Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тематика контрольных работ по философии на заочном отделении




1. Предмет и основные проблемы философии.

2. Общее понятие мировоззрения и его основные виды.

3. Онтология, гносеология, аксиология как основные разделы философии.

4. Научные, философские и религиозные картины мира.

5. Философские аспекты буддизма.

6. Социальный космос Древнего Китая.

7. Проблема первоначала бытия в ранней греческой философии.

8. Философия Пифагора и пифагореизм.

9. Гераклит и диалектика в истории философии.

10. Апории Зенона и их истолкование.

11. Атомизм Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара и роль атомизма в истории науки.

12. Личность и философия Сократа в платоновской «Апологии Сократа».

13. Теория идей Платона как обоснование объективного идеализма.

14. Философия Аристотеля. Его физика, метафизика и основы логики.

15. Эллинистически-римская философия: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, неоплатонизм.

 

16. Смысл и значение доказательств бытия Бога в средневековой философии.

17. Проблема веры и разума в средневековой философии: проблема веры и разума (Тертуллиан, Августин, Абеляр, Фома Аквинский).

 

18. Проблема универсалий в средневековой философии. Номинализм и реализм.

19. Фома Аквинский о существовании Бога. Томизм как философия католицизма.

20. Арабская философия средневековья: Аль-Фараби, Аль-Бируни, Ибн-Сина, Ибн-Рушд.

21. Антропологизм и гуманизм мыслителей Возрождения.

22. Философские идеи Дж. Бруно.

23. Общая характеристика философии Нового времени: эмпиризм, рационализм, методология знания.

24. Рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) и эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) Нового времени о познании.
Философия Б. Спинозы и его доказательство единственности субстанции.

25. Монадология, рационализм Лейбница и его опровержение материализма.

26. Философия Дж. Локка и его учение о первичных и вторичных качествах.

27. Учение Р. Декарта о методе познания.

28. Учение об опыте Фрэнсиса Бэкона.

29. Логические предпосылки детерминизма Б. Спинозы.

30. Философия скептицизма Д. Юма.

31. Философия французского Просвещения: идеалы разума, свободы и прогресса (Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, П.Гольбах, Д.Дидро).

32. Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И.Канта.

33. Основные положения философии И.Канта.

34. Субъективный идеализм Д. Беркли, его опровержение материализма.

35. Рационализм и эмпиризм в истории философии и в науке.

36. Философская система и диалектика Г. Гегеля.

37. Натурфилософия Г.Гегеля в её отношении к естествознанию.

38. Сравнительный анализ диалектики Г. Гегеля и К. Маркса.

39. Возникновение, основные этапы, произведения и идеи марксисткой теории.

40. Иррационализм и «философия жизни». Их влияние на философию ХХ века (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Фр. Ницше).

 

41. Основные направления, проблемы, представители западноевропейской философии XIX-XX веков: неотомизм, прагматизм, позитивизм, неопозитивизм, герменевтика, философия жизни, экзистенционализм, религиозная философия.

42. Философия экзистенциализма: от Ф.М. Достоевского и С. Кьеркегора до М. Хайдеггера и А.Камю.

43. Учение о человеке в экзистенциализме (“Экзистенциализм – это гуманизм” Ж. П.Сартр).

44. Диалектический материализм в истории и современности.

45. Проблема “Восток-Запад-Россия” в трудах русских философов

46. Особенности русской философии XI-XIV веков, ее основные идеи и источники.

47. Русская философия XV-XVII веков.

48. Формирование светской философии в России XVIII века.

49. Основные направления в русской философии XIX века.

50. Сравнительный анализ философских концепций западников и славянофилов в русской философии XIX века.

51. Сравнительный анализ философских концепций революционных демократов и религиозных философов в русской философии XIX века.

52. Русская философия XX века, основные идеи, проблемы, представители.

53. Философские взгляды Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.

54. Основные проблемы и представители русской религиозной философии XX века.

55. Идеи космизма в русской философии: Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский.

56. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия.

57. Самоорганизация бытия и синергетика как теория самоорганизации.

58. Понятия материального и идеального. Категория материи и современная наука.

59. Движение, развитие, прогресс как понятия философии и науки.

60. Пространство и время как понятия. Математическое и реальное пространство.

