Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трансактивный анализ

1. Человеку присущи сенсорный и струк­тур­ный голод (С. Кьёркегор). Первый ведёт к дефи­циту сенсорных и эмоциональных стимулов, второй – к скуке (которая в больших дозах также приводит к эмоциональному голоду). Чтобы этого не произошло, человек организует струк­турирование времени (с помощью деятельности или фантазии). Способы структурирования вре­мени:

- ритуалы;

- времяпровождение;

- игры;

- близость;

- деятельность.

В результате данных действий человек полу­чает «вознаграждение», как то:

- снятие напряжения;

- избегание психологически опасных ситуа­ций;

- получение «поглаживаний» (физический контакт);

- сохранение тактического равновесия.

2. В социальном общении (социальных играх) «время от времени разные аспекты поведения людей заметно меняются, поведенческие изме­нения обычно сопровождаются эмоциональными. У каждого человека некий набор поведенческих схем соотносится с определённым состоянием его сознания… Эти различия и изменения приводят к мысли о существовании различных «я-состояний», или «эго-состояний» (Э. Берн). «Эго-состояния», по Э. Берну, «суть не роли, а психологическая реальность». Теория «эго-состояний», созданная Э. Берном – сердцевина методики психологического анализа поведения человека, которую автор данной методики назвал трансактивным анализом.

3. «Эго-состояния» существуют в виде следующих категорий:

а) у каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и он хранит всебе набор состояний, повторяющих «эго-состояния» его родителей (воспринимаемых субъективно). Образно говоря, каждый носит в себе Родителя;

б) все люди (включая детей) способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы соответствующие состояния их Я, то есть в каждом человеке есть Взрослый;

в) любой человек несёт в себе впечатления детства (могущие активизироваться при определённых условиях) – «каждый носит в себе Дитя».

Таким образом, «эго-состояний» три:

- Родитель (Р);

- Взрослый (В);

- Дитя (Д).

Обращение одного собеседника к другому, сопровождающееся заданием позиций каждого из них («эго-состояний»), по Э. Берну, есть трансакция. Отсюда: взаимодействие трансакций рассматривается трансактивным анализом (ТА).

Примечание: основные школы ТА:

- классическая (Э. Берн);

- школа «повторного принятия решения» (Р. и М. Гулдинги);

- школа Катексиса - Шиффов;

- свободные исследователи (Р. Эрскин, М. Зальцман, Т. Кайлер, Я. Стюарт, В. Джойнс).

4. Характеристики «эго-состояний»:

Р – требовательность, одобрение и осуждение, руководство, поучение, покровительство (оборотная сторона – нервное перенапряжение). Всегда «над» остальными («есть два мнения – моё и неправильное»), постоянная готовность взять ответственность за каждого (даже если не просят);

В – позиция «здесь и сейчас», рассудительность, реализм, адекватность, получение и передача информации;

Д – эмоциональность, беспомощность, игровое начало, подчинение (или иррациональный протест).

5. а) вербальные характеристики «эго-состояний» (характерные слова и выражения):

 

Р В Д
Все знают, что… Ты не должен никогда… Ты должен… Я не понимаю, как это можно   Возможно… Вероятно… По моему мнению… Плюс – все вопросы (они будут носить конкретный характер) Междометия Все виды эмоциональных реплик (типа «Здорово», «Круто», «Класс» и т. д.) Вопросы (по типу «комплекса Алёши-почемучки»)

 

б) невербальные характеристики «эго-состояний»:

Интонация

Р В Д
Обвиняющая, снисходительная, критическая Связанная с реальностью Очень эмоциональная

 

Состояние

 

Р В Д
Надменное, «сверхприличное», очень правильное, натянутое Вниматель- ность, поиск информации Неуклюжее, подавленное, угнетённое, игривое

 

Выражение лица

 

Р В Д
Нахмуренное, обеспокоенное, неудовлетворённое, надменное Спокойное, максимум внимания Угнетение, удивление, эмоции

 

Позы

 

Р В Д
Руки на бёдрах, руки на груди, сжатый кулак за спиной, «указующий перст», «вышагивающая походка» и т. д. Наклон к собеседнику и ориентация на него Спонтанная подвижность (ходьба, бег, непроизвольное сжатие кулаков), часто – позы неуверенности и угнетения

 

6. Трёхчленное деление «эго-состояний» соотносится с известной трёхчленной моделью З. Фрейда:

Р – суперэго (по Фрейду, «наблюдает, приказывает, исправляет и угрожает»);

В – эго («оценивает реальность»);

Д – ид («вместилище нецензурированных инстинктов и желаний»).

