Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы организации социальной поддержки молодых семей в России




Принципы – это основополагающие начала, идеи, отражающие объективные закономерности какой-либо деятельности, сформулированные в виде правил и применяемые в практике этой деятельности. По этой причине определение и точное формулирование принципов имеет исключительно важное значение для организации любой деятельности. Так, осуществление государственными органами и учреждениями своей деятельности по реализации семейной политики в России было обеспечено теми принципами, которые в силу своей значимости получили законодательное закрепление в Указе Президента РФ от 14.05.1996 № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики»[247]. Некоторые из этих принципов можно включить в систему принципов организации социальной поддержки молодых семей.

В первую очередь важнейшим принципом следует, на наш взгляд, признать самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологические меры государственной семейной политики должны не регламентировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки. Социальная поддержка не должна превращаться в социальные «костыли», провоцирующие формирование иждивенчества и социальной беспомощности молодых. С этим принципом непосредственно связан второй принцип – партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью. Социальная политика, которую проводит государство, должна обеспечивать создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе. Этот третий принцип органично сочетается с предыдущими двумя и в совокупности с ними определяет характер отношений между семьей и государством как субъектами социальной политики, в рамках которой и осуществляется социальная поддержка семьи.

Сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями, использование механизмов социального партнерства власти, бизнеса и СМИ для социальной поддержки молодых семей следует, на наш взгляд, признать самостоятельным принципом. Особенно важна такая поддержка в ре­ализации репродуктивных планов семей, причем она должна быть предоставлена в первую очередь ра­ботающим родителям и семьям, заинтересованным обеспечивать свое благосостояние на трудовой основе. Следует гарантировать на практике реализацию всех прав, предоставляемых работникам с семейными обязанностями в Трудовом кодексе Российской Федерации, независимо от формы собствен­ности. Создание условий для рождения детей работающими родителями, не­смотря на все неудобства для работодателей, – это вложения в будущее страны, в том числе в новые трудовые ресурсы для бизнеса. Невозможно и опасно жить только сиюминутными интересами[248].

Принцип, провозглашающий равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности, для молодых семей, думается, даже более актуален, поскольку именно молодые супруги формируют свой семейный уклад, в том числе и распределение домашних обязанностей, решают вопрос, работать молодой матери или заниматься воспитанием детей, и т.д. Социальная поддержка молодых семей должна создавать условия, чтобы выбор супругов не был, так сказать, вынужденным, например, связанным с тем, что женщина, имеющая ребенка, не может трудоустроиться, или нет возможности отдать ребенка в детское дошкольное учреждение. Реализация принципа равноправия мужчин и женщин в прикладном, так сказать, аспекте предполагает развитие форм социального обслуживания молодых семей, как в государственных социальных учреждениях, так и в частных фирмах, предоставляющих социально-бытовые услуги. Таким образом, принцип формулируется как создание условий для равенства возможностей молодых супругов для самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности через развитие сферы социального обслуживания. Еще раз подчеркнем, что наша позиция ни в коей мере не противоречит позиции законодателя, определившего социальное обслуживание как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст.1 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»). По нашему мнению, это означает, что развитие системы социального обслуживания должно обеспечить возможность для молодой семьи в случае возникновения любых затруднений получить помощь, в первую очередь консультативную, и поддержку в решении возникшей проблемы. Для молодых семей, имеющих достаточный уровень материального обеспечения, услуги не только могут, но и должны предоставляться на платной основе, это позволит привлекать к работе высококвалифицированных специалистов, в том числе, например, в частных семейных консультациях. Это путь ранней профилактики семейного неблагополучия, конфликтов, приводящих к разводам, ошибкам в воспитании детей.

Именно как принцип организации социальной поддержки молодых семей следует рассматривать реализуемое в перспективе требование такого уровня обеспеченности населения определенным гарантированным перечнем социальных услуг, чтобы возможность их получения не зависела, например, от места проживания семьи и была примерно равной и для горожан, и для жителей сельской местности. Это принципиальное положение конкретизирует принцип обеспечения единства семейной политики на федеральном и региональном уровнях, провозглашенный в Указе Президента Российской Федерации, который призван обеспечить предоставление семьям установленных на федеральном уровне минимальных социальных гарантий и льгот. Применительно к организации социальной поддержки молодых семей на уровне субъектов Российской Федерации происходит дополнение и развитие этих гарантий, таким образом, принцип можно сформулировать как принцип расширения социальных гарантий поддержки молодых семей.

