнему острой остается проблема воспроизводства интеллектуальной элиты. Престижное образование доступно лишь 10% опрошенной молодежи.

Главной проблемой государственной политики в сфере образования, затрагивающей жизненные интересы молодежи, становится востребованность образовательной подготовки практикой. Диспропорции, сложившиеся между потребностями рынка труда и структурой специальностей, по которым ведется подготовка в системе профессионального образования, дисбаланс в оплате труда специалистов, другие обстоятельства как экономического, так и морального порядка создают преграды для реализации образовательного потенциала российской молодежи. Молодежь, получившая профессиональное образование, оказывается не у дел. В 1998 г. более трети подготовленных вузами страны специалистов (37,3%) не получили соответствующую работу, из выпускников средних специальных учебных заведений — почти половина (44%).

Невостребованность молодых специалистов, имеющая место на протяжении всего десятилетия, предопределяет широко распространенное в молодежной среде стремление строить свои жизненные планы без их увязки с получаемым образованием, специальностью, профессией. Согласно исследованиям, примерно лишь треть выпускников вузов намерены работать по специальности у себя в стране (38%). В то же время каждый десятый выпускник планирует временный переезд за границу для работы по специальности, а 4% — переезд за границу навсегда. "Утечка умов" из России стала одним из обычных явлений, между тем наносимый ею урон для потенциала страны и ее будущего невосполним.

Тревожит и то обстоятельство, что число подростков, покидающих учебные заведения по разным, в том числе и материальным, причинам, оставалось очень значительным. Это влияет на их занятость, содержание досуга, порождает асоциальное поведение, становится источником противоправных действий.

Образовательная политика является сердцевиной государственной молодежной политики и внимание к ее осуществлению должно быть не только предметом деятельности Министерства образования Российской Федерации, но и всех министерств и ведомств социального блока.

4. Имевшиеся до августа 1998 г. некоторые положительные сдвиги в трудоустройстве молодых россиян, в снижении уровня молодежной безработицы сменились обострением проблем занятости молодежи во второй половине 1998 г. и в 1999 г. Доля молодежи в числе занятых упала с 25% в 1994 г. до 23% в 1998 г.

Среди зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних лет составляет от 30% и выше (1999 г. — 34,5%), а с учетом реального распространения безработицы — 39%. Предпринимаемые государством меры по обеспечению занятости молодежи остаются недостаточно эффективными. Самостоятельная жизнь для огромной части молодых людей начинается с долгих поисков работы: в октябре 1998 г. среднее время таких поисков составило для безработных в возрасте до 20 лет 6,7 месяца, от 20 до 24 лет — 8,3 месяца, от 25 до 29 лет — 9 месяцев.

Кризис 17 августа 1998 г. привел к потере рабочих мест значительной частью молодежи, которая трудилась в банковской системе, иностранных компаниях и СП, в малом бизнесе.

5. Сложное положение в сфере образования и в сфере занятости — важнейших для становления новых поколений — имеет своим источником и следствием крупные социальные потери для всей страны. После кризиса 17 августа 1998 г. был сделан новый шаг в сторону обнищания огромной части населения России — за 1998 год численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 35,0 млн человек (23,8% от общей численности населения). Частичный рост производства в народном хозяйстве не компенсирует этих потерь. Денежные доходы ниже величины прожиточного минимума в 1998 г. имели 7 млн россиян в возрасте от 16 до 30 лет. Если в 1997 г. бедные составляли 19,5% молодежи, то в 1998 г. — 22,5%. Число предельно низких оценок, даваемых молодыми россиянами экономическому положению в стране, с марта 1998 по май 1999 г. увеличилось в 1,7 раза.

Финансовым кризисом нанесен существенный удар по формированию среднего класса, что задело жизненные интересы определенной части молодежи и во много раз уменьшило намерение молодых россиян заниматься предпринимательством. Хотя свобода предпринимательства молодыми россиянами ценится высоко (особенно в младшей возрастной группе — 41%), реально доля молодых людей, сумевших организовать свое дело, составляет всего 2,5–3,5%. Стремление к созданию своего фермерского хозяйства среди молодежи, согласно опросам, выглядит крайне незначительным. В целом предпринимательский потенциал самой мобильной, склонной к инновациям и риску части населения оказался существенно ослабленным.