Однако, по Э. Берну, каждое «эго-состояние» включает в себя все три категории модели З. Фрейда.

7. а) «эго-состояния» Родителя и Дитя имеют следующие разновидности:

Р – Контролирующий (КР) и Воспитывающий (ВР);

Д – Адаптивное (АД) и Свободное (СД);

б) и нтегрированный Взрослый – «эго-состояние» Взрослого, включающее в себя позитивные качества Родителя и Дитя;

в) каждое «эго-состояние» может быть позитивным и негативным.

8. Гипотеза Дж. Дюссэя (так называемая «гипотеза константности»): «Когда одно «эго-состояние» увеличивается по интенсивности, другое или другие должны уменьшиться для компенсации. Изменение в распределении психической энергии происходит таким образом, что общее количество энергии остаётся константным». Э. Берн назвал этот процесс исключением.


Р В Д

Исключённые «эго-состояния»

Р В Д

Р В Д

 

 

Р В Д

Константные «эго-состояния»

Р В Д

 

Р В Д

 

9. Контаминация – принятие «эго-состояния» Р или Д за В:

а) Р-контаминация – принятие «родительских девизов» за реальность Взрослого («предрассудки», по Э. Берну);

б) Д-контаминация – затуманивание детскими представлениями взрослого мышления;

в) двойная контаминация – случай, когда человек проигрывает «родительский девиз», верит в него «по-детски» и ошибочно воспринимает его как реальность.

 

 

Р В Д

а)

 

Р В Д

 

б)

 

Р В Д

в)

10. Так называемая структурная модель 2-го порядка:

а) Родитель в Родителе;

Взрослый в Родителе;

Дитя в Родителе;

б) Взрослый – не делится;

в) Родитель в Ребёнке;

Взрослый в Ребёнке;

Дитя в Ребёнке.

Примечание: модель 1-го порядка – модель, где «эго-состояния» не подвергаются делению.

 

11. 9 парных трансакций (по Э. Берну):

а) В В («Коллега»);

б) Р Р («Демагог»);

в) Д Д («Шалун»);

г) Р В («Профессор»);

д) В Р («Парламентёр»);

е) Р Д («Босс»);

ж) Д Р («Недотёпа»);

з) В Д («Воспитатель»);

и) Д В («Почемучка»).

Идеальная пара трансакций в коммуникации – «Коллега».

 

12. Схемы тройных трансакций (по А. Добровичу):

а) взаимодополняющие:

 

Р Р Р Р Р Р Р Р

В В В В В В В В

Д Д Д Д Д Д Д Д

 

Р Р Р Р Р Р

В В В В В В

Д Д Д Д Д Д

 

б) взаимодополнения:

 

Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р

В В В В В В В В В В В В

Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д

 

в) скрытые (пунктиром – то, что не высказано);

 

Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р

В В В В В В В В В В В В

Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д

 

13. а) параллельные трансакции:

 

Р В Д

Ст Рк 1-й тип

Р В Д

2-й тип

Р В Д

Рк

Ст Примечание: Ст – стимул,

Рк – реакция.

