Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономические последствия монополии




 

В начале 2 слова об устоявшихся предрассудках:

1.-ый: будто бы «монополист назначает самую высокую цену, которую он может получить». Как мы видим, на кривой спроса есть много значений цены, которые выше Pm. Монополист избегает их, т.к. они приведут к прибыли меньшей, чем максимальная прибыль.

2.-ой: будто бы «монополист стремится к максимальной прибыли на единицу продукции». Как мы видим из столбца 8 ого величина П = 128 д.е. при Q = 4, т.е. на одно изделие приходится !

А при Qm = 5, П = 28ед.! Это опровергает 2-ой предрассудок. На самом деле монополист соглашается на меньшее значение прибыли на единицу продукции потому, что больший объём продаж компенсирует это (мы видим, что при Qm = 5, П = 140, а не П = 128, как было бы при Qm = 4).

А теперь постараемся оценить монополию с точки зрения общества в целом.

Сопоставим цену, объём производства и распределения ресурсов в конкурентной отрасли и у монополии.

Как мы помним, кривая предложения конкурентной отрасли может быть построена горизонтальным суммированием кривых предельных издержек всех (i) фирм в отрасли S = MC = ∑MC i.

 

 

 

Сопоставляя её с отраслевым спросом d, мы получаем чисто конкурентную цену (Рс = от англ. competition) и объём производства Qc.

Предположим, что отрасль стала чистой монополией (из-за слияний или выкупа одной фирмой всех её конкурентов). Пусть изменений в издержках и спросе это не вызвало (раньше было 100 фирм, теперь 100 филиалов одной монополии). Т.к. монополия является и фирмой и отраслью, кривая спроса её — эта кривая отраслевого спроса d. Предельный доход MR при монополии меньше, чем цена. Значит, кривая MR идёт ниже кривой спроса d.

Максимизируя прибыль, монополист выберет объём производства Qm меньший, чем Qc, и цену Pm большую, чем была бы в условиях совершенной конкуренции.

В итоге, общество в целом недополучает объём продукции Qm < Qc, вынуждено платить более высокую цену Pm > Pc. Кроме того, имеется несовершенное распределения ресурсов, чем это было бы в наилучшем случае при совершенной конкуренции. Все это возможно из-за наличия барьеров для вступления в отрасль.

Сравнивая монополию с совершенной конкуренцией, мы предположим, что издержки одинаковы. Это не всегда так.

 

1.7.5. Соотношение расчётных и фактических издержек монополии и конкурентной фирмы(«за» и «против» монополии)

 

Экономия на масштабах производства позволяет монополисту иметь более низкие расчётные издержки, чем конкурентной фирме:

(АТС)m < (АТС)с.

 

 

И это довод в пользу монополии. Но есть довод и против. Реальные издержки конкретной фирмы подвержены действию «Х-неэффективности». Что это такое? Это рост издержек из-за плохого менеджмента (когда управляющие в поисках более спокойной жизни уклоняются от предпринимательского риска или нанимают на работу некомпетентных друзей и родственников или рабочие фирмы плохо стимулированы). Графически это выглядит так:

Спрашивается: где «Х-неэффективность» выше? Эмпирические данные говорят о том, что если для монополистов рост издержек из-за «Х-неэффективности» может составить 5%, то для конкурентной фирмы он ниже (3%). Объясняется это просто: конкуренты вынуждают быть внутренне эффективными, это становится вопросом выживания.

По-разному обстоят дела у монополии и конкурентной фирмы с динамической эффективностью, т.е. выгодами, получаемых от применения новинок (достижению НТП).

«+»: Возможности монополии для реализации достижений НТП → больше. Этот факт признаётся всеми. А как обстоит дело с желаниями вводить новшества? У монополиста нет конкурентов, которых надо обгонять, и он может положить «под сукно» новинку с тем, чтобы продолжать выжимать всё из прежнего оборудования. «–»: Это заставляет усомниться в преимуществах монополиста.

Наконец, говоря об аргументах «против», нельзя не отметить того, на чём основано учение Маркса (и что отмечается на стр. 105 у «М и Б», Т2): более высокая цена позволяет монополии иметь значительные прибыли. А, учитывая, что акционерный капитал монополии сконцентрирован у небольшой части общества → владельцы монополии обогащаются за счет остального общества.

Ценовая дискриминация

 

До сих пор мы считали, что монополист назначает единую цену для всех своих покупателей. Это не всегда так.