Анализ показывает, что в молодежной среде усиливается социальная дифференциация, особенно заметно растущее расслоение по социально-экономическим показателям. А это означает, что возрастает необходимость учета специфики групповых отношений, особенностей формирования потребностей и целей, роли и места различных слоев юношества в становлении нового общества. Знание специфики – одно из важных условий разработки научного подхода к решению молодежных проблем, проведению социальной и молодежной политики.

6. Резкие социальные перемены не могли не сказаться на отношении молодежи к реформам, проводимым в России. С одной стороны, достаточно стабильной оставалась доля положительных оценок реформ, наблюдался рост числа тех молодых людей, которые сумели адаптироваться в новых условиях и потому не хотят отказаться от ряда достижений последнего десятилетия.

С другой стороны, в целом поддерживающая реформы больше других возрастных групп населения молодежь в этот период все чаще стала выражать озабоченность многими негативными сторонами. В 1999 г. каждый десятый опрошенный молодой человек считал, что переход к рыночной экономике заставил его вступить в отношения с криминальным миром, нарушать закон (в возрастной группе 18–24-летних — 12,%), каждый пятый следствием этого перехода считал утрату чувства собственной безопасности (в группе 25–29-летних — 27%).

Наибольший рост недовольства молодежи вызывает снижение уровня жизни части населения. Лишь 2% опрошенных в 1999 г. считали, что в современной России "нет ничего такого, с чем нельзя примириться" (в 1995 г. — 18%).

7. На фоне социально-экономических потрясений последних лет происходили важные сдвиги в общественном сознании молодежи. При том что в молодежной среде выше уровень социального оптимизма и больше готовность к жизни и работе в новых условиях, рост недовольства качеством жизни стал ощутимее, чем в предыдущие годы. Это возрождает ориентации на обеспечение социальных гарантий, работу на государственных предприятиях и в учреждениях, стремление иметь хоть не слишком большую, но гарантированную зарплату и т. п.

Ценностные ориентации молодежи претерпевают изменения в течение всего десятилетия, что является результатом кризиса ценностей в российском обществе. Новым явлением стало существенное сближение позиций молодежи и старших поколений в оценке советского прошлого России. Общественный идеал значительная часть молодежи ищет не в будущем, а в прошлом, противоречия советского периода российской истории сглаживаются, формируются новые социальные мифы, в которых проявляется надежда на скорое преодоление кризиса, стремление к согласию и гражданскому миру, более стабильному обществу, более справедливому социальному устройству. В сложной общественной ситуации молодежь оценивает "порядок" намного выше, чем "демократию".

По-прежнему низки ожидания молодежи от государства, не замечаются усилия по стабилизации экономической ситуации и выходу из кризиса. Недоверие вызывают органы власти, прежде всего федерального уровня, высшие должностные лица государства, что существенно усилилось "информационной войной" в преддверии выборов 1999 г.

Все большее распространение получает уверенность молодых россиян в том, что можно полагаться только на собственные силы. Эта уверенность лежит в основе укрепления в ценностно-нормативной системе молодежи ценностей индивидуализма, материального благополучия, что сопровождается оттеснением на задний план ценностей духовного саморазвития, альтруизма, взаимопомощи. Крайне ослаблена ориентация на правовые способы достижения жизненного успеха. "Умение воровать" становится в глазах молодежи позитивным качеством.

На ценностных ориентациях молодежи сказывается влияние быстрого роста национального самосознания и распространение националистических взглядов. Растут и шовинистические настроения. Новым явлением стала активизация национальной идентичности как фактора напряженности в обществе.

8. В молодежной среде придается большое значение реализации социальных прав и их гарантий, но в общественном сознании это обстоятельство чаще всего имеет форму критики правоприменения: 80% молодых россиян считают, что их права нарушались, каждый пятый из опрошенных, по самооценке, становился за последние 2-3 года жертвой преступления.

Надежда на суд, милицию, прокуратуру, органы власти у молодежи невелика. В случае ущемления и нарушения прав лишь небольшая часть молодых людей пыталась их защитить в порядке, предусмотренном законом. Большинство из оказавшихся в такой ситуации (от 70 до 80%) обращались за помощью к друзьям, решали свои проблемы самостоятельно или ничего не предпринимали. Общественные настроения такого рода, проявляющиеся в молодежной среде в столь значительном масштабе, ставят под вопрос перспективы последовательного продвижения на пути к правовому государству и гражданскому обществу в России.

