Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Этнические стереотипы. Этноцентризм как свойство личности.




Впервые понятие стереотипа было введено в науку У. Липпманом (США) в 1922-ом году. Он определял стереотип как упорядоченную, схематичную, детерминированную культурой картинку мира в голове человека. Тогда же были указаны две важнейшие причины процесса стереотипизирования. Первая – экономия усилия. Люди не стремятся реагировать на окружающие явления каждый раз по-новому, а используют уже имеющиеся у них категории. Окружающий человека мир обладает известными элементами единообразия, а отказ от стереотипов потребовал бы от человека напряжения внимания и превратил бы процесс жизни в бесконечную череду проб и ошибок, подчас небезопасных. Вторая причина – защита групповых ценностей, поскольку стереотипы говорят о нашей непохожести, специфичности. Стереотип – это крепость, защищающая традиции, взгляды, убеждения, ценности индивида. В этой крепости индивид испытывает психологический комфорт, потому что чувствует себя в безопасности.

Из этого следует два обстоятельства. Во-первых, чтобы защищать этнические ценности, индивид должен уметь их вербализировать. Во-вторых, индивид должен уметь относить себя к определённой группе, ценности которой выступают для него точкой отсчёта при оценке других групп. Эта оценка может принимать две формы: противопоставления (внутригрупповой фаворитизм) или сопоставления (миролюбивая нетождественность).

Сегодня под этническим стереотипом принято понимать обобщённое представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп с лёгкостью распространяемое на отдельных представителей этих групп. Этнический стереотип отличается повышенной эмоциональностью и устойчивостью при оценке этнических групп.

В литературе приводится обширный список свойств этнических стереотипов. Перечислим важнейшие из них. Стереотипы отличаются отчётливостью, рельефностью, практической стороной и актуальностью. Кроме того, им присущи: целостность, оценочность, ценностная окраска и наличие некоторой доли ошибочной информации. Характерно, что в советское время именно на изучении ошибочной информации были сосредоточены основные усилия отечественных учёных, большинство из которых, к слову, были отнюдь не русской национальности. Этнические стереотипы обладают устойчивостью под воздействием новой информации и высоким консерватизмом.

В этническом стереотипе выделяются четыре основные параметра.

Содержание – набор характеристик, приписываемых этнической группе.

Степень согласованности – единообразие характеристик, приписываемых этнической группе.

Направленность – общее положительное или отрицательное восприятие оцениваемой этнической группы.

Интенсивность – степень предубеждённости при описании оцениваемой этнической группы. Измеряется путём ранжирования характеристик, приписываемых этносу.

Психологическую базу этнических стереотипов можно описать следующими положениями.

1. Людям психологически легче характеризовать обширные человеческие группы недифференцированно, грубо, пристрастно.

2. Такая категоризация имеет внутренне присущую тенденцию сохранять стабильность в течение длительных отрезков времени.

3. Изменения в обществе или в отдельных его сферах могут вызывать изменения этнического стереотипа. Однако такие изменения происходят не всегда, но всегда отсрочены во времени.

4. Стереотипы усваиваются очень рано в качестве «чувственной ткани мира» и начинают использоваться детьми задолго до возникновения ясных представлений об этнических группах.

5. При отсутствии явной враждебности в межэтнических отношениях этнические стереотипы оказывают минимальное влияние на человеческое поведение. В условиях напряжённости этнические стереотипы становятся определяющими детерминантами реального поведения индивидов.

На содержание этнического стереотипа влияют три группы факторов. Во-первых, это специфические особенности стереотипизируемой группы. Во-вторых, условия развития обеих групп и специфика взаимоотношений между ними в данный момент. В-третьих, длительность и глубина исторического контакта между этими же группами.

Этнические стереотипы никогда не существуют «вообще», а всегда несут в обществе определённые функции. Во-первых, это защита территории (этнических границ). Во-вторых, это обоснование предпочтения межличностных контактов со своими над контактами с мигрантами, «пришельцами», «чужаками». В-третьих, это формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей поведение группы. В-четвёртых, это создание и сохранение положительного образа собственной группы.

Этнические стереотипы бывают двух видов. Аутостеротип описывает свою собственную этническую группу, а гетеростереотипы – другие этнические группы. Экспериментально установлено, что на формирование обоих видов этнических стереотипов влияют следующие факторы.

