Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фома Аквинский (рубеж XI-XII вв.)

Миф о потопе

Древнее Двуречье, по тексту на глиняной табличке

Однажды рассердились боги на людей и решили устроить потоп. Но бог воды, добрый Эа, сообщил об этом одному человеку по имени Утнапишти. Тот построил корабль и погрузил туда весь свой скот и всю родню. И вот черная туча закрыла небо, грозно загремел бог грома. Когда же через шесть дней и семь ночей закончилась буря и выгля­нуло солнце, над водою был виден лишь маленький остров. Это была вершина высокой горы. Выпустил Утнапишти голубя, и прилетел тот обратно, не найдя сухого места. Выпустил ласточку, и ей пришлось вернуться. Выпустил ворона, и нашел ворон сушу. На вершине горы Утнапишти насыпал тростник, зажег огонь и принес богам жертву. Боги обрадовались приношению и простили людей, спасшихся от потопа. Сам же Утнапишти, единственный из людей, стал бессмертным.

Библейский миф о всемирном потопе

Родились у Адама и Евы дети, внуки и правнуки. Жизнь их была вовсе не райской - приходилось много трудиться, чтобы добыть себе пищу. Люди совершали дурные поступки и даже преступления. Стар­ший сын Адама и Евы, земледелец Каин, убил своего брата скотовода Авеля, и умножилось зло на Земле. Решил тогда Бог устроить потоп и уничтожить все живое. Пожалел только доброго и богобоязненного человека по имени Ной. По велению Бога Ной построил корабль - ков­чег. Вошли туда Ной с женою, трое их сыновей с женами и по паре всякой живой твари. Дождь шел сорок дней и ночей, и вода покрыла всю землю. Спустя много дней вода стала убывать и вершина горы Арарат поднялась над водной пучиной. Туда и пристал ковчег Ноя. Все погибли, кроме тех, кто был в ковчеге.

Выводы, которые обязательно должен сделать учитель после обсу­ждения, сводятся к следующему:

•мифы - это определенная картина мира и одновременно способ его постижения;

•мифы были своеобразным регулятором общественных отношений;

•мифологическое сознание содержит неразрывность связи чело­века и природы, перенесение человеческих качеств на природу, а черт животных - на человека.

Основные идеи древнеиндийской философии

Особенностью древнеиндийского общества было жесткое кастовое деление. Оно сохранилось в современной индийской деревне. Каждый знает свое место и обязанности. Раджпуты и неприкасаемые живут отдельно. Если неприкасаемый хочет пройти мимо дома раджпута, он должен снять обувь. Правительственные меры для улучшения положения низших каст встречают противодействие населения. Чем можно объяснить существование таких порядков в течение многих сотен лет?

Индусы верят в закон кармы: принадлежность к соответствующей касте определяется поступками человека в предыдущей жизни. Попыт­ки вырваться из своей касты нарушают космический порядок. Отсюда происходит вера в переселение души, которая переселяется в новое тело 12 раз. Кармическое предопределение и миграция души неизбеж­но подводят к идее пассивного, созерцательного, ненасильственного отношения к окружающему миру: тело человека есть лишь внешняя сторона его души, внешняя оболочка. Главное - это внутренняя сосре­доточенность.

Древнекитайская философская мысль

Древнекитайская философия связана с книгами. Всего их пять. Называются они «Пятикнижие» и включают «Книгу песен», «Книгу истории», «Книгу перемен», «Книгу обрядов», «Летопись Цунь-цю». Все они составляли мировоззрение каждого образованного китайца.

Самые значимые философско-религиозные учения Древнего Ки­тая - даосизм и конфуцианство.

Основные идеи даосизма изложены в «Книге о Дао и Дэ», записа­ны легендарным Лао-цзы. Мудрецы даосской школы считали, что Дао (буквально «метод», «путь») есть первоначало всех вещей, включая Небо и Землю.

Всеобщий закон Дао содержит и этические нормы, правила поведе­ния. Например, не кичись заслугами, не унижай слабого, довольствуйся малым, не ломай заданный свыше порядок и т. д. Человек объединяет темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное, занимает некое срединное положение в мире и призван преодолеть его расколо-тость на два начала: Инь (Свет) и Янь (Тьму).

Так говорил Лао-цзы

1. Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков.