 

Р В Д

 

б) пересекающиеся трансакции:

 

Р В Д

Рк

Ст

Р В Д

 

 

Р В Д


Рк

 

Ст

Р В Д

 

 

в) скрытые трансакции:

Угловая трансакция

Р В Д

Непрерывная линия – социальный

Ст Рк уровень

Прерывистая линия -

Р В Д

психологический уровень

 

Р В Д

СтРк Двойная трансакция

 

Р В Д

 

14. Так называемая сценарная матрица К. Стайнера (одна из основных моделей в ТА):

 

Р Контрприказания Р Контрприказания Р

 

В Программа В Программа В

Приказание (-) Приказание (-)

Д Д   Д

Разрешение (+) Разрешение (+)

15. «Модель ОК» (о кей), или схема жизненных позиций (Э. Берн). Представления человека о себе и окружающих по «модели ОК»:

- я – ОК;

- я – не ОК;

- ты – ОК;

- ты – не ОК.

Комбинаторно объединяя эти положения, получаем 4 установки по «модели ОК»:

- я – ОК, ты – ОК;

- я – ОК, ты – не ОК;

- я – не ОК, ты – ОК;

- я – не ОК, ты – не ОК.

По мысли Т. Кайлера, установки «ОК» являются сценарно благополучными, а установки «не ОК» - сценарно неблагополучными («контрсценарий», по Т. Кайлеру).

16. Модель В. Эрнста, или «модель ОК Коррал»[1] (модель анализа переходов жизненных позиций):

 

Уход: «Я не ОК, ты - ОК» Сотрудничество:

(депрессия) «Я – ОК, ты – ОК»

Я не ОК (здоровая) Я ОК

Выжидание: «Я не ОК, Избавление: «Я ОК,

ты не ОК» (бесплодная) ты не ОК» (пара нойя)

С помощью модели «ОК Коррал» можно составить так называемую корралограмму (выражение Ф. Эрнста): для этого нужно разделить вышеизложенную схему на 24 градации по вертика ли и горизонтали (аналогично «кругу Айзенка») и с их помощью составить зону нахождения человека во всех секторах модели (и на основании полученных данных делать выводы и прогнозы).

17. 12 постоянных императивных решений (по Роберту и Мэри Гулдинг): все они идут по трансакции Р Д:

- «не живи» («сгинь», «убью»);

- «не будь собой»;

- «не будь ребёнком»;

- «не расти» (или «не будь сексуальным»);

- «не делай успехов» (ревность);

- «не делай» («твои действия вообще опасны»);

- «не будь первым»;

- «не принадлежи» (к кому-то и чему-то);

- «не будь близким» (эмоционально или физически);

- «не чувствуй себя хорошо» (вариант – «он такой слабенький»);

- «не думай» (вообще или о ком-то);

- «не чувствуй» (что-то конкретное, скажем, страх – или «не испытывай таких-то физических ощущений»).

18. 6 сценарных процессов (по Э. Берну – Т. Кайлеру): понятие «сценарное поведение» используется в ТА по аналогии с театром:

- «пока не…»;

- «после»;

- «никогда»;

- «всегда»;

- «почти»;

- «открытый конец».

Данные 6 процессов (так называемых «паттернов») универсальны для любого измерения (пол, возраст, этнос, воспитание, образование и т. д.).

19. Драйверы – чётко определённые наборы поведения, которые проявляются людьми перед тем, как войти в конкретное сценарное состояние (открытие Т. Кайлера):

- «будь лучшим»;

- «пытайся»;

- «радуй других»;

- «старайся»;

- «спеши»;

- «будь сильным».

Драйверы имеют специфический набор вербальных и невербальных средств, соответствующих каждому конкретному драйверу.

20.а) минискрипт (минисценарий) - определённая последовательность сценарного поведения, чувств и убеждений, проигрываемая от нескольких секунд до нескольких минут (сжатый срез всего жизненного сценария человека);

б) э пискрипт (эписценарий) – негативное послание (трансакция Р Д), где посылающий надеется на то, что таким образом он освободится от влияния этого послания;

в) к онтрсценарий – совокупность решений, которые принимает Дитя под воздействием контрприказаний (сценарных посланий, исходящих от Родителя и хранимых в подсознании Дитя);

г) а нтисценарий – часть сценария, которую человек использует наоборот, следуя противоположности первоначального послания. Варианты антисценария:

- человек живёт по антисценарию (тогда бунт – сценарный прорыв);

- противоположный случай;

- освобождение от сценария;

- в детстве человек получил противоположные «директивы» и теперь переходит от одной к другой;

- в самом сценарии запрограммирован бунт;

- сценарий провален и наступает попытка «махнуть на всё рукой» (частая причина депрессии и шизофрении).

