Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос. Экономические системы. Формы экономических систем. Основные различия.




Экономическая система (англ. Economic system) — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:

·социально-экономические отношения;

·организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;

·хозяйственный механизм;

·система стимулов и мотиваций участников;

·экономические связи между предприятиями и организациями.

Современная рыночная экономическая система

Рынок — сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного — их можно посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование — очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства. Но и сама суть прав, обретенных человеком в условиях правового государства, есть право свободы потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как ему представляется, в рамках его финансовых возможностей. Человеку необходимо, чтобы права на собственность были нерушимыми, и в этой защите своих прав основную роль играет он сам, а роль по защите от незаконных посягательств на собственность гражданина других граждан берет на себя государство. Такой расклад сил удерживает человека в рамках закона, так как в идеале государство стоит на его стороне. Закон, который начинают уважать, какой бы он ни был, становится справедливым хотя бы для того, кто его уважает. Но, защищая права граждан, государство не должно переходить границу, как тоталитаризма, так и хаоса. В первом случае инициатива граждан будет сдерживаться или проявляться в извращенном виде, а во втором — государство и его законы могут быть сметены насилием. Однако «дистанция» между тоталитаризмом и хаосом достаточно велика, и государство в любом случае должно играть «свою» роль. Роль эта заключается в эффективном регулировании хозяйства. Под регулированием следует понимать весьма широкий спектр мер, и чем эффективнее его использование, тем выше доверие к государству.

Отличительные черты:

·многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных видах;

·развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

·ограниченное вмешательство государства в экономику, однако роль правительства в социальной сфере по-прежнему велика;

·изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);

·рост уровня образования (послешкольное);

·новое отношение к труду (творческое);

·повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);

·гуманизация экономики («человеческий потенциал»);

·информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);

· ренессанс малого бизнеса (быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции);

·глобализация хозяйственной деятельности (мир стал единым рынком).

Традиционная экономическая система

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанной на общинном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.

В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность – активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказания социальной поддержки беднейшим слоям населения. Традиционная экономика основана на традициях, передающихся из поколения в поколение. Эти традиции определяют, бывают товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Такой тип экономики сохраняется сегодня в ряде так называемых слаборазвитых стран, в которые технический прогресс проникает с большими трудностями, ибо он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих системах обычаи, традиции.

Преимущества традиционной экономики

·стабильность;

·предсказуемость;

·добротность и большое количество благ.

Недостатки традиционной экономики

·беззащитность перед внешними воздействиями;

·неспособность к самосовершенствованию, к прогрессу.

Отличительные черты:

·крайне примитивные технологии;

·преобладание ручного труда;

·все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;

·организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.

Традиционная экономическая система: Буркина-Фасо, Бурунди, Бангладеш, Афганистан, Бенин. Это наименее развитые страны мира. Экономика ориентирована на сельское хозяйство. В большинстве стран преобладает разрозненность населения в виде национальных(народных) групп. ВНП на душу населения не превышает 400 долларов. Экономика стран представлена в основном сельским хозяйством, редко горнодобывающей промышленностью. Всё, что производится и добывается не в состоянии прокормить и обеспечить население этих стран. В противовес этим государствам выступают страны с более высоким доходом, но тоже ориентированные на сельское хозяйство – Азербайджан, Котд-дИвуар, Пакистан.

Административно-командная система (плановая)

Эта система господствовала ранее в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами по средствам повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

Основные черты:

·государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

·сильная монополизация и бюрократизация экономики;

·централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

·непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

·государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

·государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической системы характерен для: Кубы, Вьетнама, Северной Кореи. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли. ВНП на душу населения немного превышает 1000 долларов.

Смешанная система

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:

·обеспечение занятости;

·полное использование производственных мощностей;

·стабилизация цен;

·параллельный рост заработной платы и производительности труда;

·равновесие платежного баланса.

Отличительные черты:

·приоритетность рыночной организации экономики;

·многосекторность экономики;

·государственное УПРАВЛЯЮЩЕЕ предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;

·ориентация финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;

·социальная защита населения.

 

 

2 вопрос.Методы определения производительности труда.

·Методика расчета производительности труда (далее - Методика) разработана Министерством труда и социальной защиты с участием Министерства экономики, Министерства статистики и анализа во исполнение поручения Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 2006 г. № 30/161, 225-2547.

2. В Методике учтены: международный опыт расчета производительности труда в целом по экономике, возможности информационной базы в Республике Беларусь, а также сложившаяся в республике практика расчета производительности труда на уровне отрасли и конкретной организации.

3. Методику рекомендуется применять при расчете производительности труда на двух уровнях: конкретной организации и отрасли.

4. Производительность - показатель эффективности производства, характеризующий выпуск продукции в расчете на единицу используемых ресурсов, факторов производства и представляющий собой соотношение объема производства и затрат трудовых ресурсов.

5. В целях единого подхода к расчету производительности труда, как на уровне конкретной организации, так и на уровне отрасли в методике использован стоимостный метод как наиболее распространенный.

· МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИНАМИКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА НА УРОВНЕ ОРГАНИЗАЦИИ

9. В структурных подразделениях организации сопоставление производительности труда осуществляется по ее динамике (темпу), т.е. путем сравнения показателя производительности в данном (отчетном) периоде с показателем производительности в предшествующем периоде, принятом за базу (базисный период). В результате сравнения получается индекс, определяемый в виде коэффициента или в процентах.

Так, если обозначить производительность в отчетном периоде через ПТ1, а в базисном - через ПТ0, то индекс производительности (Iпт) будет равен:

Iпт = ПТ1 / ПТ0,

а процент роста производительности (Рпт):

Рпт = (ПТ1 / ПТ0) x 100.

10. При определении индексов производительности по нескольким структурным подразделениям (цехам) организации, выпускающим одинаковую продукцию, величина их будет зависеть не только от производительности в каждом структурном подразделении (цехе), но и от изменения удельного веса структурных подразделений с различным уровнем производительности труда.

11. Индекс производительности переменного состава определяется путем сопоставления средних уровней производительности отчетного и базисного периодов и отражает не только уровень производительности труда в отдельных структурных подразделениях (цехах), но и структурные изменения, т.е. изменения удельного веса их с разным уровнем производительности.

12. Наряду с индексом производительности переменного состава для определения роста производительности труда без учета структурных сдвигов определяют индекс производительности постоянного состава.

Этот индекс рассчитывается путем взвешивания частных индексов производительности в отдельных структурных подразделениях по отработанному времени (или численности работающих) в отчетном периоде. Формула для расчета этого индекса следующая:

Iпос = (SUM Iптi x Чi) / (SUM Чi),

где Iпос - индекс производительности постоянного состава;

SUM Iптi x Чi - сумма произведений частных индексов роста производительности по каждому структурному подразделению и численности работающих в отчетном периоде;

SUM Чi - сумма численности работающих в организации (ППП) в отчетном периоде.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...