9. Такое положение предопределяют широкое развитие девиантных форм поведения среди молодых россиян и оправдание противоправных действий как единственно эффективных для достижения жизненного успеха.

Криминализацию молодежной среды не удается обуздать предпринимаемыми государством средствами. В 1998–1999 гг. положение не только не изменилось в лучшую сторону, но ухудшилось. В 1998 г. из выявленных 1,4 млн лиц, совершивших преступления, 788,3 тыс. человек — молодые россияне, или более 53%, что является наивысшим показателем после 1993 г., когда доля молодежи в числе совершивших преступления составляла 55%. За преступления в 1998 г. были осуждены 607,9 тыс. человек в возрасте до 30 лет — это наивысший показатель за 90-е годы, почти вдвое превосходящий численность осужденной молодежи в 1990 г. В том числе в 1,5 раза за один год возросло число молодых людей, осужденных за преступления, связанные с распространением наркотиков. Доля осужденных в возрасте 18–24 лет достигла 29% всех осужденных – это также наивысший показатель за 90-е годы.

Несмотря на предпринимаемые профилактические меры, вновь растет преступность несовершеннолетних: в 1998 г. число преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, составило 189,3 тыс. (в 1997 г. — 182,8 тыс.). За совершение различных правонарушений 1,1 млн подростков были доставлены в органы внутренних дел. Из всех осужденных по приговорам суда в 1998 г. 14–17-летние составили 12,3%, это высший показатель после 1993 г.

Хотя рост преступности — один из важнейших факторов российской действительности, который вызывает беспокойство у молодежи, распространенность представлений о допустимости различных нарушений закона в молодежной среде велика. До 40–47% молодых россиян вполне спокойно относятся к тому, что можно не платить налоги, брать взятки, торговать наркотиками и т. п.

Ущерб для общества от криминализации молодежи огромен и в экономическом исчислении, и в контексте социального развития России. Очевидна недостаточность мер уголовно-правового характера. Вопрос о распространении преступности в молодежной среде упирается в основы курса российских реформ, их социальный смысл. Очевидность недостаточность мер уголовно-правового характера.

С катастрофической скоростью в молодежной среде распространяются наркомания, токсикомания, алкоголизм. За последние 3 года число подростков-наркоманов возросло в 2,3 раза, токсикоманов – в 2 раза. По экспертным оценкам, к наркотикам регулярно прибегают до 2 млн молодых россиян, а четверть миллиона уже приобрели хроническую зависимость. Среди стоящих на учете наркоманов 82% составляют лица моложе 24 лет. Средний возраст приобщения к наркотикам составляет 15-17 лет. Меры по борьбе с распространением наркомании, токсикомании, алкоголизма пока не дают существенных результатов. Потребление наркотиков все чаще является частью молодежного общения и одним из средств проведения досуга. Наркотики становятся легкодоступными для подростков и молодежи, и этим осложняется решение одной из наиболее опасных для будущего страны социальных проблем, приобретающих все более выраженный молодежный характер.

10. В свете объективных характеристик положения молодежи и данных об особенностях ее общественного сознания и поведения нельзя не прийти к выводу, что фактически в решении ни одной крупной проблемы, на которой было сосредоточено внимание общества и государства в 1998–1999 гг., не удалось достичь значимого в масштабах страны результата. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. отбросил назад общество и не только затормозил реализацию принятых решений в области государственной молодежной политики, но и ликвидировал многое из ранее достигнутого.

Государственная молодежная политика по-прежнему остается на периферии деятельности государства и характеризуется в 1998–1999 гг. противоречивыми тенденциями.

С одной стороны, реализация государственной молодежной политики в 1998-1999 годах в главных чертах подтвердила верность определения ее принципов и выбора стратегических направлений. Достигнуты заметные успехи в формировании законодательства в этой сфере как на федеральном, так и на региональном уровне, впервые после распада СССР удалось вплотную приблизиться к формированию систематического корпуса нормативных правовых актов, которые выступают как отрасль законодательства. Совершенствовалось программирование деятельности государства в области государственной молодежной политики путем принятия федеральных, региональных и местных целевых программ. Есть реальные успехи на важных направлениях работы в ряде субъектов Российской Федерации.