2. Кто ведет войну ради человеколюбия, тот победит врагов.

3. Побеждающий других силен, а побеждающий самого себя мо­гуществен.

4. Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.

5. Когда множатся законы и приказы, растет число воров и раз­бойников.

6. Мудрец избегает всякой крайности.

7. Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.

8. Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.

Основателем конфуцианства является Кун-фу-цзы (Конфуций), живший в 551-479 гг. до н. э. Свои основные взгляды изложил в книге «Лунь Юй» («Беседы и суждения») в виде нравственных поучений, которые каждый образованный китаец учил наизусть еще в детстве и руководствовался ими всю жизнь.

В центре идей конфуцианства - проблемы воспитания, взаимоот­ношений между людьми, основанные на принципе: «Не делай другому того, что не желаешь себе».

Конфуций сформулировал основные положения о развитом спра­ведливом государстве и правила, которым следует подчиняться чело­веку в обществе:

1. Соблюдать все предписанные властями нормы поведения.

2. Тщательно следовать религиозным заповедям и соблюдать все религиозные обряды.

3. Сохранять постоянную преданность государю.

4. Уважать старших по положению и возрасту.

5. Вне зависимости от обстоятельств почитать родителей.

6. Быть всегда и везде вежливым.

Государственное управление основано на следующих принципах:

1. Вполне справедливым является то, что должны существовать те, кто угнетает, и те, кого угнетают.

2. Государь является сыном Неба, власть его божественна и он -властитель людских судеб.

3. Управлять государством означает лишь исправлять ошибки, до­пускаемые людьми, но не на основе законов, а на основе личного права.

4. Все люди делятся на две категории: высший слой, который со­ставляют люди умственного труда (в том числе и император), и низший слой, который составляют люди физического труда.

5. Благородные по своему происхождению участвуют в управле­нии государством, мелкие людишки - выполняют все основные обязательные работы.

Конфуций видел главное средство управления народом в силе примера и в убеждении. Он утверждал, что истины природы в жизни человека потому и остаются в мировой истории истинами, что они просты, как правда.

Вплоть до 1911 г. теория конфуцианства была основной государ­ственной доктриной в Китае.

Так говорил Конфуций

1. Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог.

2. По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.

3. Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.

4. Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.

5. Не беспокойся о том, что люди не знают тебя, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей.

6. Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, - размышление; второй, самый легкий, - подра­жание; третий, самый горький, - опыт.

7. В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотри­телен в речах.

8. Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, под­данный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном.

9. Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести.

10. Если мы так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?

Аристотель (384-322 гг. до н. э.)

Древнегреческий философ и ученый, энциклопедист, ученик и кри­тик Платона. Один из самых универсальных мыслителей в истории. В 17 лет он приехал в Афины из родного города Стагир, получил образо­вание, а затем преподавал в платоновской Академии. В 342-340 гг. был приглашен македонским царем Филиппом II как воспитатель для его сына Александра. В 335 г. до н. э. возвращается в Афины и основывает свою философскую школу - Липей (лицей).

Многие из произведений Аристотеля утеряны. Исследованию политико-правовых явлений посвящены такие сохранившиеся его ра­боты, как «Политика», «Афинская политая», «Этика».

Государственно-правовая проблематика рассматривается Аристо­телем с позиций идеального понимания греческого полиса (города-государства), в котором происходит политическое общение людей сво­бодных и равных.

Государство возникло подобно семье и селению в результате есте­ственного развития. Семья и селение - это первичные формы общения людей, государство - высшая форма, которая объединяет все остальные. В государстве все формы общения достигают своей цели (блага) и полу­чают завершение. Человек - существо политическое по своей природе, и в государстве он завершает свое развитие. Аристотель считает, что не все народности достигли такого уровня. Например, варвары, у кото­рых недостаточно развита человеческая природа, не способны создать политическую форму жизни. В этом проявляется эллиноцентристская позиция Аристотеля.

Государство, по Аристотелю, понятие сложное и представляет со­бой организацию, которая объединяет определенную совокупность граждан. Гражданином является только тот, «кто обладает совокупно­стью гражданских прав», может участвовать в законосовещательной и судебной власти государства. Определение государства зависит от понятия «гражданин...» В каждой форме государства имеется свое понятие гражданина; отсюда Аристотель делает вывод о том, что с из­менением понятия гражданина и, соответственно, формы государства изменяется само государство.

