Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Монополистическая конкуренция. Равновесие фирмы-монополистического конкурента




Монополистич конкур – тип рын структуры, возникающий в результате деффиренциации товаров (усл), т.е. когда много конкуренции и мало монополии, а монопольная власть относительно невелика. Черты моноп конкуренции:

1-на рынке достаточно много фирм и покупателей, доля каждой фирмы невелика, что дает установить монопольную цену и монопольную власть. 2 – фирмы производят товары одинаковые по назначению, но разнообразные по ряду средств (цвет, упаковка, хим. Состав и др.). Разнообразие свойств товаров появляется в разнообразии товарных марок, кот является выражением монополизма фирм – монопольных конкурентов на рынке.3 – барьеры для входа в отрасль незначительны, они связ только с необходимостью завоевания имиджа.4 – невозможный тайный сговор по ограничению пр-ва и влияния на цены, но фирмы могут в небольших пределах оказывать влияние на цену товара (привязанность потребителя к тов знаку). 5 – совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка.

В условиях моноп конкуренции наблюдается континуум товаров, т.е. непрерывное многообразие в условиях продажи (время работы, купоны; в свойствах товаров и др.). В этом плане большое значение для потребителей явл не цена, но и неценовые факторы. Надо иметь в виду, что дифференциация товаров – это явление положительное, но увеличение ассортимента может достичь такого уровня, когда разумный выбор потребителя станет трудным и будет занимать много времени. Экономические последствия мон конкуренции: 1-недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т.е. возникают убыточные производственные мощности. 2-потребители не получают товар по наименьшей цене. 3-приспособление продукта к потребительному спросу требует дифференциации и совершенствования.4-приспособление потребителей спроса к продукту вызывает совершенствование рекламы. Названные 2 вида приспособления в определенной степени компенсируют моноп конкуренцию, однако экономич и соц эффективность не достигается. Мон конкур менее эластична чем соверш, но более чем монополия. В РБ пр-во зубной пасты, шок.батончики.

 

Олигополия. Ценообразование в условиях олигополии.

Олигополия- рыночная структура, для которой характерны следующие черты: 1.На рынке работает несколько крупных фирм, как правило, от 3 до 10. 2.Олигополистические фирмы могут производить как однородные, так и разнородные товары. 3.На рынке олигополии существуют большие барьеры для входа в отрасль и работы на этом рынке. 4.Отдельные фирмы-олигополии не оказывают влияния на цены, т.к. с одной стороны, понижение цены может привести к ценовой войне, с другой-повышение цены приводит к потере доходов фирм. На рынке олигополии цены регулируются двумя методами: 1) Метод следования за лидером. 2)Метод соглашений, или метод сговора. Фирмы на рынке олигополии за счет регулирования цен устанавливают монопольную цену и получают монопольную прибыль как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Эта рыночная структура, так же как и монополия, является менее эффективной по сравнению с совершенной конкуренцией.

 

 

Рынки ресурсов и их особенности

Рынки ресурсов пр-ва – рынки, на кот в результате взаимодействия спроса и предлож формируются цены на труд, капитал и природные ресурсы в форме з/пл,.

Рынок пр-ва ресурсов выступает в условиях: совершенной конкур (никто не влияет на цены ресурсов) и несовершенной конкур (могут влиять). Для каждого типа и качества ресурсов имеются отдельные рынки: труда, капитала, природных ресурсов. Они имеют некоторые особенности, отличающие их от рынка потребит товаров:

1. покупателя на рынке ресурсов интересуют блага производств. назначения. Его цель – произвести с их помощью др блага и услуги и получать max прибыль.

2. спрос на ресурсы, где основными факторами выступают: эффективность ресурса при пр-ве блага и рыночная стоимость (цена) блага, выпущенная при помощи данного ресурса (цена ниже – спрос меньше).

3. цена ресурса для фирмы- покупателя явл ее издержками (зп, %, рента - издержки), а для продавца – это факторный доход.

4.при анализе спроса на ресурсы надо учитывать их взаимодополняемость, т.к. факторы производства не используются отдельно, а их сочетание определяет оптимальный объем выпуска.

5. рынки капитала и земли имеют двойную оценку (текущая амортизация, рента; капитальную цену – при продаже), а рынок труда только текущую ЗП, т.к. носитель труда не продается.

6. фирма покупает такое кол-во ресурса, чтобы обеспечить оптимальный объем выпуска, при котором она получает max сумму прибыли.

