Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Методы оценки сложности труда




Содержание

 

Аннотация. 2

Введение. 3

Раздел 1. 4

Глава 1. Сложность труда водителей, содержание и его функции. 4

1.1 Содержание труда. 5

1.2 Сложность труда водителя. 9

Глава 2. Методы оценки сложности труда. 17

2.1. Метод оценки сложности труда при помощи коэффициента качества труда. 17

2.2. Метод рядов оценки сложности труда. 18

2.3. Аналитический метод оценки тяжести труда. 20

2.4 Алгоритмический метод оценки сложности труда. 22

Раздел 2. Оценка сложности труда водителей на городском автобусном маршруте №133. 25

2.1 Сбор данных о трассе маршрута. 25

2.2 Определение набора транспортных ситуаций на маршруте. 25

2.3 Определение характерных операций по управлению автобусом в каждой типовой транспортной ситуации 27

2.4 Расчет сложности реализации алгоритма каждой операции по управлению автобусом.. 29

2.5 Определение сложности каждой типовой транспортной ситуации. 33

Раздел 3. Расчет энергозатрат водителей при работе на маршрутах различной сложности и установление рационального режима труда и отдыха. 37

3.1 Расчет величины физической работы водителя при выполнении элементарных действий. 38

3.2 Расчет физической работы водителя при выполнении различных операций по управлению автобусом.. 42

3.3 Расчет физической работы водителя при выполнении различных транспортных ситуаций на автобусах 46

3.4 Составление режима труда и отдыха. 49

Раздел 4. Построение обобщенного показателя оценки сложности труда водителей.. 52

Раздел 5. Разработка системы оплаты труда водителей с учетом сложности.. 55

Список используемых источников: 62

 


Аннотация

Целью данного курсового проекта является оценка сложности труда водителей на городском автобусном маршруте № 133, курсирующего туда и обратно от станции метро «Щелковская» до станции метро «Рязанский проспект». Проект состоит из введения, двух основных разделов (теоретический и практический), заключения, списка литературы и приложения №1.

В теоретическом разделе, содержится информация о методах исследования процесса труда работников, описание труда и оценка ее деятельности

В практическом разделе курсового проекта осуществляется оценка сложности труда водителей на городском автобусном маршруте № 133. В нее входит сбор данных о трассе маршрута, определение набора транспортных ситуаций и характерных операций по управлению автобусом, расчет сложности и реализации алгоритма каждой операции по управлению автобусом. Также в этом разделе рассчитываются энергозатраты водителей при работе на маршрутах различной сложности и установка рационального режима труда и отдыха, происходит построение обобщенного показателя оценки сложности труда водителей и разработка системы оплаты труда водителей с учетом сложности.


 

Введение

В наши дни решение многих социальных задач общества в тесно связано с ростом объема, качества транспортного обслуживания населения. Главной задачей автомобильного пассажирского транспорта является полное и качественное удовлетворение потребностей пассажиров в перевозке. Реализация зависит от множества различных факторов, таких как обеспечение городского пассажирского транспорта трудовыми ресурсами, сокращение текучки кадров, закрепление рабочих кадров на производстве, а также организация и оплата труда одной из самой важной категории рабочих на транспорте, а именно водителей.

Водительский труд далеко не для всех может оказаться подходящим и соответствовать психологическим и физиологическим возможностям. Деятельность водителей связана с восприятием большого количество визуальной и не только информации, которую сложно перерабатывать, а также быстро реагировать и принимать соответствующие решения. В этих условиях большое значение приобретает объективная оценка и учет возможностей человеческого фактора.

Для плодотворной работы водителя, кроме физических и умственных предпосылок необходимы также и определенные личные качества, которые частично или полностью зависят от внимания, эмоций, воли, способностей.

