Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация работы во взаимодействии со смежными специалистами




Взаимоотношения в школьном педагогическом коллективе считаются достаточно сложными, и если психологу все-таки удается найти в таком сложном учреждении свое «место», то в других организациях ему сделать это оказывается обычно намного проще.

Рассмотрим особенности построения деловых взаимоотношений психолога в школе на примере работы школьного профконсультанта.

Чтобы лучше понять особенности взаимодействия психолога-профконсультанта с теми или иными специалистами, следует воспользоваться известным принципом: надо всегда ставить себя на место того человека, с которым организуется взаимодействие (важно понять, в чем он может вам не доверять или опасаться вас и, соответственно, постараться снять его опасения). Ниже представлены обобщенные советы-рекомендации по организации взаимодействия с разными группами специалистов, с которыми реально приходится общаться профконсультанту.

 

1. Особенности взаимодействия с администрацией. Главное, чего боится «нормальный администратор», это того, что вы не знаете своей работы, не знаете, чем заняться в «подчиненной ему» школе, то есть можете внести элемент дезорганизации в общую работу (которую с «таким трудом ему удалось наладить»). И тогда администратору самому придется «искать вам работу», хотя у него «и так много своих дел в школе». Но поскольку многие администраторы плохо представляют себе, чем должен заниматься психолог в школе, то такой руководитель постарается «найти» Вам такие занятия, после которых Вам придется немного переквалифицироваться в педагога или в «массовика-затейника» (например, чтобы постоянно развлекать детей). Поэтому рекомендуется:

1. Взять инициативу в свои руки, показать, что вы и сами знаете, как работать:

- для первой встречи с директором подготовить план работы;

- постоянно выступать с какими-то «идеями» сверх своего плана (чтобы не вы «шарахались» от директора в коридоре, а он от вас…).

2. Соблюдать субординацию (особенно в присутствии коллег-педагогов и учащихся).

3. Идти «навстречу», выполнять отдельные «просьбы» и даже «выручать» администрацию (например, выручать завуча, который «буквально перед уроком просит, чтобы вы подменили какого-то учителя»). Естественно, при этом не позволять «садиться себе на шею».

2. Особенности взаимодействия с педагогами. Главное, чего опасается коллега-педагог, это того, что вы заденете его самолюбие особенно если вы еще достаточно молоды и неопытны, но уже изображаете из себя «настоящего психолога», тогда как они, педагоги, «не хуже вас разбираются в детской психике», только научились всему этому «не в университетах, а в реальном классе» (и в чем-то ведь они правы!). Рекомендуется следующее.

1. Важно показать коллегам-педагогам, что вы не собираетесь ущемлять их самолюбие:

- почаще обращаться за советом (особенно к классным руководителям), даже когда, как Вам кажется, не слишком в таких советах нуждаетесь;

- предлагать провести им самим несложные (например, некоторые игровые) методики;

- не демонстрировать свою особую психологическую образованность, не выделяться не давить на учителей своими специфическими знаниями и непонятной терминологией (любимая игра начинающих психологов и некоторых «эстетствующих» студентов).

2. Провести методический семинар и показать на нем некоторые несложные методики (показать, что вы умеете работать, а не просто красиво «болтать языком»).

3. Стремиться организовать сотрудничество, то есть попробовать передать педагогу часть своих функций (но сначала заинтересовать и заинтриговать некоторыми несложными и интересными методиками).

3. Взаимодействие профконсультанта с коллегами-психологами. Их главное опасение, что Вы окажетесь более подготовленными, что дети будут любить вас больше их, и вообще, что окажетесь «лучше», чем они (известно, что многие психологи очень самолюбивы). Рекомендуется:

1. Не спешить, так как иногда для настоящего сотрудничества требуется время.

2. Если психолог уже ведет в школе какие-то работы не отнимать их у него даже тогда, когда он делает это хуже вас (иначе с его стороны, скорее всего, будет обида).

3. Лучше четко разделить свои функции и оформить это документально (в планах работы).

4. Сразу не делать совместных мероприятий («соавторы» часто ругаются из-за мелочей).

5. Постепенно (если отношения станут взаимоуважительными) можно пробовать и совместные дела, обмен функциями и все, что угодно.

6. Очень важно не выяснять отношения в присутствии педагогического коллектива (иначе коллеги-педагоги если они недостаточно доброжелательны с удовольствием будут наблюдать за тем, какие психологи склочные, как они сами «даже общаться не умеют»).

4. Организация взаимодействия с коллегами из других организаций. Возможные контакты школьного профконсультанта: с работниками кадровых служб предприятий, с представителями учебных профессиональных заведений, с общественными организациями, с медико-психологическими центрами и др. Главное в этих контактах учитывать богатый опыт общения с людьми, знание специфики данного предприятия, а также то, что нередко они сильно зависят в действиях и принятии решения от «своего начальства». Нередко важнейшим недостатком таких работников является недостаточно развитый профессиональный такт во взаимоотношениях с людьми (здесь психолог не должен демонстрировать свою лучшую подготовленность, но в перспективе возможно проконсультировать их и по данным проблемам).

В целом особенности данных контактоввыражаются в следующем:

- заинтересовать в целесообразности контактов, относиться к коллегам очень уважительно;

- оформить отношения документально (в виде договоров);

- обязательно так планировать совместные мероприятия, чтобы участвовали все, а для этого в договоре четко расписать задачи и ответственных за их исполнение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...