Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Историческое и общечеловеческое, психологическое в конфликте и развязке комедии.




В комедии Грибоедова столкнулись две эпохи «век нынешний» и «век настоящий». Конфликт поколений показан Грибоедовым с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к декабристам. Но не сразу было понято художественное совершенство пьесы А. С. Грибоедова. Пушкин назвал ее "бурей в стакане воды", а к Чацкому отнесся критически. Но особых споров комедия не вызывала и была воспринята всеми правильно. Те, кто разделял взгляды Грибоедова, поняли его точку зрения и поддержали ее, те, против кого комедия была направлена, тоже поняли это и, конечно, заняли оборонительную позицию. Все было ясно: в комедии столкнулись две противоположные группы общества, взаимопонимание между которыми невозможно.

Создание этой пьесы ознаменовало переход от классицизма к реализму в русской литературе. Персонажи в пьесе не делятся на положительных и отрицательных. Даже если Чацкий — положительный, остальные-то уж точно — нет. Но разве не смешно: послушать, как бранятся люди? Надо знать, что такое русский ум, а если этот ум начнет смеяться, рассыпая направо и налево острый и едкий сарказм, то пощады не будет никому. Да, это комедия! Тонкая, изящная, умная и страстная. А разве не смешон Чацкий? Пусть это здравомыслящий человек, но уж никак не здраво действующий. Скажите на милость, зачем он своими беспрестанными любовными объяснениями надоедает Софье, хотя она сразу отказала ему? Почему он не желает замечать ее холодности, а требует, чтобы она открыла свои сердечные тайны? Какая же девушка будет исповедоваться перед человеком, с которым три года не виделась, да который, к тому же, смеется над ее избранником?

Насмешливое отношение к барской Москве приведет Чацкого к конфликту с обществом. Чацкому ненавистны "прошедшего житья подлейшие черты", люди, которые, "сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма". Речь Чацкого, действительно, отличается остроумием. Но вначале Чацкому и дела не было до Фамусова, он не желал ни с кем спорить или ссориться. Единственная, ради кого он приехал в Москву, — это Софья. Но она холодна, и ее холодность очень мучает Чацкого. С Фамусовым говорить ему скучно, и он готов прекратить с ним спор. Но Фамусова уже не унять; он начинает поучать Чацкого, для него образец поведения — раболепство: "Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя!" — говорит Фамусов.

Зрителю и читателю уже ясно, между Фамусовым и Чацким не просто спор – столкнулись два мировоззрения, два лагеря. Чацкий все еще не хочет продолжать спор, он готов уйти в себя. Но Фамусов сыплет соль на рану — неожиданно намекает на распространенный слух о сватовстве Скалозуба. И это будит Чацкого. Раздражение нарастает все больше и больше и в конце концов разрешается резким монологом. И вот слово за словом, монолог за монологом, глядишь, и уже кипит борьба не на жизнь, а на смерть.

Драматургическое мастерство Грибоедова проявляется в умелом слиянии истории несчастной любви Чацкого к Софье и конфликта Чацкого с московским дворянством. В Чацком воплотились черты передового человека того времени. Пусть он не заботится о том, много ли людей поверят ему и поддержат, зато он убежден в искренности своих слов, и поэтому сломить его ничто не в силах. Пусть он похож на лишнего человека, одинокого протестанта, мечтателя, зато его убеждения сильны.

Как истинный просветитель, Чацкий отстаивает права разума и страстно верит в его силу. Он защищает право служить просвещению и науке:

Теперь пускай из нас один

Из молодых людей, найдется враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науке он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам Бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным, —

Они тотчас: разбой! Пожар!

И прослывет у них мечтателем! Опасным!!!

Высказываясь горячо и страстно, Чацкий наносит страшный удар фамусовскому обществу. Он знает, за что воюет. Он требует свободы не только для себя, но и для своего века. Его идеал — это свобода. И не просто свобода, а свобода от всех цепей рабства, шутовства и низкопоклонства. Он — обличитель лжи. Чацкий не понят и одинок. В этом трагедия самого Чацкого — благородного, умного, честного человека с чувством собственного достоинства. В этом трагедия всей пьесы. Он сломлен количеством старой силы. Более того — он вытолкнут из фамусовского общества.

