Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Степень редукции 2 степень редукции




á

[ ie ] ó [ь]

é

 

д) Особые правила произношения заударного гласного на месте а в абсолютном конце слова: и после твердых, и после мягких согласных в таких случаях произносится звук [ə]: сем [ə], улыбалс [ə].

е) В иноязычных словах в позиции начала слова может произноситься безударный [e] (при отчетливой артикуляции звуков и медленном темпе) или e]: [e] кран // [уe] кран, [e] таж// e] таж.

ж) В некоторых иноязычных словах, таких как кака [o], б [о] а, ради [о], адажи [о], произносится безударный [o]. В иноязычных именах собственных и общеупотребительных словах безударный [о] произносится только в высоком стиле произнесения: п [о] эт, н [о] ктюрн, Ш [о] пен. Обычно безударный [о] в таких словах редуцируется: п [Λ] эт, н [Λ] ктюрн, Ш [Λ] пен.

 

Произношение согласных звуков

Качество отдельных звуков

1. Согласный [g] в литературном языке характеризуется как взрывной, мгновенный. Ошибкой является произношение под влиянием южнорусских говоров, а также украинского и белорусского языков длительного, фрикативного [γ]. Однако в отдельных словах этот звук произносится нормативно: а[γ]а, э[γ]е, бо[γ]а, [γ]осподи, бу[γ]алтер.

2. В словах помощник и всéнощная произносится твердый долгий шипящий [š:], в остальных словах на месте буквы щ произносится долгий мягкий шипящий, твердое произношение является нелитературным.

3. Шипящие ж и ш в русском языке – твердые, иное произношение недопустимо. Однако в отдельных иноязычных словах и именах собственных смягчение ж и ш желательно: [ž’u] ри, [ ž’u] ль, но бро [šu] ра пара [šu ]т.

 

Глухие и звонкие согласные звуки

1. Сильной позицией, то есть позицией различения глухих и звонких согласных, является позиция согласных перед гласными и сонорными согласными: [s] нять, [z] нание, [p] ыль, [b] ыль и пр.

2. Позиция перед звонкими шумными v, v’ «зеркальная»: если после этого согласного шумный – то это позиция слабая по звонкости/глухости (из вдов – и [zv] дов; и с вдов – и [zv] дов); если же после согласных v, v’ – гласный или сонорный, то это позиция сильная по звонкости/глухости (из нас – и [zn] ас, и с нас – и [sn] ас).

3.Позиция перед шумными звонкими и глухими согласными и позиция конца слова перед паузой – это слабая позиция по звонкости/глухости, где происходит нейтрализация, то есть звонкие и глухие не различаются. Перед звонкими шумными произносится звонкий шумный, перед глухими – глухой, на конце слова перед паузой – оглушение: моло [d’] ба, зару [p] ка, стри [š] ка, голу [p’].

4. На стыке двух слов, произносимых без паузы, происходит оглушение перед гласными и сонорными – это признак стыка слов. Произношение звонкого шумного на стыке является ненормативным: правильно при [s] наш, зака [s] Ани, а не при [z] наш, зака [z] Ани.

 

Твердые и мягкие согласные звуки

1. Сильной позицией по твердости/мягкости, то есть позицией различения, являются следующие: а) конец слова (жа [r] – жа [r’]); произношение в ситуации смягчения на конце слова, обозначенной мягким знаком, твердых согласных является ненормативным; б) перед гласными, кроме и/ы и окончаний ([m] эр и [m’] ерить, [p] атока и [p’] ять,но до [m] а и одо [m’] е, [p’] иво и [p] ыл; в) для переднеязычных согласных перед заднеязычными ( ба [n] ка и ба [n ’] ка).

2. Ассимилятивное (то есть обязательное) смягчение было и остается характерной чертой классического старомосковского произношения. В современной литературном языке нормы смягчения во многом изменились. Можно назвать более или менее последовательное смягчение в позиции зубных согласных перед мягкими зубными и мягкими альвеолярными шипящими ч и щ. Это сочетания с’т’, з’н’, н’т’, с’н’, з’д’, с’л’, н’ч, н’щ.

