Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мужской национальный костюм.

Введение

Национальная одежда – это не просто дань обычаям своего народа, ведь она отражает его душу и уникальную культуру, имеющую глубокие корни. Сегодня каждый народ знает и гордится своими национальными костюмами, понимая всю значимость этой неотъемлемой составляющей родных традиций. Особенно чтят свои традиции крымские татары, ведь этот народ испокон веков уважает своих родителей и предков, любит свою землю и никогда не забывает о своей истории и происхождении. Поэтому сегодня мужчины гордо носят на деловых встречах утонченные смокинги, а на традиционные праздники с радостью надевают национальные наряды.

Национальная одежда крымских татар заслуживает особого внимания, ведь для ее пошива использовали домотканые материалы, которые собственноручно изготавливали трудолюбивые женщины. Их же руками шилась одежда и для себя, и для всей семьи. Кожа и шерсть – те материалы, без которых невозможно представить себе традиционный костюм этого народа.

Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.


Женский национальный костюм.

Горно-прибрежная группа женщин носила рубаху (кызайяхлы кольмек), которую шили из домотканого полотна «атма». Длина нижней рубахи на побережье на 10-12 см выше щиколотки, в горных районах они были короче — до середины икры. Рукав широкий и длинный. Ворот круглой формы, обшивался руликом. Нательные штаны — шальвары (в восточной части горных районов известны под названием тумак). Верхняя часть штанины обычно была из белой материи, низ чаще имел ало-красный или другой цвет. Штани­на должна была прикрывать щиколотку, пояс имел широкую вздержку. Платье туго обтягивало торс и резко расширялось от бедер.

Длинный узкий рукав заканчивался орнаментированным нарукавником — «къапакъ». При выходе на улицу надевался нагрудник (кокуслюк), украшенный золотыми монетами или золотым шитьем.

Длина платья у молодых до колен, у женщин среднего возраста до середины икры, а у старых до пят.

В холодную погоду под платье надевали стеганый тонкий чехол (зубун или къапакъ антер). Платья отделывались тесьмой — шерт. Передник — пешмал, пришивался к узкому пояску. Длина передника выше колен. Старухи носили пешмал всегда, молодые во время работы.

Куртку (тон) шили из бархата или атласа, силуэт при­таленный, длина доходила до бедер. Тон украшали золотистой тесьмой — шерт. Рукава обязательно должны были прикрывать запястье.

Безрукавки — бель тон — повторяли крой, схему расположения узора и ткань курток.

Фередже — накидка, розового или зеленого цвета, накидывалась на плечи, в некоторых районах на голову. Этот элемент костюма для улицы был обязателен для каждой крымской татарки.

Крымские татарки не носили паранджу. Нижнюю часть лица при выходе на улицу закрывали тонким платком. Дома пояс носили из специально сплетенных нитей с геометрическим узором. У женщин пояс был широким, у девушек узким. В торжественных случаях (на свадьбу, в гости) надевали широкий пояс из шерта с ювелирными украшениями.

Специальной зимней женской одежды в горноприбрежной зоне не существовало, ее роль выполняли различные разновидности курток: «хырха» (р-н Бахчисарая), «курк» (на побережье), тон имел ватную подстежку. Зимой под платье одевали зубун (с ватной подстежкой). Голову повязывали тон­ким платком небольших размеров, заводя концы поверх го­ловы. При выходе на улицу поверх нижнего платка повязывали платок большого размера (киик халты). Его завязывали, обводя вокруг шеи.

 

После 40 лет женщины носили длинные шарфы — марама, молодухи — шербенте из очень тонкой ткани, обычно набрасывали его на феску. В конце XIX века феска имела форму усеченного конуса, из красно­го или бордового бархата или атласа. В торжественных случаях одевали фески, украшенные золотыми монетами, в по­вседневной жизни феску украшали вышивкой из золотых нитей или золотой брошкой.

В женской обуви горно-прибрежной зоны можно встретить все варианты мужской обуви. Женщины во дворе носи­ли налыны, изготовленные из дощечки с поперечной кожа­ной лямкой. Высота налына достигала до 15 см.

Степная группа женщин носила рубахи разных оттенков красного и желтого цветов. Эти рубахи отличались от рубах женщин горно-прибрежной зоны. У рукавов под мышкой делали вырез. Рукава нижних рубах были более узкими. По­верх нижней рубахи женщины надевали бешмет красного цвета.

