Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инструкционно-технологическая карта




Изготовление ракеты

План-конспект занятия

 

Тема: Изготовление ракеты из бумаги.

Цели: 1) развивающая: формирование культуры устной и письменной речи; развитие логического мышления и познавательного интереса;

2) воспитательная: развитие трудолюбия, настойчивости и терпения; совершенствование у учеников стремления пополнять знания, умения и навыки.

Материал для работы - картон, фанера

Содержание занятия

Теоретическая часть

Русское слово "ракета" произошло от немецкого слова "ракет". А это немецкое слово - уменьшительное от итальянского слова "рокка", что значит "веретено". То есть, "ракета" означает "маленькое веретено", "веретёнце". Связано это, конечно, с формой ракеты: она похожа на веретено - длинная, обтекаемая, с острым носом. Но сейчас не так уж много детей видели настоящее веретено, зато все знают, как выглядит ракета. Теперь, наверное, нужно поступать так: "Дети! Знаете, как выглядит веретено? Как маленькая ракета!"

 

Ракеты человек изобрёл очень давно. Их придумали в Китае много сотен лет тому назад. Китайцы использовали их для того, чтобы делать фейерверки. Они долго держали в секрете устройство ракет, им нравилось удивлять чужестранцев. Но некоторые из этих удивлённых чужестранцев оказались людьми очень любознательными. Вскоре во многих странах научились делать фейерверки и праздничным салютом отмечать торжественные дни.

Долгое время ракеты служили только для праздников. Но потом их стали использовать на войне. Появилось ракетное оружие. Это очень грозное оружие. Современные ракеты могут точно поразить цель на расстоянии в тысячи километров.

А в XX веке школьный учитель физики Константин Эдуардович Циолковский (наверное, это самый знаменитый учитель физики!) придумал ракетам новую профессию. Он мечтал о том, как человек станет летать в космос. Он назвал нашу планету колыбелью человечества. Для того, чтобы выйти из этой колыбели и начать шагать в космическом пространстве, и нужны ракеты. К сожалению, Циолковский умер до того, как первые корабли отправились в космос, но его всё равно называют отцом космонавтики.

Почему так трудно полететь в космос? Дело в том, что там нет воздуха. Там пустота, она называется вакуум. Поэтому там нельзя использовать ни самолёты, ни вертолёты, ни воздушные шары. Самолёты и вертолёты при взлёте опираются на воздух. Воздушный шар поднимается в небо, потому что он лёгкий и воздух выталкивает его вверх. А вот ракете, чтобы взлететь, воздух не нужен. Всё, что ей нужно для полёта, у неё с собой. Какая же сила поднимает ракету?

Эта сила называется реактивной. Реактивный двигатель устроен очень просто. В нём есть специальная камера, в которой сгорает топливо. При сгорании оно превращается в раскалённый газ. А из этой камеры есть только один выход - сопло, его направляют назад, в сторону, противоположную движению. Раскалённому газу тесно в маленькой камере, и он с огромной скоростью вырывается через сопло. Стремясь поскорее выбраться наружу, он со страшной силой отталкивается от ракеты. А поскольку ракету ничто не держит, то она и летит туда, куда её толкает газ: вперёд. Есть ли вокруг воздух, нет ли воздуха - для полёта совсем не важно. То, что её поднимает, создаёт она сама. Только газу нужно энергично отталкивался от ракеты, чтобы силы его толчков хватило на подъём. Ведь современные ракеты-носители могут весить по три тысячи тонн! Это много? Очень много! Грузовик, например, весит "всего" пять тонн.

Говорят, что ракета летит на реактивной тяге. Хотя, возможно, правильнее было бы сказать, что она летит на реактивном толкании. Ведь что такое тяга? Всем понятно, что такое лошадиная тяга: лошадь за собой тянет телегу. И лошадь, и телега едут в одну сторону. А у ракеты не так: то, что её заставляет лететь вперёд, само летит назад. Но если повнимательнее присмотреться к лошади, то можно и там увидеть действие реактивной "тяги". Ведь лошадь упирается ногами в планету Земля! Она толкает Землю назад, поэтому сама движется вперёд! Но наша планета по сравнению с лошадью и её телегой очень велика, поэтому от таких толчков она не особо сдвигается с места. Но факт остаётся фактом: для того, чтобы двигаться вперёд, нужно от чего-то отталкиваться. То, от чего ракета будет отталкиваться, она берёт с собой. Именно поэтому на ракетах можно летать в безвоздушном космическом пространстве.

Форма ракеты (как веретёнце) связана только с тем, что ей приходится по дороге в космос пролетать через воздух. Воздух мешает лететь быстро. Его молекулы стукаются о корпус и тормозят полёт. Для того, чтобы уменьшить воздушное сопротивление, форму ракеты и делают гладкой и обтекаемой.

 

Практическая часть

Изготовление ракеты из бумаги:

Это самая простая модель. Материалом для изготовления ее корпуса и стабилизаторов служит цветная бумага, а для парашюта, который обеспечивает ей плавный спуск, — цветная папиросная бумага.

Возьмите лист размером 170x250 мм и сверните из него конус (Рис. 1.1).