В борьбе с миром фамусовых Чацкий — победитель, а не побежденный, ибо остался самим собой. Из всех героев пьесы он наиболее живая личность; натура его сильнее и глубже прочих. Горячий, благородный сумасброд: обличил, осудил и восстал. Такой навсегда изгнан фамусовским обществом. Говорят, один в поле не воин. Да нет же, воин, если этот воин — Чацкий. Первым, застрельщикам всегда достается. И поэтому Чацкий — жертва. Это еще одно подтверждение того, что пьеса "Горе от ума" — трагедия. Так же как в пьесе переплетается личная драма с общественной, переплетается комедия с трагедией. Но как бы ни смеялся зритель в театре, после спектакля обязательно найдется то, над чем захочется подумать, поразмышлять без иронии. Ведь конфликт между старым и новым вечен, как мир. А тема страданий умного, образованного человека в России злободневна и сегодня[21].

 

 

А.С. Грибоедов как «архаист-новатор»: метод, жанр, композиция, язык и стих комедии. Художественные принципы сатирического обобщения в комедии Грибоедова и рационалистическая структура образа в литературе классицизма.

Комедия создавалась в тот период, когда в России на сцене господствовал классицизм, однако драматург стремился реалистически изобразить современную ему российскую действительность, то есть, по словам Гончарова, “взять ее целиком из московских гостиных и перенести в книгу и на сцену”. Этим и обусловлено новаторство Грибоедова - в его комедии ведущим принципом изображения жизни является реалистический.

Боевое революционное содержание, острота идей, злободневность образов обусловили высокую политическую действенность комедии. Глубокая идейная связь с передовым движением эпохи позволила писателю поднять в своем произведении самые острые политические вопросы времени.

В комедии нашла отражение эпоха, наступившая после Отечественной войны 1812 года. Это была эпоха зарождения и развертывания декабристского движения.

“Горе от ума” является общественно-политической комедией, хотя в основе пьесы находится любовный конфликт, который с развитием действия отходит на второй план, а на первый выступает общественный конфликт - столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим”.

Первый представлен в комедии в образе Чацкого, последний - в образах Фамусова, Молчалина, Скалозуба и многих других “московских”. При этом все персонажи пьесы - типичные характеры. Отличительные черты представителей московского общества воплотились в образах комедии столь ярко, что И. А. Гончаров сравнивает их с колодой карт. Например, Чацкий - это типичный передовой дворянин, который оторвался от своей сословной среды и, как “друг человечества”, гневно обличает пороки общества: крепостничество, чинопочитание, кумовство, засилие иностранцев и многое другое. Одним из главных оппонентов Чацкого является Молчалин, типичный маленький чиновник, мечтающий добиться определенного положения в обществе. Он хочет стать таким же, как и его патрон Фамусов. Молчалин крепко усвоил заповеди отца - “угождать всем людям без изъятья”, а также “не должно сметь свое суждение иметь”.

Образы “Горя от ума” лишены схематичности, что было присуще героям классицистических пьес; они выпуклы и многогранны, сочетают в себе как положительные, так и отрицательные черты. Так, Чацкий - страстная и эмоциональная натура - из-за своей пылкой непосредственности иногда попадает в смешное, а то и глупое положение. Например, на середине очередного монолога он замечает, что все кружатся в вальсе “с величайшим усердием”. Образ же Молчалина не исчерпывается показом только его негативных черт: подхалимства и умения “принимать виды”. Он пытается завоевать расположение Лизы, горничной в доме Фамусова, путем подкупа “интересами”, в отдельных случаях он способен и невзначай уколоть собеседника. Так, он спрашивает Чацкого: “Вам не дались чины? По службе неудача?”

Итак, в комедии “Горе от ума” Грибоедов широко использует реалистический принцип при создании характеров.

Следует заметить, что и количество действующих лиц значительно превышало нормы драматургии того времени: пять — восемь персонажей. В комедии же Грибоедова “25 глупцов на одного здравомыслящего человека”, что увеличивало масштабы сценического действия.

Кроме того, драматург ввел в свою пьесу большое количество внесценических персонажей, число которых превышало сценические. Они представляют все то же московское общество и отражают борьбу в нем двух эпох. Именно поэтому среди внесценических персонажей есть и единомышленники Чацкого (двоюродный брат Скалозуба, князь Федор, “химик и ботаник”, профессора Педагогического института, “упражняющиеся в расколах и безверьи”), и представители фамусовского общества (московское “тузы”Максим Петрович и Кузьма Петрович, крепостники, меняющие своих преданных слуг на собак или распродающие своих “Амуров” и “Зефиров” поодиночке, московские барыни - “судьи всему, везде, над ними нет судей” и другие)[22].

