Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рынки несовершенной конкуренции




 

Каждый из рынков несовершенной конкуренции имеет свои особенности, присущие только этому типу рынка. Но существуют и общие признаки, которые их объединяют:

 

1) понижение цепы с ростом выпуска продукции фирмы, что соответствует падающей кривой спроса на продукцию фирмы;

 

2) предельный доход меньше цены единицы продукции (MR < Р) для любого объема выпуска продукции, исключая первую выпущенную единицу;

 

3) существование монопольной власти, т.е. возможности устанавливать цену единицы продукции выше предельных и средних издержек;

 

4) наличие ценовой дискриминации, т.е. возможности устанавливать различные цены на одну и ту же продукцию для различных групп покупателей.

 

Рынок чистой монополии является полной противоположностью совершенной конкуренции. В условиях монополии фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Как правило, при чистой монополии существуют непреодолимые барьеры для вхождения в отрасль. Монополия, будучи единственным продавцом, лишает потребителя возможности выбрать продавца с наилучшими условиями продажи.Разновидностью монопольного рынка является рынок монопсонии – ситуация на рынке, при которой имеется единственный покупатель, т.е. монополия находится на стороне спроса. Другим типом рынка несовершенной конкуренции является рынок олигополии. Он характеризуется наличием нескольких фирм-продавцов. Ограниченное количество участников рынка приводит к их взаимной зависимости в принятии стратегических решений. Каждая фирма проводит стратегию с учетом ответных действий конкурентов. Вступление новых фирм в отрасль на таком рынке, как правило, затруднено. Естественными барьерами для них становятся высокий конкурентный уровень действующих на рынке фирм, а также трудности выхода новых фирм на необходимые для этого рынка большие масштабы производства. Рынок монополистической конкуренции – тип рынка, где достаточно большое количество фирм предлагает разнородную (дифференцированную) продукцию. Подобный рынок демонстрирует различия в качестве, внешнем виде или других характеристиках товаров, которые делают их более или менее уникальными при сохранении взаимозаменяемости. На рынке монополистической конкуренции действует большое количество мелких и средних фирм.

 

№12. В чем сходство и в чем отличие в поведении монополиста, проводящего политику ценовой дискриминации и не осуществляющего ее? Описать и показать графически.

 

Прибыль, получаемая монополистом равна площади треугольника PmMAPa, и она же является максимальной, но только в том случае, если монополист установит единую цену.

Чистой потерей прибыли является «мертвый груз»- треугольник МСN. Также потерей прибыли будет треугольник PbPmM.

Отличия: Следовательно, 1 отличие: -потеря части прибыли из-за установления единой цены.

Условия ценовой дискриминации: 1) существованиение разных индивидуальных кривых спроса у разных покупателей; 2) наличие возможности разделить группы потребителей с разными кривыми спроса; 3) замкнутость потребительских групп. 2 отличие: Последствия ценовой дискриминации 1 степени: Расширение выпуска продукции; Увеличение дохода и прибыли монополиста; Завышение цены; Увеличение числа покупателей-это все лица, способные покрыть предельные издержки и принести продавцу хоть какую-нибудь прибыль с каждой единицы продукции.

ценовая дискриминация первой степени – продажа каждой единицы продукции по цене ее спроса, по макс.цене, которой потребители готовы заплатить. Следовательно, ситуация становится похожей на совершенную конкуренцию. То увеличивается общий объем прибыли, увеличивается число покупателей, расширяется выпуск продукции.

Ценовая дискриминация 2 степени (нелинейное ценообразование) –монополист продает товар по разным ценам, но при этом каждый, кто покупает больше, платит меньше. Продавец не может определить платежеспособность покупателя, поэтому предоставляет возможность потребителю самому выбирать величину покупки. Наиболее популярные версии ценовой дискриминации 2 степени: скидки с количества, кумулятивные скидки, долевые скидки.

Ценовая дискриминация 3 степени состоит в том, что производитель продает товары разным покупателям по разным ценам, однако каждая единица продукции, продаваемая данному клиенту, всегда имеет одну и ту же цену. Например, завышение цен в элитных местах продаж,льготный проезд на общественном транспорте для школьников и пенсионеров

Когда воздействие монопольного рынка на общество будет более неблагоприятным, при ценовой дискриминации или в отсутствии ее, нельзя сказать однозначно. С одной стороны, покупатели при цен.дискриминации в среднем платят больше, в силу этого и возникают дополнительные прибыли монополиста. Но, с другой стороны, во-первых, при ценовой дискриминации создаются более благоприятные условия для бедных людей, поскольку им не нужно платить единую цену, и товар достается дешевле. И также при цен.дискриминации третей степени действует принцип «бедные платят меньше», например, при предъявлении офиц.документа, студентам, пенсионерам делаются скидки. И во-вторых, при цен.дискриминации второй степени, для потребителей, делающих большие объемы закупок и поэтому чувствительных к различиям в ценах, делаются скидки, т.е. «покупаешь больше-платишь меньше».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...