3. В остальных случаях произношение обычно колеблется и может быть как твердым, так и мягким: [sp’] исать и [s ’p’] исать, [s v’] идетель и [s ’v’] идетель и т.д.

Не бывает смягчения зубных согласных перед мягкими губными в иноязычных словах (в Ли [tv’] е, в при [zm’] е). Грубой ошибкой считается также произношение мягкого [z] в словах на – изм: атеизм, классицизм и пр.

4. На стыке приставки и корня перед разделительным ъ конечный согласный приставки произносится и твердо, и мягко, а вот разделительный ь свидетельствует обычно о том, что предшествующий согласный произносится мягко: се [m’] ья и т.д. Исключение составляют твердые шипящие: ло [ž] ью, ту [š] ью.

5. Нарушением нормы считается смягчение согласного предшествующего слова перед гласным звуком [е] в потоке речи: вот этот – во [t-e] тот; с энергией – [s-e] нергией.

6. Нормативным является произношение мягкого губного или мягкого зубного согласного перед твердым зубным на стыке двух фонетических слов – это один из пограничных сигналов стыка слов: голу [p’]ь [s] ам; сравните внутри слова – обязательное смягчение: на [s’s’] емеро.

 

Сочетания согласных

1. На месте сочетаний зж и жж внутри корня в соответствии со старомосковской нормой произносится долгий мягкий [ ž ’:]; однако современная норма позволяет произносить и долгий твердый [ ž: ]: въе [ ž ’:] ать и въе [ ž: ] ать, дро [ ž ’: ]и и дро [ ž: ] и.

2. На месте сочетания жд произносится обычно [žd’]: подо [žd’] и, пре [žd’] е. Однако существительное дождь и его производные могут звучать и так: до [š’], до [ž’:] и, до [ ž ’:] евой.

3. На месте сочетаний зч, сч, сщ. жч на стыке корня и суффикса и на стыке предлога и слова произносится долгий мягкий [š’:]: обра [š’:] ик,доно [š’: ]ик, му [š’:] ина, [š’:] еткой (с щеткой).

4. Сочетание чт звучит как [št] только в слове что и производных от него: [št] обы, ни за [št] о. Исключение составляют слова ничтожный, уничтожить, нечто, где произносится [č't].

5. На месте сочетания стс произносится один долгий согласный [s]: пропаганди [s] кий, большеви [s] кий.

 

 

Вопросы:

1.Изучите знаки фонетической транскрипции на основе латинского алфавита (см.: Осипов Б.И. Руководство по фонетической транскрипции, с.5-8).

2.Проработайте вопрос о редукции гласных русского языка. Сколько степеней редукции у русских гласных? Какие знаки транскрипции соответствуют редуцированным гласным (см. Справочные материалы)?

3.Используя предложенные справочные материалы и указанные учебные пособия, подготовьте сообщение об основных правилах современного русского произношения гласных и согласных.

 

Задания:

 

Задание 1. Затранскрибируйте слова. Обратите внимание на особенности произношения согласных на стыке слов и морфем. Какие звонкие корреляты есть у русских глухих согласных [c],[č'], [h]? Как вы думаете, иллюстрацией каких фонетических законов русского языка являются эти примеры?

1. Рубец, рубец бы, размах, размах бы, пять, пятьсот, дичь, дичь бы, карандаш, карандаш же, расчет.

2. Дочь, дочь бы, семь, семьсот, воздух, воздух же, грузчик, ландыш, ландыш же, молодец, молодец бы.

3. Беречь, беречь бы, резчик, пух, пух бы, восемь, восемьсот, малыш, малыш же, беглец, беглец бы.

4. Наладчик, девять, девятьсот, мятеж, мятеж же, перец, перец бы, порох, порох бы, грач, грач же.

5. Пловец, пловец бы, счет, шестьдесят, мираж, мираж же, смех, смех бы, трубач, трубач бы, трубач же.

6. Переводчик, стрелец, стрелец же, багаж, багаж же, мяч, мяч бы, страх, страх бы.

7. Бухгалтер, борец, борец бы, оглох, оглох бы, мох, мох бы, тушь, тушь же, будущий, следующий, заяц, заяц бы.

