Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теол. хар-р фил-и в Сред. века: патристика и схоластика.




теоцентричн: 1-идея творения, 2-идея откровения, ­роли церкви. Теоцентризм- Ист-к и причина всего сущего –бог, креационизм-Бог из ничего сотворил живую и нежив прир.

Провиденциализм-всеми мир событиями управл божеств провидение Патристика: 1-4в н/э. – совокупность теолого-фило взглядов»отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную филю и на идеи Платона. Три этапа: 1) Апологетика 2-3вв. Ориген. задача: защитить христианство от его врагов, убедить язычников в преимуществах новой религии и способствовать их обращению в христианство. Ориген призывал изучать трактаты др философов, отыскивая в них идеи, необходимые для защиты и обоснования христианства. Приводил доводы в пользу нематериальности Бога, который обладает свойством бесконечности. Считал, что Бог не одним актом создал мир, а постоянно творит все новые и новые вещественные миры. Также, о предсуществовании бессмертных душ, отвергая Платоновскую идею их переселения в другое тело. Тертуллиан. Знание несовместимо с христианством и объявлял фил разум источником всевозможной ереси. 2) Классическая патристика 4-5вв: Григорий Нисский. Задачи христианской фили заключались в обосновании и разъяснении церковных догматов. Развивал представления о немат и бессмертной душе, отвергнув идею предсуществования душ; закрепил представления о Боге как о сверхприродном, непознаваемом существе. 3) Заключительный период патристики 6-8вв: Эриуген. Также как и Боэций – переводы + развивал диалектику, понимая ее как логику – науку о правильном мышлении. Боэций. Существенное влияние благодаря своими комментами к переводам, переводами – с греч. языка на латинский. Схоластика: - определенный тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. Прошла 3 этапа: 1) Ранняя: 11-12вв, Эриуген, Абеляр, Ансельм Кентерберийский. Аврелия Августина (354-420), Начинает с гностицизма. Христ. основа филос. Сделал Б. центром фил. мышления. Из принципа, что Б. первичен вытекает его положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом. Б. является наиважнейшим предметом познания, познание же приходящих вещей бессмысленно для абсолютного познания. Душа не содержит в себе ничего материального, имеет лишь функцию мышления воли, памяти. От тела душа сотличается совершенством, близка к богу и бессмертн. Душа, а не тело познает Б., тело же препятствует познанию. Философия Достижение счастья - познание бога. Учение о троице:Б-отец -начало мудрости, Б-дух-нечто между небом и землей.Но изначально Б. триедин. Б. не сотвор. зло, его породили люди. Зло отсутствие добра. нужно во всем видеть добро. Бог - высшее бытие, в нем - вечные идеи, он творец мира, мир неоднороден, лестница существ. Жизнь общ-ва - б-ба 2-х царств, грешного и божественного. Грешное воплощено в госуд. учреждениях. божественное - в общине (объединение христиан). В общине собир. избранные, наделенные божьей благодатью. 2) Зрелая схоластика 12-13вв. Классический период. Альберт Великий и Фома Аквинский. На смену платоновским идеям приходит христианский аристотелизм. 3) Поздняя схоластика 13- 14в. Дунс Скотт и Оккан. уравняли в правах веру и разум. Выступили против принципа схоластики, согласно которому вера ставилась выше разума.

Универсалий в фил-и средневековья. Номинализм и реализм.

Представители реализма считали, что подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия(универсалии), существующие вне сознания, независимо от материального мира. Ансельм Кентерберийский был представителем крайнего реализма. Развивал платоновские взгляды о вечных идеях, утверждали, что универсалии образуют особый идеальный мир. Церковь выступила против по причине того, что Бог как личность, абсолютно возвышающаяся над созданной им материальной и нематериальной природой, в данном случае оказывается на одной ступени с универсалиями. Наиболее приемлемой церкви стала идея умеренного реализма (Фома Аквинский). Сторонники следовали идеям Аристотеля, который видел неразрывную связь между единичным и общим, понимая общее как форму единичного. Также признавали реальность общих понятий. Универсалии существуют до вещей, в вещах, и после вещей. Т.е. до вещей они существуют как идеи, в вещах – неотъемлемые формы единичного, а после вещей – как результат абстрактного мышления.

НомиНАлизм. Полагали, что реально и объективно существуют только единичные вещи, а общие понятия(универсалии) – есть ни что иное как имена, обозначающие вещи и существующие только в языке. (Росцелин) и Оккам- проявл повыш интерес к гносеологии. Считал. что познание чела начинается с внеш восприятия и внутр переживания информации. Этот первый этап- интуитивный. Если какое-то понятие не может быть познано интуитивно и не поддается проверке опытом. то оно должно быть исключено из науки.(бритва Оккама – сущности не следует умножать без необходимости или то, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего)

Фома Аквинский.

(1225(26)-1274) Основатель религиозно-фолософской системы католицизма- томизм. Трактат "Сумма теологии". "Сумма против язычников". Задача - осмыслить то знание, что уже было накоплено. Его инвересовала теология и фил-я. Проблема - как совместить веру и знание? До какого уровня можно рационализировать теологию? Но познание не может охватить все.Истины фил-и - умопостигаемы, истины теологии - познаются через откровения (через веру). Пришел к выводу, что и теология и религия имеют право на сущ-ние, но теология выше. Знание помогает понять замысел творца. Наука находится в услужении теологии. Ф-я и религия имеют ряд общих положений: разум и вера. Единство материи и формы. Сущность и сущ-ние совпадают, но только в Боге; во всех предметах природы только сущ-ние. Доказывает существование бога. Бог должен сущ-ть потому что: 1) В мире должен быть первоисточник; 2) перводвигатель. Познание- единство чувственного и рационального. Человек имеет право на познание. Родившийся человек ничего не знает. Альберта интер. мир природы, Фому - нравственный мир, об-во (против соц. рав-ва, сословия - вечные) Идеальная форма гос-ва - монархия Монарх в царстве как душа в теле. Учение о бытии (Ар), вечным бытием облад только Бог, сотворил "из ни-

чего" мир(облад бытием, материей, формой), в единичн вещах форма пребыв в ед-ве с материей(сущ-

ность вещи), но и сама по себе(ангелы). В зав-ти от того, как форма реализ в вещах- 4 уровня бытия:

1)Косная прир(форма выраж застывш сущность вещей), 2)Мир растен(форма формир тело изнутри, при-

чина), 3)Животн(форма-действующ причина, задает цель), 4)Чел-к(форма-душа). Душа созд Богом для

конкретн тела, бессмертна, ждет Страшн суда, чтобы воссоед с воскресш телом. Этика: подгот к вечной

жизни, чел выбирает между добром и злом, путь добра указ Бог, за путь зла чел сам несет отв-ть. Вечное

право-сов правил, составл основу божеств руков-ва миром, оно отраж в естеств праве(люди должны по-

читать Бога), человеч право-з-ны кот пост меняются(общенар, национ)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...