Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Актуальность дисциплины




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭТНОПСИХОЛОГИЯ»
  для студентов специальности
030301 «Психология» 030602 «Связи с общественностью» 080505 «Управление персоналом»  
Очной, заочной форм обучения

 

 

 

  Разработчик: С.Г.Шабас Канд.психол.н.
   

 

 

Екатеринбург


 

 

  УТВЕРЖДАЮ: Декан факультета социальной психологии Гуманитарного университета _________________ Е.Б. Перелыгина «__23__» апреля_ 2011___ г.  

 

 

ПРИНЯТО: Ученым советом Факультета социальной психологии  
РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТИ: Решением кафедры Социальной психологии Протокол заседания № 8 от «_23_» __апреля_ 2011_ г.    

 

 

© НОУВПО Гуманитарный университет

© С.Г. Шабас, 2011


Учебно-методический комплекс дисциплины «Этнопсихология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания по дисциплине и уровню подготовки

Специалиста по специальности030301 «Психология»  
Дисциплина относится к национально-региональномукомпоненту цикла ДСучебного плана.  
Форма обучения   очная
Семестр (семестры)   VII семестр
Трудоемкость дисциплины   70 час., в том числе:
Аудиторная работа: 32 час.
Лекций: Семинаров: 16 час. 16 час.
Самостоятельная работа: 38 час VII семестр
   
Контрольные мероприятия  
Отчет по самостоятельной работе Отчеты по диагностике  
Отчетность  
Зачет: VII семестр
   
Специалиста по специальности080505 «Управление персоналом»  
Дисциплина относится к национально-региональномукомпоненту цикла ДСучебного плана.  
Форма обучения   очная
Семестр (семестры)   IX семестр
Трудоемкость дисциплины   70 час., в том числе:
Аудиторная работа: 32 час.
Лекций: Семинаров: 16 час. 16 час.
Самостоятельная работа: 38 час IX семестр
   
Контрольные мероприятия  
Отчет по самостоятельной работе Отчеты по диагностике  
Отчетность  
Зачет: IX семестр
   

Специалиста по специальности030602 «Связи с общественностью»  
Дисциплина относится к национально-региональномукомпоненту цикла ОПДучебного плана.  
Форма обучения   очная
Семестр (семестры)   IX семестр
Трудоемкость дисциплины   30 час., в том числе:
Аудиторная работа: 14 час.
Лекций: 14 час.
Самостоятельная работа: 16 час IX семестр
   
Контрольные мероприятия  
Отчет по самостоятельной работе Отчеты по диагностике  
Отчетность  
Зачет: IX семестр
   

I. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность дисциплины

В настоящее время межэтнические отношения стали важнейшим элементом социальной и политической реальности. Этнические конфликты, этническое насилие, к сожалению, сопутствует новейшей истории многих стран. И российское общество сегодня также расплачивается за отсутствие в прошлом достаточного интереса к специфике межэтнических отношений. Игнорировать эти проблемы опасно, так как они угрожают самой целостности государств, а отыскать способы их решения без понимания сознательных и бессознательных устремлений людей, объединенных в этническую общность, невозможно.

Становится ясно, что без пристального внимательного, методически грамотного изучения специфики поведения различных этносов невозможно формирование адекватной социальной и государственной политики. В связи с этим особое значение приобретает значение этнической психологии одной из самых молодых, перспективных и сложных наук, предметом изучения которой является своеобразие проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей.

Таким образом, этнопсихология - это междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов.

Современная этническая психология не представляет единого целого по тематике проблем и методам их изучения. Основными направлениями в настоящее время считаются следующие:

· кросс-культурные исследования, направленные на выяснение особенностей символического мира и ценностных ориентаций представителей разных культур;

· исследования этнического сознания и самосознания, этнической идентичности;

· изучение этнических особенностей социализации новых поколений.

В современных условиях особое внимание в этнопсихологии уделяется изучению психологических причин этнических конфликтов, нахождению эффективных путей их разрешения, а также выявлению истоков роста национального самосознания, развития его в разных социальных и национальных средах.

Учебная дисциплина «Этнопсихология» реализует целостный подход к изучению этнических особенностей личности, народов, особенностей межэтнических отношений, а также основных методов этнопсихологических исследований и практической помощи, в результате чего студенты освоят основные теоретические направления современной этнопсихологии и одновременно приобретут практические навыки и умения ведения этнопсихологических исследований, а также грамотного использования различных приемов и техник в процессе этноконсультирования.

