Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика профессионального образования




1) Цели и задачи дисциплины. Взаимосвязь педагогических и специальных дисциплин.

2) Качества присущие преподавателю специальных дисциплин.

3) Учебный план. Методика его разработки (учебник стр. 8)

4) Учебный предмет в системе дисциплин учебного план.

5) Организационные формы обучения (учебник стр. 20)

6) Цели и содержание учебного предмета «Производственное обучение». (учебник стр. 6)

7) Тематический план учебного предмета.

8) Перспективно-тематический план. Методика его разработки.

9) Принципы разработки тематического плана.

10) Методика анализа и подбора учебной литературы

11) Анализ содержания тем программы учебного предмета.

12) Выбор средств наглядного обучения и технических средств (учебник стр. 29, 31)

13) Факторы, влияющие на выбор методов обучения (учебник стр. 30)

14) Выбор форм организации теоретического обучения

15) Распределение времени комбинированного урока между отдельными его элементами

16) Структура комбинированного урока и его элементы

17) Бинарные уроки

18) Подготовка инженера-педагога к занятиям (учебник стр. 48)

19) Оценка теоретических знаний (учебник стр. 38)

20) Методика устного изложения учебного материала преподавателем (учебник стр. 26)

21) Методы и средства контроля знаний и умений (учебник стр. 38)

22) Модульно-рейтинговая технология обучения специальным дисциплинам

23) Комплексно-методическое обеспечение специальных предметов швейного направления (проф. педагогика №37)

24) Методика анализа условий производственного обучения

25) Организационные формы процесса производственного обучения (учебник стр. 20)

26) Проблемное сообщение нового материала

27) Методы производственного обучения и их выбор (учебник стр. 25, 38)

28) Периоды производственного обучения

29) Словесные методы производственного обучения (учебник стр. 26)

30) Наглядность в обучении (учебник стр. 29)

31) Документация письменного инструктирования (учебник стр. 27, 79)

32) Практические методы производственного обучения (учебник стр. 33)

33) Методы программированного обучения

34) Планирование производственного обучения

35) Перечень учебно-производственных работ

36) Нормирование учебно-производственных работ (учебник стр. 59)

37) Комплексно-методическое обеспечение производственного обучения (проф. педагогика №33)

38) Подготовка мастера производственного обучения у занятиям (учебник стр. 56)

39) Схема плана урока производственного обучения (учебник стр. 73)

40) Распределение времени урока производственного обучения между его отдельными элементами

41) Методика проведения лабораторно практических работ по производственному обучению (учебник стр. 108)

42) Методика проведения игрового урока (учебник стр. 95)

43) Методика проведения интегрированного урока (учебник стр. 99)

44) Методика проведения бинарного урока (учебник стр. 99)

45) Методика анализа урока производственного обучения (учебник стр. 146)

46) Методика проведения экскурсии на швейное предприятие

47) Типы уроков производственного обучения (учебник стр. 63)

48) Учебные мастерские в швейных ПТУЗ

49) Вводный период производственного обучения

50) Подготовительный период в производственном обучении

51) Рабочая программа на подготовительный период

52) Период овладения специальностью

53) Анализ и проведение уроков производственного обучения при изготовлении индивидуальных заказов

54) Вводные инструктажи (учебник стр. 64)

55) Текущие инструктажи (учебник стр. 71)

56) Заключительные инструктажи (учебник стр. 72)

57) Оценка успеваемости учащегося (проф. педагогика №35, учебник стр. 134)

58) Воспитательная работа мастера (проф. педагогика №58)

59) Организаторская работа мастера

60) Методы проверки качества

61) Подготовка мастера производственного обучения к производственной практике

62) Организация производственной практики учащихся (учебник стр. 112)

63) Методика организации выпускных квалификационных экзаменов (ответ+учебник стр. 121)

64) Методика подготовки выпускной квалификационной работы (учебник стр. 121)

65) Учет успеваемости учащихся в период производственного обучения (учебник стр. 144)

66) Дневник производственного обучения учащегося

67) Самостоятельная методическая работа мастера

68) Нетрадиционные типы уроков

69) Самостоятельная работа учащегося

70) Внеклассная работа учащегося


 

1. Методика профессионального обучения (МПО) является одной из важнейших дисциплин в подготовке педагога профессионального обучения, как будущего специалиста, способного решать дидактико-технологические проблемы в учебных заведениях системы начального профессионального образования.

Основной целью изучения курса «Методика профессионального обучения» является подготовка будущих педагогов профессионального обучения к методически грамотному и творческому осуществлению педагогического процесса в учебных заведениях системы начального профессионального образования.

В основу курса МПО положено развитие профессионального методического мышления. Это будет достигаться за счет усиления в курсе процессуального аспекта деятельности педагога профессиональной школы, обеспечения вариативности лабораторно-практических работ и стимулирования индивидуальной учебно-творческой инициативы студентов.