Итак, конкретизация принципов государственной семейной политики, закрепленных в Указе Президента РФ от 14 мая 1996 года, позволяет сформулировать ряд принципов организации социальной поддержки молодых семей. Однако, на наш взгляд, требуется выделить еще некоторые положения, принципиально значимые для этой деятельности.

Например, имеется в виду определенный аспект принципа социальной справедливости: внимание к социальной поддержке молодых семей, а тем более бюджетное финансирование соответствующих программ должно происходить не за счет других социально слабозащищенных категорий населения. Не следует забывать, что молодая семья – это союз, с одной стороны, взрослых, а с другой – молодых трудоспособных людей, которые обязаны сами организовывать свою жизнь и нести ответственность за себя и своих близких. Таким образом, в программах социальной поддержки молодых семей акцент должен быть сделан не на прямую материальную помощь, раздачу денег, льгот и субсидий, а на проведение организационных мероприятий, способствующих самостоятельному решению молодыми семьями своих проблем.

Еще один важный, на наш взгляд, принцип – принцип информационной обеспеченности деятельности по социальной поддержке молодых семей. Суть его состоит в необходимости полной и точной информации о количестве молодых семей и имеющихся у них проблемах, которая должна быть собрана в региональных банках данных, находящихся в распоряжении органов социального развития. Сбор информации может производиться как за счет анализа статистических данных, так и путем проведения мониторинговых исследований. Полученные результаты позволят представить в полном объеме картину, характеризующую положение молодых семей в регионе, оценить эффективность мер семейной политики и при необходимости внести коррективы в ее содержание.

При решении вопроса о возможности создания информационных банков, кроме проблем организационного и финансового характера, возникают проблемы правовые и отчасти этические. Статья 24 Конституции Российской Федерации прямо запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Очевидно, что информация о положении и проблемах молодой семьи относится к таковой. Тем не менее возможно, на наш взгляд, решить это противоречие, используя, с одной стороны, анонимность при проведении, скажем, социологических опросов, а с другой – например, как при разработке индивидуальных реабилитационных программ, – получить письменное согласие на введение информации в банк данных. Кроме того, для защиты информации должен быть принят специальный нормативный акт – положение о банке данных, в котором следует четко урегулировать вопросы порядка передачи информации в банк данных, ее получения и использования, а также ответственности должностных лиц за соблюдение конфиденциальности.

Еще один принцип, который, как нам представляется, должен быть учтен при организации социальной поддержки молодых семей – принцип обеспечения качества населения. Этот принцип имеет самое непосредственное отношение к поддержке семьи в выполнении ее репродуктивной функции. Многие социальные проекты основной своей целью провозглашают повышение рождаемости. Концепция демографического раз­вития Российской Федерации до 2015 года провозгласила даже "стимулирование рождаемости", то есть по­вышение заинтересованности семей в увеличении числа детей. О необходимости по­вышения рождаемости для преодоления демографического кризиса говорят и пишут многие специалисты. С точки зрения государственной семейной политики стимулирование деторождения должно повысить рождаемость в ответ на заботу о семье, особенно молодой. Между тем известно, что рождаемость в наименьшей степени поддается воздействию мер демографической политики. Стимулирование чисто количественного прироста населения выливается в повышение рождаемости прежде всего в самых неблагополучных семьях.

Следует согласиться с высказанной точкой зрения, что первый и не использованный до конца ресурс улучшения количествен­ных и качественных показателей подрастающего поколения – сниже­ние младенческой и детской смертности, обеспечение условий более эффективного воспитания и образования уже рожденных детей. Нузно стремиться обеспечить благоприятное со­циальное самочувствие уже существующих и вновь образующихся семей и детей в них[249]. Це­лью государственной демографической политики и соответствующих социальных мероприятий должно быть не просто рождение большого числа детей в молодых семьях, а рождение детей, желанных для родителей, здоровых, которые будут окружены в семье заботой и вниманием, получат хорошее воспитание и образование.

Принцип обеспечения качества населения распространяет свое действие и на работу со взрослым населением. Необходимо формировать прежде всего у молодежи жизнесохранительное поведение, прививать навыки физической культуры и здорового образа жиз­ни, обеспечивать профилактику абортов через развитие эффективной системы планирования семьи[250]. Создание семьи для молодых должно быть стимулом личностного роста, а не социальной деградации.

