Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ТЕМА: Альтернативные дидактические системы




Цель занятия:охарактеризовать основные направления реформирования учебного процесса; развивать умение сравнивать и классифицировать дидактические системы.

Понятия:альтернативная система, форма организации обучения, дифференциация и индивидуализация.

Вопросы для обсуждения:

1. Чем обусловлена общемировая тенденция к реформированию учебного процесса?

2. Каковы основные пути дифференциации образования в содержательном и организационном аспектах?

3. В чем состоит отличие индивидуализации и дифференциации образовательного процесса?

4. Что представляют собой индивидуальные образовательные маршруты и траектории в отечественной и зарубежной школе?

Базовый учебник:

Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы / Б.Л. Вульфсон. – М.: УРАО, 2003.

Список источников и литературы:

1. Кларин В.М. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / В.М. Кларин. – М.: Арена, 1994. – 222 с. (Фрагмент по выбору студента).

2. Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. В.В. Давыдов. – В 2-х тт. - М., 1993, 1996. (Фрагмент по выбору студента).

3. Титов В.А. Сравнительная педагогика: Конспект лекций / В.А. Титов. – М.: А-Приор, 2008. – С. 82-84, 98-109.

 

Занятие 7.

ТЕМА: Основные подходы к разработке программно-методического обеспечения дошкольного образования

Цель занятия:охарактеризовать некоторые зарубежные программы дошкольного образования; развивать умение сопоставлять структуру и содержание программных документов.

Понятия:образовательная программа, методическое обеспечение.

Вопросы для обсуждения:

1. Что характеризует образовательная программа? Все ли дошкольные организации в нашей стране и за рубежом обязаны иметь образовательную программу?

2. Чем отличаются программы дошкольного образования, имеющие открытый и закрытый характер?

3. Какие цели и направления дошкольного образования представлены в рассматриваемых Вами программах?

4. Чем обусловливается различие в методическом обеспечении рассматриваемых программ дошкольного образования?

Базовый учебник

Зебзеева В.А. Дошкольное образование за рубежом: история и современность / В.А.Зебзеева. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с. (Фрагмент по выбору студента)

Список источников и литературы:

1. Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность / Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова. – М.: Академия, 2001. – 240 с. (Фрагмент по выбору студента).

2. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: Академия, 1999. – С. 246-299.

3. Фуряева Т.В. Сравнительная педагогика детства / Т.В. Фуряева. – Красноярск, 2004. – С. 21-32, 52-61.

 

Доклады

- Программа «Step by step» и программа «Сообщество»: в чем отличие?

- Особенности построения предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении, работающем по программе «Step by step»

- Закрытый характер программы «Школа завтрашнего дня»

Занятие 8.

ТЕМА: Организация жизни детей в дошкольном учреждении

Цель занятия:сопоставить режимы работы разных форм дошкольного образования зарубежных стран, познакомиться с особенностями планирования образовательного процесса.

Понятия: режим, планирование, развивающая среда.

Вопросы для обсуждения:

1. Каков режим работы дошкольного учреждения (на примере конкретных типов учреждений определенных стран)? Какие факторы обусловливают различие в режимах работы дошкольных учреждений?

2. Какие существуют основные подходы к планированию образовательного процесса дошкольного учреждения?

3. Какие виды и формы планирования имеют распространение в той или иной стране?

Базовый учебник

Зебзеева В.А. Дошкольное образование за рубежом: история и современность / В.А. Зебзеева. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с. (Фрагменты по выбору студента)

Список источников и литературы:

1. Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность / Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова. – М.: Академия, 2001. – 240 с. (Фрагменты по выбору студента).

2. Фуряева Т.В. Сравнительная педагогика детства / Т.В. Фуряева. – Красноярск, 2004. – (Фрагменты по выбору студента).

Занятие 9.

ТЕМА: Актуальные проблемы совершенствования дошкольного образования

Цель занятия:охарактеризовать некоторые из актуальных проблем современного дошкольного образования; развивать умение видеть и сопоставлять различные пути решения однородных педагогических проблем.

