Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экологическая безопасность.

Экологическая политика стала структурно оформленным, необходимым направлением деятельности любого государства. Участие в международном экологическом сотрудничестве рассматривается как необходимый элемент укрепления безопас­ности страны. Кроме того, это вопрос междуна­родного политического престижа государства, отражение его способности быстро и адекватно реагировать на планетарные или глобальные изменения.

Экологическая безопасность в современных условиях рассматривается как неотъемлемая и важная часть безопасности личности, общества и государства. Основным субъектом обеспечения экологической безопас­ности является государство, осуществляющее свои функции в этой области через органы национальной законодательной, исполнитель­ной и судебной власти. Основными объектами экологической безопасности являются:

  • -личность с ее правом на здоровую и благо­приятную для жизни окружающую природную среду;
  • -общество с его материальными и духов­ными ценностями, зависящими от экологичес­кого состояния страны;
  • -природные ресурсы и природная среда как основа устойчивого развития общества и благо­получия будущих поколений;

Экологическая безопас­ность - это устойчивое состояние окружающей среды, обеспечивающее возможность улучше­ния качества жизни общества и государства. Международная экологическая безопасность относительно новое понятие, возникшее в конце 80-х годов.

Под безопасностью понимается качественное состояние общества и государ­ства, при котором обеспечивается защита каждого человека, его прав и гражданских свобод, а также надежность существования и устойчивость развития страны, защита ее основных ценностей, материальных и духовных источников жизнедеятельности, государствен­ного суверенитета, независимости и террито­риальной целостности от внутренних и внешних врагов. Это типичное определение безопас­ности. Сумма условий, при которых достигается научно обоснованное или практическое исклю­чение вредного воздействия хозяйственной дея­тельности на жизнь населения и качество окру­жающей среды, обеспечивает экологическую безопасность.

Экологическая безопасность дос­тигается системой мероприятий (прогнозирова­ние, планирование, заблаговременная подготов­ка и осуществление комплекса профилактичес­ких мер), предусматривающих минимальный уровень неблагоприятных воздействий природы и технологических процессов ее освоения на жизнедеятельность и здоровье людей при сохранении достаточных темпов экономическо­го развития. Экологическая безопасность осу­ществляется в пределах всех форм отраслевого природопользования, включая прямое и опос­редованное воздействие на человека на всех уровнях - глобальном, региональном и локаль­ном. Человечество на всех этапах своего существования постоянно подвергалось много­численным опасным воздействиям со стороны внешних сил. Отношение к этим событиям было различным - от покорного признания "божьей воли" до создания мер защиты и профилактики.

Долгое время понятие безопасности трактова­лось в узком смысле: безопасность территории от внешнего вторжения, защита национальных интересов посредством внешнеполитической деятельности, глобальная безопасность от угро­зы ядерного уничтожения. Это понятие относи­лось в большей степени к государствам, а не к людям. Развитые страны заняты решением своих социальных, экономических проблем, конкурентной борьбой за рынки сбыта. Разви­вающиеся страны, недавно завоевавшие незави­симость, остро ощущают любые реальные или кажущиеся угрозы их хрупкому национальному суверенитету. Для простых людей безопасность заключается в ничем не нарушаемой повседнев­ной жизни. Для многих из них это означает отсутствие угрозы болезней, голода, безрабо­тицы, преступности, социальных конфликтов, политических репрессий и экологических катас­троф. Для большинства людей ощущение незащищенности больше возникает в результате тревог повседневной жизни, чем от предчув­ствия какой-либо мировой катастрофы. История развития цивилизации показывает, что между безопасностью и качеством жизни существует определенная конкуренция.

Решение проблемы безопасности надо искать на путях согласия между политическими, экологическими, эконо­мическими и социальными требованиями

. В обеспечении экологической безопасности ре­шающую роль играет государство. Главенст­вующая роль государства как основного субъекта экологической безопасности в созда­нии и организации эффективного функцио­нирования национальной системы эколо­гической безопасности, обусловлена следую­щими обстоятельствами. Во-первых, националь­ная безопасность в целом и экологическая безопасность в частности, самым тесным обра­зом сопряжены с основополагающими правами человека на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду. Главным гарантом обес­печения названных прав является государство как политический институт, имеющий наиболь­ший уровень дифференциации и специализации внутренних структур. Во-вторых, именно госу­дарство обладает наиболее значительным и мощным " ресурсным арсеналом ", необходимым для эффективного противодействия экологичес­ким опасностям, угрозам и рискам. В-третьих, наиболее серьезные экологические опасности и угрозы, как правило, масштабны по своим пара­метрам, территории, времени, последствиям.