Примечание: люди, приверженные к сценарию, бывают:

- руководимые сценарием (например, трудоголики - то, что П. Вейлл назвал «диалексия» - «самопринуждение»);

- одержимые сценарием (алкоголики, наркоманы, маньяки).

21. Соотношение драйверов и паттернов:

Драйверы Паттерны

«Будь лучшим» «Пока не…»

«Радуй других» «После»

«Будь сильным» «Никогда»

«Пытайся» «Всегда»

По Т. Кайлеру, «драйверы являются функциональными проявлениями неблагополучных («не ОК») структурных контрсценариев».

22. Разрешения (в ТА) – «противоядия от драйверов». Каждому драйверу соответствует своё разрешение.

Драйвер Разрешение

«Будь лучшим» «Ты и так хорош»

«Радуй других» «Радуйся сам»

«Будь сильным» «Открыто говори о своих

желаниях»

«Пытайся» «Делай» (это)

«Спеши» «Не спеши»

Примечание: если драйвер – проявление «родительского» начала, то разрешение может быть и «взрослым», и даже «детским».

23. а) ч увство рэкета (в ТА) – «эмоция, зафиксированная и поощряемая в детстве, переживаемая в различных стрессовых ситуациях и не способствующая взрослому решению проблем. Рэкет – это процесс, во время которого человек испытывает чувство рэкета, причём… вне его сознания» (Я. Стюарт – В. Джойнс);

б) с истема рэкета (модель Р. Эрскина – Мэри Зальцман):

 

 

С и с т е м а р э к е т а

 
 


Сценарные Рэкетные Подкрепляющие

убеждения проявления: воспоминания

(чувства) (эмоциональная

а) внешне память)

Убеждения о: наблюдаемые

- себе; процессы

- других; (традиционные,

- жизни. повторяющиеся);

б) внутренние

Чувства, подав- переживания

ленные в процессе (физические

принятия сценар- ощущения,

ного решения болезни)

 

24. Модель минискрипта Т. Кайлера:

 

Драйвер (Я ОК, ты ОК):

 

 

Обвинитель

(Я ОК, ты не ОК)


РазочарованныйСтоппер (Я не ОК, ты ОК) (Я не ОК, ты ОК)

 

Типичные рэкеты Разочарованного:

- никчёмный;

- ненужный;

- безнадёжный;

- нелюдим;

- бесполезный;

- загнанный в угол;

- бездарный.

Типичный рэкеты Стоппера:

- виноватый;

- ранимый;

- смущённый;

- озадаченный;

- обеспокоенный.

Типичный рэкеты Обвинителя:

- осуждающий;

- торжествующий;

- язвительный;

- безупречный;

- неистовый;

- эйфория.

Внимание! У Драйвера чувство рэкета отсутствует.

25. а) и гнорирование в ТА (так называемая теория Катексиса – Шиффов) – бессознательное игнорирование информации, связанной с решением конкретной проблемы. Игнорирование всегда связано с преувеличением какого-то аспекта реальности и с пассивным поведением – «нерешением людей своих проблем или неумением их решить» (Шиффы).

б) 4 типа пассивного поведения:

- ничегонеделание;

- возбуждение;

- сверхадаптация;

- беспомощность и насилие (одно тесно связано с другим: по Катексису, беспомощность есть насилие, направленное в себя).

