Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы макроэкономического анализа




 

Макроэкономический анализ направлен на выявление результатов и закономерностей функционирования и развития национальной экономики в целом.

Различают два вида макроэкономического анализа: «ex post» и «ex ante».

Макроэкономический анализ «ex post» или национальное счетоводство – это анализ статистических данных, позволяющий оценивать результаты экономической деятельности, выявлять проблемы, разрабатывать экономическую политику, проводить сравнительный анализ экономических потенциалов разных стран.

Макроэкономический анализ «ex ante» – это прогнозное моделирование экономических процессов, и выявление причинно-следственных связей между экономическими явлениями и переменными – это и есть макроэкономика как наука.

В своем анализе макроэкономика использует те же методы и принципы, что и микроэкономика. К таким методам можно отнести метод научной абстракции, сочетание методов дедукции и индукции, сочетание позитивного и нормативного анализа, принцип «при прочих равных условиях», предположение и рациональном поведении экономических агентов.

Особенностью макроэкономического анализа является то, что важнейшим принципом исследования выступает агрегирование.

Агрегирование представляет собой объединение отдельных специфических элементов в одно целое, совокупность (агрегат).

Агрегирование позволяет выявить:

– макроэкономических агентов;

– макроэкономические рынки;

– макроэкономические взаимосвязи;

– макроэкономические показатели.

Агрегирование, основанное на выявлении наиболее типичных черт и функций экономических агентов, позволяет выделить четыре макроэкономических агента:

– домашние хозяйства;

– предпринимательский сектор (фирмы);

– государство;

– заграница.

 

 
 

 


Рис. 1. Экономические (агрегированные) агенты

 

1) Домашние хозяйства (Householders) – это самостоятельный, рационально мыслящий экономический агент, деятельность которого направлена максимизацию полезности, иначе говоря, совокупность потребителей. Все факторы производства находятся в частной собственности домашних хозяйств. За счет их продажи или предоставления в аренду домашние хозяйства получают доход, который распределяют между текущим потреблением и сбережениями.

Следовательно, можно выявить следующие виды экономической активности домашних хозяйств:

– предлагают факторы производства;

– потребляют часть получаемого дохода, покупая потребительские товары и услуги;

– сберегают часть дохода;

– обеспечивают предложение кредитных средств.

2) Предпринимательский сектор (Business) – самостоятельный, рационально мыслящий экономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация прибыли. Иначе говоря, это совокупность всех фирм, функционирующих внутри страны. Их деятельность сводится к закупке факторов производства, производству и продаже товаров и услуг, поддержанию и развитию производственной базы.

Виды экономической активности предпринимательского сектора:

– предъявляют спрос на факторы производства;

– обеспечивают предложение товаров и услуг;

– предъявляют спрос на кредитные средства;

– осуществляют инвестирование.

Домашние хозяйства и предпринимательский сектор образуют частный сектор экономики.

3) Государственный сектор (Gоvernment) – совокупность государственных учреждений и организаций, которые обладают политическим и юридическим правом воздействовать на ход экономических процессов, регулировать экономику.

Основная цель государства – ликвидация «провалов» рынка и максимизация общественного благосостояния.

Государство обеспечивает институциональные основы функционирования экономики: создает законодательную базу, систему безопасности, страхования, налоговую систему, то есть, разрабатывает «правила игры», а также обеспечивает и контролирует предложение денег в стране и проводит макроэкономическую политику.

Таким образом, экономическая активность государства, как макроэкономического агента проявляется в следующем:

– взимание налогов;

– расходование бюджета;

– предложение денег;

– кредитование и займы на финансовом рынке;

– регулирование рыночной экономики.

Частный и государственный сектора образуют закрытую экономику.

4) Заграница (Остальной мир) – экономические субъекты, имеющие постоянное месторасположение за пределами данной страны, а также иностранные государственные институты.

Воздействие заграницы на отечественную экономику происходит через:

– обмен товарами и услугами;

– обмен информацией;

– обмен факторами производства;

– обмен валютами.

Добавление в анализ иностранного сектора позволяет получить открытую экономику.

В макроэкономическом анализе агрегируются не только физические и юридические лица, но и их поведение в хозяйственной жизни. Иначе говоря, совокупность микроэкономических функций спроса и предложения заменяется макроэкономическими функциями (совокупный спрос и совокупное предложение), отражающими поведение макроэкономических агентов.

Макроэкономическое агрегирование распространяется и на рынки. Можно выделить следующие виды агрегированных рынков:

– реальный рынок (рынок товаров и услуг);

– рынок ресурсов (рынок факторов производства);

– финансовый рынок;

– валютный рынок.

 

 
 

 

 


Рис. 2. Агрегированные рынки

 

1) Реальный рынок (рынок товаров и услуг) – модель, полученная в результате абстрагирования от всего разнообразия производимых благ и выделения наиболее значимых закономерностей функционирования этого рынка, то есть, формирования спроса и предложения благ. Соотношение спроса и предложения позволяет получить величину равновесного уровня цен на товары и услуги и равновесного объема их производства.

2) Рынок ресурсов (рынок факторов производства) представлен в основном рынком труда, поскольку закономерности его функционирования позволяют объяснить макроэкономические процессы, особенно в краткосрочном периоде. При изучении рынка труда, различий в уровнях квалификации и профессиональной подготовки не делают. В долгосрочных экономических моделях исследуется также рынок капитала. Дополнительный капитал создается в результате сбережений экономических субъектов и изменяется под воздействием процентной ставки.

3) Финансовый рынок (рынок заемных средств) – это рынок, где продаются и покупаются финансовые активы (деньги, акции, облигации). Финансовый рынок включает в себя денежный рынок и рынок ценных бумаг.

Денежный рынок – рынок, на котором в результате взаимодействия спроса и предложения формируется цена денег – ставка процента, и определяется величина денежной массы. Основные посредники на денежном рынке – банки, которые принимают денежные вклады и выдают кредиты.

Рынок ценных бумаг – это рынок, на котором продаются акции и облигации. Покупатели ценных бумаг тратят свои сбережения с целью получения дохода. Продавцами выступают фирмы и государство. Фирмы выпускают акции с целью получения средств для финансирования своих инвестиционных проектов и расширения объема производства, а государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета.

4) Валютный рынок – это рынок, на котором обмениваются друг на друга национальные денежные единицы (валюты) разных стран. В результате такого обмена формируется валютный курс.

 

Экономический кругооборот

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...