Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потребительский выбор. Правило максимизации полезности




Введем несколько допущений:

1. средний потребитель – вполне разумный человек и, поэтому стремится приобрести за свои деньги максимум возможного;

2. у него уже сформировалась своя система предпочтений;

3. каждый потребитель (даже арабский шейх) испытывает сдерживающее влияние своего бюджета;

4. учитывая, что бюджет человека ограничен, а товары, которые ему нужны, имеют определенную цену, то он сможет купить ограниченное количество товаров.

Таким образом, потребитель должен в пределах своего бюджета выбрать набор товаров, удовлетворяющий его максимально.

Правило, которому он следует при этом называется правилом максимизации полезности: для максимального удовлетворения потребностей денежный доход потребителя должен быть распределен так, чтобы последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида продуктов, приносил бы одинаковую добавочную полезность, т.е. предельную полезность.

Математически это правило записывается так:

 

(6)

 

Или иначе: потребитель увеличивает потребление отдельных товаров до тех пор, пока не оказываются одинаковыми взвешенные предельные полезности.

В случае, если это равенство не выполняется, произойдет перераспределение расходов потребителя в пользу товара с более высокой предельной полезностью в расчете на 1 рубль цены, так как это приведет к увеличению общей полезности для потребителя.

Так как полезность – понятие субъективное, оно не поддается точному количественному измерению. Правда в учебных целях, для наглядности, можно встретить примеры, где выясняется, как поступит потребитель, распределяя свой бюджет между двумя товарами, если предельная полезность одного равна … ютилей, а другого - … ютилей. Здесь предполагается, что мы умеем измерять полезность, а «ютиль» от английского utility (полезность).

Мы уже отметили, что на потребительский выбор накладывает ограничение величина бюджета. Рассмотрим, как построить бюджетную линию.

 

Бюджетная линия

Пример 3. Пусть доход потребителя (недельный) I = 12 д.е. Какими могут быть объемы покупок товаров А и В (еды и одежды), если известно, что цена товара А равна 1,5 д.е., а цена товара В равна 1 д.е. Сбережения отсутствуют у потребителя.

 

№ п/п Количество товара А, ед. (цена РА = 1,5 д.е.) Количество товара В, ед. (цена РВ = 1 д.е.) Суммарный расход, д.е. (бюджет потребителя)
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      

 

 

Если совсем не покупать товара В, то можно уложиться в бюджет, если приобрести 8 единиц товара А. Если же не покупать товара А, то можно себе позволить 12 единиц товара В. В средних случаях, если приобрести 6 единиц товара А, то можно купить всего (12 - 6·1,5) 3 единицы товара В.

Таким образом, уравнение бюджетной линии выглядит так:

 

I = РА · А + РВ · В,

где I (income) – доход.

Для нашего примера: 1,5А + В = 12.

Изобразим графически бюджетную линию.

 

 

 

Мы видим, что наклон бюджетной линии зависит от соотношения цен: tg ά = 8/12 = 2/3, а это и есть отношение цен

РВА = 1/1,5 = 2/3.

Двигаясь вниз по бюджетной линии, потребитель тратит меньше денег на товар А и больше на товар В, причем в данном примере, отказываясь от двух единиц товара А, он может позволить себе три единицы товара В.

От чего зависит положение бюджетной линии?

1. От величины денежного дохода. Увеличение дохода приводит к смещению бюджетной линии вправо. Понятно, что уменьшение дохода сместит бюджетную линию влево.

 

 

2. Вторым фактором, влияющим на положение бюджетной линии является изменение цен.

Пусть обе цены снизились наполовину. Тогда, учитывая, что наклон бюджетной линии равен отношению цен, угол наклона не изменится. А изменится количество товара А (так как цена снизилась наполовину, потребитель может в отсутствие расходов на товар В, купить его вдвое больше, т.е. 16 единиц).

 

 

; ; наклон равен .

Точно также возрастет и количество товара В, которое теперь может купить потребитель, если не покупает другого товара.

А что произойдет, если понизится вдвое только цена товара В? В этом случае бюджетная линия сместится против часовой стрелки в положение L2. Если же цена товара В возрастет (в 2 раза), то положение бюджетной линии сместится по часовой стрелке в положение L3.

 

Во всех случаях, когда меняется только цена товара В, вращение будет происходить вокруг «восьмерки на вертикальной оси».

Самостоятельно ответьте на вопросы:

1. как изменится положение бюджетной линии, если инфляция приводит к одновременному и одинаковому росту цен на оба продукта, и дохода потребителя? (Ответ: никак).

2. а если доходы не индексируются, а инфляция есть? (Ответ: сдвиг к началу координат).

 

Итак, бюджетная линия отражает объективные (не зависящие от потребителя) характеристики. Кстати, если товаров больше двух, то бюджетное ограничение задает гиперплоскость в пространстве наборов потребления.

Существуют и субъективные предпочтения потребителя. Они характеризуются кривыми безразличия.

 

Кривые безразличия.

Если ученые-кардиналисты пытались измерять полезности, то ординалисты (В. Парето) подошли иначе, они исследовали наборы товаров.

Кривая безразличия – это совокупность потребительских наборов, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребности.

Следовательно, потребитель будет безразличен к выбору наборов, представленных точками на этой кривой.

Пример 4. Отложим по оси абсцисс продукты питания, а по оси ординат – одежду.

 

 

 

Набор А, где и продуктов, и одежды больше, чем в наборе Е, предпочтительнее для потребителя. Набор F еще более предпочтителен, чем набор А. Что касается наборов В и С, то здесь нужна дополнительная информация. Эту дополнительную информацию дает кривая безразличия (U1), проходящая через точки А, В и С.

 

 

Эта кривая свидетельствует о том, что потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от десяти единиц продуктов питания и получив 20 единиц одежды при перемещении от точки А к точке В. Точно также он может отказаться от десяти единиц одежды, чтобы получить 20 единиц продуктов питания.

Любой набор товаров (кривая U2), лежащий выше и справа от кривой безразличия U1 предпочтительнее любого набора на кривой U1:

Чтобы описать предпочтения человека по всем наборам продуктов питания и одежды, нужно изобразить семейство кривых безразличия, которое называют картой безразличия.

 

Эти кривые представляют собой часть карты безразличия. Кривая U3 соответствует наивысшему уровню удовлетворения. Кривая безразличия U1 – наименьшему.

Если смотреть на кривую безразличия из начала координат, то она выпуклая, т.е. ее наклон уменьшается (становится более пологим) по мере продвижения от точки i к точке j и далее вниз.

Наклон кривой безразличия отражает величина предельной нормы замещения (marginal rate of substitution (MRS)).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...