в) м атрица игнорирования (Кин Меллер – Эрик Зигмунд)

Уровень Т и п ы (Т)

Наличие Т1 Стимулы Т2 Проблемы Т3 Возможность выбора
Значимость Т2 Значимость стимулов Т3 Значимость проблем Т4 Значимость возможности выбора
Изменения возможностей Т3 Изменчивость стимулов Т4 Разрешаемость проблем Т5 Имеющиеся возможности выбора
Личные способности Т4 Способность реагировать иначе Т5 Способность решать проблемы Т6 Способность действовать адекватно возможности выбирать

 

26. Искажение, по Шиффам – способ защиты при угрозе мировосприятию. 2 типа трансакций при искажении:

- тангенциальная (отклоняющаяся) – трансакция, где стимул и реакция затрагивают разные аспекты (или один аспект с разных точек зрения);

- блокирующая – суть вопроса избегается из-за несогласия с постановкой вопроса.

27. Симбиоз (по Катексису – Шиффам) – коммуникация двух или более людей, как будто вместе это – один человек. [2] Участники симбиоза не используют все имеющиеся «эго-состояния»: одно или два исключается каждым участником. Таким образом, они взаимно дополняют друг друга.

Примечание: если в симбиозе присутствует игнорирование, такой симбиоз считается нездоровым (согласно теории Катексиса – Шиффов).

Симбиоз 1-го порядка:

 
 


Р В Д

Р В Д

 

Симбиоз 2-го порядка (протекающий под 1-м):

Р В Р В Д

Р В Р В Д

 

 

28. По Фаните Инглиш, существуют чувства:

- аутентичные (подлинные), которые мы испытывали детьми до того, как поняли, что их проявление не поощряется;

- неаутентичные (неподлинные) – чувства рэкета; ими прикрывают аутентичные чувства.

29. Так называемый драматический треугольник (диаграмма Ст. Карпмана). Его идея: в своих «играх» люди играют в одну из следующих сценарных ролей:

- Преследователь (П): унижает других, считая их ниже себя и «не ОК»;

- Спаситель (С): аналогичная позиция, но вместо унижения – предложение помощи («Я должен помочь, ибо они сами не в состоянии это сделать»);

- Жертва (Ж): считает себя «не ОК» и сама ищет либо Преследователя, либо Спасителя.

Каждой роли данной диаграммы присуще игнорирование (своих или чужих способностей). Ясно, что участие в «драматическом треугольнике» исключает позицию Взрослого.

 

П С

       
 
   
 


Ж

30. Определение игры (по В. Джойнсу): «Игра – это процесс какого-либо действия, совершаемого со скрытым мотивом, который:

- находится вне осознания Взрослого;

- явно не проявляется до момента изменения участниками своего поведения;

- приводит к тому, что все испытывают смущение, непонимание и желание обвинить партнёра».

31. Схема переключения в ходе игры (В. Джойнс):

До:

Р В Д

Р В Д

 

После:

Р В Д

Р В Д

 

32. «Формула игры» Э. Берна (или «формула И»):

«Крючок» (Кр) + «Клёв» (Кл) = Реакция (Ре)

Переключение (П) Смущение (С)

Расплата (Ра).

Кр + Кл = Ре П С Ра

 

33. Диаграмма Б. Гулдинга – Д. Купфера:

 

Р В Д

Р В Д

 

С точки зрения авторов диаграммы, играм присущи 5 условий:

- явный прямолинейный стимул;

- «секретное послание» (сценарное представление человека о себе);

- результат игры определяется на скрытом (психологическом) уровне;

- в конце игры оба игрока испытывают Расплату в виде чувства рэкета;

- обмен скрытыми трансакциями происходит вне сознания Взрослого в каждом игроке.

34. Степень автономии (или «свободы от сценария», по Э. Берну):

 

а) и ллюзорная:

 
 

 

 


Жёлтый круг – Р;

Красный круг – В;

Синий круг – Д;

Заштрихованная область – «обман» (в Р) и «иллюзия» (в Д).

б) п одлинная:


Зелёное поле -

область подлин-

ной автономии

 

Р В Д

35. Психологические «купоны» (по Э. Берну) – «валюта трансакционного рэкета: в детстве ребёнок усваивает от родителей всё, что надо чувствовать при наступлении любых жизненных трудностей (оскорбление, вину, испуг, злость и т. д.). Любое из этих чувств может превращаться в рэкет, если человек привыкает ими пользоваться» (Э. Берн).

