Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ава?Ценностно-смысловой подход к рассмотрению видов толерантности

 

В Законе РФ «Об образовании» отражены те же позиции по отношению к образованию: «содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов».

Анализ понятия «толерантность» актуализирует проблему изучения трех видов толерантности: личностной, социальной и этнической.

Личностная толерантность включает в себя, прежде всего ценностно-смысловое содержание, в котором центральное место занимают «уважение к человеку, его право и свобода ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком (примеры).

В данном типе толерантности прежде всего важна устойчивая позиция личности, в которой отражаются ее установки, ценности и смыслы, т.к. именно они, с одной стороны, определяют внутренний мир человека, его ощущения и переживания, а с другой - являются мотивационными регуляторами, определяющими реальное поведение человека (примеры).

Развитие и становление личности связано с ее социализацией, то есть вхождением в социум. Результатом может являться социальная толерантность личности.

Социальная толерантность это партнёрское взаимо­действия личности с различными социальными группами общества, она направлена на равно­весие в обществе, на защиту прав и интересов личности в составе различных социальных групп. Поведение считается социальным, считает М.Вебер, «когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других людей» (примеры). Отдельный человек как представитель определенной социальной группы, по мнению М. Бубера «в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты» Соотнося себя с «другим», человек способен на совместный поиск общей позиции, при которой «столкновение и борьба мнений становится диалогом, а его участники партнерами». Социальная толерантность проявляется в социальной ответственности личности, за себя и группу единомышленников в том числе этической и правовой сфере. Признание за другими социальными группами права на существование связано с социально-психологической зрелостью личности, не только осознающей свою принадлежность к тем или иным социальным группам, но и разделяющей ее ценностные ориентации. Соответственно, восприятие «других» происходит через призму общих социальных ценностей, установок, стереотипов, а нередко предубеждений, предрассудков и т.п. Социально толерантным можно назвать поведение признающее за другими людьми право и возможность принадлежать к иным социальным группам.

Педагогической задачей в развитии социальной толерантности личности является расширение ее социально-ролевого репертуара, развитие коммуникативной культуры как основы для принятия многообразия в проявлениях социальной жизни общества и поиска способов нацеливающих учащихся на эффективное взаимодействие с представителями различных социальных групп (примеры).

Третий вид – этническая толерантность Она не может быть поставлена в один ряд с другими компонентами социальной толерантности: по полу, социальному положению, по профессии, то есть этническая толерантность представляется нам третьим компонентом в ряду личностной, социальной и этнической. Этническаятолерантность, как отношение к «другим», на основе их этнической принадлежности – важнейшее проявление толерантности и личности и общества. Исследования Б.Ф. Поршнева проясняют тот факт, что проявление этнической нетерпимости восходит еще к древним архаическим формам противопоставления «Мы» и «Они», когда и само разделение на «своих» и «чужих», этническая самоидентификация по признаку национальной принадлежности, проявлялась в значительной степени на бессознательном уровне.

Современная личность, наследующая пестрый генетический материал предков, живущая в многообразном мире активных информационных и межличностных контактов, оказывается в ситуации непростого выбора этнической самоидентификации, что особенно актуально в мегаполисах, интегрирующих представителей из самых различных стран, этносов и культур. Формирование межнациональной и межконфессиональной то­лерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в ран­нем детстве и протекающий в течение всей жизни.

Эмпирические наблюдения дают основания полагать, что современная личность, наследующая пестрый генетический материал предков, живущая в многообразном мире активных информационных и межличностных контактов, оказывается в ситуации непростого выбора этнической самоидентификации, что особенно актуально в мегаполисах, интегрирующих представителей из самых различных стран, этносов и культур. В.С. Библер говорит о важности осознания перехода от «человека образованного» к «человеку культуры». Человека культуры отличает широта взглядов в сфере культурного многообразия различных народов и наций. Формирование межнациональной и межконфессиональной то­лерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в ран­нем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идёт под воздействием множества факторов, и решающим среди них явля­ется образование.

Толерантность как сложное явление имеет несколько измерений. Для исследования необходимо остановиться на трех из них: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.

Когнитивное измерениесостоит в осознании и принятии человеком «сложности, многомерности жизненной реальности и вариативности ее восприятия, понимания и оценивания разными людьми, а также относительности, неполноты и субъективности (по меньшей мере – частичной) собственных представлений и своей картины мира. Она ярче всего проявляется именно в ситуациях противоречий – при расхождении мнений, столкновении взглядов и т.д. - и позволяет рассматривать их как проявление плюрализма, богатства индивидуальных восприятий и интерпретаций. Толерантность означает еще и такое важное качество, как способность человека расхождение с собеседником во мнениях, когнитивный «конфликт» не переводить в конфликт межличностный».

