Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и задачи искусствоведения, искусствознание в системе гуманитарных наук




1850- искусство как наука

Генрих Вельфлин-основатель (формально-стилевой анализ)

Стили:

-формально-стилевой

-иконографический

-иконологический

-музейно-знаточеский

-историко-культурный

Искусствоведение - одна из общественных наук, вскрывающая общественные закономерности развития искусства; это наука комплексная и включает в себя:

Теорию искусства,

Историю искусства,

Художественную критику.

База исследования ( произведения дпи и изо, архитектуры, архивные материалы, мемуары)

Истореография - научная и критическая литература

В историографии выделяют (библиография, монография, очерки, научная статья, каталог, материалы конференции)

Искусствоведение выполняет исследовательскую, публицистическую и просветительскую функции.

Вельфлин (проблема формы и стиля, чередование стилевых циклов, все зависит от формы, а не от содержания- говорил Вельфлин) в основе российской школы метод вельфлина, Проблемы эволюции стиля

Искусствоведение - наука, изучающая изобразительное искусство, архитектуру и пластические искусства. Элементы искусствоведения зародились в древности, но долгое время оставались не выделенными из философии, богословия, практических руководств по ремеслам. В трактатах XVI-XVII веков (Дж.Вазари "Жизнеописания", Карел ван Мандер "Книга о художниках") содержатся черты искусствоведческого исследования, сочетающие биографию, творческую деятельность с историческими обобщениями. В середине XVIII века Винкельман впервые представляет развитие античного искусства как закономерный процесс. К XVIII-XIX векам искусствоведение уже существует как теория, а история искусств является источником идей и комментариями к художественной практике.

Искусствовед должен знать исторический опыт развития отечественного и зарубежного искусства, значение художественного наследия для современной культуры. Искусствовед должен владеть навыками анализа конкретных предметов искусства и художественного процесса в целом.

Изучение искусства требует тщательной обработки фактов истории искусства, их описания и определения в целях дальнейшего научного анализа. Оно опирается на ряд вспомогательных дисциплин (технологиское изучение искусства, реставрация памятников, музейное дело и т.д.). Искусствоведение объединяет теорию изобразительных искусств и архитектуры, изучение конкретных фактов истории искусств и художественную критику. Теория искусства тесно примыкающая к эстетике и вряде областей сливающаяся с ней, опираясь на факты истории искусства, разрабатывает проблемы отношения искусства и действительности, теорию реализма, изучает закономерности развития искусства, анализирует вопросы художественной формы. В теориях искусства каждой эпохи находят отражение эстетические идеи и художественные взгляды общества.

Искусствоведение - культурологическая наука, главным предметом является тенденция развития видов и жанров искусства, произведения современных авторов. Современное искусство - глаынй предмет внимания. В этом отличие искусствоведения от истории искусств.

Задачи искусствоведения: изучить, систематизировать, анализировать современные произведения с тем, чтобы выявить зарождающиеся тенденции развития изобразительного искусства.

Прямые и косвенные источники в искусствоведческих исследованиях

Источники - остатки эпохи, которые могут быть вещественными, устными, письменными. Если необходимо, искусствоведение пользуется любым видом источником. По отношению к предмету исследования источники делятся на прямые и косвенные. Если труд искусствоведа направлен на изучение отдельного мастера, их группы или определенного периода, прямыми источниками являются сами произведения. Когда искусствоведа привлекают такие темы, как история художественного образования или исторической критики, прямыми источниками будут также документы и эпистолярное наследие, журнальные и газетные статьи, архивные материалы и т.д.

Динамическая взаимосвязь позволяет те же самые источники в одних обстоятельствах считать прямыми, в других - косвенными (например, труд Вазари "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих", XVI век).

Источниками для искусствоведа служат оригиналы, подлинники. Репродукция может быть при изучении лишь пособием, отличаясь от множества других видов пособий тем, что дает более-менее живое представление о произведении искусства, поэтому она обычно считается художественным наглядным пособием.

Косвенными источниками могут считаться все фактические данные добываемые помимо подлинного произведения искусства. Значение косвенных источников особо велико для верного понимания исторической обстановки и условий, в которых жил и работал художник. Но, оказывая необходимую помощь в работе искусствоведа, письменные и устные источники никогда не могут заменить основной материал - прямые источники.