1. Позиция государства и общества. Так, в США до 1957-го года существовала практика раздельного обучения белых и негров в школах. И за совместное обучение выступало только 13% белых американцев. Но после публикации исследований социального психолога К. Кларка ситуация изменилась. Этот учёный доказал, что раздельное обучение отрицательно сказывается на умственном и психическом развитии негров. Основываясь на результатах этой работы Верховный Суд США, признал раздельное обучение незаконным. Сегодня более 80% белых американцев стоят за совместное обучение белых и негров. Более того, в 2008-м году Президентом США впервые становится чернокожий политик.

2. Взгляды на межэтнические отношения, разделяемые непосредственнымокружением индивида. Установлено, что индивид тем легче идентифицирует себя с определённой группой, чем больше коммуникативных связей замыкается внутри неё. Так, исследования в США показали, что содержание гетеростереотипа негров у белых первоклассников мало отличается от аутостереотипа белых. Однако, к окончанию школы, разница между их содержанием всё более и более увеличивается. Так же известно, что в этнически однородной среде крайне редко формируются отрицательные стереотипы, хотя в этом случае известны и исключения.

3. Жизненный путь самого индивида, практика его межэтнических контактов. Действительно, если молодого человека призвали на военную службу в армию и у него в роте служил, например, табасаранец, то вряд ли такая встреча может повториться в гражданской жизни.

Особенностью аутостереотипов является стремление этноса внести в их содержание нечто от идеала, подчеркнуть наиболее яркие черты своей группы. Так, установлено, что экономически преуспевшие этносы характеризуют себя как компетентных, деловитых, предприимчивых индивидов. Этносы же с более низким экономическим статусом описывают себя как сердечных, добрых, гуманных людей. Другое исследование в США показало, что консервативные и морализующие белые студентки переносят свои нереализованные сексуальные желания на представительниц этнических меньшинств, которые оцениваются ими как порочные и легко доступные. В зависимости от типа этнокультуры в содержании аутостереотипа может поощряться либо «правильное поведение» (шаблонное), либо, напротив, оригинальность и самостоятельность в поведении. Это различие напрямую связано с типом этнокультуры, однако разговор об этих различиях пойдёт у нас в следующей лекции.

В давнем исследовании И. Снежковой выявлено интересное различие между содержанием русского (дореволюционного) и советского аутостереотипов. Ознакомимся с его результатами.

 

Русский аутостереотип Советский аутостереотип
Положительные черты: -человеколюбие; -отзывчивость; -гуманизм; -незлобивость; -жертвенность; -доблесть; -сила; -отвага Положительные черты: -жалостливость; -терпение; -лукавство; -щедрость; -удаль; -сила; -отвага
Отрицательные черты: -лень; -пьянство; -пустые мечты; -мотовство; -подобострастие Отрицательные черты: -лень; -пьянство; -пустые мечты; -расхлябанность; -расточительность; -имитация деятельности; -подражание Западу; необязательность

 

Если сопоставить эти два самоописания, то наглядно видно, что доля положительных черт в советском аутостереотипе меньше, чем в русском, а доля отрицательных черт, напротив, больше. На наш взгляд, указанное различие объясняется разницей взгляда на человека в русской и советской культурах. В русской культуре человек – субъект воздействия, а в советской культуре – объект воздействия. Кроме того, сам факт появления в советском аутостереотипе, в качестве позитивных, таких черт как жалостливость, терпение и лукавство, на наш взгляд, весьма спорен.

Для будущих специалистов-психологов важно помнить о различиях в коммуникативных стереотипах этносов. Их существование связано с присущими этнокультурам различиями в «картинах мира», в нормах и правилах поведения. В целом, эти различия описываются термином «контекст». Соответственно, принято говорить о низкоконтекстных и высококонтекстных этнокультурах. Типичным примером страны с низкоконтекстной культурой являются США. Тут больше обращают внимания на содержание сообщения, значительные требования предъявляются к беглости речи, точности использования понятий, логичности высказываний. В дискуссиях собеседники стремятся высказываться ясно и чётко, предъявляя основной аргумент в самом начале беседы. К числу стран с высококонтекстной культурой следует отнести Японию и Россию. Для этих культур важно не само содержание сообщения, а то с кем и в какой ситуации происходит общение. Речь тут расплывчата и неконкретна, насыщена словами «может быть», «вероятно». Стратегия вести разговоры «вокруг да около» позволяет лучше узнать о намерениях партнёра. При этом проявление эмоций в речи в Японии осуждается, а в России – приветствуется.

