Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор оптимального объема производства при нескоординированной олигополии. Модель ломанной кривой спроса, разрыв кривой предельного дохода. Объяснить и показать графически.




 

При нескоординированной олигополии фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия.

Каждое изменение объема производства конкурента (или, что то же самое, устанавливаемый им цен) ведет к формированию новой кривой спроса для данной фирмы.

Отсутствие каких-либо вариантов координации погружает олигополиста в полное неведение относительно намерений конкурентов. Позволяющая анализировать такую ситуацию модель ломаной кривой спроса была предложена независимо П. Cyизи, а также P. Хитчем и К. Холлом в 1939 году, затем она развивалась и видоизменялась целым рядом исследователей некоординированной олигополии.

 

Рисунок-модель ломаной кривой спроса

Пусть фирма находится в некоторой точке А (выпуск продукции QА, цена РА) своей кривой спроса D1 и стремится перейти из нее в точку О1, дающую максимальные прибыли (MC = MR1). Как отреагируют на необходимое для этого снижение цен конкуренты? Вполне возможно, что они не увидят в этом серьезной угрозы для себя и ничего не предпримут. Тогда фирме благополучно удастся достичь оптимальной для нее точки О1.

Однако более вероятно, что в какой-то момент конкуренты сочтут свои интересы ущемленными. Ведь расширение сбыта данной фирмой означает понижение кривой спроса на их продукцию. Поэтому они могут сами снизить цены и за счет этого расширить сбыт. Для рассматриваемой фирмы такие действия обернутся снижением спроса. Например, если конкуренты начнут ответное снижение цен после того как цена товаров рассматриваемой фирмы упадет до Pn, то начиная с точки N кривую спроса D1 сменит новая, более резко падающая кривая D2. Уменьшение эластичности спроса обусловлено тем, что до точки N каждое понижение цены помимо естественного увеличения спроса вызывало еще и поток «перебежчиков» от не снизивших свои цены конкурентов. После точки N конкуренты также начинают понижать цены. Поток «перебежчиков» иссякает, и в ходе дальнейшего уменьшения цен спрос растет куда слабее, т.е. менее эластично.

 

Разрыв кривой предельного дохода
Соответственно изменится и кривая предельного дохода (с MR1 на MR2). При этом если кривая спроса приобретает ломаную форму, то для кривой предельного дохода становится характерным разрыв (в ней появляется вертикальный участок).
Точка О1 в этой ситуации перестанет быть оптимальной, т. е. обеспечивающей наивысшую прибыль. Ведь MR2 и МС пересекаются совсем в другой точке. Следовательно, для точки О1 более не выполняется правило MC = MR. Да она и не достижима вообще: в соответствии с новой кривой спроса продать по цене Р0 объем продукции QO просто невозможно. Ведь точка О1 лежит выше кривой спроса D2. Другими словами, первоначальная цель максимизации прибыли, ради которой, собственно, и начиналось снижение цен, оказалась нереальной.
Не очевидно и то, что успехом завершится движение из N к новой оптимальной точке О1. Ведь на новое снижение цен конкуренты могут также ответить резкими контрмерами, и тогда кривую спроса D2 сменит еще более низкая кривая D3. Точка О1 также станет недостижимой и так далее. Так, проявляя упорство в снижении цен фирма - олигополист рискует вызвать цепную реакцию ответных мер конкурентов и снижения спроса на свою продукцию. И в итоге не повысить свою прибыль, а уменьшить ее.
Принципиально то же самое происходит и при повышении цен. Только в этом случае фактором неопределенности являются уже не «санкции» конкурентов, а возможная «поддержка» с их стороны. Те могут присоединиться к повышению цен, и тогда потеря клиентов данной фирмой будет невелика (в условиях всеобщего подорожания покупатели не найдут более выгодных предложений и сохранят верность товарам фирмы). Но конкуренты могут и не поднять цены. При таком варианте потеря популярности товаров, вздорожавших по сравнению с аналогами, окажется значительной.
Таким образом, и при понижении, и при повышении цен кривая спроса на продукцию фирмы в условиях нескоординированной олигополии имеет ломаный вид. До момента начала активной реакции конкурентов она следует по одной траектории, а после него ¾ по другой.
ВОПРОС 17. Дайте сравнительный анализ основных источников финансирования инвестиций для бизнеса.

Три возможных источника инвестиционных ресурсов:

1) Самофинансирование

2) Кредиты

3) Эмиссия (выпуск) ценных бумаг

Самофинансирование

Существует два основных источника финансирования инвестиций за счет собственных средств: амортизационные отчисления и прибыль.

· Главным достоинством самофинансирования как источника инвестиций является отсутствие внешних издержек. Используя собственные ресурсы, фирма ни перед кем не несет финансовых обязательств, что существенно увеличивает степень свободы ее поведения.

· Главный недостаток самофинансирования состоит в ограниченности имеющихся у фирмы средств. Она существенным образом сдерживает темпы роста и масштабы инвестиционной деятельности и заставляет прибегать к внешним источникам финансирования

· Ограниченность возможностей самофинансирования в нашей стране усугубляется нецелевым использованием инвестиционных ресурсов фирмы

Внешние финансирование инвестиционной деятельности осуществляется с помощью кредитно-финансового рынка.

Рынок банковских кредитов:

Центральной проблемой инвестиционного кредитования для предприятия является получение средств по приемлемым ставкам. Уровень ставки процента по кредитам для конкретной фирмы зависит от ряда факторов, важнейшими среди которых являются следующие.

1. Срок кредитования;

2. Сумма предоставляемого кредита;

3. Уровень кредитного риска, который в свою очередь зависит:

а) от деловой репутации заемщика, включая его кредитную историю и кредитный рейтинг;

б) от обеспечения кредита.

4. Тип кредита (коммерческий или банковский).

· Ограничения и требования: Наличие ликвидного залога. Проверенная надежность кредитора. Высокие требования в качестве бизнес-плана проекта

· Преимущества: Гибкость в заимствовании и обслуживании кредита. Отсутствие оперативного контроля за расходованием средств.

· Недостатки: Риск невозврата. Высокая процентная ставка. Особые требования к ликвидному залогу.

Рынок ценных бумаг:

· Акция представляет собой ценную бумагу, свидетельствующую о внесении определенной суммы в капитал акционерного общества и дающую право; 1) на долю имущества АО при его ликвидации; 2) на получение дохода, называемого дивидендом. Акции бывают простыми и привилегированные.

· Облигация удостоверяет отношение займа между ее владельцем и предприятием-эмитентом и подтверждает обязательство возвратить ее владельцу номинальную стоимость по истечении указанного в ней срока.

Преимущества: возможность свободно распоряжаться имеющимися сбережениями.

Недостатки: высокие риски

Другие виды инвестиций (дополнительный материал):

Венчурный капитал:

· Ограничения и требования: наличие уникальной идеи проекта. Высокий проф. уровень команды менеджеров. Большой потенциал предприятия.

· Преимущества: использование опыта менеджеров работы в условия финансовых рисков

· Недостатки: Процесс получения прибыли долгий и сложный. Инвестор может вмешиваться в кадровую политики предприятия.

Государственное финансирование:

· Ограничения и требования: Проект должен иметь многоцелевое назначение (социальные, экологические, технико-технологические и др.)

· Преимущества: Процент выплат небольшой в длительные сроки.

· Недостатки: Большие трудности в получении. Ограниченная сфера деятельности. Небольшой объем предоставляемого кредита.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...