Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория потребительского выбора: ординалистский подход. Кривые безразличия и бюджет покупателя. Максимизация полезности потребителя.




Подход с позиций ординалистской концепции потребительского выбора предполагает использование кривых безразличия и бюджетной линии. Здесь индивидуальные предпочтения товаров строятся не на количественном измерении полезности, а на способности покупателей точно сказать, предпочитают ли они набор товаров А другому набору товаров В либо наоборот или оба набора потребителю безразличны. Полезность имеет в этом случае порядковую измеримость.

Кривая безразличия графически изображает наборы продуктов, обладающих одинаковой полезностью (рис. 3.4). Множество кривых безразличия составляют карту безразличия, где более высокая кривая безразличия отображает относительно большую полезность.

Кривые безразличия имеют нисходящий характер и демонстрируют уменьшающиеся предельные нормы замещения (МRS).

Рис.3.4. Кривая безразличия

Кривая безразличия — это:

1. Линия равного удовлетворения потребностей.

2. Линия, имеющая нисходящий характер, т. к. количество одного товара уменьшается, другого — увеличивается.

3. Линия, выпуклая к началу координат, т. к. предельная норма замещения одного товара другим (MRS) уменьшается при движении вдоль кривой.

4. Наклон кривой безразличия равен и имеет отрицательный знак. Поэтому

Если кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителя, то бюджетная линия определяет его возможности. Она представляет собой прямую линию с отрицательным наклоном, графически отображающую множество наборов из двух продуктов, требующих одинаковых затрат на их приобретение (рис. 3.5). Бюджетная линия характеризует реальную покупательную способность потребителя и соотношение цен приобретаемых товаров. При изменении дохода потребителя бюджетная линия смещается в соответствующую сторону и занимает положение, параллельное первоначальному. Изменение соотношения цен на товары приводит к изменению угла наклона бюджетной линии.

Рис.3.5. Бюджетная линия:
Н — доход не весь истрачен; W — недоступная комбинация товаров А и В

Точка касания бюджетной линией самой высокой кривой безразличия определяет равновесие потребителя. В этой точке он максимизирует удовлетворение потребностей. МRS в данной точке равна обратному соотношению цен товаров (рис. 3.6).

Рис.3.6. Правило потребительского выбора в ординалистской концепции

В точке С находится оптимальный для потребителя набор.

Условие максимизации полезности:

Заметим, что условие максимизации полезности, выведенное из анализа кривой безразличия и полученное в ординалистской концепции, совпадает.

25. Парадокс ценности (парадокс воды и алмазов, или парадокс Смита). Автором формулировки парадокса считается Адам Смит. Его суть: почему, несмотря на то, что вода для человека намного полезнее, чем алмазы, цена алмазов намного выше цены воды?

Классическая политическая экономия (А. Смит, Д. Рикардо,) объясняет это противоречие тем, что цена массовых товаров зависит не столько от их ценности для потребителя, сколько от стоимости (затрат рабочего времени) для производителя. Средние затраты на добывание стакана воды сопоставимы со средними затратами для добывания алмаза точно так же, как сопоставимы их цены (см. Трудовая теория стоимости).

Герман Госсен объяснял противоречие законом убывающей предельной полезности (первый закон Госсена): при непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы продукта ниже, чем предыдущей, то есть предельная полезность убывает по мере насыщения потребности. На цену и спрос влияет именно предельная полезность. Условно говоря, первый стакан воды может спасти от жажды, третий будет использован скорее для умывания, десятый будет использован скорее для мытья пола. Вода встречается чаще алмазов, поэтому удовлетворение потребности в ней происходит быстрее, чем удовлетворение потребности в алмазах.

Взгляды Госсена трансформировались в теорию предельной полезности в рамках австрийской экономической школы. Карл Менгер считал, что не имеет никакого значения, был ли найден алмаз случайно, или для его добычи понадобился труд тысячи рабочих на рудниках. Более того, в практической жизни никто не задаётся историей происхождения того или иного блага[1]. Из этого Менгер делает вывод, что ценность зависит от субъективной оценки людей, которые наиболее высоко ценят относительно наиболее редкие товары и услуги. Так, картина Леонардо да Винчи и картина современного посредственного художника, на написание которых был затрачен одинаковый труд, будут иметь различную ценность. Это противоречит трудовой теории стоимости, что дало основание представителям австрийской школы отрицать ее. При этом они игнорировали существенное условие — трудовая теория стоимости рассматривает условия массового товарного производства с применением (или возможностью применения) машин и автоматов. Ценообразование произведений искусства, антикварианта, опытных образцов классическая политэкономия обычно не рассматривает или делает это лишь косвенно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...