Таким образом, внесценические персонажи способствуют расширению показа действительности в комедии, а главное - выводят ее за рамки фамусовского дома.

И Чацкому, и его главному оппоненту Фамусову достается “каждому свой “мильон терзаний”; последнему уже наверняка не стать “тузом”, а Чацкий вынужден отправиться “искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок”. На сцене безусловную победу не одерживает никто. Грибоедов, как реалист, не мог показать победу “века нынешнего” над “веком минувшим”, хотя все его симпатии и симпатии зрителей на стороне первого.

Создатель “Горя от ума” явился новатором и в области языка. Прежде всего, речь персонажей комедии индивидуализирована, она является одним из средств раскрытия характеров. Особенно это заметно на примере речи Чацкого. Логичность и стройность его монологов, их обличительный пафос выдают в нем человека с целой системой взглядов и убеждений, со своим собственным взглядом на мир. Правильный литературный язык Чацкого свидетельствует о его образованности и начитанности, а обилие восклицательных предложений и страстность его речей доказывают, что перед нами внутренне богатая, эмоциональная и страстная натура. Речи Чацкого проникнуты высоким гражданским пафосом, это говорит о его свободомыслии, о том, что ему свойственны “души прекрасные порывы”:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Так страстность речей Чацкого сближает его с декабристами-романтиками.

Как и предсказывал А. С. Пушкин, много строк комедии “вошло в пословицы и поговорки”: “Свежо предание, а верится с трудом”, “Дома новы, а предрассудки стары”, “Блажен, кто верует, тепло ему на свете”, “Служить бы рад, прислуживаться тошно” и другие.

Грибоедов заменил почтенный александрийский стих вольным ямбом, который позволял передать естественные интонации человеческой речи. Можно утверждать, что этим “Горе от ума” подготовило переход русской драматургии от стихов к прозе (“Ревизор” Гоголя).

“Горе от ума” является первой реалистической общественно-бытовой комедией в русской литературе, в которой автору удалось запечатлеть типичные характеры в типичных обстоятельствах и воссоздать русскую жизнь первой четверти XIX века широко и многогранно.

От действия к действию комизм «Горя от ума» приобретает все более ощутимый оттенок сарказма, горькой иронии, Все герои — не только Чацкий — шутят по ходу пьесы все меньше и меньше. Атмосфера столь близкого когда-то герою дома становился душ­ной и невыносимой. К финалу Чацкий уже не шутник, который высмеивает всех и вся. А ведь как, казалось бы, свойственно ему смеяться. Потеряв эту способ­ность, герой просто перестает быть самим собой. «Слепец!» — выкрикивает он в отчаянье. Ирония — это способ жизни и отношение к тому, что изменить не в твоей власти. Поэтому умение шутить, возможность в каждой ситуации увидеть нечто забавное, высмеять самые священные ритуалы жизни— это не просто особенность характера, это важнейшая черта сознания и мировоззрения. А единственный способ побороться с Чацким и прежде всего с его злым языком, ироничным и саркастическим,— сделать из него посмешище, отплатить ему той же монетой: теперь он — шут и па­яц, хотя о том не подозревает. Чацкий по ходу пьесы меняется: переходит от достаточно безобидного смеха над неизменностью московских порядков и представлений к едкой и пламенной сатире, в которой обличает нравы тех, кто «сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма». Роль Чацкого – страдательная, и в этом нет сомнения. Драматический мотив все более нарастает к финалу, а комический постепенно уступает свое главенство. И в этом также состоит новаторство Грибоедова.

С точки зрения классической эстетики — это непозволительное смешение жанров сатиры и высокой комедии. С точки зрения читателя нового времени — это удача талантливого драматурга и шаг к эстетике новой, где нет иерархии жанров и один жанр не отделен от другого глухим забором. Итак, по словам Гончарова, «Горе от ума» — «картина нравов, и галерея живых типов — и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия,...какая едва ли найдется в других литературах».

Точно определил суть комедии Н. Г. Чернышев­ский в диссертации «Эстетические отношения искус­ства к действительности»: комична «...внутренняя пус­тота и ничтожность человеческой жизни, которая в то же время прикрывается внешностью, имеющей притя­зание на содержание и реальное значение».