Соответственно эффективное и комплексное противодействие возможно обеспечить лишь под эгидой государства. В современное время в условиях глобализации было бы нелепо утверж­дать, что понятие экологической безопасности ограничивается безопасностью лишь одного государства. В последнее время под экологи­ческой безопасностью понимают комплекс состояний, явлений и действий, обеспечиваю­щий экологический баланс на всей Земле. С позиций концепции национальной безопасности сущность экологической безопасности раскры­вается через категорию интересов личности и общества.

В данном случае национальными интересами выступают здоровье нации и сох­ранность природно-ресурсного потенциала. Оба показателя являются важным условием даль­нейшего стабильного социально-экономичес­кого развития. При этом экологическая безопас­ность, прежде всего, должна иметь челове­ческое измерение, что обусловлено особым мес­том человека в природе. Человек, его здоровье являются своеобразным мерилом для определе­ния благоприятности условий окружающей сре­ды. Исходя из вышеизложенного "экологичес­кая безопасность" - это состояние и процесс защищенности жизнедеятельности объектов, а точнее человека, государства, общества, при­родной среды от реальных и потенциальных угроз антропогенного или естественного проис­хождения.

Экологические проблемы сегодня из-за глобального ухудшения состояния природы выдвинулись на совершенно другой уровень и перестали быть предметом исследования только такой науки, как «Экология». Объясняется это рядом факторов. Во-первых, в процессе своего развития связи между различными регионами мира неизменно укреплялись, в результате чего человечество естественным образом пришло к ситуации, когда серьезные проблемы, возни­кающие в некотором регионе земли, неизбежно отражаются на состоянии всей планеты. Такой эффект наблюдается во всех сферах, в том числе и экологической. Во-вторых, не менее важной причиной стало развитие научно-технического прогресса, последствия которого проявились буквально во всех сферах жизнедеятельности людей.

Ухудшение глобальной экологической си­туации на земле характеризуется качественным изменением и усложнением международной обстановки. Стремительное развитие процесса глобализации обусловило дальнейшую транс­формацию международных отношений. Взаимо­проникновение национальных экономик, разви­тие информационного обмена в мире, научно-технический прогресс в совокупности к тому, что процесс глобализации еще больше расши­рился. В новых условиях глобализации наблюдается трансформация структуры безопасности. На сегодняшний день, оказавшись в условиях обострения экологического кризиса, страны мира принимают всевозможные меры для устойчивого развития и разрабатывают нацио­нальные концепции государственной безопас­ности, в которой экологическая безопасность имеет первостепенный характер, так как экологическая безопасность является важной предпосылкой устойчивого мирового развития.

Вопросы обеспечения экологической безо­пасности и проблемы устойчивого развития сегодня приобретают особую актуальность и трактуются как наиболее первостепенные для каждого государства. На сегодняшний день в условиях глобализации для любой страны экологическая безопасность считается обяза­тельной, необходимой и наиболее важной частью общей государственной политики. Эко­логическая безопасность каждого государства в отдельности определяет общую междуна­родную политическую стабильность и безо­пасность мира.

На нынешнем этапе своего развития чело­вечество столкнулось с широкомасштабными экологическими проблемами. Загрязнение вод­ных ресурсов, уменьшение площади лесов, исчезновение биологических видов, накопление опасных отходов - эти и другие проблемы не могут быть решены усилиями одного государства. Сплоченность и интеграция поли­тики разных государств, участие обществен­ности могут послужить мощным средством защиты окружающей среды и безопасности людей.

Международная экологическая безопас­ность является важной предпосылкой устойчи­вого мирового развития. Существует достаточ­но немалое количество научных трудов, содер­жащих в себе различные концепции экологи­ческой безопасности. Однако, вполне очевидно, что экологическая безопасность - это состояние защищенности личности, общества и государ­ства от последствий антропогенного воздей­ствия на окружающую природную среду, а также стихийных бедствий и катастроф. Эколо­гическая безопасность - это устойчивое состоя­ние окружающей среды, обеспечивающее воз­можность улучшения качества жизни людей, защищенность от природных и техногенных катастроф, возможность стабильного прогресса общества и государства.