Учитывая все это можно прийти к выводу, что важной проблемой является высокая текучесть водительских кадров, которая в свою очредь обусловлена нарушением принципа экономической справедливости при возмещении трудозатрат водителя с учетом их сложности. Причиной нарушения является система оплаты труда водителя, которая оплачивается в зависимости от типа и размера автобуса, не учитывается при этом сложность маршрута, пассажиропоток и транспортный поток. Именно это и предстоит нам показать на примере данной работы.

 

Раздел 1.

Глава 1. Сложность труда водителей, содержание и его функции.

 

Труд, выступет как процесс взаимодействия человека и природы, в то же время обусловливает и определенные отношения между его участниками. В структуре общественного труда выделяют следующие категории: содержание труда и социально-экономический характер труда.

Содержание труда раскрывает взаимодействие человека с природой, представляет совокупность качественно определенных трудовых функций, направленных на производство потребительных стоимостей, характеризует конкретные виды трудовой деятельности в процессе производства.

Социально-экономический характер труда выражает форму его общественной организации и представляет собой совокупность отношений между участниками трудового процесса, отличительные черты, свойственные тому или иному способу производства.

Один из важнейших методологических аспектов исследования труда — познание его функций. При всем многообразии последних нельзя не отметить их диалектического единства. Труду свойственны следующие функции:

· удовлетворение потребностей (первая и важнейшая функция труда, с которой начинается общественное бытие человека);

· созидатель общественного богатства (деятельность, посредством которой человек, удовлетворяя свои потребности, опосредует, регулирует, контролирует обмен веществ между собой и природой);

· творец общества и фактор общественного прогресса (удовлетворяя потребности и создавая богатство, труд находится в основе всего общественного развития — формирует социальные слои общества и основы их взаимодействия);

· ваятель человека (создавая все ценности человеческого бытия, выступая в качестве субъекта общественного развития, приобщая к труду общество в целом, человек развивает и самого себя: приобретает знания и профессиональные навыки, формирует навыки общения и взаимодействия);

· сила, открывающая человечеству путь к свободе, дающая людям возможность заранее учитывать все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий.

Категория «содержание труда» выражает профессиональную принадлежность, состав выполняемых работ, их сложность, последовательность выполнения.

Содержание труда

 

Содержание труда — это функциональные особенности конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средствами труда и формой организации производственного процесса. Эти особенности охватывают степень ответственности и сложности труда, уровень технических возможностей, соотношение исполнительских и творческих функций, уровень технической оснащенности, степень разнообразия трудовых функций и т.д.

Содержание труда предъявляет определенные требования к образованию, квалификации, способностям индивида. Это ключевой фактор, характеризующий возможности развития и самореализации личности в процессе труда. Он влияет на отношение к труду и удовлетворенность им, на степень интереса к труду, текучесть кадров и уровень производительности труда.

Содержание труда выражает распределение функций на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций, характеризует уровень развития производительных сил. Каждая ступень развития производительных сил предъявляет свои требования к труду, создает предпосылки для формирования определенного типа работника, изменяет соотношение занятых трудом различного содержания.

Происходящие в современных условиях преобразования в экономике, средствах и предметах труда требуют повышения профессиональной подготовки работников. Это связано с усложнением содержания труда, которое отражает взаимодействие человека и орудий труда в процессе трудовой деятельности и представляет собой состав трудовых функций — совокупность выполняемых работником действий, их соотношение и взаимосвязь.

При анализе содержания труда учитывается, что в процессе труда осуществляются следующие функции:

· логическая, связанная с определением цели и подготовкой системы необходимых трудовых операций;

· исполнительская — приведение средств труда в действие различными способами в зависимости от состояния производительных сил и непосредственное воздействие на предметы тРУДа;

· регистрации и контроля — наблюдение за технологическим процессом, ходом выполнения намеченной программы;

· регулирования — корректировка, уточнение заданной программы.

 

Каждая из перечисленных функций может присутствовать в той или иной степени в труде отдельного работника, но непременно свойственна совокупному труду. В зависимости от преобладания тех или иных функций в трудовой деятельности человека определятся сложность труда, складывается конкретное соотношение функций умственного и физического труда.