Через всю комедию проходит прием «разговора глухих». Вот первое явление второго действия, встреча Фамусова с Чацким. Собеседники не слышат друг друга, каждый кричит о своем, перебивая другого:

Фамусов Ах! Боже мой! Он карбонарий!

Чацкий Нет, нынче свет уж не таков.

Фамусов Опасный человек!

Чацкий Кто путешествует, в деревне кто живет.

Фамусов Да он властей не признает!

Чацкий Кто служит делу, а не лицам...

По сути, это не диалог, а два самостоятельных монолога.

Прием «разговора глухих» блистательно сработает в фарсовой сцене общения еле слышащей графини бабушки с совершенно глухим князем Тугоуховским (IV действие, 20 явление).

И вновь трагедией отзовется он в сцене монолога Чацкого в 22 явлении — монолога самого страстного, о самом наболевшем. Чацкий уже не тот милый, весе­лый юноша, каким прибыл утром в Москву. Перед читателем измученный, растерянный человек:

Да, мочи нет: мильон терзаний

Груди от дружеских тисков,

Ногам от шарканья, уму от восклицаний,

А пуще голове от всяких пустяков.

Душа здесь у меня каким-то горем сжата...

О чем его монолог? О главном — о России, о его России, где «ни звука русского, ни русского лица», где напыщенное обезьянничанье почитается за ум и вос­питанность, а искренняя боль за народ высмеивается. Где нет места ни уму, ни сердцу, ни душе... Он кричит об этом — и... «Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточ­ным столам». Его опять никто не слышал, он об­ращался к глухим.

Второй основной прием комического, блистательно найденный Грибоедовым,— прием «кривого зеркала» (Репетилов). Репетилов — карикатура на Чацкого, беспощадная пародия. Но кривое зеркало, искажая, отражает все же именно того, на кого направлено, выявляя, утрируя, доводя до абсурда его черты, его недостатки и слабо­сти. Как бы ни сочувствовал автор главному герою, как бы ни любил его, взгляд Грибоедова беспощаден. Перед читателем реальный человек, с его силой и слабостью. В этом и состоит главная особенность, суть реалистической комедии. Этот жанр определяется самим взглядом ав­тора на описываемые события, его стремлением не идеализировать героев и их идеи, но отразить их объ­ективно, увидеть их достоинства и недостатки. В ре­алистической комедии не может быть идеального положительного героя, все ее персонажи в той или иной степени комичны[23].

К приемам комического, безусловно, можно отнес­ти и прием «говорящих имен». Это один из традицион­ных приемов мировой литературы, преданный забве­нию в наше время. До середины минувшего века он был очень популярен. Имя персонажа предполагало его характер, становилось как бы эпиграфом к образу, определяло авторское отношение к герою и настраива­ло читателя на соответствующий лад. Грибоедов ис­кусно пользуется этим приемом в комедии. Его Тугоуховский действительно глух; Молчалин скрытен и подчеркнуто немногословен; Скалозуб к месту и не к месту острит и хохочет — «скалит зубы». Фамилия Павла Афанасьевича Фамусова соотнесена с латин­ским словом fama — молва. Таким образом подчерки­вает автор одну из важнейших черт этого героя: его зависимость от молвы и страсть разносить слухи. В фамилии Репетилова, как мы уже говорили, скрыто французское слово repeter — повторять. Репетилов — повторяющий, говорящий не свои слова, переносчик чужих мнений, суждений и мыслей.

Значение комедии необычайно велико. Прежде всего комедия очень важна в познавательном отношении. «Горе от ума» представляет собой реалистически написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. В богатой галерее образов, данных в комедии (и сценических, и внесценических), мастерски представлен и чиновничий мир, и сановное дворянство, и крепостники-помещики, и передовые люди, носители декабристских взглядов. В комедии подняты все остро стоявшие в то время политические и общественные вопросы: о крепостном праве, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании; нашли своё отражение злободневные споры о суде присяжных, о пансионах, институтах, о взаимном обучении, о цензуре и т. п. Преддекабрьская эпоха освещена всесторонне.