Международная эколо­гическая безопасность сравнительно новое понятие и оно возникло в конце 80-х годов, когда во многих развитых странах, пересматри­вая концепцию безопасности, включали в нее не только традиционные военные, но и нетради­ционные угрозы, среди которых экологическая была одной из основных. На сессии Генераль­ной Ассамблеи ООН в 1987 году СССР высту­пил с резолюцией о международной экологичес­кой безопасности, а затем годом позже предло­жил международный режим экологической безопасности и основные инструменты его реализации. Эти инициативы Советского Союза были во многом реакцией на Чернобыльскую катастрофу и желанием продемонстрировать международному сообществу новые подходы к вопросам экологии.

В мировом сообществе к тому же одновременно начала формироваться новая экологическая политика, а также разви­ваться экологическое общественное движение и экологическая гласность, которые до того прак­тически полностью отсутствовали. Совершенно очевидно, что международная экологическая безопасность непосредственно связана с необ­ходимостью поддержания на международном уровне глобального природно-ресурсного по­тенциала и требуемого качества окружающей среды. Вполне вероятно и другое, что это условие не может быть реализовано без эффек­тивного взаимодействия международного и национального правовых механизмов, отвечаю­щих нормам международного права в части безопасного использования природных ресурсов и их охраны. Требования международной эколо­гической безопасности при этом, безусловно, должны доминировать в национальном приро­доохранном законодательстве.

В научной лите­ратуре имеются различные концепции и док­трины отношения общества к природе. Это, например, концепция потребительского отноше­ния к природе, суть которой заключается в том, что природные ресурсы могут неограниченно извлекаться для развития материального произ­водства. В противоположность, которой, кон­цепция невмешательства в природу основы­вается на том, что не должны предприниматься попытки изменить ее в интересах развития общества. Более поздние концепции ограниче­ния экономического развития, потребностей и народонаселения основаны на сдерживании всех параметров развития мировой экономики. Каждая из этих концепций, имея серьезные методические и социальные недостатки, не получила полного признания, но тем не менее ряд изложенных в них идей были положены в основу концепции устойчивого развития. В основе любой концепции, нацеленной на изме­нение отношения мирового сообщества к окру­жающей природной среде, должны лежать согласованные действия, основанные на убеж­дении, что защита окружающей среды может быть осуществлена только совместными уси­лиями.

Основные принципы и методы этой защиты зафиксированы в документах, подпи­санных государствами-участниками междуна­родных соглашений, являющихся источниками международного экологического права. К ним, в первую очередь, относятся документы, приня­тые на Стокгольмской конференции ООН 1972 года, Конференции ООН по охране окружаю­щей среды и развитию в Рио-де-Жанейро 1992 года, Саммите тысячелетия в Нью-Йорке в 2000 году, Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 году, которые являются стратегическим руководством для достижения целей устойчивого развития.

 

Экологическая безопасность (ЭБ) — одна из составляющих национальной безопасности, совокупностьприродных, социальных, технических и других условий, обеспечивающих качество жизни и безопасностьжизни и деятельности проживающего (либо действующего) на данной территории населения и обеспечение устойчивого состояния биоценоза биотопа естественной экосистемы

Единым критерием оценки (ЕКО)экологической безопасности естественной экосистемы и её устойчивостиявляется нерушимость естественного биотопа основного биоценоза и его способность к восстановлению при антропогенном воздействии

Единым критерием оценки (ЕКО)экологической безопасности искусственной экосистемы является качествожизни и здоровья населения

Экологическая безопасность — совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающаяэкологический баланс в окружающей среде и не приводящая к жизненно важным ущербам (или угрозам такихущербов), наносимым природной среде и человеку Это такжепроцесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы, государства ивсего человечества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественнымвоздействием на окружающую среду. Объектами ЭБ являются права, материальные и духовные потребностиличности, природные ресурсы и природная среда или материальная основа государственного иобщественного развития.

Политика ЭБ — целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, юридических ифизических лиц по обеспечению ЭБ.

Система ЭБ — совокупность законодательных, технических, управленческих, медицинских и биологическихмероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития. ЭБ достигается системой мероприятий(прогнозирование, планирование, управление и пр.), обеспечивающих минимальный уровеньнеблагоприятных воздействий на человека и природу при сохранении достаточных темпов развитияпромышленности, коммуникаций, сельского хозяйства.