Задание 2. Затранскрибируйте слова, обратив внимание на редукцию гласных в безударном положении. Существует ли разница в редукции гласных после твердых и мягких согласных?

 

Говор – разговор – выговор – говорит; (минеральные) воды – (хочу) воды – вод – водичка – водоворот – водяной; огненный – огонь – огнеупорный – с огоньком; дорог – дороже – дорогой – дороговизна; падал – падение – выпад; подарок – подарить – даровой – дармоед; перелаз – лазейка; слез – слезай – вылез; слез – слеза – слезоточивый – прослезился; след – выследил – следопыт; слет – слетая – вылет; лед – ледовый – наледь – ледокол; слит – литая – вылит; глядя – глядит – выглядят; пять – пяти – пятилетка – пятиэтажный; петь – петух – запевать; пить – запивать; пятиться – под пятой – выпятил; жернов – жернова; желудь – желудевый.

Задание 3. Затранскрибируйте следующие тексты в соответствии с основными правилами русского произношения:

 

А) В душных зарослях красной персидской сирени кошка портит воробьев. Одного такого воробья мы нашли. Кто-то содрал скальп с его игрушечной головки. Голый хрупкий череп, как крыжовина. Страдальческое воробьиное личико. Мы сделали ему чепчик из кружавчиков, сшили белую рубашечку и похоронили в шоколадной коробке. Жизнь вечна. Умирают только птицы.

Т.Толстая

 

Б) Профессор, большую часть времени проводивший в глубине квартиры, в кабинете, откуда раздавался слабый и неритмичный стук пишущей машинки, несколько раз в день выбирался на кухню, с неопределенной улыбкой пил слабый чай, съедая бутерброд с колбасным сыром, и, с удовольствием послушав разного небезынтересного разговору, удалялся снова в кабинет.

Л.Улицкая

 

В) Куда это все девается, куда уходит, пропадает, вес это баснословное обаяние юности с ее пресловутой свежестью и мягкими, еще не определившимися чертами, скрытыми до поры до времени упругой, все прикрывающей и обтягивающей кожей.

Л.Петрушевская

 

Задание 4. Повторите знаки фонетической транскрипции и правила транскрибирования. Подготовьтесь к самостоятельной работе по изученной теме.

 

 

ЗАНЯТИЕ 3

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

 

Литература:

Аванесов, с. 52 – 71.

Осипов, с. 14 – 20.

Панов, с.16 – 46.

Лекция «Артикуляционная характеристика гласных и согласных звуков».

 

Вопросы:

1.Что такое артикуляция?

2.Расскажите об артикуляционном аппарате человека, о делении произносительных органов на активные и пассивные.

3.Опишите, как происходит артикуляция изолированного звука.

4.По каким признакам характеризуется артикуляция согласных звуков? Что означают термины «фрикативный», «аффриката», «вибрант», «палатализация», «сонорный», «носовой»?

5. Какие согласные характеризуются как однофокусные, а какие – как двухфокусные? В чем суть этих характеристик?

6.Что такое «фаукальные» и «латеральные» звуки? Приведите примеры.

7.Охарактеризуйте дополнительные артикуляционные признаки согласных.

8. Каковы артикуляционные характеристики гласных звуков? Как по признаку ряда описываются звуки [а] и [y]? Каковы особенности артикуляции [o] и [e]?

9. Чем отличается положение языка при произнесении гласных [I], [y], [u]? Чем отличается положение языка при произнесении гласных [I] – [e], [y] – [a], [u] – [o]? Какие классификационные признаки обусловлены различной артикуляцией языка?

 

Задания:

Задание 1. Затранскрибируйте данные пары словоформ и укажите артикуляционные признаки гласных и согласных, которыми они различаются:

 

А) Мир – мер, бил – бел, сыр – сэр, чисти – чести; стог – стук, йог – юг, дол – дул, полька – пулька; вел – вял, рос – раз, гол – галл, мой – май; внес – вниз, шел – шил, греб – грипп, четко – читка; жар – жир, бал – был, пять – пить, часто – чисто; мел – мел, тост – тест, мор – мэр; мять – медь, пядь – петь, часть – честь, ряб – реп; мул – мал, друг – драк, ус – ас; пули – пыли, дума – дыма, тюк – тик, суд – сыт; тюрем – терем, июль – и ель, душу – душе, люто – лето.

