Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпринимательство как особый фактор производства.




Предпринимательство (бизнес) - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Как фактор производства обычно рассматривают предпринимательскую способность - особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства. Специфика этой разновидности человеческого ресурса состоит в умении и желании в процессе производства на коммерческой основе внедрять новые виды производимого продукта, технологий, форм организации бизнеса и возможность понести убытки.

В состав данного ресурса принято включать:

· предпринимателей, к которым относятся владельцы компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих;

· всю предпринимательскую инфраструктуру страны, а именно: действующие институты рыночной экономики (банки, биржи, страховые компании, консультативные фирмы и др.);

· предпринимательскую этику и культуру, а также предпринимательский дух общества

Риск - главная отличительная черта предпринимателя, а целью осуществления предпринимательской деятельности является максимизация дохода с помощью выявления наиболее эффективной комбинации факторов производства. Никто не гарантирует предпринимателю, что конечным результатом его деятельности будет доход или он понесет убыток.

Прибыль является вознаграждением за предпринимательский риск. Специфичность прибыли состоит в том, что предпринимательство, в отличие от капитала и земли, не осязаемо, а прибыль нельзя трактовать как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли. Прибыль обычно рассчитывают как разницу между выручкой и полными издержками.

Экономическая прибыль – это остаток после вычета всех издержек упущенных возможностей (явных и скрытых) из валовой выручки фирмы. Источники экономической прибыли связаны с функциями предпринимателя в экономической системе и особенностями предпринимательских способностей как особого ресурса. Выделяют следующие функции предпринимателя:

  • соединение ресурсов для производства товара или услуги;
  • принятие основных управленческих решений;
  • внедрение инноваций;
  • несение ответственности за риск.

 

75. При наличии внешних эффектов (экстерналий) часть выгод или издержек, связанных с конкретным видом деятельности или фактором производства, достается посторонним лицам. Внешние эффекты возникают, когда на значение функции полезности индивида или производственной функции предприятия непосредственно влияет производственное или потребительское поведение других лиц или организаций.

При отрицательных экстерналиях индивид или фирма перекладывает на других часть издержек. Наиболее очевидный пример — загрязнение атмосферы предприятиями или автомобилями, что представляет собой внешние издержки, поскольку снижает благосостояние окружающих. Если имеет место отрицательный внешний эффект, порождающее его производство товаров или услуг осуществляется в объемах, превышающих оптимальный уровень (на Рис. 2.1 общественно желаемый объем выпуска Qopt < объема выпуска рыночного Qрын). При этом предельные общественные издержки (MSC) превышают предельные частные издержки производства (MPC), то есть MSC > MPC.

При положительных экстерналиях посторонние лица бесплатно получают некоторые выгоды. Например, если человеку сделана профилактическая прививка от инфекционного заболевания, вероятность заболеть снижается не только для него лично, но и для тех, с кем он контактирует. Если бы сферы, порождающие положительные экстерналии, развивались исключительно под влиянием рынка, имело бы место недопроизводство соответствующих товаров и услуг по сравнению с оптимальным уровнем. Одним из примеров ситуации положительного внешнего эффекта в производстве могут быть финансируемые какой-либо фирмой исследования и разработки. Если их результаты становятся доступными другим фирмам, то они имеют чистый выигрыш, не неся никаких затрат на его получение. Предельные общественные издержки исследований и разработок, следовательно, меньше, чем предельные частные издержки (MSC < MPC). Ведь не несущие расходов компании за счет бесплатного доступа к результатам исследований и разработок добиваются снижения своих издержек. При положительном внешнем эффекте в потреблении предельная общественная выгода (MSB) выше предельной частной выгоды, то есть MSB > MPB.

Итак, к государственным способам решения проблемы отрицательных внешних эффектов относятся: корректирующие налоги (налог Пигу), субсидирование расходов на уменьшение загрязнения, выдача прав на загрязнение, государственная регламентация.