Критерий определения формы государства у Аристотеля - верхов­ная власть. Государственная форма определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Аристотель делит формы государства на правильные и неправильные. В правильных формах правители ру­ководствуются общественной пользой, в неправильных - личными интересами. Поэтому, по его мнению, возможны всего шесть форм государственного строя: три правильные и три неправильные. Из форм, имеющих в виду общую пользу, правильны: монархия (или царская власть) - правление одного; аристократия - правление немногих, но более одного и полития - правление большинства. Самой правильной формой из всех Аристотель считает политию. Все остальные являются отклонениями от политии. Как лучшая форма государства она соеди­няет лучшие стороны олигархии и демократии, но не имеет их недос­татков. Полития основана на «среднем элементе» - наилучшем классе общества со средним размером имущественного состояния, которому и принадлежит власть в государстве.

Все правильные формы государственного устройства могут при известных условиях отклоняться и вырождаться в неправильные. Та­ких форм три: тирания, олигархия, демократия. Аристотель критикует крайнюю демократию, так как власть в ней принадлежит демосу, а не закону, и с одобрением относится к цензовой демократии, которая счи­тается с законом и основывается на примирении богатых и бедных. Тирания - наихудшая из форм государственного строя и всего дальше отстоит от его сущности. Тирания - безответственная власть монарха, не направленная на защиту интересов подданных, она всегда возникает против их желания.

Олигархия - вырожденная форма аристократии, считает Аристо­тель. Это своекорыстное господство меньшинства, состоящего из бога­тых (как и демократия - своекорыстная форма господства большинства, состоящего из бедных).

Отсутствие равенства, по мнению Аристотеля, есть та причина, по которой в государстве происходят междоусобицы и мятежи. Когда в об­ществе нарушается относительный характер равенства и искажается принцип политической справедливости, возникают перевороты.

Принцип политической справедливости требует руководствоваться либо количественным равенством, либо равенством по достоинству. В демократии равенство относительное влечет за собой абсолютное равенство, а в олигархии, наоборот, относительное неравенство вы­зывает неравенство абсолютное. Такая ошибка в исходных принципах государственных форм и приводит к переворотам.

Аристотель создал свой проект идеального государства. В нем большое число рабов.

При этом рабы исключаются из числа членов общества, обладаю­щих политическими правами. Они даже не входят в состав аристоте­левского государства. Рабы - это экономическая и социальная предпо­сылка, но не его признанный политический элемент. Гражданских прав лишены также ремесленники, торговцы, «толпа матросов».

Территория государства должна быть хорошо ориентирована по отношению к морю и к материку. Земля в государстве делится на две части: для общего пользования и для частного владения граждан.

Хороший законодатель, истинный политический деятель, по мне­нию Аристотеля, должен обеспечить гражданам досуг и мир, поскольку «конечной целью войны служит мир, работы - досуг». Аристотель вы­соко ценил благо мира. Он считал войну противной идее права.

Аристотель считает, что право - это политическая справедливость и норма политических отношений между людьми.

Политическое право бывает двух видов - естественное и условное (волеустановленное). Естественное право, по мнению Аристотеля, - это то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. К условному праву он относит всеобщие согла­шения и установления закона, причем последние делятся на писаные и неписаные. Неписаные законы включают в себя также правовые обы­чаи (обычное право).

Одним из главных качеств закона является его соответствие праву и политической справедливости. Отступление закона от права приводит к вырождению закона в средство деспотизма. Политическое правление основано на законе и не зависит от людей. Аристотель считал, что пра­вители подвержены чувствам, закон же - «уравновешенный разум».

Платон (423-347 гг. до н. э.)

Великий мыслитель античности, ученик Сократа. Основал в Афи­нах Академию, из которой вышло много древнегреческих ученых.

Основу философского учения Платона составляет учение об «иде­ях», которые вечны, неизменны, не зависят от бытия, пространства и времени. Они соотносятся с «триадой» - «единое», «ум», «душа».

«Единое» - основа всего бытия, не имеет признаков, ни начала, ни конца, бесконечно в пространстве и времени.

«Ум» - порождение блага народа, присутствует лишь у живых су­ществ.