Не менее важно и воспитательное значение комедии. Грибоедов подверг резкой критике мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия; со всей отчётливостью и убедительностью он показал, как гибнут в этом мире, где господствуют фамусовы и молчалины, лучшие человеческие качества. Своей комедией Грибоедов возбуждал ненависть и презрение к людям фамусовского общества, клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его видах. Духом борьбы за настоящего человека, за его достоинство, за русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова. В лице Чацкого дан возбуждающий любовь образ положительного героя, революционера-декабриста. «Горе от ума» было использовано декабристами в их революционной борьбе против самодержавно-крепостнического строя.

Особенно велико и важно значение комедии «Горе от ума» в развитии русской драмы. Это значение определяется прежде всего её реализмом.

В построении комедии есть некоторые черты классицизма: соблюдение в основном трёх единств, наличие больших монологов, «говорящие» фамилии некоторых действующих лиц. По своему же содержанию комедия Грибоедова является произведением строго реалистическим.

Грибоедов черпал материал для своей комедии из подлинной жизни московского дворянства 10—20-х годов XIX века и воспроизвёл её как художник-реалист, вскрыв основные противоречия того исторического периода — борьбу декабристски настроенных людей с защитниками самодержавно-крепостнического строя.

Грибоедов как гениальный писатель-реалист показал человека в одно и то же время и как личность, обладающую особой индивидуальностью, и как лицо типичное, выросшее в определённых общественных условиях. Оставаясь вполне индивидуальными, герои Грибоедова представляют в то же время типическое обобщение огромной силы. Поэтому имена его героев стали нарицательными: синонимами бездушного чиновничества (фамусовщина), подхалимства (молчалинство), грубой и невежественной военщины (скалозубовщина), гоняющегося за модой пустословия (репетиловщина).

Художественный реализм и мастерство писателя-гражданина, смело выступившего на борьбу с социальными язвами своей эпохи, обусловили судьбу комедии «Горе от ума». Не пропущенная цензурой при жизни Грибоедова, комедия стала достоянием тысяч людей в рукописном виде и сыграла большую роль в развитии освободительного движения в нашей стране. Поставленная в первый раз на сцене театра в Петербурге 26 января 1831 года, комедия «Горе от ума» не сходит со сцены и в наши дни[24].

 

Литература:

1) Фомичёв С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. – М., 1983.

2) Грибоедов А.С. 1795–1829, Творческая история комедии «Горе от ума»/ История русской литературы XIX века. Часть1:1795-1830годы (http://www.plam.ru/ucebnik/istorija_russkoi_literatury_xix_veka_chast_1_1795_1830_gody/p7.php#metkadoc5)

3) Гончаров И.А «Мильон терзаний» (Критический этюд) – В кн: Гончаров И.А Собр. Соч. в 8-ми т. М., 1995, т.8

4) А.С. Грибоедов. Материалы к биографии. Л., 1989.

5) Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. 2-е изд. М., 1974

6) Грибоедов А.С. 1795–1829, Творческая история комедии «Горе от ума»/ История русской литературы XIX века. Часть 1: 1795-1830 годы (http://www.plam.ru/ucebnik/istorija_russkoi_literatury_xix_veka_chast_1_1795_1830_gody/p7.php#metkadoc5)

7) Грибоедов А.С. 1795–1829, Конфликт в комедии «Горе от ума». Классицистические правила и их обновление/ История русской литературы XIX века. Часть 1: 1795-1830 годы (http://www.plam.ru/ucebnik/istorija_russkoi_literatury_xix_veka_chast_1_1795_1830_gody/p7.php#metkadoc5)

8) Лотман Ю. М. Декабрист в повседневной жизни (Бытовое поведение как историко-психологическая категория) (http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/LOTMAN/DECLOT.HTM)

9) Пиксанов Н. К. «Горе от ума» в наследии Грибоедова/ Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» (http://feb-web.ru/feb/griboed/texts/lp87/lp_pic2.htm)

10) Ташлыков С.«Двойники» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Иркутск 2003 г.(http://www.slovo.isu.ru/dvojniki.html)

11) Вигдорова Е.И. Безносов Э.Л., Комедия А.С. Грибоедова. - М.: Дрофа, 2004 (http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200500502)

12) Лебедева О.Б. Грибоедов и Фонвизин. Кпроблеме типологии действия и сюжетосложения «высокой» драмы / Русская лит-ра. – 1996.

