Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные философские идеи Аристотеля




1. Не существует «чистых идей», эйдосов, не связанных с окружающей действительностью. Они являются отображением вещей и предметов реального мира;

2. существуют только единичные и конкретно определенные вещи; данные вещи называются индивидуумы (неделимые); то есть, например, существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является, и конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула» и т.д.

Проблема человека в философии Аристотеля:

· Человек по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

· Человек отличается от животных наличием мышления и разума;

· Человек имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

· Потребность жить в коллективе приводит к возникновению общества.

Аристотель о государстве:

· регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

· Выделяет шесть типов государства: монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия (власть толпы, черни, крайняя демократия); полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

· «дурные» формы государства: тирания, крайняя олигархия и охлократия.

· «хорошие» формы государства: монархия, аристократия и полития.

· Наилучшей формой государства является полития, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).

 


 

Статус философии и основные решаемые ею проблемы в эпоху средневековья и Возрождения. (Николай Кузанский, Томас Мор, Мишель Монтень, Николо Макиавелли)

Основные черты средневековой философии:

· Теоцентризм - в центре философствования - Бог, а уже после – его творения. Реальностью, определяющей все сущее, является Бог.

· Господство догматов о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе в Библии);

· Креационизм - догмат о сотворении Богом мира «из ничего» по своей воле, а не в силу природной необходимости;

· Теодицея - оправдание Бога за существование в мире зла;

· Эсхатология - учение о конечности существования мира (о конце света);

· Провиденциализм – истолкование истории как осуществление божественного плана;

· Утверждение веры выше разума;

· Выделение человека из природы и объявление его творением Бога, стоящим над природой;

· Признание познаваемости мира через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога;

· Повернутость в прошлое и оторванность от реального мира;

· Воинственность;

· Назидательность;

· Учительство.

 

Эпоха возрождения - Это особый этап в истории философии, характеризующийся утверждением новой формы философствования, строящийся на принципах независимых от философской схоластики. Обусловлена: кризисом феодализма и церкви, повышения ур-ня образованности, великими геогр и научно-технич открытиями. К подрыву авторитета церкви привела гелиоцентрич система коперника

Характерные черты философии эпохи Возрождения:

· Широкое использование античного наследия;

· Переход от теоцентризма к антропоцентризму (особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможности) и гуманизму – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

· Пантеизм - наделение природы божественными свойствами; слияние Бога с природой, растворение в ней

· Оппозиционность к Церкви, сделавшей себя посредником между Богом и верующими;

· Отрицание и критика схоластики;

· Тесная связь с развитием естествознания – научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращение Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной);

· Большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

· Возрастание нового самосознания человека и его общественной позиции: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта;

· Почитание разносторонности развития и дарования личности;

Томас Мор – основатель утопического социализма. Основное произведение «Утопия». Утопия (греч. – место, которого нет) выдуманный остров, на котором находится идеальное государство. Основные идеи:

· Не существует частной собственности;

· Все граждане участвуют в производительном труде; Труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности; Все произведенные продукты поступают в собственность общества и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии;

· В связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня – шесть часов;

· От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;

· Мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности);

· Жители Утопии верят в Бога, но на острове полная веротерпимость.

Политическая философия Николо Макиавелли. Основное произведение «Государь».

· Человек обладает изначально злой природой;

· Движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

· Совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;

· Для обуздания низменной природы человека создается особая организация – государство;

· Власть принадлежит тому, кто может её захватить среди себе равных. То есть это не результат богоизбранности, арезультат «человеческого» в человеке

· Правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;

· Правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату;

· В борьбе за освобождение родины от иностранного владычества, за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

 

Т оммазо Кампанелла (1568-1639) – создатель проекта идеального общества. Основное произведение «Город Солнца»

Согласно Кампанелле, в Городе Солнца:

· Отсутствует частная собственность;

· Все граждане участвуют в производительном труде;

· Результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;

· Труд совмещается с одновременным обучением;

· Жизнь соляриев (жителей города) регламентирована от подъема до отхода ко сну;

· Солярии все делают вместе: ходят на работу, трудятся, едят, отдыхают;

· Большое внимание уделяется воспитанию. С рождения ребенок отбирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, правилам поведения Города Солнца;

· Во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) – Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...