Кроме того, курс МПО выполняет связующую функцию между специальной технической и психолого-педагогической подготовкой специалистов, интегрирует все предшествующие виды их подготовки: гуманитарную, естественнонаучную, отраслевую, обще-профессиональную, специальную.

При изучении дисциплины ставятся следующие задачи:

- сформировать у студентов систему знаний о дидактических основах процесса теоретического и производственного обучения в образовательных учреждениях системы начального профессионального образования (ОУ НПО);

- сформировать у студентов знания, умения в осуществлении теоретического и производственного (практического) обучения в ОУ НПО;

- обеспечить освоение технологии проектирования уроков теоретического и производственного (практического) обучения;

- сформировать у будущих педагогов профессионального обучения способности комплексно и адекватно применять технические, педагогические, психологические и другие знания и умения при решении методических задач.

2. Профессионально-важные качества - это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности.

1. Логическое мышление – отражает сформированность логических приемов мышления как совокупность действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений.

2. Педагогический артистизм – выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога.

3. Чувство юмора - помогает преподавателю нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе. Создание в группе дружеского эмоционального фона.

4. Душевная чуткость – своеобразный барометр, позволяющий педагогу чувствовать состояние учащегося, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается.

5. Высокая личная культура – область чел. деятельности связанная с самовыражением чел., проявлением его субъективности

4.

7. В тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программ по годам, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Тематический план может быть представлен в виде таблицы. Формы контроля определяются особенностями группы, в которой преподается данный предмет, спецификой самого учебного курса (например, необходимостью проведения практических и лабораторных работ), особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. В учебно-тематический план могут быть включены экскурсии, конференции и другие формы проведения занятий.

Содержание тем учебного курса

Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:

· единства содержания обучения на разных его уровнях,

· отражения в содержании обучения задач развития личности,

· научности и практической значимости содержания обучения,

· доступности обучения,

· соблюдения преемственности.

При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:

1. Название темы.

2. Необходимое количество часов для ее изучения.

3. Содержание учебной темы:

· основные изучаемые вопросы,

· практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении,

· требования к знаниям и умениям обучающихся,

· формы и вопросы контроля,

· возможные виды самостоятельной работы учащихся.

8. Перспективно-тематический план (ПТП) учебного процесса по дисциплине – это организация и методическая разработка системы уроков по всему учебному предмету направленная на обеспечение связи теоретическим обучением и производственным обучением, широкое применение средств, методов и форм обучения, на повышение самостоятельности и активности и контроль выполнения программы.

Структура перспективно-тематического плана: тема по программе, тема урока, № урока, цели обучения, формы организации обучения, организация деятельности учащихся на уроке, виды сам. Работы учащихся, методы обучения, учебно-методическая справочная литература, наглядные пособия дидактические материалы, программные средства, межпредметные и внутрепредметные связи, связь с производственным обучением, домашнее задание.

9. В тематическом плане должна быть раскрыта последовательность изучения разделов и тем программы, распределены учебные часы по разделам и темам дисциплины из расчета аудиторных занятий и максимальной учебной нагрузки студента. Образовательное учреждение имеет право включать дополнительные темы по сравнению с примерными программами учебных дисциплин. Перечень лабораторных работ и практических занятий, а также количество часов могут отличаться от рекомендованных примерной программой, но при этом должны формировать уровень подготовки, определенный Государственными требованиями, а также дополнительными требованиями, установленными самим образовательным учреждением.

Фактически разработка тематического плана – это разработка структуры учебной дисциплины, внутреннее упорядочение и установление согласованности учебных тем. Главными системообразующими факторами при определении структуры учебной дисциплины выступают объект изучения и его отношение к профессиональной деятельности специалиста. Если учебная дисциплина является научной основой для формирования профессиональной деятельности ее структура должна быть обусловлена логикой науки. Если учебная дисциплина представляет собой применение науки в практической деятельности, в основу ее структуры может быть положено либо логика науки, либо логика (последовательность) практической профессиональной деятельности. Если целью учебной дисциплины является изучение каких-либо объектов, в основу ее структуры закладывается классификация объектов, наиболее удобная для будущего пользования.

Разумно применять такую последовательность структурирования учебной дисциплины:

· выделение наиболее крупных структурных элементов-разделов с учетом назначения дисциплины;

· выделение основных тем учебной дисциплины по каждому разделу с учетом целей изучения дисциплины(требования к знаниям);

· выявлением внутрипредметных связей и выявление недостающих тем дисциплины;

· определения последовательности расположения тем на основе внутренних связей..