«Мировая душа» - бессмертна и является порождением ума.

Такова, по мнению Платона, справедливая философская теория развития, на основе которой он объясняет причины возникновения неравенства людей, организацию общественной мысли.

Платон создал проект идеального государства, исходя из идеи справедливости. Согласно этой идее справедливый человек похож на справедливое государство. Три начала в душе человеческой (разумное, яростное, вожделеющее) соответствуют трем началам в государстве (совещательному, защитному и деловому). Этим государственным на­чалам соответствуют три сословия: правители, воины и производители. Платон считал справедливым то, что каждое начало занимается своим делом и не вмешивается в другие. Во имя единства государства эти три сословия должны быть подчинены иерархически.

Философам дана способность рассуждать и поэтому они господ­ствуют. Воины олицетворяют яростное начало, они подчиняются фи­лософам, защищая их с оружием в руках. Третье начало - вожделею­щее - представляют ремесленники и земледельцы. Они подчиняются первым двум.

Идеальное государство (полис) - это совместное поселение. Чтобы удовлетворить потребности всех, необходимо разделение труда между жителями государства.

Для основания иерархии сословий в идеальном государстве Платон придумал миф о том, что бог в первое сословие при рождении добавил золото, во второе - серебро, в третье - медь и железо. Платон допускал переход из одного сословия в другое.

Воины (стражи государства) должны жить коллективно, на основе солидарности и равенства. Им запрещается прикасаться к золоту и се­ребру. Женщины имеют равные права с мужчинами. Детей двух первых сословий воспитывает государство, семьи как таковые им не нужны.

Об устройстве жизни третьего сословия Платон не пишет, считая это компетенцией властей идеального государства. Третье сословие в принципе свободно, как и первые два.

Платон обращает внимание на значение в государстве имуществен­ного неравенства. Он за умеренность, средний достаток.

Идеальное государство Платона - это справедливое правление луч­ших. Такое правление и действие справедливых законов - две главные черты идеального государства.

Форма правления - аристократия (если правителей несколько). Царская власть также подходит для идеального устройства.

Платон считал, что существует пять форм государства - аристокра­тия, тимократия, олигархия, демократия и тирания. Они соответствуют пяти видам душевного склада. Между формами государства существует связь. Платон характеризует их по мере деградации. Так, идеальная аристократия портится из-за появления частной собственности на зем­лю и жилища, и свободные граждане превращаются в рабов. Яростное начало побеждает разумное, и аристократия переходит в тимократию. Государство ведет бесконечные войны, в результате у некоторой ча­сти граждан накапливается богатство. Так появляется олигархический строй. Бедная часть граждан недовольна правлением, и это недовольст­во приводит к перевороту. На смену олигархии приходит демократия. Платон считает этот строй приятным и разнообразным, но без должного управления. При демократии все (равные и неравные) несправедливо уравниваются.

Таким образом, причину смены форм г осударства Платон видит во внутренних противоречиях, в злоупотреблении основным принципом государственного устройства (например, в олигархии - богатство, в де­мократии - свобода). Из демократии возникает тирания. По мнению Платона, если дать гражданам слишком много свободы, они выберут себе тирана - «ставленника народа». В таком государстве неизбежно беззаконие, насилие и произвол. Для Платона это наихудшая форма государства.

Политика, по мнению Платона, - царское искусство, которое тре­бует знаний и умений управлять народом. Если в государстве есть способные правители, то они могут обойтись без законов. Если таких правителей нет, то государство должно управляться с помощью законов. С этой точки зрения Платон различает семь форм государственного устройства.

Кроме идеального государства, (где у власти разумные правители) существуют три вида правления: монархия, власть немногих, власть большинства (демократия). В зависимости от законности правления каждый вид подразделяется еще на два: законная монархия - царская власть, противозаконная - тирания; законная власть немногих - аристо­кратия, незаконная - олигархия. Кроме того, есть демократия - с зако­нами и без них. Таким образом, в основе платоновской системы лежит принцип законности.