Рис. 1.1

Чтобы бумага легче сворачивалась, протяните ее между столом и ребром линейки. Намажьте клеем кромку и склейте. Придержите шов, пока он не «схватится». Наденьте шаблон на готовый конус до упора и проведите карандашом линию на конусе. Излишек бумаги на срезе кормовой части корпуса обрежьте.

Для изготовления стабилизаторов вам понадобятся три листка такой же плотной цветной бумаги, как и для корпуса, размером 8x17 мм. Согните каждый листок пополам вдоль, наложите на них по два шаблона — № 1 и № 2 и обведите их карандашом (Рис. 1.2).

Рис. 1.2

Вырежьте по контуру карандашной линии стабилизаторы ракеты. Потом отогните кромки по пунктиру, намажьте внутренние стороны клеем и соедините. Для чего нужен шаблон, ясно из рисунка: по нему обрезают корпус ракеты. Он должен быть жестким, поэтому его делают из картона или из бумаги, склеенной в несколько слоев. В данном случае шаблон имеет форму квадрата. Так удобнее с ним работать.

У ракеты может быть три пары стабилизаторов — неподвижных частей хвостового «оперения». Три больших и три маленьких стабилизатора. Именно они придают ракете устойчивость в полете. Поэтому очень важно, чтобы все пары были изготовлены строго одинаково. Мы сделаем только три нижних стабилизатора, верхние делаются аналогично.

Помните ли вы, как разделить окружность на 3 равные части? Надо из любой точки на ней раствором циркуля, равным радиусу этой окружности, последовательно сделать 6 засечек. Вершины равностороннего треугольника и есть искомые точки.

Прежде чем устанавливать стабилизаторы на модель, разметьте места их крепления. Для этого на кормовой части ракеты отметьте по шаблону три точки. Карандашом по линейке соедините их с носом ракеты пунктирной линией (Рис. 1. 3). Наклейте по этим линиям стабилизаторы. Расстояние между ними выберите по своему усмотрению.

Рис. 1. 3 Вариант ракеты с двумя парами стабилизаторов

Ракета запускается с помощью простейшей пусковой установки (пластиковая бутылка с соответствующей трубкой). Ракета имеет высокую начальную скорость, поэтому убедитесь в том, что впереди – свободное пространство. Запускайте ракету под углом 60—70° к горизонту.


ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

на изготовление ракеты из бумаги

№ п/п Последовательность работы Содержание работы Используемый материал и инструмент
1. Изготовление корпуса Взять лист бумаги размером 170x250 и следуем инструкции как показано на Рис.1.1 Бумага, клей, линейка, ножницы
2. Изготовление стабилизатора Согнуть каждый листок пополам, положить на них сверху шаблон, обвести их карандашом, как показано на Рис. 1.2 и дальше по инструкции Три листка цветной бумаги, карандаш, ножницы
3. Установка стабилизатора Следуя инструкции (Рис 1.3) приклеить стабилизаторы. Карандаш, линейка, клей.
  Запуск ракеты Запустить ракету рукой под углом 60—70° к горизонту. Она должна взлететь и, после того как раскрывается парашют, должна плавно опуститься на землю.    

 

Вопросы для самопроверки:

1. От какого слова произошло слово ракета?

2. В какой стране мира придумали ракеты?

3. Кто в древности придумал ракетам новую профессию?

4. Нужен ли ракете воздух чтобы взлететь?

5. Какая сила поднимает ракету?

6. Для чего ракету делают гладкой и обтекаемой?

 


 

Техника безопасности

1.Работу начинай только с разрешения руководителя.

2.Не работай неисправными и тупыми инструментами, используй инструменты только по назначению.

3.Не пользуйся, инструментами, правила обращения с которыми не изучены.

4.Не носи в кармане инструменты (ножницы, циркуль, шило).

5.Будь внимателен во время работы - не разговаривай, не отвлекайся сам и не отвлекай соседа.

6.Рабочее место содержи в порядке и чистоте. Береги имущество.

7.Бережливо относись к своему и чужому.

 

Правила обращения с ножницами:

1.Пользуйся ножницами с закругленными концами.

2.Клади ножницы на стол, так чтобы они не выступали за край крышки стола.

3.Не работай тупыми ножницами и ножницами с ослабленным шарнирным креплением.

4.При работе следи за линией разреза.

5.Во время резания придерживай материал рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия ножниц.

6.Не держи ножницы концами вверх.

7.Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

8.Не режь ножницами на ходу.

9.Не мешай товарищу во время резания.

10.Передавай товарищу ножницы только в закрытом виде, держа их за рабочую часть.

 

Правила работы с клеем:

 

1.Клей хранить в закрытой посуде. Баночка с клеем для устойчивости должна иметь широкое дно.

2.Для нанесения клея используют кисть. Во время работы кисть кладут на подставку. После работы кисть промывают водой.

3.Детали намазывают клеем на подстилке. Лишний клей убирается тряпочкой.

4.Во время работы с клеем не отвлекаться – он быстро высыхает.

5.В случае попадания клея на кожу, промыть теплой водой с мылом.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...