Понятия:экологическое образование, поликультурное воспитание.

Вопросы для обсуждения:

1. Чем различаются целевые ориентиры современных концепций экологического образования детей дошкольного возраста?

2. Как решается проблема экологического образования детей дошкольного возраста в густонаселенных странах?

3. Какие пути решения проблемы поликультурного воспитания и формирования разных видов толерантности имеют место в современном отечественном и зарубежном образовании?

Базовый учебник

Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы / Б.Л. Вульфсон. – М.: УРАО, 2003.

Список источников и литературы:

1. Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность / Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова. – М.: Академия, 2001. – С. 140-229.

2. Фуряева Т.В. Сравнительная педагогика детства / Т.В. Фуряева. – Красноярск, 2004. – С. 422-436.

 

Занятие 10.

ТЕМА: Проблемы повышения качества дошкольного образования

Цель занятия:выявить разнообразие позиций определения качества дошкольного образования; развивать умение оценивать качество образования.

Понятия:качество образования, образовательный стандарт.

Вопросы для обсуждения:

1. Что понимается под качеством образования в целом и качеством дошкольного образования в частности?

2. Что представляет собой стандарт дошкольного образования? Какие территории имеют собственный стандарт дошкольного образования?

3. Каким образом государство и социум стремятся обеспечить повышение качества дошкольного образования (на примере разных стран)?

Базовый учебник

Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы / Б.Л. Вульфсон. – М.: УРАО, 2003.

Список источников и литературы:

1. Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность / Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова. – М.: Академия, 2001. – С. 140-229.

2. Управление качеством образования / под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – С. 23-35, 89-176.

 

Содержание лабораторных работ

№ и название разделов и тем Цель и содержание лабораторной работы Результаты лабораторной работы
3. Ведущие педагогические инновации в образования ХХ – начала XХI века
Лабораторная работа №1. Педагогическая система М. Монтессори в современных дошкольных учреждениях (2 часа)
3.1. Личностно-центрированное образование Цель: развивать умение сопоставлять материалы первоисточников и практической реализации авторских идей. Содержание: сообщения и презентации студентов, характеризующие педагогическую систему М. Монтессори первой половины ХХ века; просмотр и анализ видеоматериалов, иллюстрирующих практику работы современных детских садов, следующих системе М. Монтессори. Аналитическая таблица «Педагогическая система М. Монтессори»
Вопросы для сравнения Начало ХХ века Начало XXI века
     

Вывод: В чем Вы видите расхождение авторских идей и их практической реализации?

Лабораторная работа № 2. Организация обучения в начальной школе США
3.2. Альтернативные дидактические системы Цель:развивать умение анализировать педагогический процесс и определить ведущую дидактическую концепцию. Содержание:просмотр мультипликационного фильма серии «Волшебный школьный автобус», анализ целевых ориентиров, содержания, методов и форм организации образовательного процесса, определение ведущей дидактической концепции. Анализ занятия (анализ целевых ориентиров, содержания, методов и форм организации образовательного процесса согласно заданным на занятии критериям). Вывод: в соответствии с какой дидактической концепцией строился образовательный процесс в данном учреждении?
Лабораторная работа № 3. Проблема построения в образовательном учреждении развивающей среды (на примере Нидерландов)
3.3. Актуальные проблемы совершенствования дошкольного образования. Цель:развивать умение анализировать предметную среду образовательного учреждения. Содержание:просмотр и анализ видеоматериалов, иллюстрирующих предметно-развивающую среду в образовательных учреждениях Нидерландов (группы для детей 0-2 лет, 2-4 лет, 4-6 лет, 6-8 лет). Анализ предметной среды образовательного учреждения (по 4 возрастным группам, в соответствии с заданными на занятии критериями анализа). Вывод: Является ли созданная в учреждении предметная среда развивающей? В соответствии с какой образовательной программой была создана предметная среда в группе?

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.