С другой стороны, меры государственной молодежной политики все это время отодвигались назад, откладывались на будущее под давлением финансового кризиса, но в большей мере — как следствие недооценки органами государственной власти остроты проблем молодежи и сохраняющегося представления о затратном характере вложений в молодежь. По-прежнему молодежь воспринимается как социально ущербная группа, а ее поддержка в незначительной степени является стимулированием инициативной, инновационной деятельности молодых россиян, их общественных объединений.

Многие общественные проблемы осмысливаются при принятии управленческих решений без учета того, что это проблемы, затрагивающие интересы преимущественно молодежи. Таковы основные вопросы государственной демографической политики, государственной семейной политики. Слабо учитывается в мероприятиях федеральной миграционной политики то, что почти половину всех прибывших в Россию и выбывших из страны составляют молодые люди от 14 до 29 лет.

Огромный вред медленно нараставшему потенциалу государственной молодежной политики в 1998 году нанесла ликвидация федерального органа по делам молодежи. Последующие действия по его восстановлению привели к частичной потере координационных связей как на уровне федеральных министерств и ведомств, так и во взаимоотношениях с регионами.

11. Принятие к исполнению Президентской программы "Молодежь России (1998–2000 годы)" явилось важным положительным действием исполнительной власти в направлении к более эффективной государственной молодежной политике. В Программе нашли отражение реальные проблемы молодого поколения, в соответствии с этим приоритетными направлениями деятельности в 1998-1999 гг. на федеральном уровне были: поддержка общественно значимых молодежных инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений; содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд; оказание социальных услуг для молодежи; профилактика правонарушений, обеспечение условий для охраны здоровья, здорового образа жизни молодых россиян, их воспитания и образования. Однако поставленные в Программе и реализуемые в практической деятельности задачи не вполне соотнесены с масштабностью этих проблем молодежи, достижение заметного прогресса в их решении при ограниченных ресурсах и кратких сроках исполнения Программы проблематично. В итоге Программа может быть реализована лишь частично. Финансирование Программы существенно ниже заявляемых потребностей. В 1998 г. из заявленных 43,7 млн руб. было утверждено в федеральном бюджете лишь 16,8 млн руб., но фактически финансирование было проведено на уровне 6 млн руб. В 1999 г. из заявленных 52 млн руб. было утверждено в федеральном бюджете и фактически выделено на цели реализации Программы 39,6 млн руб.

В последние годы реалистичность в достижении целей Программы обеспечивается более широким включением субъектов Российской Федерации в ее осуществление. Главным образом эта деятельность ведется путем принятия в регионах соответствующих региональных и местных программ, что показывает значение тесной координации действий на важнейших направлениях государственной молодежной политики по уровням ее формирования и осуществления.

В области защиты прав и законных интересов молодых граждан усилия органов государственной власти были направлены на юридическое закрепление основ государственной молодежной политики как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации, внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с концепцией государственной молодежной политики. Появляются, главным образом, в форме эксперимента, первые ростки системы ювенальной юстиции.

В то же время многие вопросы правового регулирования в этой области остаются нерешенными, в частности, вопрос о реализации права на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с условиями, установленными статьей 59 Конституции Российской Федерации. Не удалось выработать эффективных механизмов представительства законных интересов молодежи перед государством и обществом, расширения участия молодежи в государственном управлении.

Известные достижения наметились в проведении работы по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи. На эти цели в бюджетах субъектов Российской Федерации выделяется 93% запланированных финансовых средств, что на фоне общей ситуации с финансированием мероприятий государственной молодежной политики является очень высоким показателем.

Более активные действия органы исполнительной власти стали предпринимать по решению проблем занятости молодежи, расширив свои задачи и определив более четкие ориентиры на уровне федеральных и региональных программ. В 1999 г. была проведена корректировка программных мероприятий по оказанию услуг молодежи в области профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства учащейся и безработной молодежи. Органы исполнительной власти начинают вырабатывать четкую государственную позицию по вопросам поддержки молодежи на рынке труда.