61. Учение о причинности, детерминизм, динамические и статистические закономерности.

62. Человек и общество, культура и цивилизация.

63. Общество и его структура. Гражданское общество и государство.

64. Человек в системе социальных связей и в историческом процессе.

65. Личность как философская проблема.

66. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

67. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность.

68. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности.

69. Эстетические ценности. Роль этих ценностей в жизни человека.

70. Сознание и познание. Сознание и самосознание. Вера и знание.

71. Теория истины в философии. Проблема критериев истинности.

72. Категория деятельности и понятие практики в философии.

73. Познание и творчество. Рациональное и иррациональное.

74. Мышление, логика, язык. Проблема формального и содержательного.

75. Наука, теория, практика и техника. Критерии научности.

76. Структура научного познания, его методы, формы.

77. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности.

78. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.

79. Синергетика и современный глобальный эволюционизм.

80. Цель и смысл жизни человеческого бытия.

81. Методология философии. Диалектика и синергетика.

82. Сознания, знание, познание. Проблема познаваемости мира.

83. Роль сознательного и бессознательного в процессе организации, функционирования и развития человеческой целостности.

84. Уровни, формы и методы познания.

85. Проблема жизни, смерти и бессмертия.

86. Категории этики и эстетики. Их смысл и значение в жизни человека и общества.

87. Характеристика основных проблем философии религии.

88. Философия истории. Движущие силы и субъекты исторического процесса.

89. Философия культура. Особенности организации, функционирования и развития культурной системы.

90. Глобальные проблемы современности.

 

Рекомендуемая литература

Учебники:

1. Гриненко, Г. В. История философии: учебник/Г. В. Гриненко.- 3-е изд., испр. и доп.-М.: «Юрайт»,2010.- 689 с

3. Губин В.Д. Философия. Элементарный курс. М.: Гардарики, 2003.

4. Гуревич П.С. Философская антропология. Учебное пособие для вузов. М.: NOTA BENE, 2001.

5. Замалеев А.Ф. Курс лекций по истории русской философии. М.: Наука, 1995.

6 Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Контакт – Альфа, 1995.

7. Философия: учебник для вузов / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М.: Академический проект, 2009.

8. Философия. Учебник / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. – М. АСТ: СЛОВО, 2009.

9. Философия. Учебник / Копылов И.Я., Сергеев С.К., Разумовский О.С. и др. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГТУ, 2002.

10. Философия. Учебник, 3-е изд. перер. и доп. / Алексеев П.В., Панин А.В. М.: Проспект, 2004.

11. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.. Высшая школа, 1981.

12. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии, М.. Высшая школа, 1991.

 

Антологии, энциклопедии, словари.

1. Антология мировой философии. Т.1-4. М.: Мысль, 1969-1972.

2. История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 1-4. М.: “Греко-латинский кабинет”, 1995-1999.

3 Краткий философский словарь, 2-е изд. перер и доп. / Под ред. Алексеева П.В. и Панина А.В. М.: Проспект, 2004.

4. Мир философии. Ч. 1-2. М.: Политиздат, 1991.

5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1-4. СПб.: ТОО ТК “Петрополис”, 1994 1997.

6. Русский космизм. Антология. М., 1993.

7. Философский энциклопедический словарь. М. 1983.

13. Философские словари разных лет издания.

14. Хрестоматия по истории философии. Ч. 1-3. М.; ВЛАДОС, 1997.

15. Хрестоматия по философии: учебное пособие. Часть I и II. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2005 и 2008 гг.

 

Основная литература

1. Аристотель. Метафизика, Соч. в 4 т., М., 1975.

2. Беркли Д. Сочинения. М., 1978.

3. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1-3. М., 1977.

4. Достоевский Ф. Легенда о Великом инквизиторе/ Братья Карамазовы, М., 2000.

5. Илларион Слово о законе и благодати/ Древнерусская литература, М.,2007.

6. Декарт Р. Сочинения в 2 т., М., 1989.

7. Декарт Р. Размышление о первой философии/ Декарт Р. Сочинения, М., 2006.

8. Кант И. Критика чистого разума. М., 1993.

9. Локк Д. Избранные философские произведения в 2 т. М., 1960.

10. Лосев А.Ф. История античной философии. М., 1989.

11. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. т. 20.