· Система ЭБ — это механизм, обеспечивающий допустимое негативное воздействие техногенных иантропогенных факторов на окружающую среду и самого человека:

1. Комплексная экологическая оценка территории

· определение и оценка комплекса факторов экологической опасности, проявляющихся на данной территории;

· составление и ведение кадастра объектов воздействия на окружающую среду;

· составление кадастра природных ресурсов;

· составление и ведение кадастра «загрязненных» площадей.

2. Экологический мониторинг

· нормирование воздействий на окружающую среду;

· контроль источников воздействия на окружающую среду;

3. Управленческие решения

· формирование экологической политики;

· предупреждение проявления антропогенных факторов;

· минимизация последствий проявления техногенных факторов;

· разработка и совершенствование природоохранного законодательства и формирование экологического мировоззрения.

·

Методы обеспечения ЭБ

1. Методы контроля качества окружающей среды:

1. Методы измерений — строго количественные, результат которых выражается конкретным числовымпараметром (физические, химические, оптические и другие).

2. Биологические методы — качественные (результат выражается словесно, например, в терминах «много-мало», «часто-редко» и др.) или частично количественные.

2. Методы моделирования и прогноза, в том числе методы системного анализа, системной динамики, информатики и др.

3. Комбинированные методы, например, эколого-токсикологические методы, включающие различные группыметодов (физико-химических, биологических, токсикологических и др.).

4. Методы управления качеством окружающей среды.

5.

В настоящее время существуют две основные концепции развития региона с позиции возникшихэкологических проблем: техногенная (ресурсная) и биосферная.

Согласнопервой концепции, решение экологических проблем заключается в оценках загрязнения окружающей среды, разработке нормирования допустимого загрязнения различных сред, создании очистных систем иресурсосберегающих технологий. В рамках этой концепции сформировалось современное направлениеконкретной природоохранной деятельности, как системы локальных очисток среды от загрязнения инормирования показателей качества окружающей среды по узкому (несколько десятков) набору показателей, а также внедрения ресурсосберегающих технологий

Втораяконцепция главным направлением определяет установление области устойчивости любой экосистемы, чтопозволит найти допустимую величину возмущения — нагрузки на экосистему, определить пороги устойчивости конкретных экосистем.

 

 