Еще один важный принцип организации социальной поддержки молодых семей – активное привлечение ре­сурсов общества к решению социальных проблем молодых семей. Так, с июня 2005 года в Красноярском крае по инициативе Красноярского отделения Центра национальной славы России начата разработка социального проекта «Святость материнства». Проект предполагает формирование моделинравственно и социально ответственного отношения к матери и ребенку в Красноярском крае, с последующим переносом полученного опыта в другие регионы России. Мероприятия проекта должны обеспечить возрождение нравственных основ российского народа через формирование в общественном сознании ценностей материнства и детства, уважения к женщине-матери, установки на охрану жизни, здоровья, социального благополучия детей. Таким образом, целевой группой проекта в значительной степени являются именно молодые семьи.

Особую роль в возрождении социального престижа материнства разработчики проекта отводят Русской Православной Церкви и другим религиозным конфессиям, традиционно осуществляющим свою деятельность в России. Семейные ценности, духовность в отношениях между мужчиной и женщиной, любовь и забота в отношениях между всеми членами семьи, ориентация на рождение детей как основное предназначение семьи – это тот вклад в изменение общественного сознания, который предлагает церковь. Кроме того, ресурсом для воздействия на общество является тысячелетний опыт социального служения, непосредственной работы с населением в церковных общинах. Привлечение этого потенциала способно, по мнению авторов проекта, серьезно повлиять на духовно-нравственные установки молодежи.

Одним из основных направлений деятельности по проекту планируется сделать строительство собора Вифлеемских Младенцев. Строительство собора должно стать всенародным делом, воплощающим идеи высокого предназначения женщины-матери и исключительной ценности каждой новой зарождающейся жизни. Церковная община собора, по замыслу авторов проекта, призвана положить начало общественному движению, обеспечивающему восстановление социального престижа материнства. Под патронатом общины будет создан социальный приют для матерей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с рождением ребенка. Это общественное учреждение должно обеспечить предупреждение случаев отказа матерей от рожденных младенцев, а также случаев убийства новорожденных. Центр национальной славы России как общественная организация выступает координатором этой деятельности.

Заметим, что Красноярский край не случайно стал местом рождения подобной общественной инициативы. Он по ряду показателей является регионом со среднестатистическими характеристиками. По этой причине социально-демографические процессы, протекающие в крае, и существующие тенденции можно рассматривать как типичные для российского общества в целом. Красноярский край – донорская территория, и это – существенный аргумент с точки зрения возможностей ресурсного обеспечения социальных программ. Это позволяет рассматривать Красноярский край как модельный регион для апробации социальных «пилотных» проектов.

Поскольку организация социальной поддержки молодых семей предполагает осуществление разного рода деятельностей, остро встает вопрос ее кадрового обеспечения. Г.И. Климантова справедливо указывает, что развитие государственной семейной политики лимитируется не­хваткой квалифицированных кадров в области социальной работы с семьей, демографии, социологии, психологии, права, педагогики, экономики и планирования семьи. Эти кадры необходимы для обеспече­ния деятельности всех структур управления в области семейной поли­тики и развития научных исследований[251]. В частном случае организации социальной работы с молодыми семьями данная проблема обнаруживает себя в полной мере. Острота ее оказывается даже выше, поскольку сама система работы с молодыми семьями еще не сложилась (в отличие, например, от работы по социальной поддержке пожилых граждан и инвалидов), следовательно, нет и специальной кадровой подготовки специалистов для деятельности в этой области. Таким образом, нужно выделить, на наш взгляд, принцип опережающего кадрового обеспечения социальной работы с молодыми семьями.

Наконец, последним в перечне (но отнюдь не последним по значимости) принципом социальной поддержки молодых семей является, на наш взгляд, принцип осуществления программно-целевого подхода к организации соответствующей деятельности. Ее основой должны быть специальные целевые программы, позволяющие обеспечить учет всех сторон проблемы, определяющей программные цели; выбор оптимальных средств реализации деятельности, наилучшим образом соответствующих поставленным целям; включение инновационных элементов в осуществляемую деятельность, а также наиболее рациональное и целесообразное использование имеющихся ресурсов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...