12. Платон. Сочинения. В 3 т., М., Мысль, 1971.

13. Пуанкаре А. О науке, М., Наука, 1983.

14. Соловьев В. Три разговора. М., 2005.

15. Рассел Б. История западной философии. Кн. 1—3, Новосибирск, Изд-во НГУ. 1994.

16. Флоренский П. Философия культа, М., 2004.

 

Ресурсы электронной библиотеки и ссылки на Интернет-источники

1.Электронная библиотека, материалы различных семинаров, конференций и др. Сайт Сибирского отделения института философии РАН. http://www.philosophy.ru/library/vopros/00.html

2. Содержание журнала «Вопросы философии» с 1947г. http://books.myweb.ru

3. Монографии и статьи по философии.http://antology.rchgi.spb.ru/

4. Библиотека по философии Средневековья.

http://www.sol.ru/Culture/Filosofy/index.html

http://bgpi.ufanet.ru/prepstud/slava/filos.htm

5. Материалы по социальной философии и учебные пособия по общему курсу философии.

http://www.homestead.com/duluman

6. Курс лекций по философии и обширные материалы по темам религиеведения

проф. Дулумана Евграфа - доктора философских наук, кандидата богословия.

http://www.ugatu.ac.ru/first/first.html

 

 

Философия

На экзамене по философии необходимо продемонстрировать:
1. твёрдые знания основ философии (в пределах действующего Государственного образовательного стандарта для высшей школы по данной дисциплине);
2. владение основными понятиями теоретической философии;
3. способность рассуждать и размышлять на языке философских терминов, вести диалог по основным философским вопросам.

 

Организация экзамена

Экзамен проводится согласно расписанию. Экзаменационные билеты оформляются на кафедре философии. Каждый экзаменующийся получает 2 вопроса. На подготовку к ответу даётся 30 мин. Для ответа каждому экзаменуемому отводится до 10 мин.

Вопросы к экзамену по философии.

1. Общее понятие мировоззрения и его основные виды.

2. Предмет и основные проблемы философии.

3. Специфика философского знания. Место и роль философии в культуре.

4. Функции философии в культуре. Основные разделы философского знания.

5. Общее понятие онтологии. Содержание категории «бытие».

6. Современные философские и естественнонаучные представления о материи, движении, пространстве и времени.

7. Философия познания: чувственное и рациональное; интуитивное и логическое; знание и вера; истина и заблуждение.

8. Формы и методы научного познания.

9. Сознание, знание и познание. Основные формы и уровни познания. Роль практики и интуиции в познании.

10. Истина и заблуждение в познании.

11. Понятия метода и методологии. Классификация методов и форм научного познания.

12. Формы и методы эмпирического исследования и теоретического познания.

13. Философские учения о человеке. Особенности организации и развития человеческой целостности.

14. Индивид, индивидуальность, личность. Проблема смысла жизни человека.

15. Ценности человеческой жизни. Философское осмысление проблем жизни, смерти, любви.

16. Сознание и бессознательное. Идеальность сознания, его структура и функции.

17. Философия истории. Линейные и нелинейные концепции исторического развития.

18. Социальная философия. Понятие социальной целостности.

19. Общество как саморазвивающаяся система: особенности организации и развития социальной целостности.

20. Философия истории: движущие силы и субъекты исторического процесса; историческая необходимость, случайность и свобода выбора.

21. Философия религии. Этапы становления.

22. Философия культуры. Особенности организации, функционирования и развития культурных систем.

23. Сущность, основные категории и проблемы этики и эстетики.

24. Мораль и нравственность как предмет философского анализа. Основные понятия и проблемы этики.

25. Индийская философия: основные идеи и представители.

26. Китайская философия: основные идеи и представители.

27. Краткая характеристика основных этапов развития западноевропейской философии.

28. Ранние греческие мыслители о первоначалах и происхождении мира (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, пифагорейцы.)

29. Бытие и его выражение в мышлении (Парменид). Парадоксы движения, пространства и времени (Зенон).

30. Атомизм Демокрита: материалистический способ понимания бытия.

31. Античная философия: от космоса к человеку и обществу (софисты, Сократ).

32. Философия Платона: мир идей и мир вещей.

33. Философская система Аристотеля: учение о природе, познании и морали.