Платье (антер) являлось вариантом горно-прибрежной зоны, называли его каптан. Зимой под платьем носили зубун на второй подстежке. Нагрудник платья украшали вышивкой из жемчуга, нарукавники расшивали вышивкой из золотых нитей. На шее носили жемчужные ожерелья из множества нитей. Передник — оглюк — прямоугольный кусок ткани с узким пояском, длиной выше колен.

Паранджа (перандже) — халатообразная накидка, наки­дываемая на голову. Лицо не закрывали. Дома носили пояс из шерстяного платка углом сзади, спереди завязывали на узел. Кушак с серебряной пряжкой, расшитый золотом пояс, с бархатным верхом на кожаной основе — «Колан кушак». В зимней, мужской и женской одежде много общего (см. одежду степных мужчин).

Женщины на голову набрасывали три платка: на два нижних, при выходе на улицу набрасывали большой платок — чембер. Также носили марама, щербенте. Буркенчек использовали как свадебную вуаль на лицо невесты.

Фески имели усеченную форму по типу горно-прибрежной зоны.

Обувь. Дома носили мягкие расшитые сафьяновые сапожки — мест, тапочки, терлик. Вся обувь надевалась на высокие — до колен — носки.

Украшения. Все крымские татарки носили: золотые брас­леты, серьги, броши, ожерелья, кольца. Нагрудник платья был расшит золотым шитьем или на него надевали несколько рядов золотых монет (в торжественных случаях). У крымских татар были широко распространены амулеты, чаще всего треугольной формы, с вложенными в них молитвами. Молитву писали красными чернилами.

Амулеты носили на шее, вплетали в косы, одевали даже на крупный домашний скот: на лошадей, коров, быков и т.д.

Особое внимание крымские татарки уделяли украшениям головы. Волосы девушки обычно заплетали в две косички, которые откидывали на спину. Чтобы предохраниться от дурного глаза (назар) к концам кос был прикреплен красиво отделанный прямоугольный талисман, внутри которого находилась священная молитва (сач дувасы). Головным убором считалась бархатная, обычно бордового цвета шапочку (фес), вышитая золотом или серебром, иногда украшенная мелкими монетами и покрытая круглой с узорами отделкой золотого цвета (фес къалпагьы). Поверх фески одевался тонкий длинный шарф белого цвета (баш марама) из самотканной кисеи, вышитый по краям. Насчитывается огромное количество женских головных уборов, их разнообразие поражает. Кроме фески и марамы распространенными были большой шерстяной платок (шал), легкий тонкий платок (чембер), цветной узорчатый платок (баш явлукъ). Одежда женщин, несмотря на местные различия, имела много общего. Из широких и длинных, ниже колен, хлопчатобумажных или холщовых рубашек (кетен-кольмек), длинных платьев (антер) с широкими рукавами, цветных шароваров (шалвар или думан, дон), достигающих ступни и завязываемых вокруг щиколотки на шнурок, состоял гардероб крымской татарки. Верхняя одежда состояла из кафтана (къафтан или зыбын), плотно обтягивающего весь стан, обыкновенно яркого, чаще всего в розовом иии малиновом цвете, с золотым или серебряным галуном на вороте и груди. Данный кафтан имеет разрез во всю длину спереди, а также узкие рукава и застегивается у кисти рук на несколько пуговиц, обязательно шьется на вате для придания стану полноты. На грудь, начиная от шеи до пояса, а иногда и ниже, подшивается нагрудник (кокюслик), на который густо нанизываются сверху мелкие, а дальше все более и более крупные золотые монеты (алтын). Затем идет вокруг талии широкий плисовый кушак (йипши къушакъ), шитый серебром или золотом с большими серебряными бляхами с рельефными узорами (копан). Иногда пояс подвязывали шерстяным вязаным платком (бель явлукъ), таким образом, что позади образовывался треугольник, который чуть ли не достигал ног. Поверх кафтана надевали короткую шубу (джуббе), преимущественно из красного или зеленого материала, обитого по краям мехом и широкими позументами по всем швам. Выходя из дома кроме описанного костюма также надевали накидку розового или зеленого цвета (фередже). В повседневной жизни обязательной принадлежностью женского наряда является также фартук из ситцевой материи (оглюк или пештимал).

