Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ограничения и пределы действия прав и свобод. Ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения.




Ограничения прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законом (ст. 55 Конституции РФ). Поэтому ни Президент РФ, ни Правительство РФ, ни органы субъектов РФ не могут устанавливать ограничения не только конституционных, но и иных прав граждан. К сожалению, на практике такие ограничения имеют место со стороны всех указанных органов.

 

Федеральный законодатель может вводить ограничения прав и свобод не произвольно, а для достижения социально значимых целей. Их перечень дан в ст. 55 Конституции РФ и является закрытым. Речь идет о достижении следующих целей: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц; обеспечения обороны страны и безопасности государства. Несмотря на закрытый характер, перечень этот позволяет вводить ограничения конституционных и иных прав и свобод в значительных пределах. Употребляемые понятия, в особенности "нравственность", "здоровье", "права и законные интересы других лиц", имеют весьма широкое содержание, что дает большие возможности для маневра. Федеральными законами "О чрезвычайном положении" от 17 мая 1991 г., "О милиции" от 18 апреля 1991 г., "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 24 сентября 1992 г., "Об оперативно-розыскной деятельности" от 13 марта 1992 г., "О безопасности" от 5 марта 1992 г., "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. и др. предусмотрены ограничения конституционных прав и свобод граждан по указанным основаниям1. Так, в условиях действия чрезвычайного положения могут устанавливаться ограничения свободы передвижения, особый режим въезда и выезда; вводиться запрет проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, иных массовых мероприятий, запрет забастовок; вводиться комендантский час, т.е. запрет находиться в установленное время суток на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность; вводиться цензура СМИ; приостанавливаться деятельность политических партий, общественных объединений, применяться другие предусмотренные законом меры, которые связаны с ограничением прав и свобод граждан.

ЧП-особый правовой режим деятельности органов гос власти,местного самоуправленияПоэтому режим чрезвычайного положения вводится только в условиях, когда существует реальная, чрезвычайная и неизбежная угроза безопасности граждан и основам конституционного строя страны, и только как временная мера (до 30 дней на части территории РФ и до 60 дней на всей территории РФ).

 

Даже в условиях чрезвычайного положения не все конституционные права могут быть ограничены. Многие из них (право на жизнь, неприкосновенность частной жизни, право на жилище и др.) не подлежат ограничению. Перечень таких прав закреплен в Конституции РФ (ч. 3 ст. 56).

 

Еще более серьезные ограничения конституционных прав и свобод граждан имеют место в условиях военного положения. Режим военного положения может вводиться на всей территории РФ или в отдельных местностях только в силу действия внешних факторов в случаях: а) агрессии против РФ; б) непосредственной угрозы агрессии против РФ (ст. 87 Конституции РФ). Поэтому, например, фактическая война в Чечне, которая по Конституции РФ является частью РФ, не могла повлечь за собой введения военного положения. Хотя карательные акции с конца 1994 г. до середины 1996 г. и сопровождались применением вооруженных сил, многочисленными ограничениями прав и свобод граждан (комендантский час, приостановление деятельности партий, запрет забастовок и многое другое), но юридически чрезвычайное положение в этот период на территории Чеченской Республики ни разу не вводилось. Тем самым создан опасный прецедент массового ограничения конституционных прав и свобод граждан без введения чрезвычайного положения, т.е. фактического введения особого режима, не предусмотренного Конституцией РФ.

 

Ряд конституционных прав и свобод сформулирован с использованием так называемой оговорки о законе, т. е. в самой норме предусмотрена возможность ограничения того или иного права. Например, это касается конституционных положений о праве на жизнь (ст. 20), неприкосновенности жилища (ст. 25), свободе мысли и слова (ст. 29), о праве на индивидуальные и коллективные трудовые споры (ст. 37), о праве на отдых (ст. 37), свободы предпринимательской деятельности (ст. 34). Указанные права не имеют абсолютного характера и могут быть ограничены федеральным законом.

 

Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий предусмотренные федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан для обеспечения их безопасности и зашиты конституционного строя государства.

Согласно ч. 2 ст. 56 Конституции РФ чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

В настоящее время федеральный конституционный закон не принят и в Российской Федерации действует Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении», * который подлежит применению в части, не противоречащей нормам Конституции РФ. Данный закон определяет условия, основания и порядок введения чрезвычайного положения.

Основаниями введения чрезвычайного положения могут быть:

1) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов;

2) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

 

Условием введения чрезвычайного положения является реальная, чрезвычайная и неизбежная угроза безопасности граждан или конституционному строю, вызванная обстоятельствами, послужившими основанием для введения чрезвычайного положения, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.

 

Прерогатива решения вопроса о введении чрезвычайного положения принадлежит Президенту РФ. Президент РФ издает указ, о чем незамедлительно сообщает Федеральному Собранию (ст. 88 Конституции РФ). Указ о введении чрезвычайного положения подлежит утверждению Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (п. «в» ст. 102 Конституции РФ).

В указе должны быть приведены обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения; обоснование необходимости введения чрезвычайного положения; перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан; государственные органы, ответственные за осуществление мер чрезвычайного положения, и точные пределы чрезвычайных полномочий этих органов; границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение; время вступления в силу указа, а также точный срок, на который вводится чрезвычайное положение.

 

Указ о введении чрезвычайного положения доводится до сведения населения через средства массовой информации не менее чем за 6 часов до вступления его в силу, за исключением случаев, требующих неотложных мер по спасению населения.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 дней, а на отдельных территориях - 60 дней. Если не отпали обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, оно может быть продлено на тот же срок.

 

В Законе РСФСР «О чрезвычайном положении» установлен перечень чрезвычайных мер, включая исчерпывающий перечень ограничений прав и свобод граждан на период введения чрезвычайного положения. К ним относятся: особый режим въезда и выезда, ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение; усиление охраны общественного порядка; запрещение проведения публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций и др.); запрещение забастовок; ограничение движения транспортных средств и их досмотр. В наиболее опасных случаях, когда чрезвычайное положение вводится по первой группе оснований, допускаются введение комендантского часа, ограничение свободы СМИ, приостановление деятельности политических и иных общественных объединений, выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания за их счет.

Вместе с тем ч. 3 ст. 56 Конституции РФ указывает на перечень прав и свобод человека, которые не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах. Это право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, достоинство личности, свобода совести, свобода предпринимательской деятельности, право на жилище, а также права человека, связанные с осуществлением судебной защиты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...