Многообразие содержания труда обусловливает распределение функций между людьми, обрабатывающими предметы труда (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Распределение функций между людьми

Такими функциями являются:

Методологическая Применение и развитие методов познания, в основе которых лежат объективные законы природы и общества
Идеологическая Направленна на создание системы политических, правовых, нравственных, эстетических, философских взглядов и идей, распространяемых через печать и публичные выступления
Воспитательная Нацелена на подготовку людей к выполнению задач социального и экономического характера путем целенаправленного воздействия на них, обеспечивающего формирование их личности в нужном направлении;
Направляющая Целью является реализация планов и программ ускорения социально-экономического развития страны за счет привлечения к их выполнению всех членов общества;
Планирующая Состоит в опережающем постижении развития объективных явлений на основе научности познания, обсуждения и проверки динамики развития событий;
Информационная Заключается в пропаганде взглядов людей, планов, методов их реализации, основных положений через средства массовой информации, систему образования, культуру
Управленческая Заключается в реализации планов и директив вышестоящих органов
Исполнительская Представляет точное исполнение должностных инструкций, юридических прав, технологии работы, уставных требований

 

Главные факторы, изменяющие содержание труда, — развитие средств производства, НТП, совершенствование техники и технологии производства. Под действием этих факторов труд постепенно освобождается от ограничений, сдерживающих человеческие возможности. Человек со своими способностями и навыками к труду по-прежнему остается главным элементом производства, но содержание труда меняется. Оно реализуется в действия по приложению научных знаний, осуществлению контроля и регулирования в точном соответствии с требованиями достижений науки и техники.

По содержанию различают: труд в сфере материального производства, в сфере услуг, в сфере науки, культуры и искусства, в других сферах; труд в отдельных отраслях материального и нематериального производства, например труд в машиностроении, легкой и пищевой промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте и т.д.; труд по вилам деятельности — труд предпринимателя, руководителя, администратора, специалиста, служащего, ученого, инженера, рабочего, фермера и т.п.; наконец, труд по профессиям и специальностям. Содержание труда, например, инженера-технолога, слесаря-сборщика, тракториста-комбайнера, художника, музыканта, продавца, научного работника, бухгалтера и т.д. может быть строго обозначено путем описания отличительных особенностей каждого вида деятельности.

Сложность труда водителя

Каждая отрасль в силу специфики процессов производства обладает определенными особенностями в организации труда своего персонала. На автомобильном транспорте эти особенности связаны с водителями - основной категорией рабочих на транспорте. Труд водителей происходит вне трудового коллектива. Водитель испытывает нервно-эмоциональную перегрузку. Для водителя характерно понятие “рабочее место” - автомобиль и “рабочая зона” - дорога, АТП, АЗС и т.п. Рабочее место - автомобиль является местом повышенной опасности. От работы водителей во многом зависит выполнение плана перевозок. Поэтому одной из важнейших задач является правильная организация труда водителей. Существует ряд особенностей в организации труда водителей:

· основная работа водителей протекает вне предприятия, поэтому и ее результаты в значительной степени зависят от инициативы водителей;

· в отличие от промышленного предприятия на результаты деятельности АТП во многом влияют внешние факторы (состояние дорог, климатические условия, интенсивность движения транспорта на протяжении маршрута и др.), из-за которых возможны изменения в видах и объемах работ водителей;

· работа водителей протекает на открытом воздухе и связана с воздействием на него изменяющихся метеорологических факторов, зависящих от климатической зоны, времени года, условий погоды, повышается значимость влияния субъективных факторов на результаты деятельности водителя и безопасность движения;

· продолжительность рабочей смены водителей достигает во многих случаях 10-12 ч (при соблюдении месячного баланса рабочего времени) без строго регламентированного обеденного перерыва (его подчас трудно регламентировать);

· из двух видов нагрузок, действующих на человека в процессе труда (физической и нервно-эмоциональной), у водителя преобладает нервно-эмоциональная.

