Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Клинико-психолого-педагогическая




ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

__________________________________________________________________

И.Ю.ЛЕВЧЕНКО, О.Г.ПРИХОДЬКО

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

И ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО

АППАРАТА

Допущено

Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся

по специальности 0319- Специальная педагогика в специальных

(коррекционных) образовательных учреждениях

 

 

Москва 2001

 

Федеральная целевая программа книгоиздания России

Издательская программа

«Специальная педагогика и специальная психология»

для педагогических вузов и колледжей

Руководитель программы доктор педагогический наук

профессор Н. М. Назарова

 

 

Рецензенты:

доктор медицинских наук, профессор К. А. Семенова,

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник М.В.Ипполитова

 

Левченко И.Ю., Приходько О. Г.,

Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с. ISBN 5-7695-0564-8

В пособии представлены клинико-психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата методы обследования их развития, система лечебно-восстановительной работы в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждениях. Особое внимание уделено технологиям специального образования детей с церебральным параличом. В приложении приведена карта диагностического обследования детей разных возрастов и конспекты коррекционных занятий.

Книга может быть также полезна студентам педвузов и практическим работникам.

 

 

Левченко И.Ю., Приходько OS., 2001

Издательский центр «Академия, 2001

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Целью данного учебного пособия является ознакомление студентов с особенностями психофизического развития детей, имеющих двигательные нарушения, а также с системой лечебно-педагогической помощи им.

В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной задачей их обучения и воспитания является социальная адаптация и интеграция в общество, включение в общественно полезную деятельность.

Нарушения функции опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5—7 % детей и могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата.

I. Заболевания нервной системы:

детский церебральный паралич,

полиомиелит.

II. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата:

врожденный вывих бедра,

кривошея,

косолапость и другие деформации стоп,

аномалии развития позвоночника (сколиоз),

недоразвитие и дефекты конечностей,

аномалии развития пальцев кисти,

артрогрипоз (врожденное уродство).

III. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:

травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей,

полиартрит,

заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит),

системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит). При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства больше Детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Большинство детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата страдают церебральным параличом (89 %). Двигательные расстройства у них сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с органическим поражением нервной системы. Очень часто отмечаются речевые нарушения, которые имеют органическую природу и усугубляются дефицитом общения. Потому эти больные помимо лечебной и социальной помощи нуждаются также в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Остальные, как правило, не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.

Чаще всего при выявлении заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата у ребенка в младенческом или раннем возрасте усилия родителей направлены преимущественно на развитие и коррекцию нарушенных двигательных функций, т. е. на восстановительное лечение. Это происходит потому, что одни родители, хотя и замечают некоторые особенности психического и речевого развития ребенка, не торопятся обращаться к специальным педагогам, логопедам, психологам. Другие считают, что психическое и речевое развитие выровняется после того, как малыш будет вылечен или добьется больших успехов в двигательном развитии. Третьи полагают, что болезнь всегда накладывает отпечаток на психику, поведение ребенка, и это невозможно изменить. Любое из этих мнений свидетельствует, что многие взрослые не знают о существовании системы специального (коррекционного) обучения и воспитания детей с патологией опорно-двигательного аппарата.

Между тем основные направления и пути психолого-педагогической и логопедической коррекции детей с такой патологией уже несколько десятилетий разрабатываются и успешно применяются на практике в различных учреждениях. Отечественные ученые Л.А.Данилова, М. В. Ипполитова, Е.М.Мастюкова, Е.Ф.Архипова и другие обосновали необходимость специального обучения и воспитания детей с церебральным параличом, начиная с первых месяцев жизни. Они раскрыли задачи, содержание и методы коррекционной работы в младенческом, раннем и дошкольном возрасте и доказали ее высокую эффективность при условии раннего начала и адекватности коррекционного воздействия.

В настоящее время расширяется сеть специальных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. К ним относятся специальные ясли-сады, санатории, школы-интернаты, реабилитационные центры и др.

В связи с тем, что среди нарушений опорно-двигательного аппарата основное место занимает детский церебральный паралич, в настоящем пособии особое внимание уделяется именно этой патологии. Однако следует иметь в виду, что большинство приемов развития манипулятивной функции, обучения навыкам самообслуживания, формирования графических навыков, разработанных для детей с церебральным параличом, с успехом используются и в борьбе с другими видами патологии двигательной сферы.

В книге нашел отражение многолетний опыт совместной работы авторов во Всероссийском научно-методическом центре восстановительного лечения детских церебральных параличей (руководитель — профессор К. А. Семенова) и в детской психоневрологической больнице № 18 г. Москвы (главный врач — профессор Е.Г.Сологубов).

При написании главы «Организация и содержание обучения детей и подростков с церебральным параличом» использованы материалы и консультации М.В.Ипполитовой, стоявшей у истоков организации системы школьного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и разработавшей основные нормативные документы в этой области. Авторы выражают глубокую благодарность кандидату педагогических наук Г.В.Кузнецовой и кандидату психологических наук В. В. Ткачевой, предоставившим материалы из своего опыта работы с детьми, страдающими двигательной патологией.

ГЛАВА 1. КЛИНИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...