10. Анализ учебной литературы является чрезвычайно важным этапом работы преподавателя при его подготовке к занятиям. Целью такого анализа является выявление опыта преподавания учебного материала и выбор наиболее оптимального учебника для его дальнейшего использования. При этом также определяются недостатки имеющейся учебно-методической литературы и намечаются способы их компенсации с целью подготовки единой педагогической системы и завершенного учебного процесса.

Продуктом деятельности при анализе учебной литературы является перечень необходимых для учебного процесса учебников с четким указанием порядка и последовательности их использования.

Для определения алгоритма деятельности преподавателя по анализу источников информации следует обратиться к требованиям, предъявляемым к учебной литературе.

Целевой компонент проявляется в том, что при подборе учебника необходимо определить: для кого он предназначен, какие умения приобретаются обучаемыми при его освоении, на каком уровне они формируются и каковы критерии оценки деятельности обучаемых после освоения им учебного материала. Эти положения должны быть детализированы по каждому из разделов учебника. Уровень усвоения обосновывается и раскрывается в предисловии к учебнику и его разделам с помощью различных инструкций. В предисловии должна быть указана структура каждого из разделов и порядок работы с учебником. После ознакомления с предисловием у обучаемого и преподавателя должно сложиться четкое представление о результатах учебной деятельности, осуществляемой с помощью данного учебника, т.е. о том конкретном приращении опыта личности, которое будет получено. В этом случае можно будет отметить, что цель «диагностична». Как правило, такая методика описания цели в большинстве учебников для систем профессионального образования отсутствует. В лучшем случае в предисловиях указывается, для каких специальностей и специализаций, а также уровней квалификации предназначен тот или иной учебник. Отсутствие подробного описания цели учебной литературы затрудняет процесс выбора необходимого учебника, а также дальнейшую работу с ним.

Основные требования доступность, систематичность, иллюстративность представления учебного материала, оптимальность дидактического объема учебника, посильность представленного в нем материала для обучения, научность и связь с практикой. Кроме того, в данном случае определенную роль играет и правильность отображения рассматриваемых явлений, соответствие государственным стандартам в обозначениях, логичность и последовательность изложения учебного материала. При этом чрезвычайно важным является наличие логической четкости связей, обусловленности переходов и последовательность изложения.

К наиболее часто встречающимся недостаткам представления содержания учебников относятся:

- неправильное фиксирование причинных связей;

- взаимоисключающие утверждения;

- противопоставление понятий логической последовательности рассуждения;

 

- нечеткая формулировка при построении определений;

- неточность словоупотребления и неверное использование фразеологических сочетаний;

- излишний лаконизм.

Содержание учебника характеризуется также формой выражения, языком и стилем, так как в каждой области знания, в каждой профессии имеется свой круг идей, своя специфическая лексика, фразеологические выражения и традиционные приемы изложения материала. В техническом тексте, кроме того, должны соблюдаться такие требования как:

· использование официально принятой терминологии;

· соответствие терминов обозначениям;

· единообразие написания наименований и др.

Доступность учебника определяется использованием при составлении текста главных дидактических законов и принципов, среди которых должен быть принцип «от простого к сложному.

Кроме целевого и содержательного компонентов, следует анализировать еще и представленные в учебной литературе организационный и контрольно-коррегирующий компоненты. Это связано с тем, что современный учебник должен не только концентрировать необходимую информацию, но и отражать установку на обучение и основу учебной деятельности.

Суть органометрического метода состоит в том, что преподаватель, выделив необходимые показатели качества, оценивает каждый из учебников определенной суммой баллов. Пользуясь результатами качественного и количественного анализа, он и выбирает наилучший из учебников. Точность этого метода зависит от квалификации преподавателя, но при сравнении нескольких учебников это положение не влияет на результаты, т. к. при оценке различных учебников преподаватель обычно подходит с одними и теми же критериями.

В результате анализа может случиться так, что ни один из учебников не соответствует требованиям преподавателя. В этом случае необходимо определить степень участия иного учебного издания в учебном процессе. Необходимо также определить способы компенсации недостатков учебников.

11. Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:

· единства содержания обучения на разных его уровнях,

· отражения в содержании обучения задач развития личности,

· научности и практической значимости содержания обучения,

· доступности обучения,

· соблюдения преемственности.

При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:

1. Название темы.

2. Необходимое количество часов для ее изучения.

3. Содержание учебной темы:

· основные изучаемые вопросы,

· практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении,

· требования к знаниям и умениям обучающихся,

· формы и вопросы контроля,

· возможные виды самостоятельной работы учащихся.

12. Наглядность в обучении способствует активизации деятельности учащихся по овладению знаниями. Возможности современных информационных технологий обучения содействуют повышению интереса к изучаемому предмету и улучшению качества знаний учащихся.

При реализации принципа наглядности необходимо учитывать следующие обобщённые правила:

- Все, что можно, представлять для восприятия органами чувств.