Продолжилось формирование системы региональных организационных структур поддержки и развития молодежного предпринимательства в сфере малого бизнеса (региональные учебно-предпринимательские центры, бизнес-инкубаторы, бизнес-палаты, центры делового консультирования и партнерства, центры межрегиональной лизинговой компании системы молодежных бизнес-инкубаторов).

Однако усилия органов государственной власти по обеспечению гарантий труда и занятости молодежи, поддержки молодежного предпринимательства остаются недостаточно эффективными, предпринимаемые меры не успевают за динамично развивающимися социальными процессами — и негативными, и позитивными.

Имеются известные достижения в формировании системы социальных служб и клубов для молодежи. В 1999 г. в стране работали более 350 социальных служб органов по делам молодежи, 660 социальных учреждений различной ведомственной подчиненности, более 1350 клубов по месту жительства, реализующих социальные проекты в рамках Президентской программы "Молодежь России". В своей деятельности социальные службы для молодежи испытывают значительные трудности, в том числе связанные с крайне медленным становлением единой системы таких служб в масштабах страны. Однако их развитие на фоне общей нерешенности многих вопросов предоставления гарантированных социальных услуг населению имеет огромное значение. Оправдывает себя практика проведения конкурсов, итогом которых является присвоение учреждениям социальной службы для молодежи и подростково-молодежным клубам статуса опорно-экспериментальных центров.

Идет формирование сети учреждений, предоставляющих услуги молодым семьям. К началу 1999 г. сеть социального обслуживания семьи и детей насчитывала около 2134 учреждений, охватывающих своей деятельностью почти 5,9 млн человек.

Государственная поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений оставалась одним из ключевых направлений государственной молодежной политики. В Федеральном реестре молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, на 1.01.2000 г. значится 41 организация (в том числе: 21 молодежная, 20 детских; 16 организаций являются общероссийскими, 22 - межрегиональными, 3 - международными). Однако нельзя не видеть, что условия для деятельности таких общественных объединений усложнились, материальные проблемы не позволили им в полном объеме реализовать принятые программы, численность членов организаций сократилась, некоторые из них прекратили существование. В то же время улучшилась координация деятельности между молодежными и детскими общественными объединениями, формируются и развиваются координационные структуры на региональном уровне. Советы, "круглые столы", блоки молодежных и детских общественных объединений действуют во многих субъектах Российской Федерации, а в последнее время все шире распространяются такие формы работы молодежных и детских общественных объединений, как консультативные органы при органах государственной власти, молодежные парламенты.

Формируется система поддержки массового спорта среди детей и молодежи. При содействии органов по делам молодежи возродились популярные спортивные турниры на приз клуба "Золотая шайба" (хоккей с шайбой), "Плетеный мяч" (хоккей с мячом), "Кожаный мяч" (футбол), "Белая ладья" (шахматы), "Чудо-шашки" (шашки), соревнования по кик-боксингу, картингу и другим видам спорта, популярным среди подростков и молодежи. Проведены такие крупные спортивные состязания, как Всемирные Юношеские Игры, Всероссийские соревнования школьников "Президентские состязания".

Проведенный в этом году Госкоммолодежи России анализ показывает, что, наряду с развитием сети стационарных лагерей, наблюдается тенденция увеличения малозатратных форм обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в каникулярный период, включая организацию и проведение палаточных лагерей труда и отдыха. Не снижается актуальность лагерей дневного пребывания как формы социальной услуги семьям.

Продолжилось международное молодежное сотрудничество в сфере молодежной политики с Советом Европы, Европейским молодежным форумом, Германией, Нидерландами, Финляндией, а также Японией.

Международное молодежное сотрудничество способствовало реализации совместных проектов, использованию зарубежного опыта в решении социальных проблем молодежи, развитию непосредственных контактов между молодыми людьми и их организациями.

Известные достижения имели место и на других направлениях осуществления принятых на федеральном, региональном и местном уровне программ в области государственной молодежной политики.

Однако стратегические вопросы решались гораздо менее успешно, чем тактические. Серьезные трудности остаются в кадровом обеспечении государственной молодежной политики. Система отбора кадров, их подготовки и переподготовки в современном ее состоянии недостаточна для обеспечения нужд России, хотя в ней занято около 100 образовательных учреждений. Подготовка кадров ведется вне четкой кадровой политики и в основном не выходит за рамки краткосрочной курсовой подготовки, проведения учебных семинаров. Но и эти формы используются все меньше.