13) Соколянский М. Г. «Горе от ума» и традиции европейской «высокой» комедии / М. Г. Соколянский // Проблемы творчества А. С. Грибоедова. Смоленск, 1994. С. 45-49.

 

 


[1] А.С. Грибоедов. Материалы к биографии. Л., 1989.

[2] Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. 2-е изд. М., 1974

[3] Безносов Э.Л., Комедия А.С. Грибоедова в школьном изучении. Творческая история комедии «Горе от ума»/ Безносов Э.Л., Вигдорова Е.И. Грибоедов в школе. - М.: Дрофа, 2004 (http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200500502)

 

[4] Грибоедов А.С. 1795–1829, Творческая история комедии «Горе от ума»/ История русской литературы XIX века. Часть 1: 1795-1830 годы (http://www.plam.ru/ucebnik/istorija_russkoi_literatury_xix_veka_chast_1_1795_1830_gody/p7.php#metkadoc5)

[5] Соколянский М. Г. «Горе от ума» и традиции европейской «высокой» комедии / М. Г. Соколянский // Проблемы творчества А. С. Грибоедова. Смоленск, 1994. С. 45-49.

[6] Грибоедов А.С. 1795–1829, Конфликт в комедии «Горе от ума». Классицистические правила и их обновление/ История русской литературы XIX века. Часть 1: 1795-1830 годы (http://www.plam.ru/ucebnik/istorija_russkoi_literatury_xix_veka_chast_1_1795_1830_gody/p7.php#metkadoc5

[7] Фомичев С.А. Комедия А.С.Грибоедова /Горе от ума комментарий. – М., 1983.

 

[8] Лебедева О.Б. Грибоедов и Фонвизин. Кпроблеме типологии действия и сюжетосложения «высокой» драмы / Русская лит-ра. – 1996.

 

[9] Вигдорова Е.И. Безносов Э.Л., Комедия А.С. Грибоедова. - М.: Дрофа, 2004 (http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200500502)

 

[10] Чацкий, Молчалин, Софья/История русской литературы XIX века. Часть 1: 1795-1830 годы//Под ред: Скибин С.М, Прокофьева Н.Н. Коровин В.И.Электронный доступ - http://www.plam.ru/ucebnik/istorija_russkoi_literatury_xix_veka_chast_1_1795_1830_gody/p7.php#metkadoc5 – заголовок с экрана

[11] Гончаров И.А «Мильон терзаний» (Критический этюд) – В кн: Гончаров И.А Собр. Соч. в 8-ми т. М., 1995, т.8

[12] Лотман Ю. М. Декабрист в повседневной жизни (Бытовое поведение как историко-психологическая категория) (http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/LOTMAN/DECLOT.HTM)

[13] Фомичёв С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. – М., 1983

[14]Пиксанов Н. К. «Горе от ума» в наследии Грибоедова/ Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»

(http://feb-web.ru/feb/griboed/texts/lp87/lp_pic2.htm)

 

[15] Грибоедов А.С. 1795–1829, Творческая история комедии «Горе от ума»/ История русской литературы XIX века. Часть1:1795-1830годы (http://www.plam.ru/ucebnik/istorija_russkoi_literatury_xix_veka_chast_1_1795_1830_gody/p7.php#metkadoc5)

[16] Ташлыков С.«Двойники» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Иркутск 2003 г.(http://www.slovo.isu.ru/dvojniki.html)

[17] Фомичёв С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. – М., 1983

[18] Фомичёв С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. – М., 1983

[19] Вигдорова Е.И. Безносов Э.Л., Комедия А.С. Грибоедова Безносов Э.Л., Вигдорова Е.И. Грибоедов в вузах. - М.: Дрофа, 2004 (http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200500502)

 

[20] Фомичёв С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. – М., 1983

 

[21] Соколянский М. Г. «Горе от ума» и традиции европейской «высокой» комедии / М. Г. Соколянский // Проблемы творчества А. С. Грибоедова. Смоленск, 1994. С. 45-49.

[22] Соколянский М. Г. «Горе от ума» и традиции европейской «высокой» комедии / М. Г. Соколянский // Проблемы творчества А. С. Грибоедова. Смоленск, 1994. С. 45-49.

[23] Фомичёв С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. – М., 1983

[24] Лебедева О.Б. Грибоедов и Фонвизин. К проблеме типологии действия и сюжетосложения «высокой» драмы / Русская лит-ра. – 1996.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...