Из различий в контекстах этнокультур вытекают особенности коммуникативных стереотипов этносов. Во-первых, есть культуры с прямым стилем общения (США). Здесь чётко проговариваются истинные намерения говорящего в виде потребностей, желаний, ожиданий. Антиподом является непрямой стиль общения (Япония, Корея). Тут речевые сообщения строятся, таким образом, что истинные желания, цели, потребности говорящего скрываются в процессе общения. Во-вторых, существуют культуры с вычурным стилем общения (арабский мир). Здесь используется богатый, экспрессивный, насыщенный метафорами язык. Антиподом является сжатый стиль общения (США, Англия, Скандинавия). Тут главной целью коммуникации является искренность коммуникатора. В-третьих, существуют культуры с личностным вербальным стилем (США). Здесь постоянно подчёркиваются личные достижения коммуникатора, в центре внимания всегда остаются неформальные, властно-симметричные отношения. Антиподом является ситуационный вербальный стиль (Япония, Африка). Тут в процессе коммуникации постоянно подчёркивается социальная роль говорящего, которая как бы отсоединяется от самой личности коммуникатора. В речи непременно присутствуют упоминания об официальности и иерархичности взаимодействия. В-четвёртых, существует инструментальный стиль общения (США, Скандинавия). Здесь характерна ориентация на цель общения, развиты моменты самовыражения, самопрезентации. Основная задача коммуникации – оказать воздействия на партнёра и на характер отношений с ним. Антиподом является аффективный стиль общения (Азия, Африка, Латинская Америка). Тут характерна ориентация на слушающего, на приспособление к чувствам и потребностям собеседника, на достижение групповой гармонии.

В процессе межэтнического взаимодействия будущий специалист-психолог должен постоянно помнить о ряде характерных для русского менталитета особенностях. Эти особенности чётко зафиксированы в языке (работы А. Вежбицкой).

1. Эмоциональность. Присутствует ярко выраженный акцент на чувствах, на свободном их проявлении. Для русской речи характерен высокий эмоциональный накал и богатство языковых средств для выражения оттенков эмоций.

2. Иррациональность. Постоянно подчёркивается ограниченность логического мышления и человеческого знания вообще. Жизнь рассматривается как событие непредсказуемое и непостижимое. В качестве примера можно привести типичные русские выражения: «налетела грусть», «преследует тревога» и так далее.

3. Неагентивность. Для русского характерно ощущение того, что людям неподвластна их собственная жизнь, что их способность контролировать жизненные события ограничена. Русский человек склонен к фатализму, к отказу от ответственности за свои чувства. Для русской речи типичны фразы: «Мне стало так грустно», «Меня охватила злость». Такая позиция приводит к отказу человека от ответственности за свои чувства. Бурная эмоциональная жизнь русского отнюдь не дополняется готовностью отвечать за свои чувства.

4. Любовь к морализации. Для русского характерны такие черты как: любовь к крайним и категоричным суждениям при описании моральных категорий, акцент на борьбе Добра и Зла в душе говорящего и в душах других. Это свойство русского менталитета присутствует во фразах: «Это глупый вопрос», «Что за дурацкий смех?», «Ты принял правильное решение».

Помимо вербальных стереотипов существуют и невербальные, физиогномические и поведенческие стереотипы. Исследованиями В.Агеева установлено, что существует ряд культур, где при оценке поведения другого человека упор делается на степень соответствия его внешности стереотипам позитивного или негативного персонажей этнической культуры (феномен физиогномической редукции). К числу таковых, например, принадлежит вьетнамская культура. Для русских такая привязка к стереотипам внешности не так характерна, однако определённые визуальные стереотипы всё-таки существуют. В исследовании А. Кораблина выявлены пять комплексов визуальных стереотипов русской культуры.

1. Свойства гипнабельной (внушаемой) личности приписываются обладателям следующей внешности. Прямоугольное лицо, высокий и широкий череп, высокий лоб, широкое надбровье и большие уши.

2. Свойства дистимической (меланхоличной) личности приписываются носителям следующих черт внешности. Опущенные уголки рта, прямоугольный лоб, дугообразные брови, опущенный кончик носа, высокий череп, плоское лицо.