12. Реализация запланированных мероприятий в 1998-1999 гг. показывает, что необходимы коррективы в концепции и в механизме осуществления государственной молодежной политики.

На уровне концепции необходимо исходить, во-первых, из того, что молодежь — стратегический ресурс российского общества, и, во-вторых, из того, что нереализованный потенциал молодежи, нерешенные молодежные проблемы отбрасывают назад не только молодежь, но и все общество, становятся бременем всех, а не только молодых, россиян. Концепция государственной молодежной политики должна учитывать, что ее развитие выходит за рамки отраслей социальной сферы. Требуется осознать связь государственной и общественной молодежной политики, нужно понимание того, что разработка и осуществление общественной молодежной политики - важнейшее направление становления в России гражданского общества.

В организационном отношении необходимо более четко определить задачи на каждом из этапов реализации государственной молодежной политики.

13. В краткосрочной перспективе целесообразно сосредоточить усилия на совершенствовании правового и организационного обеспечения государственной молодежной политики.

Необходимо продолжить разработку нормативных правовых актов, в том числе федеральных законов, предложений по изменению и дополнению ранее принятых законов, которые бы способствовали более совершенному правовому регулированию многообразных общественных отношений с участием молодежи.

Принципиальное значение имеет в этом плане завершение работы по принятию Федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" — прежде всего как важного основания для развития законодательства субъектов Российской Федерации и принятия нормативных правовых актов местного самоуправления по вопросам государственной молодежной политики.

14. Вновь стоит задача налаживания координации в сфере государственной молодежной политики. В принципиальном плане принято решение о формировании Правительственной комиссии по молодежной политике во главе с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации. Организационным механизмом данного органа призван быть Государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике, а предмет деятельности - очерчивается федеральными целевыми программами, затрагивающими права и законные интересы российской молодежи. Заслушивание докладов министерств и ведомств создало бы возможность для более четкого выделения в их деятельности молодежной проблематики.

Целесообразно сосредоточить усилия на внедрении положений государственной молодежной политики в принимаемые решения, охватывающие основные проблемы социальной жизни. В частности, в ближайшее время следовало бы под этим углом зрения сформулировать предложения в следующие документы:

— проект Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации в переходный период формирования экономики и социальной сферы, разработанный Министерством здравоохранения Российской Федерации;

— проект Программы действий по выводу Российской Федерации из демографического кризиса (особенно в части, предусматривающей долгосрочную перспективу реализации);

— Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе;

— Президентскую программу "Дети России" (прежде всего в подпрограммы "Развитие социального обслуживания семьи и детей" и "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних");

— Федеральную миграционную программу.

Целесообразно изменить и статус Госкоммолодежи России в свете задач, которые решаются в области государственной молодежной политики. Анализ показывает целесообразность создания на базе Госкоммолодежи России Министерства по молодежной политике, руководитель которого в ранге министра должен быть членом Правительства Российской Федерации. На Министерство, в частности, следовало бы возложить задачи социальной экспертизы проектов нормативных правовых актов федерального уровня, затрагивающих права и законные интересы молодежи.

Решение вопроса о системе, структуре, организации работы федерального органа исполнительной власти по молодежной политике будет во многом определяющим для исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Целесообразно установление вертикали в управлении государственной молодежной политикой на основе координации и совместной работы в осуществлении вопросов, относящихся к совместному ведению. Это в первую очередь относится к нормативно-правовому, информационно-аналитическому, кадровому обеспечению государственной молодежной политики. Государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике должен сосредоточить свое внимание на разработке методологических и методических вопросов, на обобщении и информировании о разнообразии опыта работы с молодежью. Деятельность по координации мер в области государственной молодежной политики должна стать главной, основной частью работы Госкоммолодежи России.

На уровне субъектов Российской Федерации показывает свою эффективность создание структур по координации деятельности в сфере государственной молодежной политики при руководителе республики, края, области. Такой Совет является коллегиальным органом, в него включаются государственные органы, в своей деятельности связанные с реализацией молодежной политики. Главной его функцией является координация деятельности государственных органов по вопросам государственной молодежной политики. Этот положительный опыт следовало бы широко распространить в масштабах страны.