- Не увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий.

- Используя наглядность, активизировать чувственный опыт учащихся, воспитывать внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.

- Варьировать наглядным образом, чтобы выявить существенные особенности изучаемого объекта (явления) и отделить от несущественных.

- Следить, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия.

- Использовать наглядность в качестве самостоятельного источника знаний.

- Помнить, что с возрастом предметная наглядность должна уступать место символической.

Исходя из правил применения принципа наглядности, можно сказать, что повышению интереса к изучаемому предмету и улучшению качества знаний учащихся в достаточной степени могут способствовать возможности современных информационных технологий обучения. Их использование позволяет широко применять графику, видео анимацию и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет рамки применения принципа наглядности. Это позволяет доходчивее передавать информацию обучаемому, увеличивает объем информации, сообщаемой на учебном занятии, облегчает ее понимание, способствует развитию интуиции, образного мышления.

Все средства обучения можно условно разделить на визуальные (зрительные), аудиальные (слуховые) и аудиовизуальные (зрительно-слуховые). К визуальным техническим средствам обучения относятся средства статической проекции (графопроектор, диапроектор, эпипроектор).

Система средств обучения строится согласно следующим принципам:

1. Оборудование должно полностью удовлетворять педагогическим требованиям, предъявляемым к другим элементам учебного процесса: наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемым и обозримым, иметь эстетический вид и т.п.

2. Количество и типы средств обучения должны полностью обеспечивать материальные потребности учебной программы в системе, но без излишеств.

3. Средства обучения должны соответствовать реальным условиям работы и потребностям местного населения.

13. Вопросы выбора наиболее адекватного в данной учебной ситуации метода обучения, оптимального для данных условий его применения составляет важнейшую сторону деятельности учителя. Поэтому педагогика и уделяет им особое внимание (см работы А.Н.Алексюка, Ю.К.Бабанского, М.И.Махмутова, Н.М.Мочаловой, И.Я.Курамшина). Рассмотрим факторы от которых зависит правильный выбор метода. Какие факторы влияют на выбор метода обучения? Исследования Ю.К.Бабанского, М.И.Махмутова и др. показали, что при выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

1)соответствие целям и задачам обучения и развития;

2)соответствие содержанию темы урока;

3)соответствие реальным учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности), особенностям класса;

4)соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения;

5)соответствие возможностям самих учителей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, методической подготовленностью, уровнем психолого-педагогической подготовки.

Цель урока всегда соотносится с возможностями средств ее достижения, а к ним относятся содержание и методы обучения. Но при разном содержании методы могут быть разными, поэтому при выборе методов учитываются сразу все названные критерии. Для этого требуется комплексный анализ содержания учебного материала и выявление его доступности для усвоения учащимися. Поэтому особенности учебного материала (его трудность, сложность, противоречивость, соотношение опорных и новых понятий) соотносятся с возрастными особенностями школьников

15, 16. Комбинированный урок представляет собой как бы соединение элементов теоретического и практического занятий. В практике обучения технологии очень часто возникает задача дать учащимся некоторый объем технических сведений с тем, чтобы на их основе построить практическую работу по применению этих знаний и формированию практических умений. Комбинированный урок создает для этого необходимые условия. В обучении технологии используется операционно-предметная система(изучение технологических операций на примере изготовления конкретных предметов), которой в наибольшей мере отвечают комбинированные уроки.

Структура комбинированного урока:

1.Организационная часть;

2.Сообщение темы и целей занятия;

3.Опрос учащихся по изученному материалу;

4.Изложение нового учебного материала и его закрепление;

5.Вводный инструктаж;

6.Пробное выполнение приемов практической работы;

7.Самостоятельная практическая работа и текущий инструктаж

8.Итоговая часть.

Идея данного урока состоит в том, чтобы совместить урок производственного обучения и урок спецтехнологии. Методика таких уроков находится на стадии экспериментальных проверок.

В чем же особенности таких уроков?

Ø совмещение в планировании изучения смежных тем теоретического и производственного обучения;

Ø планирование совмещенных уроков специальной технологии и производственного обучения по конкретной теме;

Ø особенная структура урока.

Структура урока не совпадает со структурой урока теоретического обучения или профессионального обучения, т.к. происходит сочетание, чередование процессов усвоения теоретических знаний и формирования профессиональных умений.

Содержание нового теоретического материала дается порциями, дозами, после каждой порции следует практическая деятельность учащегося (выполнение упражнения).

Структуру урока можно представить как последовательное чередование фаз. Каждая фаза состоит из 2-х шагов.

Первый шаг – усвоение теоретического материала.

Второй шаг – практическое формирование умений.

Структура фазы совмещенного урока

 

1-й шаг – 10-15 минут, 2-й шаг – 20-30 минут.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...