Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факты неэффективного или неэкономного хозяйствования.




Дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит»

Раздел 1 «Финансы финансовая система»

Тема 1.4 базовая подготовка; 1.5 углубленная подготовка

«Финансовый контроль»

 

Составитель: Легашова О.Н. преподаватель Махачкалинского финансово - экономического колледжа – филиала федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

 

 

Махачкала

План:

1. Финансовый контроль, его содержание, значение и задачи. Принципы финансового контроля.

2. Модели, формы и методы проведения финансового контроля.

3. Государственный финансовый контроль в РФ.

4. Негосударственный финансовый контроль.

 

1. Финансовый контроль, его содержание, значение, задачи и принципы.

Финансовый контроль - это совокупность мероприятий по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения, с применением специфических форм и методов организации.

Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Объект финансового контроля – процессы формирования и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования, органами государственной власти и органами местного самоуправления

Сферой финансового контроля могут стать любые стороны и показатели финансовой, хозяйственной, производственной и иной деятельности проверяемой организации или гражданина

Субъектами финансового контроля являются уполномоченные органы (государственные контрольные органы, структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления, негосударственные специализированные организации), а также специалисты, осуществляющие контрольную деятельность (аудиторы).

При финансовом контроле проверяют соблюдение требований закона и целевого характера использования средств, разработку и исполнение бюджетов (бюджетный контроль) и др.

Цель финансового контроля – содействие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов, обеспечение процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права государства и его учреждений.

При проведении финансового контроля выполняются следующие этапы:

1. Планирование контрольного мероприятия (составление плана работы, программы проверки)

2. Организация и проведение контрольного мероприятия

3. Подготовка акта (если выявлены нарушения) или справка (если нет нарушений) по результатам контрольного мероприятия

4. Реализация материалов контрольного мероприятия

 

Задачи по проверке соблюдения законодательных и иных нормативных актов различного уровня

Проверка соблюдения финансовой дисциплины, в том числе кассовой.

Проверка пределов полномочий должностных лиц при принятии решений; выявление случаев превышения полномочий, в том числе злоупотребление ими в корыстных целях.

Проверка соответствия совершённых хозяйственных операций требованиям законодательства.

Контроль соблюдения установленных бюджетов и лимитов по статьям затрат.

Проверка правильности документального оформления хозяйственных операций.

Проверка правильности ведения бухгалтерского учёта; причём не только финансового, но и управленческого, если его ведение предусмотрено локальными нормативными актами.

Проверка правильности и своевременности расчётов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами.

Проверка целевого использования целевых средств, в том числе заёмных и бюджетных.

Определение и (в ряде случаев) применение мер ответственности лиц, допустивших нарушения финансово-экономического законодательства.

 

 

Принципы финансового контроля

 

1. Принцип независимости- Органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют.

2. Принцип законности - деятельность органов финансового контроля должна строго соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам.

3. Принцип ответственности - данный принцип может быть рассмотрен как минимум в трех аспектах: а) ответственность контролеров, б) ответственность контролируемых, в) ответственность третьих лиц

а) ответственность контролеров - каждый субъект финансового контроля за ненадлежащее выполнение возложенных на него контрольных функций и задач должен нести ответственность.

б) О тветственность контролируемых - должны быть установлены виновники выявленных ошибок и злоупотреблений в управлении государственными финансами и иной собственностью, они должны нести ответственность согласно степени тяжести и степени влияния допущенных ими незаконных или неадекватных действий для государственных финансов.

в) ответственность третьих лиц – это органы государственной власти, обладающие правом принятия решений на основе представлений или предписаний органов финансового контроля, должны нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по отношению к органам финансового контроля.

4. Принцип сбалансированности - означает, что субъекту нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения, т.е. при определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен соответствующий объем прав и возможностей.

5. Принцип системности - предполагает наличие именно системы органов финансового контроля.

6. Принцип объективности – выводы органов финансового контроля, а также подходы к планированию проверок должны исключать предвзятость или предрасположенность, а также какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ)

7. Принцип гласности -предусматривает открытость деятельности органа финансового контроля, доступность каждого гражданина к информации о результатах контрольной деятельность.

Результат финансового контроля

Результатом мероприятия финансового контроля (ревизии, проверки и т. п.) является документ (акт, отчёт, справка, заключение), который отражает:

Достоверную информацию о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля (проверяемой организации),

Вскрытые в процессе контроля нарушения норм и правил, отклонения от принятых стандартов,

факты неэффективного или неэкономного хозяйствования.

 

 

2. Модели, формы и методы проведения финансового контроля.

 

Мировая практика выделяет две сложившиеся модели финансового контроля:

1. В странах, приверженных англосаксонской модели, деятельность контрольного органа ограничена подготовкой отчета о проверке, ревизии. Вопрос о санкциях рассматривают административные и судебные органы.

2. В странах, где устоялась французская модель, контрольные органы исполняют и некоторые судебные функции: им дано право определять степень виновности лиц в финансовых нарушениях, а также требовать возмещения ущерба.

 

Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:

1. регламент осуществления — обязательный (внешний), ини­циативный (внутренний);

Обязательный контроль финансовой деятельности юридиче­ских и физических лиц осуществляется на основе закона.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финан­сового законодательства, но является неотъемлемой частью упра­вления финансами для достижения тактических и стратегических целей

2. время проведения — предварительный, текущий (опера­тивный), последующий;

Предварительный контроль — проводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций, носит профилактический, упреждающий характер.

Текущий контроль — производится в момент совершения денежных сделок, осуществления хозяйственных операций. Текущий контроль наиболее проблематичен с технической точки зрения.

Последующий финансовый контроль предназначен для оцен­ки результатов финансовой деятельности экономических субъек­тов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения фактических финансовых издержек с прог­нозируемыми и т. д.

3. субъекты контроля — президентский, законодательных ор­ганов власти и местного самоуправления, контроль исполни­тельных органов власти, контроль финансово-кредитных ор­ганов, внутрифирменный, ведомственный, аудиторский;

4. объекты контроля — бюджетный; контроль за внебюджет­ными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страхо­вой, инвестиционный, таможенный контроль; контроль за де­нежной массой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...