Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реформирование системы школьного образования в России в 90 годы.

Методика

Методика обучения истории – педагогическая дисциплина, отрасль педагогической науки, исследует процесс обучения истории с целью повышения его эффективности и качества. Предмет методики – внутренние закономерности взаимодействия главных факторов процесса обучения истории.Объект - процесс обучения истории. Дает ответы на вопросы чему учить, зачем учить и как учить. Факторы процесса обучения: 1. Цели школьного исторического образования (позволяет объединить и сформировать общие цели). 2. Содержание обучения истории (позволяет отбирать содержание в соответствии с целями и познавательными способностями учащихся). 3. Познавательные возможности учащихся (позволяет учитывать способности ученика в процессе обучения). 4. Формы, методы, приемы, средства преподавания и учения (позволяет обучить с помощью целей и знаний). 5. Результат обучения (позволяет наметить результат и скорректировать его).

Межпредметные связи: история, социология, источниковедение, историография, политология, педагогика, дидактика, психология, религия, экономика.

Цели: овладение учащимися основами знаний об историческом процессе развития общества с древнейших времен и до наших дней. Развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания, формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма, развитие интереса и уважения к истории и культуре других народов. Задачи – определение содержания и структуры исторического образования, которые закреплены в стандартах и программах и на основе их излагаются в учебниках (отбор основных фактов, термины, понятий).

 

Становление и развитие исторического образования в дореволюционной России.

Историческое образование развивается с начала 18 века. Сначала только курс всеобщей истории изучается. Преподавателями были приглашенные иностранные специалисты (немцы+немецкие учебники). «История Отечества» вошла в изучение как дополнение к всеобщей. 1717 год, введение в Генеральную историю Т.Курас. Первый учебник по отечественной истории был написан в 1760 году М.В.Ломоносовым «Короткий исторический летописец». Преподавание велось в вопросно-ответной форме, заучивание наизусть. Действовала только словесная оценка результатов. Школьная реформа 1786 года Екатерины 2: создана трехступенчатая система образования; всесословная, кроме детей крестьян; появляются пансионы и военные школы; классно-урочная система обучения. Вводилось попеременное чтение учебника с комментариями учителя. 1819 год учебник «сокращение российской истории в пользу юношества» Н.Карамзин. 1834 год, краткое начертание российской истории Кайданова. 1839 год, начертание русской истории для средних учебных заведений Устрянова. В 1836 году вводиться балльная система оценки знаний. Получил развитие метод Язвинского в 40 годы. (Метод этот, достигавший блестящих результатов при изучении предметов, составляющих дело памяти, как, например, хронологии, основан на применении особых таблиц. Его таблица представляет квадрат, разделенный на сто клеток; при изучении хронологии каждая клетка представляет год, при изучении языков клетка соответствует звуку, букве. По мнению Я., его таблица полезна не только в мнемоническом отношении, она не только является чисто механическим помощником для памяти, но служит также орудием "аналитическим и синтетическим"). Ректор педагогического университета Шуберт предложил переложить уроки на музыку. Во 2 половине 19 века школьное историческое образование переживает период либерализации, открываются частные и земские школы, начинают издаваться педагогические журналы, которые способствовали распространению различных знаний в области педагогики «Методика преподавания различных предметов». В прессе разворачивается дискуссия о целях образования и исторического в частности. Методика обучения истории обособляется. Открывается первая педагогическая школа по подготовке учителей. 1877 год опубликован «опыт методики истории» Гуревича, первый системный труд по методике. 1884 год, в России вышла переводная методика истории немецкого педагога Дистервега. В это же время Никольский и Виноградов издают «методика обучения по Кригеру». Издавались различные виды учебной литературы: учебники по истории, хрестоматии, атласы исторические, световые картины. Активно используются такие методы как биографический, коллективно-категорический, реальный или хрестоматический, прогрессивный, регрессивный, драматизация.

 

Школьное историческое образование в Советский период.

С 1917 года по 30 годы. В 1918 году введена единая трудовая школа. Отменили классно-урочную систему, была введена бригадно-лабораторная система. Оценки, экзамены были отменены. Школы стали управляться педагогическими советами. История как учебный предмет отменена из учебного плана. Вместо нее введено обществознание. С 1934 по 80 годы. 1934 год постановление о преподавании Гражданской истории в школе. С 1965 года складывается структура линейного обучения в школе - изучение с древности до наших дней без повторения. С 1934 года издается журнал «Преподавание истории в школе». В 70 годы начинает развиваться психология обучения. Гора, Лебенгруб, Вагин, Дайри, Коровкин. С 1991 года начинается новый этап в развитии школьного образования – реформирование и модернизация.

 

Реформирование системы школьного образования в России в 90 годы.

Распад прежней центральной системы образования, линейной структуры, начинается поиск новой модели. 1992 год принятие закона об образовании. 1993-1996годы. Переход от линейной к концентрической структуре преподавания истории в школе. Был принят базовый план, который заложил вариативность образования, позволил учитывать национально-региональные потребности образования. В 1990-е гг. принципиальному пересмотру подверглась методология не только исторической и педагогической наук, но и частных (предметных) методик, особенно методики обучения истории и обществознанию. «В преподавании общественных дисциплин сфокусировались все противоречия российского общества, переживающего переходный период своего развития. Деидеологизация школьного обществоведческого образования на практике означала лишь его декоммунизацию, отказ от марксистской идеологии. Кризис общества сказался на состоянии общественных наук, школьного обществознания и не позволил сформулировать новую позитивную стратегию школьного обществознания...» («Стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях», № 24/1 от 28.12.1994 г.) В постановляющей части этого документа было рекомендовано продолжить разработку новой концепции исторического образования на основе достижений современной науки, исторического синтеза, сочетания социологического, географо-антропологического, культурно-психологических подходов.В современных архивах методики обучения находится не один проект концепций образовательной области «Обществознание», учебного предмета «История» и отдельных курсов, в силу разных причин не получивших статус официального документа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...