 

Б) Спор – сбор, велит – велик, пробки – тропки, змей – смей, здание – знание, стек – стог, благо – влага, пятнам – мятным, цепов – шипов, лжет – ржет, ключица – случиться, образчик – обрящет, вытрясти – выгрести, выгрызть – выкрасть, мост – мозг, гвоздь – хвост, клуб – круп.

 

Задание 2. Дана группа согласных, имеющих общие артикуляционные характеристики. Какой из представителей группы лишний и почему?

1. p, b, p’, b’, m, m’, d.

2. p, b, t, d, s, k, g.

3. z, h, t, g, r, k.

 

Задание 3. Определите слово по описанию артикуляционных характеристик составляющих его звуков.

1.Согласный, губной, взрывной, глухой твердый;

2.Гласный, безударный, задне-среднего ряда, нижне-среднего подъема, нелабиализованный;

3.Согласный, зубной, боковой, сонорный, мягкий;

4.Гласный, переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;

5.Согласный, зубной, взрывной, глухой, твердый;

6.Согласный, переднеязычный, дрожащий, сонорный, твердый;

7.Гласный, безударный, задне-среднего ряда, нижне-среднего подъема, нелабиализованный;

8.Согласный, губной, взрывной, звонкий, твердый;

9.Гласный, ударный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный.

10.Согласный, зубной, щелчковый (фаукальный);

11.Гласный, безударный, переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный;

12.Согласный, заднеязычный, взрывной, глухой, твердый.

 

Задание 4. Сделайте фонетическую транскрипцию отрывка из стихотворения А.А.Вознесенского «Гойя». Обратите внимание на ассонансы и аллитерации. На каких признаках гласных и согласных они построены?

Я – Гойя!

Глазницы воронок мне выклевал ворог,

слетая на поле нагое.

Я – Горе.

Я- голос

Войны, городов головни

На снегу сорок первого года.

Я – голод.

Я горло

повешенной бабы, чье тело, как колокол,

Било над площадью голой…

Я – Гойя!

Задание 5. Затранскрибируйте следующие тексты и подчеркните одной чертой все согласные:

А) одного способа образования:

Вода наконец-то поднялась, собрала и подчистила лед по берегам, затопила ложки и луговину ниже поскотины. Заревел и помчал мутную воду охмелевший от короткого водополья Енисей-батюшко.

Виктор Астафьев

 

Б) одного места образования:

В яркие ночи, когда по небу хлещет сплошной звездопад, я люблю бывать один, в лесу, смотрю, как звезды вспыхивают, кроят, высвечивают небо и улетают куда-то. Говорят, что многие из них давно погасли, погасли еще задолго до того, как мы родились, но свет их все еще идет к нам, все еще сияет нам.

Виктор Астафьев

 

В) тождественные по работе голосовых связок:

Солома прогорела. Веточки акаций лежали горсткой раскаленных гвоздиков, и от них шел сухой струйный жар.

Виктор Астафьев

 

Г) тождественные по дополнительной артикуляции средней части спинки языка:

Ветер вовсе утих. Снег не кружило. На небе с одной стороны объявлялась луна, мутная, тоже как будто издолбленная осколками, а с другой пробилось сквозь небесную муть заиндевелое, сумрачное солнце.

Виктор Астафьев

 

Задание 6. Охарактеризуйте гласные звуки в приведенных ниже словах. Сгруппируйте слова с одинаковыми ударными гласными.

Атом, вьюн, глаз, грязь, еж, ель, жизнь, клад, ключ, плуг, поэт, ряд, сук, сыр, цирк, черный, шелк, шест, шип, шок, эвенк, юг, ялик.

 

Задание 7. Повторите артикуляционную классификацию гласных и согласных звуков русского языка, подготовьтесь к контрольной работе по этой теме.

