Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для студентов заочной формы обучения




Введение

Подготовка специалистов в рамках магистерской программы 521408 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности» предполагает не только наличие у студентов знаний по дисциплине «Уголовно-процессуальное право», полученных в рамках подготовки бакалавров, но и углубленное изучение современных проблем науки уголовного процесса.

Уголовно-процессуальная деятельность резко вторгается в сферу конституционных прав и свобод человека, поэтому одной из наиболее актуальных и труднорешаемых проблем в уголовном процессе является проблема защищенности личности. Конституционное право на судебную защиту прав и свобод человека предполагает создание такого механизма уголовного судопроизводства, который, с одной стороны обеспечивал бы достижение цели уголовного процесса, а с другой – действенным образом гарантировал бы защиту прав и законных интересов лиц, вовлеченных в его орбиту.

Перманентное реформирование уголовно-процессуального законодательства приводит к созданию новых для современного уголовного процесса институтов таких как: институт судебного контроля, институт уголовного преследования, особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением, институт досудебного соглашения о сотрудничестве, институт реабилитации. Совершенно очевидно, что принятие в 2001 году УПК РФ стало не только событием в развитии российского законодательства, но и явилось компромиссом между различными процессуальными школами. Обобщение практики применения УПК РФ за прошедшие десять лет дает все основания говорить об устойчивых проблемах правоприменения. К числу таких проблем мы относим изменение процессуальных функций прокурора, их соотношение с полномочиями руководителя следственного органа. Закрепление состязательной формы уголовного процесса породило новые вопросы, связанные с результатом исследования доказательств, которые, в свою очередь рождают острые дискуссии относительно места и роли суда в процессе доказывания. В последние годы с новой остротой встает проблема примирительной модели уголовного судопроизводства, которая с одной стороны имеет массу преимуществ, в числе которых процессуальная экономия, устранение последствий преступления без применения мер уголовной репрессии, с другой – отсутствие четкой законодательной регламентации соответствующей процедуры влечет бесконтрольность ее применения.

Изучение учебной дисциплины «Актуальные проблемы теории и практики уголовного процесса» не ставит своей целью рассмотрение всех существующих ныне доктринальных споров, имеющих место в науке уголовного процесса, равно как и всех проблем правоприменения. Авторы рабочей программы исходят из посылки о том, что магистры – это во многом исследователи, а магистерская диссертация – определенный вид научно-исследовательской работы, результатом которой является получение первой научной степени ученого. Настоящий спецкурс дает студентам возможность углубить знания по проблемам теории и практики уголовного процесса.

Основная цель преподавания дисциплины состоит в подготовке для правоохранительных органов специалистов, изучающих уголовно-процессуальное законодательство для дальнейшего применения его в практической деятельности. В соответствии с этой целью основными задачами курса являются: 1) привить студентам глубокие и систематические знания теории уголовного процесса, сущности уголовно-процессуальной деятельности; 2) сформировать у студентов устойчивые навыки применения уголовно-процессуального законодательства в процессе предупреждения, выявления, расследования преступлений; 3) сформировать у студентов высокий уровень правосознания в области уголовного процесса, умение эффективно бороться со всеми видами преступности.

В результате изучения дисциплины выпускники должны

знать:

- доктринальное толкование содержания и особенностей институтов и понятий уголовно-процессуального права;

- специфику уголовно-процессуального познания (доказывания) как самостоятельной области юридического познания;

- механизм решения практических задач по расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел;

уметь:

- применять полученные знания для использования в процессе производства по уголовному делу и научно-исследовательской работы.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к результатам обучения по дисциплине «Актуальные проблемы теории и практики уголовного процесса» предъявляются следующие компетенционные требования (профессиональные компетенции – далее ПК):

- способность квалифицированно применять уголовное и уголовно-процессуальное законодательство в ходе производства по уголовному делу (ПК-2);

- готовность к выполнению должностных обязанностей, возлагаемых на дознавателя, следователя, прокурора, судью по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3); способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления (ПК – 4); способность осуществлять предупреждение преступлений, выявлять причины и условия, способствовавшие их совершению (ПК – 5);

- способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты в области уголовно-процессуального права (ПК-7); способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере уголовного судопроизводства (ПК-8);

- способность принимать оптимальные, законные и обоснованные решения при производстве по уголовному делу (ПК-9);

- способность квалифицированно проводить научные исследования в области уголовно-процессуального права (ПК-11);

- способность преподавать курс уголовно-процессуального права на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12); способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13); способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

Студент должен также владеть:

- методикой самостоятельного изучения и анализа доктринальных положений науки уголовного процесса;

- навыками принятия законных и обоснованных решений по уголовному делу, а также составления основных процессуальных актов досудебного и судебного производств.

Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных в рамках подготовки бакалавров (специалистов) по следующим дисциплинам: «Уголовно-процессуальное право»; «Уголовное право»; «Гражданско-процессуальное право»; «Криминология»; «Теория оперативно-розыскной деятельности»; «Административное право»; «Международное право»; «Юридическая психология»; «Уголовно-исполнительное право»; «Прокурорский надзор»; «Логика»; «Судебная этика»; «Судебная медицина»; «Судебная психиатрия» и др.

Структурно дисциплина состоит из 9 взаимосвязанных тем.

Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по заочной форме обучения
Зачетные единицы - общая трудоемкость   3 з.е. – 108 ч.
Всего аудиторных занятий из них:  
Лекции  
Семинарские занятия  
Практические занятия  
Самостоятельная работа под руководством преподавателя  
Экзаменационная сессия  
Форма итогового контроля экзамен

 

Тематический план

для студентов заочной формы обучения

№ п/п Темы дисциплины Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лек- ции Семи-нары ПРЗ С /р
1. Тема 1. Социально-правовая природа и назначение современного российского уголовного процесса -   -  
2. Тема 2. Система уголовного судопроизводства и проблемы ее совершенствования     -  
3. Тема 3. Система принципов уголовного процесса: проблема ее соответствия потребностям практики и развития уголовно-процессуальной теории - - 2 (интерактивная форма занятия)  
4. Тема 4. Институт уголовного преследования и его место в системе уголовно-процессуального права        
5. Тема 5. Судебный контроль в российском уголовном судопроизводстве: современное состояние и перспективы развития - - (интерактивная форма занятия)  
6. Тема 6. Уголовно-процессуальное принуждение и проблема процессуальной ответственности -      
7. Тема 7. Проблемы производства по уголовным делам в судебных стадиях уголовного процесса - - 2 (интерактивная форма занятия)  
8. Тема 8. Производство в суде с участием присяжных заседателей как форма участия граждан в отправлении правосудия Тема 9. Нравственные основы уголовно-процессуальной деятельности -   -  

Программа курса

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...