Методы искусствоведения

формально стилевой анализ(Вельфлин оформил взгляды членов кружка фидлера) -описание анализов памятников искусств,цель-выявить систему форм, важнейшими аспектами являются анализ композиции,иконографии, колорита, пластических качеств, индивидуальной манеры, выявление духовных ценностей актуальных для культуы,

 

31 пифагорейская школа и ее представителиШкола была основана Пифагором (род. 580— 570 гг. до н. э.— ум. в конце V в. до п. э.). До ее основания Пифагор посетил весь древний мир, жил в Египте и Вавилоне (22 года — в Египте и 12 —в Вавилоне). Целью создания школы была социальная миссия, которой Пифагор придавал большое значение — религиозно-нравственная реформа общества. «Пифагор» – не имя, а прозвище, означающее «убеждающий речью».
По свидетельству древнегреческого историка философии Диогена Лаэртского, в результате первой же своей речи (лекции), прочитанной в г.Кротон, Пифагор приобрел 2 тыс. учеников, которые и образовали школу. Они создали «государство» – «Великая Греция». В основу школы были положены законы и правила учителя Пифагора. Школа Пифагора пережила девять поколений.
В его школе чередовались занятия гимнастикой и медициной, музыкой и науками (особенно математикой).
Пифагор был первым, кто назвал философию этим именем, началами же философии он полагал числа и заключенные в них соразмерности (гармонии). Числа, учил он, заключают в себе тайну вещей, а всемирная гармония есть совершенное выражение Бога. Семь священных ладов, построенных на семи нотах семиструнника, соответствуют семи цветам света, семи планетам и семи видам существования, повторяющимся во всех сферах материальной и духовной жизни, начиная с самой малой и кончая самой великой.
В школе Пифагора большое внимание уделялось нравственной жизни. Жизнь должна была содействовать очищению души и очищению тела, которое достигалось правильной гигиеной и строгой дисциплиной нравов. Побеждать свои страсти было первым долгом посвященного юноши или девушки. Кто не привел свою собственную природу в гармонию, тот не способен отражать и божественную гармонию.
В среднем в школе Пифагора учились одновременно 235 учеников (217 мужчин и 18 женщин). Пифагор очень ценил добродетель посвященной женщины, но с недоверием относился к женщине обыкновенной, Одному ученику, который спрашивал Пифагора, когда же ему можно будет приблизиться к женщине, он отвечал: «Когда тебя утомит твой покой». Умеренный обед учащихся в школе состоял, как правило, из хлеба, меда и олив.
Много интересных легенд сохранилось о школе философов. Человек, стремящийся попасть в ученики, проходил испытания. (Испытания были довольно суровыми. К примеру, предстояло провести ночь в пещере, куда «являлись» чудовища и привидения. Или: ученика заключали в келью, давали доску и требовали найти смысл одного из пифагорейских символов. Следовало объяснить: «Что означает треугольник, вписанный в круг?» Человек проводил 12 часов наедине с этой задачей, имея кружку воды и кусок хлеба; затем его вводили в залу собраний, где были в сборе все ученики, которые должны были провоцировать его па негодование — смеяться и т. п.— а он — показать свой разум и воздержанность; многие плакали, грубили, бросали доску, бранили школу и т. п.; тогда выходил Пифагор и объявлял, выдержал ли испытуемый экзамен и принят ли в школу).
Пифагорейская школа была своего рода политическим клубом и дружеской общиной. Философия была здесь основным занятием. И она воспринималась как особый, отличный от обыденного, образ жизни. Те, кто желал войти в этот союз, проходили трехлетний испытательный срок. До наших дней сохранилось выражение «пифагорейское пятилетнее молчание «. Эта мыслеформа означала испытание выдержкой для тех, кто не был слишком усердным в учебе. Молчание, ограниченное коротким промежутком времени, считалось необходимым для людей серьезных. Но болтунов карали своего рода изгнанием сроком до пяти лет. Эта практика и вошла в историю философии под названием «пифагорово молчание «. Пифагор полагал, что начало мудрости состоит в том, чтобы научиться размышлять и разучиться болтать.
Очень скоро религиозно-нравственная направленность школы вступила в противоречие с господствующей греческой демократией и ее принципами, т. е. приобрела политическую направленность, вызывая озлобление у оппонентов. В конце концов, школа была сожжена, погибла большая часть последователей пифагорейской школы и сам учитель (по другой версии он скрывался, а затем уморил себя голодом).
Пифагорейская философия была формой объективного идеализма. Пифагор называл своих учеников «математиками», т. к. обучение начиналось с учения о числах. «Священная математика» была у Пифагора наукой принципов, в которой числа означали сущность вещей. Число у Пифагора — не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество верховной Единицы, т. е. Бога, источника мировой гармонии. Наука чисел стала в его учении наукой живых сил, божественных качеств в действии; и в мирах, и в человеке, т. е. и в макрокосме, и в микрокосме. Таким образом, у Пифагора на учении о числах основывалась и теогония, и теология.