  Современная концепция экологической безопасности Республики Казахстан В большинстве регионов нашей Республики экологическая ситуация не только неблагоприятная, но и катастрофическая. Основными источниками, загрязняющими окружающую среду и вызывающими деградацию природных систем, являются промышленность, сельское хозяйство, автомобильный транспорт и другие антропогенные факторы. Из всех слагающих компонентов биосферы и окружающей среды, атмосфера является наиболее чувствительной, в нее прежде всего поступают загрязняющие не только газообразные, но и жидкие, а также твердые вещества. Человек загрязняет атмосферу уже тысячелетиями, однако последствия употребления огня, которым он пользовался весь этот период, были незначительными. Что представляет собой атмосфера? Окружающий нас воздух - это смесь газов или, иначе говоря, атмосфера, окутывающая наш земной шар. Поступление различных поллютантов а атмосферу от стационарных промышленных источников в настоящее время составляет более 4 миллионов тонн в год. В атмосферу над Казахстаном выделяется значительное количество высокотоксичных газообразных и твердых веществ. Если сопоставить количество выбросов от различных стационарных источников, то примерно 50% выбрасывается теплоэнергоисточниками, а 33% - предприятиями горной и цветной металлургии. Наибольшее количество выбросов различных поллютантов происходит в Восточном Казахстане - 2231, 4 тыс. т/год, что составляет 43 процента от общего количества выбросов по всему Казахстану. На втором месте по количеству выбросов состоит Центральный Казахстан - 1868 тыс. т/ год, или 36%. Меньше всего загрязняется атмосфера в Северном Казахстане - 363, 2 тыс. т/год (7%) и Южном Казахстане 415, 1 тыс. т/год, что составляет 8%. Наиболее мобильными, с обширным радиусом действия, являются окислы азота и серы. Они переносятся на значительные рассмотрения и оказывают сильное влияние на гибель, особенно сельскохозяйственных культур. Значительный вклад в загрязнение воздушного бассейна и других компонентов окружающей среды вносит автотранспорт Республики. Его выбросы, особенно в городах, составляют от 25 до 50%. По загрязненности атмосферы выхлопными газами автомобилей на первом месте стоит Алматы - 75%, затем Актюбинск - 47,1, Семипалатинск - 46,6, Тараз - 43,1, Усть-Каменогорск- 41,4%. Меньше всего выхлопных газов содержится в атмосфере Жезказгана - 14,8, Петропавловска - 26,3 и Риддера - 27,6%. Однако самая высокая загазованность атмосферного воздуха, как ни странно установлена в таких городах, как Костанай - 84,7% и Уральск - 81,7%, где промышленных предприятий и автотранспорта сравнительно меньше, чем в вышеназванных городах. Автомашины являются главными загрязнителями воздуха и, до известной степени, почвы и воды. Как свидетельствует статистика, на миллион с лишним алматинцев сегодня приходится более 200 тысяч автомашин. Загрязнение атмосферы городов твердыми и газообразными поллютантами уменьшает интенсивность солнечного света, засоряет воздух значительным количеством твердых частиц, которые служат ядрами концентрации, способствующими возникновению туманов и смогов. Высокое содержание вредных примесей в атмосфере в твердом и газообразном состоянии оказывает влияние на тепловые свойства атмосферы. Под действием солнечного света, в результате фотохимических реакций образуется эффект суммации, что способствует появлению новых, более токсических веществ, которые вызывают смок. Другим весьма важным, абсолютно незаменимым для жизни естественным компонентом окружающей среды, природы и биосферы является вода. Среднегодовой сток рек в Республике Казахстан сравнительно невелик и составляет всего 101,9 км в год, тогда как сток воды в одной, например, Амазонке составляет 220 км в год. Из этого количества на территории республики формируется около половины речного стока - 57%, или 58,4 км. Остальные водные ресурсы составляют 43,5 км и поступают из сопредельных территорий (Китай, Узбекистан, Кыргызстан). Располагаемые к использованию в народном хозяйстве ресурсы поверхностных вод оцениваются в объеме всего 46 км. В пределах Казахстана насчитывается свыше 85 тыс. рек и временных водотоков, в том числе, 11,5 тыс. длиной свыше 10 км, 3447 озер, 4500 прудов и водохранилищ. Наиболее крупными реками являются Иртыш, Урал, Ишим, Тобол, из бессточных районов Южного и Центрального Казахстана реки Сырдарья, Или, Нура, Сарысу. Кроме того, в пределах Казахстана расположены такие крупные замкнутые водоемы, как Аральское море и озеро Балхаш. Наряду с характерным дефицитом водных ресурсов, обусловленным в большей степени природными факторами формирования вод, влияние на качественный состав поверхностных вод суши оказывает также антропогенная деятельность, проявляющаяся в интенсивном развитии сельского хозяйства, водного транспорта, промышленности, энергетики и коммунального хозяйства. Основными загрязнителями воды являются промышленность и сельское хозяйство. Кроме того, все большее влияние на качество воды оказывают диффузные источники загрязнения - это ядохимикаты и удобрения, смываемые с сельскохозяйственных угодий. Значительно ухудшают качество воды, делают ее токсичной промышленные и бытовые стоки. В городах и промышленных центрах сточные воды составляют примерно 15-20% от общей нагрузки водоема загрязняющими ингредиентами. Негативные действия на качество и количество поверхностных вод оказывают меры, связанные с увеличением площадей орошаемых земель, в особенности в регионах недостаточного и неустойчивого увлажнения, которых в Казахстане немало. Основными водопотребителями в Республике являются такие отрасли, как сельское хозяйство, промышленность и теплоэнергетика. Наиболее острый дефицит воды ощущается на западе и на юге