Важные задачи предстоит решать в сфере государственной молодежной политики территориальным органам местного самоуправления. Первостепенной задачей для местного самоуправления является создание и стабилизация работы органов по делам молодежи во всех территориальных образованиях.

15. К разряду первоочередных следует отнести проблемы занятости и более тесной связи полученного образования с характером выполняемой работы.

При определении приоритетных направлений политики занятости в краткосрочной перспективе важно было бы учитывать специфику молодежи при осуществлении таких мер, как: организация масштабных общественных и временных работ; содействие развитию самозанятости и малого предпринимательства; развитие и совершенствование системы профессионального образования на основе прогнозирования спроса на квалифицированные кадры; восстановление и развитие системы внутрипроизводственного обучения, в том числе и как инструмента превентивной профориентационной работы на предприятиях, планирующих массовое высвобождение работников.

В рамках этой деятельности целесообразно предпринять усилия по оформлению профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи в государственную систему.

Возрождение движения студенческих строительных отрядов, начавшееся в ряде вузов, должно получить широкую государственную поддержку в плане развития общественных работ в России. Имеет смысл обратиться и к другим формам работы по трудовому воспитанию молодежи, опыт применения которых был накоплен в предшествующие десятилетия, преобразуя их с учетом коренных перемен в социально-экономической, политической, духовной сферах российского общества.

16. Необходимо формирование современной инфраструктуры государственной молодежной политики, включающей сеть учреждений социального обслуживания, информационных центров, бирж труда, подростково-молодежных клубов обеспечивающей прежде всего решение задач на местном и региональном уровнях.

Обеспечение такой масштабной работы требует специальных мер по кадровому обеспечению государственной молодежной политики. Необходима система подготовки специалистов в этой области с учетом различий по квалификационным требованиям, особенностей работы в каждом из регионов.

Необходимо принять меры по социальной защите специалистов подростково-молодежных клубов и социокультурных учреждений, в том числе подготовить и внести предложения об изменении и дополнении списка профессий и должностей работников образования, имеющих право на льготы, пенсию по выслуге лет, и распространении их на работников подростково-молодежных клубов независимо от их ведомственной принадлежности.

Специальным вопросом, требующим прояснения и принятия управленческих решений, остается создание системы ювенальной юстиции.

17. Насущная задача государственной молодежной политики — конкретное вложение инвестиций в молодежь. Эта установка предполагает подход к расчетам финансовых средств на цели поддержки молодежи и ее объединений, основанный на прогнозировании позитивных (в том числе и финансовых) последствий от таких социальных вложений как в обозримой, так и особенно в отдаленной перспективе: мировой опыт показывает, что вполне замысел государственной молодежной политики реализуется примерно через 30-40 лет после начала осуществления первых мероприятий.

Идея такого подхода выдвигается в течение последних пяти лет, она учитывалась при разработке законопроекта "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации", однако не реализована как действительная технология расчетов в этой области государственной деятельности и критерий в оценке объемов финансирования и эффективности проводимых мероприятий.

Исключительно важно перейти от краткосрочных к среднесрочным программам в области государственной молодежной политики. В этой связи начатая разработка новой федеральной целевой программы "Молодежь России" на 2001-2005 гг. должна яснее обозначить приоритеты и конечные цели проводимых мероприятий и привести к более четкому определению экономических параметров как планируемых достижений, так и возможного общественного ущерба в случае невыполнения Программы.

* * *

Итоги декабрьских (1999 г.) выборов в Государственную Думу обозначают новый этап в реформировании российской экономики и общества. Трудно рассчитывать на успех без постоянной заботы о расширении социальной опоры намеченных преобразований. В этой связи не может не приниматься в расчет молодежь как значительная социальная сила общества.

Среди молодых россиян происходит осознание своей роли в социальных преобразованиях, в жизни российского общества: 70% усматривают, что такое влияние есть в экономической, 50% — в морально-этической, 45% — в культурной сфере, высоко оценивается влияние молодежи на образ жизни. Это важное позитивное свидетельство о поддержке молодого поколения реформы.

Без активного участия молодежи и ее творческого вклада в преодоление переживаемого страной кризиса возрождение России невозможно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...