 

ЗАНЯТИЕ 4

СИСТЕМА ГЛАСНЫХ ФОНЕМ

СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА*

Литература:

Бондарко, с. 22 – 32.

Бондарко Л.В. Звуковой строй русского языка. – М., 1977, с.79-80, 87-122.

Осипов, с.46-56.

Справочные материалы:

 

1.Количественный состав гласных фонем. Вопрос о самостоятельности фонемы <у>.

Чтобы определить, сколько гласных фонем выделяется в языке, надо выяснить, какие звуки могут в этом языке находиться в одной позиции и при этом быть смыслоразличителями.

Возьмем ударное положение в начале слова. Здесь различаются 5 фонем:

[i′gry], [u′ ksus], [o′kruk], [a′kt], [e′kskurs].

Еще одна позиция – ударное положение после согласных, и опять здесь различаются 5 фонем:

[by′str∂] – после твердого согласного, [b’il] – после мягкого согласного, [dat’], [dut’], [ser].

Создается впечатление, что фонемы <i> и <y> - это не разные фонемы, а лишь оттенки одной фонемы, ведь <i> встречается только после мягких согласных, а <y> - после твердых. Их отношения очень похожи на отношения дополнительной дистрибуции.

Л.В.Щерба к тому же считал важным, что [i] и [y] являются одной морфемой в окончании родительного падежа существительных и несут один смысл: [vΛdy′], [z’ieml’i′].

Традиция рассматривать [i] и [y] как одну фонему идет от Бодуэна де Куртенэ. Его главный аргумент – i –y не различают слов. Сегодня так считают ученые Московской фонологической школы (Панов, Дмитренко и др.).

Рассмотрим аргументы в пользу признания самостоятельности фонемы <y> (это точка зрения Ленинградской фонологической школы). Они следующие:

1 .<y> можно произнести изолированно, тогда как оттенок фонемы обычно произнести изолированно сложно.

2. Если вместо <y> произнести <i> в каком-либо слове, мы разрушим слово, тогда как фонема служит для узнавания и отождествления слова.

3 .<y> встречается в начале слова, но только заимствованного; в пособии Б.И.Осипова приводится следующий пример: Ыныкчанский район (Ыныкчан - название поселка в Якутии); сравните еще термин «ыканье» и принятый в современном литературном произношении [y] на месте безударного [e] в абсолютном начале заимствованных слов: [y]кран, [y]кономика и др. Заметим вслед за Б.И.Осиповым, что второй и третий аргументы связаны с системными отношениями гласных.

Противники этих аргументов «за» задают вопрос: следует ли учитывать при анализе фонетической системы русского языка заимствованную лексику, к тому же редко употребляемую?

Ученые Ленинградской фонологической школы отвечают: да, стоит. Во-первых, заимствование – это нормальный, естественный и непрерывный процесс, характеризующий развитие языковой системы; во-вторых, употребляя слово, носители языка не задумываются о его происхождении; в-третьих, критерий частотности употребления того или иного слова – критерий относительный и нечеткий.

Таким образом, все вышесказанное позволяет считать фонему <y> самостоятельной фонемой, хотя и имеющей ограниченную сочетаемость. М.И.Матусевич называет ее «остаточной» фонемой, часто эту фонему называют «ущербной».

Заметим, что дискуссия о фонеме <y> затяжная, Б.И.Осипов ссылается на статью Д.С.Фонина «К вопросу о фонеме <y>» («Русский язык в школе», 1976, №5).

Б.И.Осипов, кстати говоря, разъясняет, что особое положение этой фонемы обусловлено исторически. Еще в общеславянский период перед звуком [ū], из которого потом возник [y], после гласных и в начале слова появился вставной [v], отсюда и невозможность появления [y] в этих положения в славянских по происхождению словах. Что касается положения после согласных, то в древнерусском языке первоначально не только [y], но и [i] мог находиться после твердых согласных. Потом согласные перед [i] смягчились, и это подорвало самостоятельность <y> как фонемы.

Итак, подытожим сказанное: в русском языке выделяют 6 гласных фонем: <a>,<u>,<e>,<o>,<i>,<y>.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...