 

 

Рынок труда, его особенности в РБ.

Рынок туда-совокупность товарно-денежных отношений между продавцами и покупателями услуг труда. Продавцами на рынке труда явл. Домашние хозяйства, покупателями-фирмы, государства. Сущность рынка труда проявляется в его функциях:

1. ценнообразующей -формирует национальный уровень оплаты труда;

2. регулирующей -оеспечивает пропорциональное распределение рабочей силы по сферам экономики;

3. стимулирующей -смимулирует эффективную и рациональную занятость населения;

4. социальной -регулирует распределение доходов населения;

5. информационной -информирует о соотношении спроса и предложения рабочей силы, уровне оплаты труда и т.д. Спрос на рынке труда-это количество труда, которое готова купить фирма при каждом данном уровне ЗП,т.е. цены труда. Предложение труда-кол-во труда, которое готовы предложит собственники рабочей силы при определенном уровне ЗП. Совокупное рыночное предложение труда-сумма индивидуальных предложений со стороны всех домашних хозяйств.

Равновесие на рынке труда-равенство спроса на труд и предложение труда, которое в условиях совершенной конкуренции устанавливается в руз-те колебаний спроса и предложения труда в ходе конкуренции. Равновесная цена труда – это такой уровень з/п, при котором спрос на раб.силу равен ее пред-ю и никто не заинтересован в нарушении этого равновесия.

 

 

ЗП. Формы и системы ЗП

З/п – это ден. (натур.иногда) коменсация работнику за совершенный труд.

Номин.з/п – это сумма денег, кот.начисляется и выплачивается работнику за его труд.

Реал.з/п – это то кол-во товаров и услуг, которое работник может приобрести за свою номин.з/п.

Формы з/п:

1) повременная – это ф.оплаты труда, при кот.величина з/п зависит от фактически отраб-го времени (почасовая, дневная, нед., мес.з/п). Она основана на тариф.ставке (это уст.размер оплаты труда рабочего, соот-го разряда за опр-ое время труда.

2) сдельная (поштучная), при кот.величина заработка рабочего устанавливается в зависимости от кол-ва изготовл.изделий или выполненных операции.

Механизм начисления з/п служит действ.механизмом в эк.развитии. На этой основе были разработаны различные системы з/п:

1) система Фридерика Тейлора – опр-ся самый оптимальный режим раб.движения, которому потом обучились все рабочие; за счет этого возрастала производительность труда.

2) система Генри Форда - ввел технич.усовершенствование, внедрил конвейерную систему, т.е. ритм операций опр-ся конвейером, про-ть труда еще более возросла; увеличились доходы предпринимателей и часть ср-в для стимулирования труда рабочих.

Со временем появились системы, учитывающие не только эк.интерес работника, но и соц., псих., нравств.-этич., семейные аспекты:

- система участия в прибылях4

- система чел.отношений;

- система пожиз.найма (для Японии хар-на).

Рынок капитала

Рынок капитала-совокупность отношений между продавцами и покупателями капитала.

Капитал как эк.категория-эк.отношения между субъектами экономики, связанные с получением прибыли. Капитал как фактор производства-эк. Ресурс, вовлеченный в произ-во, в форме денежного и физического капитала для производства эк.благ с целью получения прибыли.

Физический капитал -совокупность средств произ-ва, имеющих денежную оценку и используемых для произ-ва благ с целью получения прибыли. Имеет две формы:- капитальные блага(здания, сооружения,оборудование); -услуги капитала, которые получает арендатор капитальных благ при их эксплуатации.

Денежный капитал -это часть капитала,которая принимает денежную форму в результате:

1. Износа основного капитала и формирования амортизационного фонда

2. Создание денежных резервов

3. Накопления денежных средств для сезонной закупки сырья

4. Формирования минимального фонда для выплаты зп

5. Накопления прибыли для формирования фонда развития произ-ва

Ссудный капитал -форма денежного капитала, которая выражает кредитные отношения.

Особой формой сущ-ния капитала явл. Ценные бумаги (кредитный док-т, который удостоверяет право его владельца на капитал, отданный взаймы, приносящий доход в виде процента или дивиденда и определяющий взаимоотнош. Между эмитентом и его владельцем. Виды рынков капитала: -капитальных благ; -услуг капитала; -ссудного капитала; -ценных бумаг.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...