34. Греческие философы в поисках нравственных ориентиров и смысла жизни: киники, стоики, эпикурейцы.

35. Религиозные основания средневековой философии. Бог как абсолютное бытие.

36. Общая характеристика двух периодов средневековой философии Западной Европы (патристика и схоластика).

37. Проблемы универсалий (реалисты и номиналисты).

38. Проблема веры и разума в средневековой философии

39. Византийская философия средневековья.

40. Арабская философия средневековья (Аль-Фараби, Аль-Бируни, Ибн-Сина, Ибн-Рушд).

41. Философия эпохи Возрождения: основные проблемы и представители.

42. Основные идеи и представители рационализма (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) и эмпиризма (Ф.Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) в философии Нового времени.

43. Философия французского Просвещения: идеалы разума, свободы и прогресса (Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, П.Гольбах, Д.Дидро).

44. Немецкая классическая философия: основные принципы и представители.

45. И. Кант о чувственности, рассудке и разуме. Проблема познаваемости мира.

46. Философия Г. Гегеля: диалектическая концепция развития бытия и познания.

47. Неклассическая философия XIX в.: иррационалистическая ориентация (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Фр.Ницше).

48. Научная ориентация философии XIX в.: позитивизм О. Конта и Г.Спенсера.

49. Философия марксизма.

50. Основные направления, проблемы, представители западноевропейской философии ХIХ-ХХ веков (неотомизм, прагматизм, неопозитивизм, экзистенционализм, герменевтика).

51. Специфика русской философии ХI-ХIV веков: основные идеи и источники («Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», Поучение Владимира Мономаха).

52. Русская философия ХV-ХVII веков.

53. Формирование светской философии в России ХVII-ХVIII веков (М. Ломоносов, А.Кантемир, В.П.Татищев).

54. Основные направления и проблемы русской философии XIX в (А.С.Пушкин, П.Я.Чаадаев, Н.В.Гоголь).

55. Сравнительный анализ концепций славянофилов и западников.

56. Философско-этические идеи Ф.М. Достоевского.

57. Проблема цельного знания в философии Вл.С. Соловьева.

58. Техника и информация в современном мире. Глобальные проблемы современности.

Творческие задания

Данный вид работы предлагается студентам заочного отделения для креативного осмысления, переработки и закрепления изучаемого материала по теории и истории философии.

1. Напишите аргументированное эссе на тему: «Что такое философия?»

2. Напишите ответное письмо Вл. Соловьеву:

«…смысл жизни – не может быть принят извне по доверию к какому-нибудь внешнему авторитету, как что-то готовое: он должен быть понят и усвоен самим человеком, его верою, разумом и опытом».

3. Сравните основные положения даосизма и конфуцианства. Составьте таблицу. При составлении таблицы используйте схему: онтология, гносеология, понимание человека, образ мудреца, отношение к обществу.

4. Напишите философское эссе на тему: «Человек: смысл и цель его жизни».

5. Проинтерпретируйте афоризмы Конфуция:

• Учитель сказал: «Я передаю, а не сочиняю. Я верю в древность и люблю ее».

• Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывает в равновесии, может считаться достойным мужем.

• Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.

• Не познав себя, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя зн• Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами.

• Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.

• Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.

• Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном.

• Благородный муж помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот..

6.Проинтерпретируйте слова китайского художника Су Дунпо (1036-1101), исходя из учения даосизма: «Чтобы нарисовать бамбук, нужно чтобы он вырос внутри тебя самого. И только тогда, взяв кисть и пристально вглядевшись в него, ты ощутишь его образ. Быстро лови момент, иначе он может исчезнуть так же стремительно, как уносится заяц при приближении охотника».

7. Легенда о художнике Тао – цзы (701-792) гласит, что нарисовав пейзаж, он исчез в тумане им же нарисованного пейзажа. Напишите разъясняющий комментарий к этой легенде.

8.Прокомментируйте следующие высказывания И. Канта по проблемам философии этики:

• «Совесть действует в человеке, побуждая к определенным, поступкам, хотя нельзя ответить на вопрос, почему совершается тот или иной поступок, поскольку поступок совершается не по той или иной причине, а по совести».