Эмоциональное измерениереализует, прежде всего, в способности к эмпатии. Полноценная эмпатия – безоценочна и в этом смысле по сути своей толерантна. Эмоциональная составляющая толерантности имеет особое значение благодаря тому, что именно в этом измерении коммуникативной ситуации собеседники имеют возможность обрести некую общность, восстановить разрыв человеческих связей, который во многом и делает людей разобщенными и нетерпимо настроенными друг по отношению друга. Более того, эмпатия позволяет компенсировать (или хотя бы смягчить) возможные разногласия между собеседниками в когнитивной или поведенческой плоскостях, препятствуя их перерастанию в межличностное противостояние и нетерпимость. Установление эмоционального контакта между собеседниками способствует созданию более доверительной и безопасной атмосферы общения – и таким образом снижает напряженность и возможность преодоление обострения отношений, конфронтации и соперничества.

Поведенческое измерение толерантности представляет лишь видимую часть «айсберга толерантности», считает С.Л. Братченко, и традиционно привлекает особое внимание – как при диагностике, так и при обучении. К поведенческой толерантности относятся:

- способность к толерантному высказыванию и отстаиванию собственной точки зрения («Я-высказывания»);

- готовность к толерантному отношению к высказываниям других (внимательное слушание и восприятие мнений и оценок других людей как выражение их точки зрения, имеющей право на существование – независимо от степени расхождения с их собственными взглядами);

- способность к «взаимодействию разномыслящих» и умение договариваться (согласовывать позиции, достигать компромисс и консенсус).

Необходимо учитывать особенность толерантности – способность человека понимать и принимать множественность и многообразие бытия и признавать неизбежность сосуществования различий.

Целенаправленное воспитание, организуемое обществом (школой, семьёй, общественными организациями), протекает тем ус­пешнее, чем полнее оно учитывает влияние, которое оказывают на человека общественные условия его жизни. Индивид – не только объект воздействия общественных отношений, но и субъект, который, усваи­вая социальный опыт, избирательно относится к окружающей дейст­вительности. Воздействие национальных отношений на человека при­обретает значимость не само по себе, а через индивидуальную пози­цию личности. На бытовом уровне человек постоянно впитывает, осваивает обы­чаи и традиции своих соседей, в школе он изучает историю других наро­дов, постигает общность социально-исторического развития. И дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения в совмест­ной деятельности, в повседневных контактах. Однако на процесс формирования толерантного сознания и поведения оказывает воздействие огромное число факторов (семья, окружение, референтные группы, собственный опыт м потому этот процесс оказывается сложным и далеко не всегда успешным. Важным является и то, что чаще всего отношения к «другому», к «другим» являются эмоционально окрашенными и не до конца отрефлексированными самим человеком. Поэтому случайные наблюдения, передачи по телевидению (плохо прокоментированные); неудачный опыт собственного общения могут сформировать отрицательную позицию по отношению и к «другим».

Основные позиции, обращенные к ближайшему будущему, могут быть обозначены следующим образом: толерантность требует гибкости Толерантность – это не только правило обращения с ценностями, она сама является универсальной ценностью.

 

 


Вкусовой анализ далеко не постного пирога …

Перед нами слоёный пирог толерантности. Поначалу кажется, что это шарж. Слоёная толерантность (или толерантная слоёность?) изображена несколько сатирически. Немного дополнительных штрихов, например, пара маргинальных физиономий со сладострастными ртами и большими ложками, превратили бы этот рисунок в совершенную карикатуру...

Задержимся ещё немного на обратной, собственно календарной, стороне, чтобы узнать, что наряду с Днем Конституции у нас есть теперь ещё два очень важных праздника: Международный день толерантности и Международный день защиты прав человека.

То, что касается последнего праздника, я - «за»! Сразу прошу защитить моё человеческое право на христианскую терпимость к грешникам и нетерпимость к порокам!

Вся эта праздничная триада объединена единым российским триколором. Может быть, правительство Ленинградской области именно таким видит смысл русского флага?

 

Но вернёмся к кулинарной теме: торт «Наполеон» по-ленинградски с толерантными слоями. Самый верхний слой (в него обычно первыми вонзаются зубы) - толерантность гендерная! Пока наша дума думу думает по поводу нового закона, примеряет терминологию, за которой «скромно» прячется терпимость к половым извращениям, областной правительственный комитет по печати и связям в лице Нехая Руслана Шамсудиновича, не дожидаясь, решил подсластить и украсить свой пирожок гендерной заливкой. Ах, убрать бы им гендерность в нижний слой, поглубже, но никак нельзя, - это же венец толерантности, чуть ли не главная её цель!

А вот сообщение из работы правительства области 2010 года, которое сразу даёт понять, откуда «ноги растут»:

«Ленинградская область и Северные Нидерланды (Голландия) обменяются опытом в сфере деятельности гражданского общества и средств массовой информации. Как сообщили в пресс-службе правительства Ленобласти, проекты сотрудничества по этим направлениям обсуждались сегодня на переговорах в Доме правительства.

