Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нарушение памяти у пожилых.




Тема 2.2. Память и мышление, их изменения у инвалидов и лиц пожилого возраста.

Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранения информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводителя. Эти процессы называются памятью.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

 

Классификация.

По времени хранении память подразделяют:

Мгновенная 0,1-0,5 с - удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств информации. (память-образа).
Кратковременная До 20 с -представляет собой способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая привлекает к себе повышенное внимание.  
Оперативная До нескольких дней - хранение информации в течении определенного, за ранее заданного срока. Срок хранения информации в этой памяти определяется задачей вставшей перед человеком.
Долговременная Неогран. - хранение информации в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз (временен) без утраты.
Генетическая   -информация которая храниться в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.
Зрительная   -сохранение и воспроизведение зрительных образов.
Слуховая   -запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.
Двигательная   - запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.
Эмоциональная   - память на переживания. То что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
Осязательная, обонятельная, вкусовая...   -удовлетворение биологических потребностей или потребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма.

 

Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности. И на прямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессов человек не задумываясь, развивает и тренирует память.

Нарушение памяти у пожилых.

Представление о нарушениях памяти как основном собственно- возрастном симптоме психологического старения имеет широкое распространение. Память, как как и интеллектуально- логическая деятельность в целом, является сложной психической функцией, зависящей и от влияния других психических свойств(таких как настроение, психическая актуальность, установка), социальных факторов, а также от состояния физического здоровья. Выраженная тревога отрицательно сказывается на таких параметрах, как «логическая память», «психический контроль».Обнаружено,что негативные культурные установки на поздний возраст становятся актуальной причиной ухудшения памяти в старости. Экспериментальные исследования памяти позволяют сделать следующие выводы:

при определенных условиях ухудшения памяти частично обратимо у людей в возрасте до 80 лет;

кратковременная память страдает в той же мере, что и долговременная;

процесс старения памяти носит прерывистый характер с двумя периодами спада: 1) 60-70лет и 2) после 80 лет. 70-80 лет - период относительной стабильности.

Проблема нарушений памяти тесно связана с проблемой особого отношения к прошлому или роли воспоминаний в жизни пожилого человека. «Уход в прошлое» занимает отчетливое место в старческой психике,функцией воспоминания считается сохранение самооценки в условиях уменьшения физических и интеллектуальных способностей, сохранения целостности личности, создания идеализированной версии событий, которая оправдывала бы жизнь. В одном исследование, проводившемся в течение пятнадцати лет, выделены четыре группы пожилых людей с разной эмоциональной реакцией на воспоминания. Первая группа получала удовольствие от воспоминаний. У второй группы воспоминания были навязчивы, увеличивали тревогу и депрессию, были связаны с чувством вины и сожаления. Третья группа вообще не имела воспоминаний. Четвертая группа в процессе воспоминания испытывала ностальгию и депрессию из -за контраста прошлого и настоящего. Жизненный опыт индивидуальные качества, уровень одаренности, присущие конкретному человеку, формируют собственные механизмы компенсации и адаптации к этим возрастным изменениям, определяя уровень интеллектуальной активности.

 

Мышление.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта

 

 

Понятие мышления.

Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.

Мышление формирует структуру индивидуального сознания, его семантическое поле, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки.

Система личностных смыслов взаимодействует в мышлении индивида с объективным значением явлений, с пониманием сущности конкретных явлений как разновидности определенного класса явлений.

Как психическая деятельность мышление является процессом решения задач. Этот процесс имеет определенную структуру – стадии и механизмы достижения познавательной цели.

Каждый человек обладает присущими ему стилем и стратегией мышления – когнитивным стилем, познавательными установками и категориальной структурой (семантическим, смысловым пространством).

Мышление и речь. Все высшие психические функции человека формировались в процессе его общественно-трудовой практики, в неразрывном единстве с возникновением и развитием языка. Выражаемые в языке смысловые категории и образуют содержание сознания человека.

Мышление индивида опосредствуется его речью. Между понятиями «язык» и «речь» существует такое же отношение, как между понятиями «общественное сознание» и «индивидуальное сознание»:в языке проявляется общественное сознание, в речи – индивидуальное.

Речь – индивидуальное использование общественно выработанных обозначений, языковых знаков. Мысль формируется посредством ее речевого формулирования. Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь лишена фонации (звукопроизнесения): в ней используются специфические коды.

Первоначально мысль зарождается в форме опорных речевых элементов. Сформулировать мысль – значит объективизировать ее, облечь в обобщенные языковых значений.

Отношение речи к мышлению – отношение фирмы к содержанию. Построение речи определяется законами грамматики, процесс мышления – законами всеобщих взаимосвязей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...