• «Человек поступает согласно чувству долга не потому, что его что-то принуждает к этому, а потому, что в нем действует какая-то самопринуждающая сила. Человек может совершать моральный поступок, и уклоняясь от какого-то действия».

• «Многие вещи способны возбудить удивление, восхищение, но подлинное уважение вызывает лишь человек, не изменивший чувству должного, тот человек, для которого существует невозможное»

9. Интерпретируйте слова Х. Ортега –и Гассет: «Жить – значит вечно решать, кем мы станем»

Практикум

Практикум содержит тестовые задания по курсу философии и предназначен для организации текущего контроля и самостоятельной работы студентов.

Выскажите свои аргументы за или против следующих высказываний:

О философии

"Философия дарует человеку презрение к смерти" (Зенон). "Философия дала мне умение беседовать с самим собой" (Антисфен). "Философия приносит ту пользу, что дает способность говорить с кем угодно" (Аристипп). "Философия, или любомудрие, включает в себя удовольствия, удивительные по чистоте и неколебимости, и, разумеется, обладающим знанием проводить время в созерцании доставляет больше удовольствия, нежели тем, кто знания ищет" (Аристотель). "Философия, или любовь к мудрости, есть упражнение разума; путем размышления и собеседования она раскрывает смысл счастливой жизни и, в свою очередь, пользуется последней как своим источником. Ведь особенность философии по сравнению с другими науками состоит в том, что цель она видит в завершении своего труда и этим довольствуется" (Эпикур). "Философия разрабатывалась в течение многих веков превосходнейшими умами и тем не менее не имеет ни одного пункта, который не вызывал бы споров, и, следовательно, не был бы сомнительным" (Дени Дидро). "Может показаться удивительным, что великие мысли чаще всего встречаются в произведениях поэтов, чем в трудах философов. Это потому, что поэты пишут, движимые вдохновением, исходящим от воображения. Зародыши знания имеются в нас наподобие огня в кремне. Философы культивируют их с помощью разума, поэты же разжигают их посредством воображения, так что они воспламеняются скорее" (Рене Декарт). "Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией" (Франсуа де Ларошфуко). "Философию вообще нельзя выучить. Математике, истории, физике можно обучиться, а философии нельзя, можно только научиться философствовать. Философии нельзя обучиться уже потому, что она еще не существует в форме готовой, признанной науки. Всякий философ строит свою систему на обломках предыдущей, но никогда не была построена еще система, которая сохранилась бы во всех своих частях. Итак, философии нельзя обучиться уже потому, что ее еще нет до сих пор" (Иммануил Кант). "Выбор философской системы определяется тем, что ты сам за человек, ибо философская система не мертвая утварь, которую можно было бы откладывать или брать по желанию; она одушевлена душой человека, обладающего ею" (Иоганн Фихте). "Ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены" (Георг Гегель). "Когда какая-либо форма жизни стареет, философия начинает воспроизводить ее седину в серых тонах, и тогда ее уже нельзя помолодить, а можно только познать: сова Минервы начинает свой полет; лишь с наступлением сумерек" (Георг Гегель). "Философия есть нечто уединенное. Она, конечно, не дело улиц или рынков; она также далека от тех дел людей, в которые они вкладывают свои практические интересы, и от такого знания, в котором заключена их суетность" (Георг Гегель). "Философия не есть мирская премудрость, но познание немирского" (Георг Гегель). "Философия до сих пор терпела неудачи главным образом потому, что ее искали по пути науки, а не искусства. Философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука" (Артур Шопенгауэр). "Едва ли люди стали бы философствовать, если бы не было смерти" (Артур Шопенгауэр). "Мне моя философия ничего не дала, зато многое сохранила" (Артур Шопенгауэр). "Я никогда не претендовал, чтобы моя философия все исчерпывала и не оставляла больше вопросов. В этом смысле философия действительно невозможна, - это была бы наука всезнания" (Артур Шопенгауэр).