Нельзя полностью запретить отрицательные внешние эффекты, поскольку люди не готовы пожертвовать благами ради, например, чистого воздуха. Задачей государства должно являться достижение Парето-оптимального уровня выпуска, когда предприятия учитывают все издержки.

Корректирующий налог (налог Пигу), взимаемый фиксированной платой за каждую единицу выбросов, позволяет добиться снижения уровней вредных выбросов с меньшими издержками для общества. Налог Пигу равен величине отрицательного внешнего эффекта, то есть разнице между предельными общественными и частными издержками. Корректирующие налоги отличаются от большинства налогов, являющихся искажающими. В условиях экстерналий общество заботит благосостояние людей, подвергающихся их воздействию. Налоги Пигу изменяют стимулы в условиях наличия внешних эффектов, сдвигая распределение ресурсов ближе к оптимальному. Таким образом налоги Пигу являются не только источником денежных поступлений правительства, но и средством повышения экономической эффективности.

В случае загрязнения следует различать два типа регулирования посредством государственной регламентации: количественное и ресурсное регулирование.

 

76. Под общественным благом понимается благо, потребляемое коллективно. Общественное благо отличается двумя свойствами: неисключаемостью и неконкурентностью (несоперничеством) в потреблении.

Под неисключаемостью подразумевается техническая невозможность или запретительно высокие издержки предотвращения доступа к благу дополнительных потребителей, другими словами, невозможно исключить кого-либо из потребления данного блага, например, за счет введения системы цен. Данное свойство порождает проблему «безбилетника», ситуации, когда кто-то потребляет благо, при этом не оплачивая за него.

Неконкурентность (несоперничество) означает, что благо доступно одновременно многим потребителям, и предельные издержки его предоставления индивидуальному потребителю равны нулю. Блага, которым оба свойства присущи в высокой степени, называются чистыми общественными благами. Если хотя бы одно из указанных свойств проявляется лишь в ограниченной степени, налицо смешанное общественное благо.

Следует отметить, что образование и здравоохранение не являются общественными благами. Это примеры чистых частных благ, поскольку легко исключить из потребления этих услуг за счет введения определенной платы, а также в этих случаях проявляется свойство конкурентности.

Перегружаемые общественные блага обладают свойством неисключаемости, но при этом они конкурентны.

77. Асимметрия информации (information asymmetry) - положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая - нет.

Успех рынка зависит от того, насколько точно цены передают необходимую информацию. Рассматривая модель совершенной конкуренции, мы исходили из симметричного распределения информации, полной осведомленности участников рыночного процесса (покупателей и продавцов) об альтернативных издержках того или иного продаваемого экономического блага. Наличие точной информации не гарантирует успеха, но значительно облегчает его достижение, способствуя повышению эффективности координации, оптимальному распределению имеющихся ресурсов.

Однако реальная действительность далека от этой идеальной картины. Мы постоянно сталкиваемся с асимметрией информации. Рыночные цены, оказывается, содержат нечто большее, чем отражение факта пересечения кривых спроса и предложения. Потенциальные продавцы нередко скрывают истинные цели своего поведения и используют различные способы для получения преимуществ. Рыночный механизм оказывается несостоятельным в силу неполноты (асимметрии) информации.

Важной мерой борьбы с асимметрией информации являются рыночные сигналы. Сильным сигналом служат гарантии и поручительства. Немаловажным обстоятельством является репутация фирмы: марка учреждения, фирменные знаки и т.д. Дело в том, что поведение агентов после заключения контракта очень трудно предсказать. Нечестные индивиды будут выполнять условия договора по минимуму или даже уклоняться от их выполнения (если санкции не предусмотрены). Такой моральный риск (moral hazard) всегда существует. Он особенно велик в условиях совместного труда - работы командой, когда вклад каждого не может быть четко отделен от усилий других членов команды, тем более если потенциальные возможности каждого полностью неизвестны.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...