36. Правила коммуникации в ТА:

а) пока трансакции являются параллельными, коммуникация может протекать сколь угодно долго;

б) пересекающаяся трансакция приводит к разрыву коммуникации, поэтому для возобновления коммуникации необходимо, чтобы хотя бы один её участник перешёл в другое «Эго-состояние».

37. а) к онтракт в ТА – «чётко выраженная двухсторонняя приверженность строго определённому плану действий» (Э. Берн); «приверженность Взрослого самому себе или кому-либо ещё с целью изменения» (Дж. Джеймс – Г. Йонгеворд). Включает в себя:

- участвующие стороны;

- что они собираются вместе делать;

- сколько это потребует времени;

- какова будет цель или результат этого процесса;

- как они узнают о том, что цель достигнута;

- насколько это будет полезно или приятно.

б) 4 условия К. Стайнера, необходимых для заключения полноценного контракта (взяты из юридической практики):

- взаимное согласие;

- адекватная компенсация;

- компетентность (в том числе психологическая);

- законность (или приверженность моральным принципам).

 

ПРАКТИКУМ

 

1. Определить, какое «эго-состояние» превалирует в каждом секторе модели «ОК Коррал»:

а) уход;

б) сотрудничество;

в) выжидание;

г) избавление.

2. Методика Дж. Джеймса – Л. Коллинза. Необходимо вписать 2 пропущенных (так называемых «загадочных») вопроса в следующий опросник:

а)что постоянно происходит со мной?

б) как всё это начинается?

в) что происходит потом?

г) «загадочный вопрос» (I);

д) а потом?

е) «загадочный вопрос» (II);

ж) чем всё кончится?

з) как я себя чувствую?

и) как (по-моему) чувствует себя другой?

 

 

Правильные ответы:

1. а) Дитя;

б) Взрослый;

в) Родитель, Дитя;

г) Родитель.

2. Вопрос I: «В чём моё секретное послание другому

Вопрос II: «В чём секретное послание другого мне

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аверченко Л. Управление общением. М., Новосибирск, 1999.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб., 1998.

3. Вейлл П. Искусство менеджмента. М., 1993.

4. Доценко Е. Психология манипуляции. М., 2000.

5. Искусство администрирования /Под ред. Дебры Олкок. М., 1998.

6. Карпов А. Психология менеджмента. М., 1999.

7. Конфликтология /Под ред. А. Кармина. СПб., 1999.

8. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. М., 1992.

9. Куницына В., Казаринова Т., Погольша В. Межличностное общение. СПб., 2001.

10. Ладанов И. Практический менеджмент. М., 1995.

11. Малышев К. Психология управления. М., 2000.

12. Ньюком Дж., Дэвис Кейт. Организационное поведение. СПб., 2000.

13. Оллпорт Г. Личность в психологии. СПб., 1998.

14. Панкратов В. Искусство управлять собой. М., 2000.

15. Почепцов Г. Коммуникативные технологии ХХ века. «Рекл-бук», «Ваклер», 1999.

16. Психология влияния (хрестоматия). СПб., 2000.

17. Психология и этика делового общения /Под ред. В. Лавриненко. М., 1997.

18. Психология управления: курс лекций. М., Новосибирск, 2000.

19. Розанова В. Психология управления. М., 2000.

20. Станкин М. Если мы хотим сотрудничать. М., 1996.

21. Стюарт Я., Джойнс В. Современный трансактивный анализ. СПб., 1996.

22. Таранов П. Секреты поведения людей. М., 1998.

23. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент. М., 2000.

24. Уотермен Р. Фактор обновления. М., 1988.

25. Ховард К., Коротаев Э. Принципы менеджмента. М., 1996.

 


[1] ОК Коррал – пригород г. Тумбстоун (Аризона), где произошёл первый бой легендарного шерифа Уайетта Эрпа с бандитами; историческое место в США.

[2] В астрологической соционике данная проблема рассматривается в рамках понятия «векторная пара».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...