Республики. Основными водопотребителями являются орошаемое земледелие (72%), промышленность (29%) и коммунальное хозяйство (6,0%). В орошаемом земледелии отмечается перерасход воды в 1,5 - 2 раза. Удельное водопотребление на 1 га орошаемых земель в среднем по республике составляет 10 тыс. м\га. Важным направлением охраны и рационального использования водных ресурсов является улучшение качества поверхностных и подземных вод. Под антропогенным воздействием существенно изменился гидрохимический, гидрологический и санитарный режим практически всех рек и водоемов Казахстана. Поэтому необходимы создание экономических и правовых механизмов, разработка экологических норм и нормативов, системы мониторинга воды, почв и производства сельскохозяйственной продукции. По естественным особенностям окружающей среды (биосферы) более половины территории Республики относятся к пустынным и полупустынным, а по естественно-историческим условиям и при сложившейся преимущественно ресурсно-сырьевой системе природопользования остаются экстремально высокими техногенные нагрузки добывающих и перерабатывающих предприятий, промышленных зон народно-хозяйственного комплекса, военных объектов на экологически уязвимые природные системы и проживающее в них население. В связи с этим, в стране сложилась неблагоприятная, а в ряде регионов - кризисная экологическая обстановка. Наиболее опасные проявления экологического кризиса - региональное техногенное опустынивание, деградация почв, истощение и загрязнение водных ресурсов, загрязнение атмосферы, разрешение генетического фонда живой природы, активизация угрожающих жизни стихийных природных явлений и промышленных катастроф, накопление опасных и токсичных отходов. В некоторых регионах положение обострилось настолько, что нарастает опасность неотвратимых, необратимых и непредсказуемых явлений, резко сокращаются возможности прогнозирования управления и сохранения устойчивого природопользования (Приаралье, Семипалатинский полигон, Прикаспий, Байконур и др.). Казахстан, как полноправный член ООН, учитывает актуальность для страны принципов подписанной им Декларации Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию РИО-92, в которой, в частности, выделена категория "стран, окружающая среда которых наиболее уязвима", приоритетов Повестке Дня ООН на 21 век, а также международных конвенций по борьбе с опустыниванием, об изменении климата и считает их соблюдение членами Мирового Сообщества жизненно важным для обеспечения глобальной, региональной и национальной экологической безопасности и устойчивого развития страны в региональных и глобальных аспектах. Настоящая Концепция экологической безопасности разработана на основе Конституции, законов Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов Республики, исходя из принципов Рио-де-Жанейрской Декларации по окружающей среде и развитию приоритетов Повестки Дня ООН на XXI век, международных конвенций и соглашений в этой области и с учетом: - естественно-исторических особенностей и условий сложившегося природопользования и международного статуса экологически наиболее уязвимой страны с экономикой переходного периода; - особенностей политической, правовой, экономической и социальной реформы в переходный период для защиты интересов и соблюдения приоритетов экологической безопасности страны в глобальных и региональных интеграционных процессах; - обеспечение экологической безопасности и устойчивого развития отраслей природопользования в международных отношениях и внутренних реформах; - необходимости реабилитации населения и окружающей среды экологически наиболее уязвимых и кризисных районов; - признание фундаментальной роли и места экологической безопасности страны в обеспечении ее устойчивого развития и общей национальной безопасности. Концепция содержит основополагающие принципы, стратегические цели, задачи и приоритетные направления обеспечения экологической безопасности. Особое внимание уделяется адекватной роли, функциям и статусу природоохранных структур в обеспечении общей национальной безопасности страны, защите суверенных интересов, достижению стратегических целей, решению приоритетных задач Казахстана в глобальных и региональных интеграционных процессах. Казахстан географически находится в эпицентре суперконтитента Евразии. Основную территорию страны в секторе глобально целостной системы биосферы Земли составляют степи, пустыни и полупустыни с остроконтинентальными погодно-климатическими характеристиками. Значительная часть территории страны сейсмически активна, и угроза землетрясений накладывается на факторы экологического риска. Сложившаяся преимущественно ресурсно-сырьевая и монокультурная система природопользования, традиции уклада и экологических ограничений размещения производительных сил привели к образованию зон и регионов повышенных техногенных воздействий, риска и экологического бедствия для проживающего в них населения. В этой связи, социальное напряжение в обществе, связанное с трудностями переходного к рынку периода, усугубляется постоянным фактором экологической обеспокоенности населения, особенно резко выраженным в регионах экологического бедствия. Определяемые статусом Казахстана в биосфере Земли экологические ограничения и требования охраны окружающей среды и природопользования являются естественным фундаментом экологической безопасности и устойчивого развития страны. И они должны наиболее полно и адекватно учитываться в нормативных правовых актах об охране окружающей природной среды О земле, О недрах и недропользовании, Водном, Лесном кодексах и других нормативных правовых актах страны в условиях переходного периода. Экологическая безопасность как естественно-историческая основа и составная часть