В случае если продукт продается по более, чемодной цене и эти различия в цене не оправдываются различиями в издержках → имеет место ценовая дискриминация.

Когда реализуема ценовая дискриминация? Если выполняются три условия:

1) Продавец контролирует производство и ценообразование;

2) Продавец способен выделять покупателей в отдельные группы (сегменты рынка), которые имеют разную способность платить за продукт;

3) Первоначально покупательне можетперепродавать товар или услугу.

Примеры ценовый дискриминации:

а) Электрокомпания устанавливает более высокие цены для жилых домов, чем для промышленных потребителей (т.к. последние могут создать своё электрогенерирующее оборудование, а жильцы — нет).

б) Престижная этикетка делает объект дороже, чем обычная.

в) Авиакомпании делают скидки семейным туристам (их спрос эластичен), а командированным устанавливают более высокие тарифы.

К чему приводит ценовая дискриминация?

Последствий от её применения два:

       
   


монополия получает больше прибыли; она производит больше продукции

 

1). Больше прибылей получает монополист, занимающийсяценовой дискриминацией.

Вспомним графики монополий:

 

 

Максимизирующая прибыль цена равна 122 д.е. Но отрезок кривой спроса, лежащий выше этого уровня показывает: есть покупатели, которые, скорее всего, заплатили бы более высокую цену, чем отказались бы от продукта. Вообще-то, заштрихованная область — это потребительский излишек. Монополист постарается его присвоить. Если монополист сумеет выделить каждого из этих покупателей (и, значит, назначить максимальную цену), то валовый доход ТС = 470 д.е. увеличится с величины
TR = 122 · 5 = 610 д.е. до величины TR' = 162 + 152 + 142 + 132 + 122 = 710 д.е.

И, значит, прибыль составит величину не

П = TR – TC = 610 – 470 = 140д.е., а

710 – 470 = 240д.е. П' = TR' – TC = 710 – 470 = 240 д.е.

2). Второе последствие состоит в том, что больше продукции производит тот монополист, который занимается ценовой дискриминацией.

У обычного монополиста кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса (для увеличения объёма продаж ему надо понизить цену на всё количество изделий). Если же монополист занимается ценовой дискриминацией, то каждому покупателю назначается именно та цена, которую он готов заплатить. Следовательно, монополист понижает цену только на продаваемую дополнительную единицу, а не на предшествующие единицы продукции. Следовательно, цена и предельный доход равны для любой единицы продукции (кривые MR и d совпадают). Применительно к нашему примеру, т.е. кривая MR поднимется и совпадёт с d, что прибыльно произвести не 5, а 7 изделий, т.к. MR =d = MC, при Q = 7. Валовый доход при этом составит:

TR″= 710 + 112 + 102 = 924 д.е.,

       
   

 


от 5-ти изделий предельный доход,

равный цене от 6ой и 7ой штук

 

 

 

Издержки при 7-ми изделиях составляют 640, значит прибыль

П = 924 – 640 = 284 д.е., т.е. увеличение объёма продаж при ценовой дискриминации дополнительно увеличивает прибыль с 240 до 284 д.е.

 

Регулируемая монополия

Большинство монополистических отраслей — это естественные монополии и поэтому, чтобы уменьшить негативные последствия для общества, они подлежат регулированию. Изобразим сначала графики нерегулируемой монополии.

 

 

Монополист наращивает выпуск до точки М, в которой предельный доход MR равен предельным издержкам МС, т.е. до Qm цена при нерегулируемой монополии составит Pm. Теперь представим, что целью регулирования является добиться эффективного распределения ресурсов (как при совершенной конкуренции). А это, как мы помним, имеет место, если цена равна предельным издержкам, т.е. p = MC в точке С. Эта цена Рс называется общественно оптимальной. Её устанавливают законодательно, если хотят добиться эффективного распределения ресурсов.

Но покрывает ли цена Рс средние общие издержки? Нет: Рс < АТС. Это приведёт к убыткам естественной монополии. Чтобы избежать этого на практике, смягчают требования и устанавливают цену, «обеспечивающую справедливую прибыль». Такой ценой является Pf, при которой покрываются средние общие издержки.

Итак, регулирование:

1.снижает цену: Pf < чем была бы Pm;

2. увеличивает объём производства;

3. сокращает прибыли монополии.

 

Контрольные вопросы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...