2. Цель дисциплины: научить студентов понимать основные системные закономерности познания и осмысления национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей и применять полученных знания в сравнительной оценке конкретных межэтнических отношений и для практических задач этнопсихологического консультирования

3. Задачи дисциплины: в ходе изучения дисциплины студенты будут:

1.всестороннее осмысливать и обобщать данные о факторах и источниках формирования национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей;

2.понимать специфику социально-политического, экономического, исторического и культурного развития наций и народов, определяющих своеобразие зарождения, развития и функционирования их психологии;

3.объяснять специфику познавательной, мотивационной и эмоциональной сфер национальной психики людей в процессе анализа и обобщения своеобразия личностных качеств, определяющих важнейшие показатели эффективной деятельности и поведения представителей конкретных этнических общностей;

4.интерпретировать специфику сравнительных (кросс-культурных) этнопсихологических особенностей различных народов мира и наиболее общие закономерности функционирования и проявления национальной психики;

5. выявлять специфику социально-психологических условий и своеобразия межнациональных отношений, а также особенности прогнозирования межэтнической коммуникации в различных регионах мира.

4. Место дисциплиныв программе общей и специальной подготовки студентов и ее связь с другими дисциплинами: Этнопсихология возникла на стыке наук и органично связана с близкими по содержанию дисциплинами «Философия», «Социология», «Культурология», «Общая психология», «Социальная психология личности», «Психология общения», «Клиническая психология», «Психология личности», «Теория и практика социально-психологического тренинга», «Психодиагностика», «Конфликтология». В своем развитии этнопсихология основывается на изучении социально-психологических закономерностей человеческой психики.

5. Требования к уровню подготовки студента: для успешного освоения дисциплины студенты должны:

1. знать:

· определения понятий: характер, культура, личность, идентичность, стереотипы, менталитет, этика, религия, ценности, психологическая помощь, психодиагностика, методы психологической помощи;

· основные подходы в философии, культурологи, социологии, социальной возрастной психологии, психологии личности и психологии общения;

2. уметь:

· использовать ресурсы системы Интернет, работать с первоисточниками, справочниками;

· иметь навыки проведения психодиагностических процедур;

· уметь применять методы прикладной социальной психологии, направленные на изучение социальных установок, социальных стереотипов, межгрупповых отношений;

· иметь навыки сравнительного анализа базовых психологических феноменов.

6. Требования к уровню освоениясодержания курса: в результате освоения курса студенты:

1. знают:

· историю возникновения и становления этнопсихологии в контексте европейской культуры, основные психологические направления в американской культурной антропологии, а также особенности становления этнической психологии в России;

· основные теоретические положения этнической психологии с целью понимания психологических законов влияния этнической и культурной принадлежности на жизнедеятельность человека;

· специфику этнического фактора в современном обществе;

· основные направления этнопсихологических исследований;

2.понимают:

· место этнопсихологии в системе научного знания;

· специфику протекания процессов социализации, инкультурации и культурной трансмиссии в современных этносах;

· особенности национально-психологических этнических характеристик наций и народов;

· культурную вариативность в психологии общения индивидов и групп;

· различия в социально-психологических особенностях межэтнического восприятия, механизмы формирования этнических стереотипов, психологические механизмы возникновения межэтнической напряженности, явлений интолерантности в межгрупповом взаимодействии;

3.применяют:

· методы и диагностический инструментарий в ходе этнопсихологического исследования;

4.анализируют:

· индекс толерантности;

· типы межэтнической идентичности;

· современные межэтнические и межличностные отношения;

· межгрупповое восприятие в межэтнических отношениях;

5. сравнивают:

· причины, истоки, результаты протекания межэтнических конфликтов в разные исторические периоды у разных наций и народов.

7. Методическая новизна курса:

В преподавании используются методы активного обучения:

1. интерактивное взаимодействие-актуализация личного опыта студентов;

2. кейс-технологии- «case study»-метод конкретных ситуаций;

3. проблемное обучение- лекции-дискуссии.

В процессе изучения курса студенты проделывают значительную индивидуальную самостоятельную работу, способствующую личностному и профессиональному развитию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...