"Наши регионы имеют много общего - в структуре экономики, количестве населения и даже в менталитете", - подчеркнул советник губернатора Ленинградской области, исполняющий обязанности председателя комитета по печати и связям с общественностью Руслан Нехай на встрече с коллегами из Голландии. Он отметил, что регион заинтересован в изучении опыта Северных Нидерландов по развитию фондов общественных организаций, повышению квалификации волонтеров, поддержке толерантности и традиционных средств массовой коммуникации в условиях современного информационного общества».

А мы не думали, не гадали, что у нас, оказывается, голландская душа! Да, есть у кого поучиться, - у страны, которая усвоила все крайности либеральных новшеств от однополых браков до эвтаназии. Ну, «нехай» будет по вашему, по-голландски!

 

Пойдем дальше к нашему пирогу, но не без опаски, ибо уже смердит от одной гендерной глазури. Некоторые прослойки кажутся вполне безвкусными: возрастная, социальная... Впрочем, что там таится - ещё неизвестно. Казалось бы, чего плохого в межнациональной толерантности? Но национальная терпимость и национальная толерантность - это разные вещи. Первой мы, православные, учились издревле. Монголо-татар терпели, а куда было деваться? Но ведь они в русских городах не селились... Благоверный князь Александр Невский был терпим к татарам, но был ну совсем не толерантен к шведам и немцам, по известным причинам. И причины эти по существу не изменились. Зато изменились некоторые татары и, попав в правительство, вдруг заболели голландскостью и толерантностью.

А образовательная прослойка толерантного пирога? Если это готовность принять и понять друг друга людям разного уровня образования, так это - всегда пожалуйста! Это для русских более чем характерно. Но если речь идёт о псевдотерпимости ко всевозможным ЕГЭ-образным экспериментам над школой и детьми..., тут уж простите, опять перебор ненатуральных компонентов!

Есть слои совсем мутные, вкуса неопределённого, последствий непредсказуемых. Физиологическая толерантность! Вот так! Например, у друга почку вырезали. А я, ничего себе, - терплю, толерантствую помаленьку. Но, шутки в сторону, страшно и подумать, что под этот вид толерантности могут подсунуть. Нас уже законодательно принудили к толерантному отношению к собственным телесным органам, утвердив презумпцию донорства! Теперь так: попадет твой ближний в автокатастрофу, а ты и доехать до больницы не успеешь, как ему констатируют смерть по «прекращению деятельности мозга» и разберут на органы. В этом контексте Россию может спасти только водка: будем умирать быстро, зато без разборки.

А как вам маргинальная толерантность? Зубы не сводит? Во рту не щиплет? Вспоминаю неплохой французский фильм «Папаши» времён ещё не толерантных. Там главный герой Пьера Ришара решил толерантно пообщаться с маргинальной молодёжью, взять её этакой разухабистой доверительностью, мол, «я умею общаться с нашей молодёжью»! Чем кончилось: те заставили его пообедать собственным галстуком. Наш известный протодьякон попал в похожую ситуацию. Подробности опускаю.

Осталось нам закусить географической начинкой. Только осторожней, чтобы Курилы в зубах не застряли. А лучше спросим о результатах принудительного питания географической и политической толерантностью у сербов, иракцев, ливийцев.

Что тут поделаешь, западная толЭрантность требует жертв.

А христианская терпимость сама идёт на жертву.

В этом вся и разница. По существу.

 

В заключении хочется обратиться к правительству Ленинградской области и председателю комитета по печати и связям с общественностью господину Нехаю Р.Ш.

Почему, в то время как правительство Петербурга принимает закон о запрещении пропаганды извращений, в области эта пропаганда совершается, пусть и под прикровенным видом гендерной телерантности?

Почему деньги налогоплательщиков направляются на пропаганду, мягко скажем, нетрадиционных понятий и ценностей?

Почему средства этой пропаганды (календари, в данном случае, но не думаю, что календарями всё ограничилось) распространяются в детских образовательных учреждениях?

 

Чтобы ни у кого не оставалось сомнений в истинном смысле понятия гендерной толерантности, приведу цитату тех, кто этому учит теперь в России. Это курсы дистанционного образования центра «Стратегия», автор некая Барандова Т.А.:

«Позитивная черта гендерной толерантности заключается в том, что политическая и экономическая сфера, а также семья становятся ареной переговоров между партнёрами - мужчинами и женщинами»... А гендер-то здесь причём? - спрашиваем мы. Это что, новое откровение, что мужчина и женщина в семье общаются? Или мало пришло женщин в политику? Но тут же всё «проясняется»:

«С другой стороны, есть ещё аспект, - продолжает Барандова, - отражающий толерантность к сексуальным меньшинствам, также согласованный с идеологией гендерного равноправия».

Цитирую только для того, чтобы никто не сказал, что мы, православные, неправильно трактуем гендерные понятия. А словарь в компьютере опять исправляет на «тендерные», просит добавить слово в словарь. А ведь так не хочется!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...