Платон создал второй проект идеального государства. У власти в нем находятся 37 правителей, избранных народом. Возраст этих лю­дей - от 50 до 70 лет. У власти можно быть не более 20 лет. У этих «стражей закона» есть широкие полномочия, но основой правления являются законы. К высшим органам государства также относится выборный совет и 360 членов (по 90 человек от каждого класса). Граждане в государстве делятся на четыре класса по имущественному цензу. Народное собрание обязательно для посещения только первых двух классов. Большое количество должностных лиц и военных чинов избираются только после докимасии, т. е. проверки на правомочность их претензий. Кроме того, там имеется особый надгосударственный орган власти - «ночное собрание» из 10 самых мудрых стражей для решения самых важных государственных вопросов. Земля считается общей собственностью государства. И только 5040 граждан на правах владения по жребию получают земельный участок и дом.

Быт второго государства похож на быт первого, в основе которого заложен порядок, коллективизм, единомыслие и т. п.

Платон называет два государственных строя. В первом у власти находятся разумные правители, во втором - правители, которые должны пользоваться законами. Эти законы справедливы, так как создаются на благо всех граждан. При создании справедливых законов надо огра­ничивать власть правящих и свободу управляемых. Отдельной вла­стью не является правосудие. Каждый правитель выступает как судья. К осуществлению правосудия должны привлекаться и все граждане государства; возможна и защита в суде.

Рабы гражданами государства не считаются.

Основной принцип существования платоновского государства -не государство существует ради человека, а человек живет ради госу­дарства.

Средневековая философия

Августин Блаженный (354-430 гг.)

Основные взгляды:

1. Высшим бытием для каждого от простого смертного до правителя страны является Бог и служение Богу.

2. Общественный порядок в государстве должен строиться на ос­нове вечных и неизменных божественных идей.

3. Существующий мир является своеобразной лестницей существ, постепенно восходящих по своим нравственным качествам к соз­дателю.мира.

4. При этом человек соединяет в себе одновременно природу материаль­ных тел и обладает сверх того разумной душой и свободой воли.

5. Сама душа, являясь бессмертной и нематериальной, свободна в выборе решений.

Фома Аквинский (рубеж XI-XII вв.)

Основные взгляды:

1. Человек по своей натуре является средоточием мерзостей, греха и поэтому он является «пищей червей».

2. Только в церкви человек может очиститься и спастись от пер­вородного греха.

3. Вся жизнь человека должна быть посвящена Богу при полном отказе от всех земных радостей.

Таким образом, в период раннего средневековья признается пра­вильность взглядов, в которых отражается полное презрение к миру, житейским потребностям человека; отрицается красота человеческого тела, радостей семейной жизни; доказывается справедливость нару­шения нравственных норм, если это угодно Богу; в основе развития общества лежит проповедь сурового аскетизма.

Эпоха Возрождения

История XIV-XVI вв. известна как эпоха Возрождения, или Ренес­санса. Культура этой эпохи получила название гуманизма. Философы эпохи Возрождения считали:

1. Бог является творческим началом и уподобиться ему - главная задача для каждого человека.

2. Это возможно лишь в земной жизни, которая является основой бытия.

3. Все сущее имеет природное начало.

4. Человек создан для наслаждения и окружающий его мир должен быть прекрасным, чтобы соответствовать состоянию человека.

5. Личность, ее интересы и права являются мотивом любой дея­тельности.

6. В основе их политических идей лежит вера в могущество от­дельной личности в установлении государственного устройства и его совершенствовании.

Одним из самых ярких и в то же время противоречивых представи­телей этого периода является Николо Макиавелли (1469-1527).

Всемирно известна его книга «Государство». В ней он исследует государство с точки зрения его процветания и благополучия, не ставя цель описать идеальную форму строя государственного. Все, что слу­жит целям политики, признается хорошим; все, что им противодейству­ет - плохим. Для достижения намеченных целей правительство может использовать любые средства: ложь, обман, вероломство, жестокость, измену и т. п.

Он разделял, как и Аристотель, все формы государственного прав­ления на три группы: монархию, аристократию, демократию. Однако Макиавелли равнодушно относится ко всем трем формам, так как убе­жден, что целью каждого правительства является любой ценой сохра­нение существующего общественного строя.

Основные идеи Макиавелли:

•цель всегда оправдывает средства;

•побудительными мотивами деятельности людей является мате­риальный интерес;

•правовые установления должны быть отличны от религиозных;

•высший закон политики - благополучие и сила государства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...