Учитывая погодные условия и специализацию назначения, различают несколько различных фасонов обуви крымской татарки: сафьяновые сапожки (мест), надеваются зимой в комнате, домашние туфли без задников с острыми носками (папуч), расшитые золотом и серебром - летом. При выходе из дома в непогоду обували къатыры - нечто похожее на калоши, или башмаки, закрытые сверху наполовину (терлик). Торжественные мероприятия посещали в расшитых золотом красивых туфлях (аякъкъап). Вся эта обувь изготовлялась из сафьяна черного, желтого или красного цветов. В дождливую погоду одевались ходули (налын или табалдрык), очень красиво отделанные и предохраняющие ноги от грязи. В комнате носили также вязанные из шерсти тапочки (кальчин), или шерстяные чулки с красивым цветным узором (сырлы чорап).


Мужской национальный костюм.

Голову крымские татары обычно покрывали низкой чёрной барашковой шапкой (къалпакь), на дне которой иногда вышит полумесяц. Летом были распространены тюбетейки (такъие) или фески (фес) красного цвета. Рубаха с косым воротом (кольмек) заправлялась в широкие суконные шаровары (сокъма штан или шалвар) и затягивалась шерстяным кушаком (къушакъ) длинным и широким обычно красного или зеленого цвета. Поверх рубахи надевали короткую безрукавку типа жилета (илик), сшитую из бархата, иногда украшенную золотом. Сверх безрукавки носили другую куртку с короткими или длинными (камзол) рукавами, а уже затем надевали длинный кафтан (чекмен). Рубахи крымских татар изготовливали из домашнего полотна (кетен). Всю остальную одежду изготавливали, большей частью, из грубого сукна домашней работы, у степных татар часто из верблюжьего сукна. Зимой вместо кафтанов одевали овчинные тулупы (тонъ) или овчинные куртки (курк). Широко использовались также такие разновидности одежды, как плащ (япынджа), башлык (башлыкъ), постолы обычно из воловьей кожи (чарыкъ). Из обуви мужчины предпочитали носить сапоги (чизма), непременно с подковами на каблуках, кожаные башмаки без голенищ на каблуках (потюк). Пастухи (чобан) носили куртки из бараньей шкуры (курк, къыскъа тонъ) с кушаком, к которому прикреплялся нож (пычакъ) и сумка (чанта). Паломники, побывавшие в Мекке (аджы), носят чалму (сарыкъ), обернутую вокруг фески или колпака.

Необыкновенно интересными по крою были мужские и женские нижние домотканные рубахи крымских татар. По мнению путешественников, качество ткани, из которой они шились доходило до совершенства. К величайшему сожалению, на предметах быта XIX в. признаки этого совершенства встречаются уже редко.


Национальные украшения.

Крымские татарки были большими поклонницами колец (юзюк) и браслетов (билезлик). Кольца обычно носили в таком количестве, что ими нанизывались почти все пальцы. Чаще всего кольца были сделаны из золота, а браслеты из серебра. Из украшений также распространены серьги (купе), бусы (боюнджакъ), изготовленные из цветных камней, стекла, горного хрусталя, а также монеты (алтын), которыми украшали фески.

Женщины обычно красили волосы в бурый или ярко-рыжий цвет добываемой из растения краской (хна). Такому же окрасу подвергаются иногда ногти на руках и части ладони - особенно часто это практикуется на свадьбах. На тоненьком ремешке через плечо крымские татарки носили сумочку, в которой хранили молитву из Корана (дува), сделанную из серебра или сафьяна.

Предметы ювелирного искусства, имеющие сходства с техникой производства и внешнему виду с турецкими образцами, производились в ремесленных центрах: Бахчисарае, Кезлеве, Карасубазаре. Принцип исполнения и характер декора каждой детали были настолько изысканными и богатыми, что серебряные и позолоченные филигранные элементы уже не нуждались в дополнении драгоценных и поделочных камней.

Крымскотатарская вышивка сберегает в себе множество традиционных элементов. Безумно красивая природа Крыма оказала огромное влияние на все народное творчество крымских татар и, в частности, на вышивку, которая достигла высоких художественных форм.

Еще в 20-30-х годах нашего века в Бахчисарае были известны умелые вышивальщицы, владеющие техникой этого производства в совершенстве. Образцы их изделий были представлены на международных и союзных выставках и отмечались самыми высокими наградами.

В наши дни традиционная одежда крымских татар практически не используется. Лишь только изредка на свадьбах можно увидеть невесту в феске с национальным поясом и барашковую шапку на голове у жениха.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...