3. Свойства ригидной (застревающей) личности приписываются обладателям следующей внешности. Прямой угол челюсти, большой рот, выпуклые глаза, лоб вытянут по вертикали, короткая шея, длинные конечности, тёмные волосы.

4. Свойства педантичной личности приписываются носителям следующих черт внешности. Прямоугольный лоб, прямоугольное лицо, впалые щёки, выделяющаяся носовая перегородка, светлые волосы.

5. Свойства демонстративной личности приписываются обладателям следующей внешности. Нестандартная причёска, выпуклые глаза, нос с горбинкой и опущенным кончиком.

Очевидно, что, основываясь на этих визуальных стереотипах, можно попытаться приписать определённые свойства личности представителям разных этносов. Так, представителям Северного Кавказа и Закавказья будут приписываться черты демонстративности и ригидности в поведении. Жители прибалтийских республик, как и русское население Северо-Запада будут восприняты как носители черт педантичности. Народам Средней Азии, бурятам, калмыкам будут приписаны черты дистимичности. Таким образом, приверженность визуальным стереотипам может провоцировать определённую напряжённость в межэтнических отношениях.

На базе этнических стереотипов формируется такое свойство личности как этноцентризм. Термин предложен В. Самнером (США) в 1906 году и первоначально рассматривался как базовый идентификационный механизм формирования этноса, отражающий признак общего происхождения. При этом этноцентризм считался выражением врождённой враждебности людей, естественным и объективным законом природы. Сегодня взгляды учёных изменились. Под этноцентризмом понимается совокупность этнических стереотипов, отражающих чувство собственного превосходства и негативного отношения к иным этносам, реализуемых как в социальном поведении в целом, так и в отдельных действиях, как носителей этнического сознания, так и этносов в целом. Следует различать субъективный аспект этноцентризма (проявления сознания) и объективный аспект (групповые действия). Что же касается «врождённости» этноцентризма, то у этой точки зрения сегодня мало сторонников. Принято считать, что этноцентризм всего лишь один из механизмов формирования этнической идентичности. Однако существуют и другие механизмы, а общество в праве и обязано их развивать. Вместе с тем, большинство авторов считает, что в наступившем веке этноцентризм не исчезнет, а, скорее всего, даже усилится. Причина заключена в глобализации экономики, глобализации рынков товаров, услуг, труда. Сегодняшний среднестатистический россиянин может получить на завтрак сахар из Украины; кофе, выращенный в Колумбии, и расфасованный в Германии; сыр из Прибалтики, Скандинавии, Белоруссии, Германии; апельсины из Марокко или Израиля. Потом он закурит американскую сигарету и поедет на работу в маршрутном такси, за рулём которого будет сидеть гражданин Грузии, или Азербайджана, или Молдавии. В кармане у этого россиянина будет лежать мобильный телефон, изготовленный в Финляндии, либо Германии, либо Корее. Эта избыточность контактов с присутствием иных этносов может порождать личностную тревогу и потребность защитить себя и своих близких. Чувство тревоги будет сильнее, если в районе проживания нашего россиянина доля представителей иных этносов превышает 10% от численности населения, особенно, если число приезжих стремительно растёт. Однако физически оградить себя от контактов с проявлениями чужой этнической культуры современный человек уже не может. Остаётся только один способ – провести психологическую черту, выделить свою особость, подчеркнуть своё принципиальное отличие от мигрантов. Проще всего обратиться к тем основаниям, которые всегда «под рукой». А наиболее яркими и рельефными основаниями являются этнические признаки личности. Так и формируется этноцентризм.

 

Задания и вопросы к самостоятельной работе.

1. Составьте аутостереотип Вашего этноса. При этом укажите именно тот этнос, с которым Вы себя идентифицируете.

2. Составьте гетеростереотипы этносов, контактирующих с Вашим этносом (не менее пяти). При этом желательно указать ту сферу функционирования этноса, где происходит непосредственный контакт: школа, рыночная торговля, здравоохранение и так далее.

3. Составьте список выражений, отражающих такое свойство русского менталитета как неагентивность.

4. Составьте список выражений, отражающих такое свойство русского менталитета как любовь к морализаторству.

5. Проанализируйте частоту контактов современного горожанина (на примере жителей Санкт-Петербурга) с проявлениями чужой культуры. Перечислите те ситуации, которые такие контакты отражают.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...