Эти специфические условия должны учитываться в комплексе мероприятий по организации нормирования труда на АТП. Также следует отметить, что сложность труда является одной из главных составляющих его оплаты. Большое значение для повышения производительности труда, увеличения объема пассажирских перевозок имеет улучшение организации нормирования заработной платы. Выполнению этих задач должно способствовать правильное применение и соблюдение действующего законодательства по заработной плате.

Автобусный транспорт представляет наиболее массовый вид пассажирского автомобильного транспорта. Он играет существенную роль в единой транспортной системе страны. На его долю приходится более 60% объёма перевозок от всех видов массового пассажирского транспорта,и пассажирооборот составляет около 40%. Автобус как транспорт общего пользования получил распространение не только в городах, но и в сельской местности. Автобусы используются в городских, пригородных, междугородных и международных регулярных сообщений. В подавляющем большинстве малых городов, автобус является единственным видом массового пассажирского транспорта. Автобусы осуществляют транспортную связь на всей территории города и способствуют объединению всех районов города в единый городской комплекс. На внутрирайонных, межрайонных и внутриобластных маршрутах автобусный транспорт обеспечивает подвоз пассажиров к ж/д станциям, речным портам, дачным участкам, автовокзалам дальних автобусных сообщений. В междугородном сообщении автобусный транспорт осуществляет дополнительную работу ж/д и воздушного транспорта. В ряде случаев трасса дальних автобусных сообщений более прямолинейна и доставка пассажиров к месту назначения выполняется автобусами со значительной экономией времени.

Основными задачами субъектов осуществляющих пассажирские перевозки являются:

1) полное удовлетворение потребностей населения в пассажирскихавтомобильных перевозках.

2) обеспечение высокой культуры обслуживания пассажиров и обеспечение безопасности перевозок.

3) эффективное использование транспортных средств и максимальное снижение транспортных расходов

4) обобщение и распространение передовых методов работы.

В период проведения экономических реформ на автомобильном транспорте страны произошли глобальные изменения в управлении и реформировании этой отрасли. Коренным образом изменилась собственность автомобильного транспорта, как субъектов оказания автотранспортных услуг.

На рынке пассажирских автотранспортных услуг работают предприятия всех форм собственности от государственной, муниципальной, акционерной до частных предпринимателей.

Водители автомобилей относятся к числу тех работников, чей труд носит особый характер. Эти особенности определяются тем, что данный труд непосредственно связан с движением транспортных средств, представляющих собой источник повышенной опасности.

В процессе трудовой деятельности на водителей автомобилей воздействует широкий спектр вредных факторов производственной среды: шум и инфразвук в кабине, вибрация рабочего места, наличие токсичных веществ в кабинах, и наиболее мощный из производственных факторов – нервно-эмоциональное напряжение. Водитель постоянно находится в огромном информационном потоке среды движения и несет ответственность за безопасность, жизнь и здоровье участников транспортного процесса, сохранность груза.

Трудовое законодательство Российской Федерации, в том числе Трудовой кодекс, устанавливает только общие трудовые нормы – рабочее время и минимальный непрерывный отдых в течение недели.

В связи с этим действуют дополнительные нормы, частично ограничивающие применение общих правил, основными из которых являются максимальная продолжительность рабочего времени управления автомобилем, а также минимальное время межсменного отдыха.


Факторы, определяющие сложность труда водителя

 