национальной безопасности Республики Казахстан определяется степенью защищенности личности, общества и государства от последствий чрезмерного антропогенного воздействия на окружающую среду, а также стихийных бедствий, промышленных аварий и катастроф. Основными субъектами обеспечения экологической безопасности являются государство, а также юридические и физические лица. Концепция экологической безопасности представляет собой систему признанных государством принципов и приоритетов, на основании которых формируется внешняя и внутренняя политика, правовые и экономические механизмы, а также направления деятельности, необходимые для обеспечения и сохранения благоприятной окружающей среды и устойчивого экономического и человеческого развития, предупреждение стихийных бедствий и промышленных аварий. Для достижения стратегических целей и соблюдения приоритетов экологической безопасности страны в глобальном партнерстве, признавая целостность и взаимозависимую природу нашего дома - планеты Земля, необходимо защищать национальные интересы исходя из актуальных для Казахстана принципов Рио-де-Жанейрской Декларации по окружающей среде и развитию: - забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития страны, и они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой; - реализация государством суверенного права разрабатывать свои природные ресурсы и признание ответственности за нанесение ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции; - реализация права на развитие и охрану окружающей среды должна обеспечить справедливое удовлетворение потребностей настоящего и будущего поколений; - достижение устойчивого развития и более высокого уровня жизни на основе уменьшения и исключения нежизнеспособных моделей производства и потребления и поощрения надлежащей демографической политики; - создание условий для эффективного участия всех заинтересованных граждан в решении экологических вопросов, возможности участия общественности в процессах принятия решений, развитие и поощрение информированности населения. Настоящая Концепция определяет принципы, стратегические цели, задачи и механизмы обеспечения и поддержания на оптимальном уровне благоприятной для человека среды обитания при обязательном условии сохранения биологического разнообразия. В ее основу заложена стратегия создания благоприятных условий для жизни людей на базе оптимального развития производства, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Государственная политика экологической безопасности базируется на: - введении принципа "платит природопользователь и загрязнитель", обязательности компенсации ущерба, нанесенного здоровью человека и окружающей среде ущерба и социальной защиты пострадавших по экологическим причинам; - разрешительном порядке осуществления производственной и иной деятельности, способной создать угрозу экологической безопасности населения; - своевременном выявлении и восстановлении нарушенных территории, экосистем и природных комплексов; - обеспечении полной, достоверной и своевременной информацией граждан и организаций об экологической опасности и осуществляемой деятельности в области экологической безопасности; - соблюдении норм международного права, выполнении международных договоров Республики Казахстан, регламентирующих охрану окружающей среды и природопользование; - обязательном участии в международной деятельности в области обеспечения экологической безопасности. Стратегические цели и задачи экологической безопасности включают: - введение единой системы мониторинга за состоянием окружающей среды; - оценку состояния качества природной среды, экологическое районирование и специальное картографирование территории Республики Казахстан; - создание системы природоохранного законодательства, регламентирующего охрану окружающей среды и управление природопользованием; - совершение системы экологического контроля и нормирования; - планирование природопользования, разработка экологических программ, схем охраны окружающей среды и устойчивого природопользования; - развитие системы экологического преобразования и воспитания; - создание экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования; - разработку программ международного сотрудничества по проблемам охраны окружающей среды, природопользования и защиты от стихийных бедствий. Основные стратегические направления реализации настоящей Концепции - обеспечение устойчивого социально-экономического и человеческого развития Республики путем создания и внедрения ресурсосберегающих экологически чистых технологий, модернизации и совершенствования существующих производственных процессов. Подводя итоги проделанной исследовательской работы, хочется отметить, что данная проблема требует своей дальнейшем разработки. В этом аспекте государством приняты определенные мероприятия по совершенствованию экологических отношений, но, тем не менее, приходится констатировать, что состояния современного экологического законодательства на сегодняшний день громоздко и зачастую противоречиво, что создает определенные предпосылки для его нарушения и нередко полного неисполнения. Поэтому основной проблемой законодательных органов является систематизация экологического законодательства через кодификацию. В условиях перехода к рыночным отношениям, в сфере экологического предпринимательства возможны ее конструктивные преобразования. В частности, в виде проведения политики природопользования на платной основе, когда бы поступившие средства, составляя экологический фонд определенных регионов, были бы направлены на мероприятия по улучшению экологической обстановки нашей страны. К тому же, необходимо предпринимать меры по ужесточению кон
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...