О человеке

"Человек есть мера всех вещей..." (Протагор). "Человек не выше и не ниже остальной массы живых существ" (Мишель Монтень). "Человек может быть лишь тем, кто он есть" (Мишель Монтень). "Чем старее человек, тем больше он - человек" (Бальтасар Грасиан). "Человек - всего лишь тростник, самый слабый в природе, но это мыслящий тростник. Не нужно Вселенной ополчаться на него, чтобы его уничтожить: достаточно пара, капли воды, чтобы убить его. Но, если бы Вселенная его уничтожила, человек все же оставался бы более достойным, чем то, что его убивает, ибо он знает, что умирает, тогда как о преимуществе, которое над ним имеет Вселенная, она ничего не знает" (Влез Паскаль). "Человек велик, сознавая свое жалкое состояние. Дерево не сознает себя жалким. Следовательно, бедствовать - значит сознавать свое бедственное положение, но это сознание - признак величия..." (Блез Паскаль). "Человек несчастен лишь потому, что отрекся от природы. Его ум заражен предрассудками..." (Поль Анри Гольбах). "Человека следует рассматривать как машину..." (Поль Анри Гольбах). "Человек есть продукт природы" (Поль Анри Гольбах). "Физиологическое знание о человеке исследует то, что природа делает из человека, прагматическая - то, что он в качестве свободно мыслящего существа делает или может и должен делать из себя сам" (И.Кант).
Человек может быть лишь тем, кто он есть; он способен выдумывать лишь в меру своего опыта; какими бы усилия он ни предпринимал, ему будет известна лишь собственная душа. (Монтень)
Человек - слуга и истолкователь природы. (Фрэнсис Бэкон)

Человек- произведение природы, он существует в природе, подчинен ее законам, не может освободиться от нее, не может - даже в мыслях - выйти из природы (П-А. Гольбах)
Быть человеком - значит быть борцом. (Гете)
Человек может быть определен как животное стыдящееся. (В.С. Соловьев)

Человек - творец и носитель культуры, которая является источником его свободы и активности. Весь жизненный мир человека - это то, что им истолковано (Э.Ротхаккер).
Я верю, что человек - продукт естественной эволюции, что он - часть природы, но, наделенный разумом и самосознанием, он превосходит ее. (Э.Фромм)
Человек в земной истории представляет собой последнюю ступень длинного ряда созданий, целью которых является организация совершенного тела. (Шлегель).

О справедливости, праве, управлении.

В каждом государстве есть три части: очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посередине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина - наилучшее, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше. (Аристотель).

Если не трогать имущество и честь людей, то они вообще довольны жизнью, и приходится бороться только с честолюбием немногих, которое можно обуздать разными способами и очень легко (Н.Макиавелли).

О свободе, судьбе, необходимости Покажи мне, кто не раб. Один в рабстве у похоти, другой у скупости, третий у честолюбия и все - у страха... Нет рабства позорнее добровольного... (Сенека).

Все во вселенной находится в такой связи, что настоящее всегда скрывает в своих недрах будущее (Г.В.Лейбниц).

Отказаться от своей свободы - это значит отказаться от своего человеческого достоинства, от права человека, даже от его обязанностей (Ж-Ж. Руссо).

Из-за незнания собственной природы и собственных стремлений, своих потребностей и прав человек, живя в обществе, утратил свободу и стал рабом (П-А. Гольбах).

Влиятельные личности благодаря особенностям своего ума и характера могут изменять индивидуальную физиономию событий и некоторые частные их последствия, но они не могут изменить их общее направление, которое определяется другими силами (Г.В.Плеханов).

Свобода - любовь. рабство - вражда. Выход из рабства в свободу, из вражды мира в космическую любовь есть путь победы над грехом, над низшей природой (Н.А.Бердяев).

О счастье

Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным. (Сенека).

Нет более ошибочного пути к счастью, чем жизнь в большом свете, среди суеты и шума светской жизни, ибо она имеет целью превратить наше жалкое существование в смену радостей, наслаждений, удовольствий (А.Шопенгауэр). Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают (Б. Паскаль); Счастье завоевывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля (Д. Писарев); У кого есть «зачем» жить, может выдержать любое «как» (Ф. Ницше); Каждый из нас – сын своих дел (Сервантес).

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь; Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека – быть полезным и иметь спокойную совесть (Л.Н.Толстой); «Поистине счастье доступно нам во всякой жизни, и стремление к нему присуще нам от природы. Но приближаются люди к счастью не через пороки и страсти…, но благодаря добродетели и скромности. Следовательно, для хорошего человека путь к счастью – прямой и не составляет трудностей…» (Л.Бруни).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...