Факторы Примеры
1) Технические 1. тип транспортного средства; техническое состояние подвижного состава; 2. грузоподъемность транспортного средства; 3. полная масса автомобиля; 4. динамические качества автомобиля; 5. габариты транспортного средства; 6. наличие прицепа.
2) Технологические 1. тип маршрута,способ доставки груза; 2. наличие специального оборудования на автомобиле; 3. способ производства погрузо-разгрузочных работ; 4. класс груза; 5. габариты груза (для тяжеловесных крупногабаритных грузов).
3) Организационные 1. стабильность маршрута; 2. интенсивность движения; 3. пассажиропоток; 4. протяженность маршрута; 5. частота остановочных пунктов; 6. контроль за регулярностью движения; 7. не прямолинейность маршрута; 8. пропускная способность остановочного пункта; 9. напряженность технико-эксплуатационных показателей; 10. пересеченность маршрута; 11. наличие спецполосы для движения автобуса; 12. график доставки груза; 13. перевозка в обратном направлении.
4) Дорожно-климатические 1. тип дорожного покрытия; 2. состояние покрытия; 3. природно-климатические; 4. работа в карьерах, в горных условиях.
5) Экономические 1. формы и системы оплаты труда; 2. организация труда; 3. формы начисления и распределения заработной платы в бригаде; 4. экономические результаты деятельности предприятий.
6) Социальные 1. квалификация; 2. возраст водителя; 3. стаж работы; 4. режим труда; 5. продолжительность рабочего дня; 6. разрывной график работы; 7. уровень трудовой дисциплины; 8. совмещение обязанностей; 9. современная инфраструктура АТП.
7) Эргономические 1. удобство расположения рычагов управления; 2. наличие токсических веществ в кабине; 3. уровень шума и вибрации; 4. температура в кабине; 5. вентиляция в кабине; 6. запыленность; 7. коэффициент обзорности; 8. тепловая радиация; 9. освещенность приборов; 10. влажность воздуха; 11. освещенность в кабине; 12. размер кабины.
8) Организационно-технические 1. интенсивность движения; 2. пропускная способность дороги; 3. частота перекрестков со светофорным регулированием; 4. разрешенная скорость на участках маршрута.

 

Выделенные факторы по характеру своего влияния являются пассивными (то есть не зависимыми от водителя и АТП) и активными. Соотношение их влияний предопределяет степень значимости воздействия сложности труда водителя на конечные показатели производственно-хозяйственной деятельностью АТП. К активным факторам относятся организационные, экономические, социальные, к пассивным - технико-технологические, дорожно-климатические, организационно-технические. Все эти факторы непосредственно воздействуют и на эффективность труда водителей через психофизиологические и социальные результаты труда (утомляемость, заболеваемость, безопасность движения, текучесть кадров и др.) Процесс управления автомобилем представляет собой сложный комплекс различных действий, отображение различных параметров системы водитель - автомобиль - среда движения; интеллектуальных - осмысливание полученной информации и сопоставление ее с уже имеющейся информацией - с целью поездки, накопленным опытом, знаниями правил дорожного движения и технических характеристик автомобиля и т.д., построение на основе этой информации собственной ситуационной модели (адекватной развивающейся ситуации и цели поездки), принятие соответствующего решения; моторных - сложно-координированное воздействие на органы управления автомобилем. Двухсменный график работы в известной мере нарушает обычный ритм труда и бодрствования. По данным А.И. Вейсмана сверхурочные часы работы - длительность смены до 12 часов, недостаточная продолжительность сна перед сменой у большинства водителей, крайне малые по времени перерывы для отдыха и обеда водителя сказываются на состоянии здоровья, работоспособности водителей и безопасности движения. Так, продолжение работы водителей после десяти часов пребывания на маршруте может явиться предвестником резкого падения функциональных возможностей. Психофизиологические данные нашли своё подтверждение в результатах анализа влияния различной длительности рабочего дня на заболеваемость водителей. Например, число заболеваний, вызывающих временную утрату трудоспособности среди водителей, длительность рабочего дня которых достигает 12 часов, почти в 1,5 раза выше, чем у их коллег, работающих ежедневно с более короткой сменой. В качестве особенностей трудовой деятельности водителей следует указать частое отсутствие определенного ритма поступления информации, возможность возникновения ситуаций, требующих принятия нестандартных (не предусмотренных инструкциями) решений нередко в условиях жестокого ограничения времени, необходимость постоянного поддерживания высокого для безопасного движения уровня бодрствования.

Глава 2. Методы оценки сложности труда

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...