Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие мировоззрения, его структура, исторические типы. Философия как рационально-теоретический тип мировоззрения.




Философия


Как социокультурный феномен, ее образы в истории культуры, роль в жизни человека и современном цивилизационном процессе.

Фил – фундамент наука о наиб общ законах универсума.

Осн категории фил: субъектные (чел, общ-во), объектные (бог,природа,мир,вещь), субъект-объектные (познание,практика)

Предметная обл: 1) пробл окр мира,бытия,космоса,первоосновы, 2) **человека и смысла его сущ-ния, 3) **отн-ния чел и мира, субъекта и объекта, идеальн и матер, 4) *субъект-субъектные, межличностные отн-ния (книга стр 18)

В любом обществе формируются определенные представления о философии, которые условно можно обозначить как ее образы, сложившиеся в массовом сознании людей:

1. Философия как любовь к мудрости. Этот образ сложился еще в античности и отражает высокую оценку роли и статуса философии и философов в обществе, которые всегда вызывали чувства высокого почтения и восхищения.(сова Минервы)

2. Философия как образ жизни. Такое понимание философии предполагает поиск самостоятельных ответов на сложные мировоззренческие вопросы на основе размышлений и обобщений непосредственного опыта жизни и познания окружающей действительности.

4. Философия как идеология. Данный образ философии складывается обычно в таких социальных системах, где господствуют жесткие тоталитарные режимы и репрессивные формы государственной власти и управления.

5. Философия как наука. Несмотря на радикальную критику философского разума в современной культуре, образ философии как воплощения научной рациональности и огромных познавательных возможностей теоретического мышления устойчиво сохраняется в массовом непрофессиональном сознании.(Фил – мать наук)

 

Стр-ра философии:

· Онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, об общих принципах сущ-ния

· Гносеология – учение о природе познания и его возм-тей,, отн-ние знания к реальности, выявл условия его достов-ти и истиности

· Аксиология – учение о природе и стр-ре ценностей, их месте в реальн-ти, о связи ценностей между собой

· Праксеология – учение о практич отн-нии чел-ка и мира, акт-ти нашего духа, целеполаганий и действенности чел-ка

· Антропология – учение о чел-ке в многомерных его ипостасях

· Соц философия – раздел фил, описывающ специфич особ-ти общ-ва, его динамику и перспективы, логику соц процессов и тд

 

Роль философии в обществе. Функции философии.

В переломные мом не обойтись без фил, когда необход переоценка ценностей, формир-е нов мировоззр идей:

1)пробл выжив-ти в яд век, 2)**эколог выжив-ти, 3)**целостн-ти личности, 4)**коммуникат ед-ва челов-ва

Ф-ции:

- гуманистическая функция. Философия помогает нам осмыслить жизнь, укрепить свой дух. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийству, наркомании, алкоголизму, преступлениям. Человек оказывается порабощенным физически и духовно. Политизация общественной жизни и особенно все более дающая о себе знать тенденция к тоталитаризму подавляет человека, ведет к конформистской личности. Все больше мыслителей обращает внимание на оскудение личности, к чему приводит много факторов, например, усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественнонаучного знания;

- социально-аксеологическая: разработка представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; формирование представлений о социальном (общественном) идеале, ориентация на ценности, общественные идеалы. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. Философия критична по своему существу;

- культурно-воспитательная функция. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления;

- отражательно-информационная функция. Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации.

- Интегрирующая функция связана с объединяющей ролью философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. Взаимное размежевание наук явилось ведущей тенденцией в сфере науки вплоть до XIX века. Несмотря на большие успехи, достигнутые наукой, происходит рост рассогласования научных дисциплин. Возник кризис единства науки. В основе решения проблемы интеграции знания лежит, прежде всего, философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство. Философия выступает в качестве одного из необходимых факторов интеграции научного знания.

- Логико-гносеологическая функция заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания. Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы обогащать истинностное представление об объекте. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания.


Понятие мировоззрения, его структура, исторические типы. Философия как рационально-теоретический тип мировоззрения.

Исторически философия возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения, особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними в системе логических категорий. Философские категории, законы, принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и мышление. Таким образом, философия - это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.

Мировоззрениеобщее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Основные компонеты: знания, ценности, убеждения. Они определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и социальных групп, классов, наций, общества в целом.

Мировоззрение формируется не только философией, но и научными (естественными, техническими, общественными) дисциплинами, а также различными формами общественного сознания — политическим, религиозным и др.

 

Мировоззрение существует на двух уровнях: 1) чувственном как мироощущение, стихийное восприятие окружающей действительности и 2) рациональном — на уровне разума как миропонимание, логическое обоснование процессов и явлений.

 

Выделяются следующие типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, а так же обыденное

1) мифологическое мировоззрение — формируется на ранних стадиях развития общества, опирается на мифологию. Мифология (греч. nrythos — повествование, сказание) — фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений. Порожденные фантазией первобытного человека мифические существа — боги, духи, герои — наделены человеческими чертами, они совершают человеческие поступки, а их судьбы сходны с судьбами смертных людей. В мифах выражались слитность, нераздельность человека и природы; на явления природы проецировались человеческие свойства. Мифы были тесно связаны с обрядами, с обычаями народа, они содержали нравственные нормы и эстетические представления, включали зачатки знаний и религиозных верований, сочетали реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, мысли и чувства. Мифология оказала значительное влияние на духовную жизнь человечества. Об этом свидетельствует, в частности, глубокое проникновение в европейскую культуру греко-римской мифологии.

2) Религиозное мировоззрение сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Являясь, как и мифология, фантастическим отражением действительности, религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Вера в сверхъестественное — основа религиозного мировоззрения. Религиозное сознание раздваивает мир на «земной» и «небесный». Система догматов. Провиденциализм, фатализм, эсхатология (учение о конце света)

3) философское мировоззрение. Ориентация на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения, как правило, представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать положения и принципы.

4) обыденное, или практическое (эмпирич) мировоззрение, являющееся первоисточником всех других его типов. Основываясь на жизненном опыте и эмпирических знаниях, обыденное мировоззрение служит ориентиром в повседневной деятельности, однако нередко испытывает затруднения, сталкиваясь со сложными проблемами, решение которых требует основательных знаний, культуры мышления и чувств.

Таким образом, философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. По самой своей сути она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...