Вот какова теогония: в трансцендентальной математике алгебраически доказывалось, что 0, умноженный на бесконечное, равняется единице, 0=1. Ноль — это бесконечное бытие. Вечность, на языке храмов, обозначалась кругом или змеей, кусающей свой хвост; это символ Бесконечности, движущейся по собственному импульсу. Когда Бесконечность определяет себя, она производит числа, которые заключает в свое единство и управляет ими в совершенной гармонии. Таков трансцендентный смысл первой проблемы пифагорейской теогонии, объясняющей, почему великая Монада (т. е. Единица, Неделимое) заключает в себе все малые числа, и почему все числа исходят из великого единства, приведенного в движение.
Из теогонии следовала и теология: Бог, Неразделимая Сущность, имеет своим числом Единицу. Она содержит в себе Бесконечность, имя которой — Отец, Создатель, или Вечно-Мужеское. Ее знак —Огонь, символ Духа. Это первое.
Второе: великая Монада действует посредством творческой Диады. С самого момента своего проявления Бог двойствен: неразделимая сущность и разделимая субстанция: начало мужское, активное, животворящее, и начало женское, пассивное или пластическая, живая материя. Диада— есть слияние Вечно-Мужеского и Вечно-Женственного в Боге. В человечестве — женщина представляет собой природу, и совершенным подобием Бога является не человек, но мужчина и женщина. Отсюда и их непреодолимое, могучее и роковое влечение друг к другу.
Третье: проявленный мир тройственен, ибо человек состоит из трех элементов, сплавленных вместе (тело, дух и душа); вся вселенная делится на три концентрических сферы (мир природный, мир человеческий, мир божественный). Триада или закон троичности есть образующий закон вещей и ключ жизни. Итак, 1 = 2 = 3 (Монада=Диада = Триада).
Пифагор шел дальше в своем учении о числах. В каждом из них он определял тот или иной принцип, тот или иной закон, ту или иную активную силу Вселенной. Он говорил, что главные учения содержатся в четырех первых числах: 1, 2, 3, 4; ибо, складывая или помножая их между собой, можно найти и все остальные числа. Особое значение Пифагор придавал числам 7 и 10. 7 состоит из 3 и 4. Это число означает соединение человек (он тройствен) с Божеством (Единица). 7 — это число Великих Посвященных (им известны тайны бытия). 10 — образуется из сложения первых четырех чисел (1, 2, 3, 4) и есть совершенное число, ибо оно выражает собой все начала Божества. Эти начала, развившись, сливались в новом единстве.
Загадки макрокосма, считал Пифагор, в тайне микрокосма. Надпись над дельфийским храмом гласила: «‘Познай самого себя, и ты узнаешь Вселенную и Богов”. В этой фразе Пифагор видел великий смысл.
Пифагор был также автором античной философии душепереселения (трансмиграции). Однако она, к сожалению, была высказана им очень скупо (вследствие обета молчания) и дошла до нас только в виде обрывков этого учения. Философ Ксенофан, по свидетельству Диогена Лаэртского, говорил о Пифагоре: «…когда били какого-то щенка, он, проходя мимо, пожалел его и изрек: «Перестань его бить! В нем душа дорогого мне человека, которую я узнал, услышав издаваемые ею звуки». Об учении Пифагора также известно, что он полагал душу бессмертной, но переходящей в тело других живых существ. Далее, — что все происходящее в мире снова повторяется через определенные промежутки времени, но что ничего нового вообще не происходит и что все живые существа необходимо считать однородными между собой.
О Пифагоре рассказывают, что он способен был слышать гармонию Вселенной, воспринимать всеобщую гармонию сфер и движущихся в них светил, которую обычный человек не мог слышать; в ощущениях и мышлении Пифагора заключалась необычная сила, способность видеть каждую из существующих вещей..
К III в. до и. э. пифагореизм, как философское направление, исчез. Он возродился лишь в I в. до н. э. в слиянии с платонизмом и другими объективно-идеалистическми школами религиозно-философского направления.
Итак, онтология пифагорейской школы это учение о числах. За первичное и основу бытия Пифагор принимал символ этого бытия – число. Гносеология школы — математика. С помощью математики, и только математики, пифагорейцы изучали тайны бытия, макро- и микрокосмоса. Основывая все на представлениях о мере и числе, пифагорейская школа старалась объяснить ими формы предметов и отношения отдельных предметов к первобытному единству бытия. Законы этих отношений она определяла простыми числами, составляющими, по её мнению, сущность всех предметов и форм предметов. Единицу пифагорейцы уподобляли точке, число 2 соответствовало, по их мнению, линии, число 3 плоскости, число 4 соответствовало отдельному предмету. Они основывали эти выводы на следующих соображениях: «прямая линия имеет своими пределами две точки; простейшая прямолинейная фигура имеет своими границами три линии; простейшее правильное тело имеет своими пределами четыре плоскости; а точка это – неделимая единица». Но не только геометрические фигуры, но и самые предметы представлялись пифагорейцам числами. Все землянистые тела состоят, по их мнению, из частиц, имеющих форму куба; частицы огня имеют форму тетраэдра или пирамиды; частицы воздуха форму восьмигранника, частицы воды форму двадцатигранника, частицы всех других простых тел форму двенадцатигранника. А знание формы было, по учению пифагорейской школы, знанием сущности предмета, определяемой исключительно формою его; потому числа были, по её мнению, не только формой, но и самою сущностью предметов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...